Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственного принуждения, в которой выражается государственное осуждение виновногоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
в правонарушении субъекта и которая состоит в претерпевании им лишений и ограничений личного, имущественного или организационного характера.
11. Санкции санкция рассматривается как нечто властное, исходящее от авторитета, стремление что-то вытеснить и запретить (несправедливое) и, напротив, что-то разрешить, поощрить.
12. Система права Система права - это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, административное, гражданское, уголовное и т.д.) и институты права (избирательное право, институт собственности, институт необходимой обороны и т.д.) в зависимости от предмета (характер и сложность регулируемых общественных отношений) и метода регулирования (метод прямых предписаний, метод дозволений и проч.).
2!!!! 3.1 Общая характеристика современной теории государства и права
Универсальное значение теории государства и права заключено в той сумме объективных значений, которыми она обладает на основе последовательного выявления, исследования и обобщения важнейших закономерностей государственно-правовой реальности мира. Однако теория государства и права не столько владеет этим огромным арсеналом юридических знаний, монопольно заключая их в собственном информационном «сейфе», сколько щедро делится ими с другими науками, изучающими определенные стороны государственных и правовых явлений. Непосредственно в юриспруденции находят свое закрепление значительное число юридических наук, каждой из которой от ведено достойное ее ранжира место. Их располагают в соответствии с предметом изучения, особенностями, характерными чертами и качествами. Таким образом, юридическая наука в целом представляет собой систему следующих отраслей и разновидностей: а) базовая, общетеоретическая наука, которая и является теорией государства и права; б) историко-правовые науки, к которым следует отнести историю правовых учений, историю государства и права зарубежных стран, историю национального государства и права, римское право; в) отраслевые правовые науки, которых объединяют по принадлежности к отраслевым семьям (публичное, частное и смешанное право; материальное и процессуальное право); г) компаративистские юридические науки, обращающиеся на основе сопоставления к государству и праву различных стран (конституционное право зарубежных стран, сравнительное уголовное право, сравнительная теория закона и т. п.); д) специальные (прикладные) правовые науки, основанные на использовании данных отраслевых и иных, в том числе неюридических наук (среди них, в частности, прикладные науки, конкретизирующие такие ведущие отрасли права, как уголовное право и уголовный процесс: криминология, криминалистика, судебная медицина, судебная психология и т. п.); е) науки международного права, в силу особенностей пред мета регулирования имеющие собственную систему отраслей (основные из них: международное публичное право и международное частное право). Приведенная градация системы юридических наук, объединенных объектом познания и регулирования, свидетельствует об особой роли теории государства и права, обладающей в силу этого и специфическим предметомизучения. Последний определяется тем, что непосредственно изучает данная общетеоретическая юридическая дисциплина, какие процессы и явления государственно-правовой жизни охватывает. Складывающаяся на протяжении долгих столетий базовая наука юриспруденции обращалась и обращается, прежде всего, к самому существенному в государстве и праве: - к проблемам, связанным с образованием государства и права, процессам правового оформления государственности и государственной закрепленности права, проявлениям их дальней шей взаимосвязи; - к вопросам, характеризующим государство в совокупности его признаков, сходства и различия с иными государственными образованиями, единства и несовпадения функций и форм устройства, в его связях с политической системой и гражданским обществом; - к тенденциям, определяющим сущность права и правопонимание, место права в системе социальных норм, его идеалы и на правления воздействия на общественные процессы, пути формирования и формы внешнего выражения и закрепления, внутреннее строение и принципы построения в определенные системы; - к проблемам, связанным с осуществлением права в реальной жизни, с социально-юридическими связями, поведением и ответственностью в правовой сфере. Исследуя и познавая самые различные стороны и процессы, связанные с государством и правом, общетеоретическая юридическая наука вырабатывает понятия и категории, которые становятся руководящими началами как для юриспруденции в целом, так и для иных юридических наук. Все науки о государстве и праве оперируют понятиями, в общем адекватно (различия фиксируются в правовых учениях и доктринах) трактующими самую суть государства и права, их основные признаки и