Государственного принуждения, в которой выражается государственное осуждение виновного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственного принуждения, в которой выражается государственное осуждение виновного



в правонарушении субъекта и которая состоит в претерпевании им лишений и ограничений личного, имущественного или орга­низационного характера.

 

11. Санкции

санкция рас­сматривается как нечто властное, исходящее от авторитета, стремление что-то вытеснить и запретить (несправедливое) и, на­против, что-то разрешить, поощрить.

 

12. Система права

Система права - это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, административное, гражданское, уголовное и т.д.) и институты права (избирательное право, институт собственности, институт необходимой обороны и т.д.) в зависимости от предмета (характер и сложность регули­руемых общественных отношений) и метода регулирования (метод прямых предписаний, метод дозволений и проч.).

 

2!!!! 3.1 Общая характеристика современной теории государства и права

 

Универсальное значение теории государства и права заключено в той сумме объективных значений, которыми она обладает на основе последовательного выявления, исследования и обобщения важнейших закономерностей государственно-правовой реальности мира. Однако теория государства и права не столько владеет этим огромным арсеналом юридических знаний, монопольно заключая их в собственном информационном «сейфе», сколько щедро делится ими с другими науками, изучающими определенные стороны государственных и правовых явлений.

Непосредственно в юриспруденции находят свое закрепление значительное число юридических наук, каждой из которой от ведено достойное ее ранжира место. Их располагают в соответствии с предметом изучения, особенностями, характерными чертами и качествами. Таким образом, юридическая наука в целом представляет собой систему следующих отраслей и разновидностей:

а) базовая, общетеоретическая наука, которая и является теорией государства и права;

б) историко-правовые науки, к которым следует отнести историю правовых учений, историю государства и права зарубежных стран, историю национального государства и права, римское право;

в) отраслевые правовые науки, которых объединяют по принадлежности к отраслевым семьям (публичное, частное и смешанное право; материальное и процессуальное право);

г) компаративистские юридические науки, обращающиеся на основе сопоставления к государству и праву различных стран (конституционное право зарубежных стран, сравнительное уголовное право, сравнительная теория закона и т. п.);

д) специальные (прикладные) правовые науки, основанные на использовании данных отраслевых и иных, в том числе неюридических наук (среди них, в частности, прикладные науки, конкретизирующие такие ведущие отрасли права, как уголовное право и уголовный процесс: криминология, криминалистика, судебная медицина, судебная психология и т. п.);

е) науки международного права, в силу особенностей пред мета регулирования имеющие собственную систему отраслей (основные из них: международное публичное право и международное частное право).

Приведенная градация системы юридических наук, объединенных объектом познания и регулирования, свидетельствует об особой роли теории государства и права, обладающей в силу этого и специфическим предметомизучения. Последний определяется тем, что непосредственно изучает данная общетеоретическая юридическая дисциплина, какие процессы и явления государственно-правовой жизни охватывает.

Складывающаяся на протяжении долгих столетий базовая наука юриспруденции обращалась и обращается, прежде всего, к самому существенному в государстве и праве:

- к проблемам, связанным с образованием государства и права, процессам правового оформления государственности и государственной закрепленности права, проявлениям их дальней шей взаимосвязи;

- к вопросам, характеризующим государство в совокупности его признаков, сходства и различия с иными государственными образованиями, единства и несовпадения функций и форм устройства, в его связях с политической системой и гражданским обществом;

- к тенденциям, определяющим сущность права и правопонимание, место права в системе социальных норм, его идеалы и на правления воздействия на общественные процессы, пути формирования и формы внешнего выражения и закрепления, внутреннее строение и принципы построения в определенные системы;

- к проблемам, связанным с осуществлением права в реальной жизни, с социально-юридическими связями, поведением и ответственностью в правовой сфере.

Исследуя и познавая самые различные стороны и процессы, связанные с государством и правом, общетеоретическая юридическая наука вырабатывает понятия и категории, которые становятся руководящими началами как для юриспруденции в целом, так и для иных юридических наук. Все науки о государстве и праве оперируют понятиями, в общем адекватно (различия фиксируются в правовых учениях и доктринах) трактующими самую суть государства и права, их основные признаки и институты, важнейшие проявления в процессе социально-юридического освоения окружающей действительности.

