Теория государства и права: предмет, система, функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория государства и права: предмет, система, функции.



- Теоретико-познавательная функция - выполняется наукой для своего развития, и в этом смысле осуществление теоретико-познавательной функции является условием существования науки. Содержательная сторона данной функции определяется спецификой предмета и используемой методологией.
- Методологическая функция - это знание, используемое как средство получения нового знания.
- Идеологическая функция - объективно присуща ей как и любой общественной науке. А в рамках правоведения — в большей степени, чем другой юридической науке.
- Воспитательная функция - к ее содержанию относят обучающее значение данной науки, поскольку на ее базе строится соответствующая учебная дисциплина.
- Прогностическую функцию - касается как судьбы права и государства в целом, так и предполагаемой эффективности принимаемых нормативно-правовых решений. То есть речь идет о функции научного предвидения в сфере государственно-правовых явлений, функции выдвижения научно обоснованных гипотез.
- Прикладная функция - осуществление этой функции состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативно-правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практического характера.

Основным объектом изучения государство и право выступают в системе юридических наук, частью которых собственно и является теория государства и права.

Предмет исследований теории государства и права – это наиболее общие закономерности возникновения, развития и работы существующих форм государства и права, представления людей о них, перспективы их совершенствования и развития.

Теория государства и права - это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно-правовой действительности. Структура данной науки состоит из двух крупных блоков:

теории государства;

теории права.

В научной литературе, высказано мнение, согласно которому идея неразрывной связи государства и права ограничивает предметную область теории государства и права закономерностями, общими для государства и права. Подчеркивается, что это ведет к приоритету государственной власти над правом, социальной справедливостью, нравственными принципами. Поэтому некоторые юристы предлагают отказаться от объединения теории государства и права в составе общей теории и выделить теорию права в самостоятельную науку со своим предметом. Но государство и право – неразрывны. Нельзя определять право только как средство (инструмент) государственного управления, не следует жестко связывать его только с государством. Право - средство социального управления, имеющее собственную культурную ценность и глубокие корни в общественных социальных отношениях.

При всей взаимозависимости государства и права последнее всегда должно быть "открыто" для человека, различных социальных групп, классов, общества в целом. Иными словами, взаимообусловленность права с одними социальными институтами вовсе не исключает его взаимосвязи с другими, что предполагает рассмотрение права в более автономном плане.

53.Форма государственного правления: понятие и виды. Форма государственного правления в современной России.

Существует два подхода к пониманию формы правления: узкий - под формой правления понимается лишь положение главы государства, широкий - в форму правления помимо прочего (см. ниже) также включают политическую среду. В итоге, в науке под формой правления понимается нечто среднее. Форма правления способ организации верховной власти гос-ва. От ф.п. зависит порядок образования и деят-сти высших и иных гос-ых органов, порядок взаимоотн-ий их друг с друго и населением, представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними. В рамках данного понятия выделяют монархическую и республиканскую форму правления.

Монархическая форма правления: монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется (1) единолично и переходит, как правило, по (2) наследству. Исключением из данного правила являются Малайзия (нарушен второй пункт, монарх переизбирается через каждые 5-ть лет) и Объединённые Арабские Эмираты (власть осуществляется не единолично, а в коллегиально - 7-мь человек).

Признаки:

-существование единоличного носителя верховной гос власти

-династическое наследование верховной власти

-пожизненная принадлежность власти монарху

- власть монарха предстает как непроизводная от власти народа(власть приобретается «милостью Божией»)

-отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы гос-ва(по воинскому уставу Петра 1 государь-«самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен)

Наблюдается общемировая тенденция уменьшения государств с такой формой правления, при этом в государствах которые сохраняют монархическое устройство, идёт активное ограничение прав монарха. На данный момент в мире 1/6 всех государств это монархии. Существуют следующие виды монархий:

1) Абсолютная монархия (к сегодняшнему дню уже не существуют)- такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. (Осман, Саудовская Аравия, Катар и др)

2) Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. В парламентарных монархиях (Великобритания, Япония, Швеция и др) право формировать правительство принадлежит не монарху, а парламенту. Монарх царствует, но не правит, хотя и имеет определённые права, но попросту не использует их, наиболее полно ситуацию отражает словосочетание - "спящий лев".

3) Теократическая (в мусульманских странах) - монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной

4) При дуалистической монархии (Монако, Лесото, Бутан) государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Республиканская форма правления: республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Существует должность президента, который избирается на срок от 3-х до 7-ми лет, переизбрание президента обычно не ограничивается (хотя в России не более 2-ух раз).

Признаки:

-выборность высших органов гос власти и их коллегиальный хар-р

-наличие выборного главы гос-ва

-избрание органов верховной власти на определенный срок

-производность гос власти от суверенитета народа

-юридическая ответственность главы гос-ва.

Существуют следующие виды республик:

1) Президентская республика (США, Бразилия, Мексика, Египет и др) - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. На данный момент в мире насчитывается довольно много президентских республик. При такой форме правления законодательствует парламент, а управляет страной президент через подчинённых только ему министров. Парламент не может сместить министров, а президент не может распустить парламент. Президент обладает правом отлагательного вето. Правительство формирует та партия, которая победила на президентских выборах. Выделяют также три модификации данной формы правления: а) Суперпрезидентская республика (в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии) - президент, опирающийся на армию, является единовластной фигурой. б) Президентско-монократическая республика (Гвинея, Тунис, Ирак) - свою роль президент осуществляет пожизненно. в) Милитарно-президентская республика - вся власть принадлежит военному (революционному) совету. 2) Парламентская республика (Болгария, Венгрия, Индия, Италия и др) - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Главная отличительная черта данного вида республики, это способ формирования правительства, правительство формирует партия (коалиция партий) имеющая большинство в парламенте. Правительство несёт ответственность только перед парламентом. 3) Всё чаще создаются смешанные формы правления: в парламентскую республику включат некоторые элементы президенцианизма, в президентскую - парламентаризма. Возникают полупрезидентские, полупарламентские республики.

 

В статье 1 Основного закона Российской Федерации Россия характеризуется как государство с республиканской формой правления. Однако в Конституции не устанавливается, к какой разновидности республики относится Российская Федерация - парламентской или президентской. Однако, с учетом характеристики статуса президента и парламента в Конституции РФ, можно сказать что в Российской Федерации полупрезидентская или же смешанная республика.

 

54.Формы и методы осуществления функций государства. Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.009 с.)