институты, важнейшие проявления в процессе социально-юридического освоения окружающей действительности. Приведенный перечень проблем является далеко не исчерпывающим, поскольку в поле зрения базовой теоретической науки находятся и иные стороны и процессы, связанные с государством и правом. Обобщая изложенное, возможно отнести к государства и правапредмету теорииследующие составляющие: а) самые общие закономерностизарождения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных явлений; б) основные процессысовременного проявления государства и права в реальной жизни; в) понятийно-категориальный аппаратюридической науки в целом, т. е. совокупность понятий, представляющих общий интерес для всех наук о государстве и праве; г) юридическую (правотворческую) техникукак искусство и систему принципов и правил оформления правового материала. Причем предлагаемые общетеоретической наукой основные юридические понятия и категории, принципы и определения, носят, на что специально обращается внимание в современной теории государства и права, идеальный характер, который в действительности направлен на государство и право как на достижение мировой цивилизации. Абстрактно выведенные государство и право являются не отпечатком развития конкретно взятой страны или сходной правовой семьи, они отражают юридический опыт, при надлежащий всему человеческому сообществу. Это позволяет базовой теории дистанцироваться от специфических процессов становления и проявления государства и права, однако она отнюдь не игнорирует такие и им подобные особенности. И поэтому вряд ли можно разделить мнение об отстраненности общей теории от рассмотрения конкретных отличий между государственными и правовыми явлениями различных государств. Так, высказывается мнение о том, что в задачу теории не входит описание специфики государства и права в отдельной стране, что она не занимается страноведением. Либо обосновывается существование общей теории государства и права, предметом которой должны быть закономерности развития государственных и правовых явлений вообще, и специальной теории государства и права, ставящей целью изучение национального государства и права, в частности, отечественной теории государства и права. В этой связи целесообразно вновь подчеркнуть существование единой общетеоретической юридической науки, которая, конечно же, не может не фиксировать в своих анналах особенности как той страны, в которой она формируется в качестве научной и учебной дисциплины, так и специфические черты определенного региона, организационно объединенного в соответствующую группу правовых семей. В то же время важно отметить, что она представляет собой совокупность общих закономерностей проявления государства и права. В современном мире насчитывается почти 200 государств со своими собственными, подчас весьма своеобразными, правовыми системами. Национальные юридические науки не могут не отражать реальности бытия того конкретного государства и права, в котором они взрастают и «оперяются», и потому в действительности найти кристально очищенную от «страноведческих примесей» теорию государства и права практически не возможно. Важнее другое: в новое тысячелетие она должна входить как действительно фундаментальная юридическая наука, повсеместно снимающая с себя налеты идеологических догм и политизированных установок. Именно на таком основании возможно вести речь об общей теоретической научной дисциплине о государстве и праве, которая, несмотря на различия отдельных государств в юридической действительности, формах правления и территориального устройства, источниках права и процессе их практической реализации, носит универсальный характер для большинства стран с демократическими режимами осуществления власти. Не менее важным представляется вопрос о структуре теории государства и права, ее содержании. Вряд ли стоит оспаривать, что в рамках единой общетеоретической юридической науки существуют два важнейших ее компонента, которые в реальной жизни весьма тесно переплетены: теория государства, заключающая в себе важнейшие закономерности формирования, развития и функционирования государства, и теория права, включающая общие и специфические закономерности познания социально-правовой реальности. Между ними множество неразрывных связей, поскольку государство и право в действительности весьма тесно соприкасаются, тем не менее представляя собой различные явления жизни, которые познаются как в рамках общего процесса, так и в отдельности. В свою очередь, каждая из составляющих единую теорию государства и права содержит ряд специфических систем знаний, сформированных на основе изучения определенных сфер проявления государства и права. Так, в теории государстваобъединяются: а) юридическое государствоведение, которое вбирает в себя комплекс общих государствоведческих проблем, рассматриваемых через призму юридических подходов к сути и назначению государства, его признакам и функциям, соотношению с иными социальными институтами