Приведенный перечень проблем является далеко не исчерпывающим, поскольку в поле зрения базовой теоретической науки находятся и иные стороны и процессы, связанные с государством и правом. Обобщая изложенное, возможно отнести к государства и правапредмету теорииследующие составляющие:

а) самые общие закономерностизарождения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных явлений;

б) основные процессысовременного проявления государства и права в реальной жизни;

в) понятийно-категориальный аппаратюридической науки в целом, т. е. совокупность понятий, представляющих общий интерес для всех наук о государстве и праве;

г) юридическую (правотворческую) техникукак искусство и систему принципов и правил оформления правового материала.

Причем предлагаемые общетеоретической наукой основные юридические понятия и категории, принципы и определения, носят, на что специально обращается внимание в современной теории государства и права, идеальный характер, который в действительности направлен на государство и право как на достижение мировой цивилизации. Абстрактно выведенные государство и право являются не отпечатком развития конкретно взятой страны или сходной правовой семьи, они отражают юридический опыт, при надлежащий всему человеческому сообществу.

Это позволяет базовой теории дистанцироваться от специфических процессов становления и проявления государства и права, однако она отнюдь не игнорирует такие и им подобные особенности. И поэтому вряд ли можно разделить мнение об отстраненности общей теории от рассмотрения конкретных отличий между государственными и правовыми явлениями различных государств. Так, высказывается мнение о том, что в задачу теории не входит описание специфики государства и права в отдельной стране, что она не занимается страноведением. Либо обосновывается существование общей теории государства и права, предметом которой должны быть закономерности развития государственных и правовых явлений вообще, и специальной теории государства и права, ставящей целью изучение национального государства и права, в частности, отечественной теории государства и права.

В этой связи целесообразно вновь подчеркнуть существование единой общетеоретической юридической науки, которая, конечно же, не может не фиксировать в своих анналах особенности как той страны, в которой она формируется в качестве научной и учебной дисциплины, так и специфические черты определенного региона, организационно объединенного в соответствующую группу правовых семей. В то же время важно отметить, что она представляет собой совокупность общих закономерностей проявления государства и права.

В современном мире насчитывается почти 200 государств со своими собственными, подчас весьма своеобразными, правовыми системами. Национальные юридические науки не могут не отражать реальности бытия того конкретного государства и права, в котором они взрастают и «оперяются», и потому в действительности найти кристально очищенную от «страноведческих примесей» теорию государства и права практически не возможно. Важнее другое: в новое тысячелетие она должна входить как действительно фундаментальная юридическая наука, повсеместно снимающая с себя налеты идеологических догм и политизированных установок. Именно на таком основании возможно вести речь об общей теоретической научной дисциплине о государстве и праве, которая, несмотря на различия отдельных государств в юридической действительности, формах правления и территориального устройства, источниках права и процессе их практической реализации, носит универсальный характер для большинства стран с демократическими режимами осуществления власти.

Не менее важным представляется вопрос о структуре теории государства и права, ее содержании. Вряд ли стоит оспаривать, что в рамках единой общетеоретической юридической науки существуют два важнейших ее компонента, которые в реальной жизни весьма тесно переплетены: теория государства, заключающая в себе важнейшие закономерности формирования, развития и функционирования государства, и теория права, включающая общие и специфические закономерности познания социально-правовой реальности. Между ними множество неразрывных связей, поскольку государство и право в действительности весьма тесно соприкасаются, тем не менее представляя собой различные явления жизни, которые познаются как в рамках общего процесса, так и в отдельности.

В свою очередь, каждая из составляющих единую теорию государства и права содержит ряд специфических систем знаний, сформированных на основе изучения определенных сфер проявления государства и права.