и явлениями, формами выражения и т. п.; б) политологическое государствоведение, в предмет которого входят выявление общего и особенного в политических ре жимах различных государств, изучение проблем осуществления принципа разделения властей и соотношения государственной и политической власти, исследование роли и места государства в политической системе общества, взаимосвязей государства и гражданского общества и т. д.; в) сравнительное государствоведение, предполагающее ис следование моделей государственности и различных институтов государств с учетом их типологии и форм (правления и государственного устройства, в их числе), выделяемых в зависимости от способов организации, устройства и функционирования государственной власти на основе мирового опыта. В теории правапредставляется возможным выделить: а) философию правакак науку, познающую суть права, его смысл и социальную ценность, содержащую философско-правовые учения, которые имеют методологическое значение для общетеоретической юридической науки; б) юридическую догматикукак науку, вырабатывающую общеправовые понятия на основе познания права в качестве специфической формы общественных отношений, науку о том, каково действующее в данном обществе официальное право, что оно есть с точки зрения должного, а не сущего; в) социологию права, имеющую предметом изучения права сущего, т.е. процессов его фактического функционирования в обществе, исследования общих социальных закономерностей, обусловливающих действие права, и механизмов взаимодействия права и общества; г) сравнительное правоведение, изучающее общие и специфические закономерности в праве различных государств и юридических семей путем сопоставления определенных аспектов правовых систем и их проявления в целом. Структура теории государства и права не ограничивается приведенным списком. Так, в литературе указывается на возможность включения в содержание академической юридической дисциплины таких составляющих элементов, как политическая компаративистика, политология права, психология права, этнология права, юридическая деонтология, антропология права (юридическая антропология) и др. Не исключается, что в обозримом будущем в качестве компонентов теории государства и теории права появятся другие частные дисциплины, которые будут представлять собой системы знаний, отражающие иные спектры и стороны взаимосвязи государства и права, их взаимодействия с личностью и обществом. Определенные структурные элементы базовой юридической науки могут быть рассмотрены (и нередко рассматриваются) как прикладные дисциплины других общественных наук и в то же время как самостоятельные научные направления, имеющие собственный предмет исследования и специфический категориальный аппарат. В частности, сравнительное государствоведениепризнается не только как вспомогательная прикладная наука в рамках теории государства и права, но и как создаваемое коллективными усилиями специалистов ряда отраслей знания «новое направление в исследовании государственности». А современная политология как наука о политике во всех ее проявлениях традиционно отводит ведущее место в учении о политических институтах политологическому государствоведению, т. е. исследованиям государства как ядра политической организации общества, анализу его сущности, причин возникновения, современного устройства и типологии, возможных путей дальнейшего развития и проявления публичной власти и ее правового оформления. Продолжает оставаться дискуссионным как в философской, так и в юридической науке вопрос о соотношении философии и теории права. Помимо признания существования философии правакак составной части теории права, специализирующейся на проблемах юридической мысли и методологии юридической науки в целом, отстаиваются взгляды на философию права как части общей философии, распространяющей свои исследования на правовую проблематику. А также акцентируются ее самостоятельные функции как особого направления исследования на стыке правоведения и философии. Столь же полифонично расцениваются значения современной социологии права, которая в специальных исследованиях представлена как наряду с теорией права, так и «внутри» ее в качестве вспомогательной дисциплины; также отстаивается ее место в рамках общей социологической науки или же социология права признается новым научным направлением, которое рассматривает правовую систему в связи с жизнью, социальной практикой. В настоящее время сравнительное правоведениевсе чаще заявляет о себе не только как составная часть теории права или метод социально-правового показания реальности, но и как научная дисциплина в целом, и как практическая юридическая компаративистика. Сравнительное правоведение как наука представляет собой совокупность знаний, дающих возможность, сопоставляя различные правовые системы, получить поливекторную картину современной юридической реальности, увидеть и проанализировать то правовое многообразие, которое как отличает, так и сближает страны и регионы. Нахождение государств в мировом юридическом сообществе вызывает актуальную необходимость исследований общего и особенного в правовых процессах стран, вступивших в новое тысячелетие, попыток преодоления различий, которые препятствуют сходному правовому регулированию, и в то же время поисков путей сохранения национально-специфического в собственном законодательстве. Внутренняя дифференцированность теории государства и права, включение в нее целого ряда более частных дисциплин, изучение собственно «ее» проблем другими науками служат общему делу - обогащению знаний о предмете базовой юридической науки и расширению системы концептуальных подходов к анализу 1й объяснению государства и права, форм и способов их познания. 