Так, в теории государстваобъединяются:

а) юридическое государствоведение, которое вбирает в себя комплекс общих государствоведческих проблем, рассматриваемых через призму юридических подходов к сути и назначению государства, его признакам и функциям, соотношению с иными социальными институтами и явлениями, формами выражения и т. п.;

б) политологическое государствоведение, в предмет которого входят выявление общего и особенного в политических ре жимах различных государств, изучение проблем осуществления принципа разделения властей и соотношения государственной и политической власти, исследование роли и места государства в политической системе общества, взаимосвязей государства и гражданского общества и т. д.;

в) сравнительное государствоведение, предполагающее ис следование моделей государственности и различных институтов государств с учетом их типологии и форм (правления и государственного устройства, в их числе), выделяемых в зависимости от способов организации, устройства и функционирования государственной власти на основе мирового опыта.

В теории правапредставляется возможным выделить:

а) философию правакак науку, познающую суть права, его смысл и социальную ценность, содержащую философско-правовые учения, которые имеют методологическое значение для общетеоретической юридической науки;

б) юридическую догматикукак науку, вырабатывающую общеправовые понятия на основе познания права в качестве специфической формы общественных отношений, науку о том, каково действующее в данном обществе официальное право, что оно есть с точки зрения должного, а не сущего;

в) социологию права, имеющую предметом изучения права сущего, т.е. процессов его фактического функционирования в обществе, исследования общих социальных закономерностей, обусловливающих действие права, и механизмов взаимодействия права и общества;

г) сравнительное правоведение, изучающее общие и специфические закономерности в праве различных государств и юридических семей путем сопоставления определенных аспектов правовых систем и их проявления в целом.

Структура теории государства и права не ограничивается приведенным списком. Так, в литературе указывается на возможность включения в содержание академической юридической дисциплины таких составляющих элементов, как политическая компаративистика, политология права, психология права, этнология права, юридическая деонтология, антропология права (юридическая антропология) и др.

Не исключается, что в обозримом будущем в качестве компонентов теории государства и теории права появятся другие частные дисциплины, которые будут представлять собой системы знаний, отражающие иные спектры и стороны взаимосвязи государства и права, их взаимодействия с личностью и обществом.

Определенные структурные элементы базовой юридической науки могут быть рассмотрены (и нередко рассматриваются) как прикладные дисциплины других общественных наук и в то же время как самостоятельные научные направления, имеющие собственный предмет исследования и специфический категориальный аппарат.

В частности, сравнительное государствоведениепризнается не только как вспомогательная прикладная наука в рамках теории государства и права, но и как создаваемое коллективными усилиями специалистов ряда отраслей знания «новое направление в исследовании государственности».

А современная политология как наука о политике во всех ее проявлениях традиционно отводит ведущее место в учении о политических институтах политологическому государствоведению, т. е. исследованиям государства как ядра политической организации общества, анализу его сущности, причин возникновения, современного устройства и типологии, возможных путей дальнейшего развития и проявления публичной власти и ее правового оформления.

Продолжает оставаться дискуссионным как в философской, так и в юридической науке вопрос о соотношении философии и теории права. Помимо признания существования философии правакак составной части теории права, специализирующейся на проблемах юридической мысли и методологии юридической науки в целом, отстаиваются взгляды на философию права как части общей философии, распространяющей свои исследования на правовую проблематику. А также акцентируются ее самостоятельные функции как особого направления исследования на стыке правоведения и философии.

Столь же полифонично расцениваются значения современной социологии права, которая в специальных исследованиях представлена как наряду с теорией права, так и «внутри» ее в качестве вспомогательной дисциплины; также отстаивается ее место в рамках общей социологической науки или же социология права признается новым научным направлением, которое рассматривает правовую систему в связи с жизнью, социальной практикой.

В настоящее время сравнительное правоведениевсе чаще заявляет о себе не только как составная часть теории права или метод социально-правового показания реальности, но и как научная дисциплина в целом, и как практическая юридическая компаративистика. Сравнительное правоведение как наука представляет собой совокупность знаний, дающих возможность, сопоставляя различные правовые системы, получить поливекторную картину современной юридической реальности, увидеть и проанализировать то правовое многообразие, которое как отличает, так и сближает страны и регионы. Нахождение государств в мировом юридическом сообществе вызывает актуальную необходимость исследований общего и особенного в правовых процессах стран, вступивших в новое тысячелетие, попыток преодоления различий, которые препятствуют сходному правовому регулированию, и в то же время поисков путей сохранения национально-специфического в собственном законодательстве.

Внутренняя дифференцированность теории государства и права, включение в нее целого ряда более частных дисциплин, изучение собственно «ее» проблем другими науками служат общему делу - обогащению знаний о предмете базовой юридической науки и расширению системы концептуальных подходов к анализу 1й объяснению государства и права, форм и способов их познания.

3!!!. Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками.

В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имея границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке, т.е. применяют преимущественно исторический метод. Теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п., т.е. применяет преимущественно логический метод (логический метод - это тот же исторический метод, но освобожденный от всего случайного и несущественного).

По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая категория.

Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы.

В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции в целом.

Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, призвана обобщать отраслевую научную информацию.

Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки о государстве и праве. Однако нельзя не видеть и того, что в определенном объеме возможно прямое использование прикладной научной информации (например, при употреблении данных судебной статистики).

.


 

4!!! Методология теории государства и права представляет собой совокупность особых приемов, способов, средств научного познания действительности. Если предмет науки показывает, что изучает наука, то метод — как, каким образом она это делает.

В основе методологии науки теории государства и права лежит принцип объективной истины, ставящий во главу угла выработку объективно достоверного научного знания. Изучение государства и права строится с различных философских, мировоззренческих и идеологических позиций.

Среди частных методов теории государства и права выделяются:

  • метод сравнительного правоведения — сопоставление государственно-правовых явлений различных сообществ (макросравнение) или в рамках только одного сообщества (микросравнение), выявление общих закономерностей и специфики их развития;
  • метод исторического правоведения — государственно-правовые явления рассматриваются в динамике, с момента их возникновения вплоть до настоящего времени;
  • метод анализа и синтеза — процессы мысленного разложения целого на составные части и воссоединение целого из частей, а также классификация объектов исследования;
  • социологический метод — наблюдение, анкетирование, статистический анализ, сбор и математическая обработка исходных данных, например, в правоохранительной сфере, государственно-правовой эксперимент;
  • формально-юридический метод — исследование и толкование нормативного материала, текстов источников права.

[править] Метод

Метод науки — это знание, с помощью которого добывается новое знание. Это приемы и способы, с помощью которых изучается предмет науки. Метод науки — это способ изучения, на котором базируется данная наука. В теории государства и права применяются общенаучные, специальные и частнонаучные методы

 

5!!!! СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ — приемы научного познания права, позволяющие выявить и описать (объяснить) специально-юридические характеристики права. Они включают: формально-юридический или юридико-технический, догматический метод, используемый для познания внешней и внутренней формы правовых явлений. Позволяет на основе обобщения сформулировать понятия, дефиниции, определения (правосубъектность, субъективное право, вина); методы толкования права — предназначены для уяснения истинной воли законодателя, выраженной в тексте закона; сравнительно-правовой метод — основан на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов (так, достоинства и недостатки государственного или правового института определяются в сопоставлении с аналогичными институтами зарубежных стран); метод государственно-правового моделирования — используется для поиска оптимальной модели организации аппарата государства, рационализации административно-территориального деления, формирования системы законодательства и др.; метод правотворческого эксперимента — экспериментальный способ познания, основанный на апробации компетентным правотворческим органом предполагаемых законодательных нововведений в ограниченном масштабе для проверки эффективности, полезности и экономичности экспериментальных правовых норм и проверки оптимальных моделей правотворческих решений общего действия. Используется в законодательной практике нашей страны. При этом применяется для апробации как нового законодательного акта, так и отдельных правовых институтов (комплекса правовых норм в проектируемом законе).

Общенаучные методы исследования — это такие методы научного познания, которые применяются практически во всех научных дисциплинах, в том числе и в библиотековедении. Их применимость ко всем многообразным областям объективного объясняется тем, что с их помощью изучают нечто обиходное в формах движения материи и существования материи духа. Однако в библиотековедческом исследовании каждый такой метод нередко претерпевает определенную модификацию, трансформацию, конкретизацию, что обусловливается его спецификой.

6!!! Мифологические и религиозные концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.225.12 (0.028 с.)