3!!!. Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками. В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имея границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке, т.е. применяют преимущественно исторический метод. Теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п., т.е. применяет преимущественно логический метод (логический метод - это тот же исторический метод, но освобожденный от всего случайного и несущественного). По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая категория. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы. В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции в целом. Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, призвана обобщать отраслевую научную информацию. Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки о государстве и праве. Однако нельзя не видеть и того, что в определенном объеме возможно прямое использование прикладной научной информации (например, при употреблении данных судебной статистики). .
4!!! Методология теории государства и права представляет собой совокупность особых приемов, способов, средств научного познания действительности. Если предмет науки показывает, что изучает наука, то метод — как, каким образом она это делает. В основе методологии науки теории государства и права лежит принцип объективной истины, ставящий во главу угла выработку объективно достоверного научного знания. Изучение государства и права строится с различных философских, мировоззренческих и идеологических позиций. Среди частных методов теории государства и права выделяются:
[править] Метод Метод науки — это знание, с помощью которого добывается новое знание. Это приемы и способы, с помощью которых изучается предмет науки. Метод науки — это способ изучения, на котором базируется данная наука. В теории государства и права применяются общенаучные, специальные и частнонаучные методы
5!!!! СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ — приемы научного познания права, позволяющие выявить и описать (объяснить) специально-юридические характеристики права. Они включают: формально-юридический или юридико-технический, догматический метод, используемый для познания внешней и внутренней формы правовых явлений. Позволяет на основе обобщения сформулировать понятия, дефиниции, определения (правосубъектность, субъективное право, вина); методы толкования права — предназначены для уяснения истинной воли законодателя, выраженной в тексте закона; сравнительно-правовой метод — основан на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов (так, достоинства и недостатки государственного или правового института определяются в сопоставлении с аналогичными институтами зарубежных стран); метод государственно-правового моделирования — используется для поиска оптимальной модели организации аппарата государства, рационализации административно-территориального деления, формирования системы законодательства и др.; метод правотворческого эксперимента — экспериментальный способ познания, основанный на апробации компетентным правотворческим органом предполагаемых законодательных нововведений в ограниченном масштабе для проверки эффективности, полезности и экономичности экспериментальных правовых норм и проверки оптимальных моделей правотворческих решений общего действия. Используется в законодательной практике нашей страны. При этом применяется для апробации как нового законодательного акта, так и отдельных правовых институтов (комплекса правовых норм в проектируемом законе). Общенаучные методы исследования — это такие методы научного познания, которые применяются практически во всех научных дисциплинах, в том числе и в библиотековедении. Их применимость ко всем многообразным областям объективного объясняется тем, что с их помощью изучают нечто обиходное в формах движения материи и существования материи духа. Однако в библиотековедческом исследовании каждый такой метод нередко претерпевает определенную модификацию, трансформацию, конкретизацию, что обусловливается его спецификой. 6!!! Мифологические и религиозные концепции происхождения государства В основе данных концепций лежат представления о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.252 (0.009 с.) |