Прогнозирование аварий и катастроф. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прогнозирование аварий и катастроф.



Оценка степени опасности и возможного влияния последствий радиации – определение реальных и расчетно ожидаемых доз облучения- основа для определения целесообразных способов защиты и действий формирования ГО и населения. Прогнозирование и оценки химической обстановки – определение масштаба и характера заражения, анализ влияния на деятельность объектов, формирование ГО и населения. При прогнозировании и оценки химической обстановки важны метеоданные (скорость и направление ветра, температура

воздуха и почвы, степень вертикальной устойчивости воздуха). Определяется площадь применения, границы очага, глубину распространения воздуха и т. д. При оценки пожара – интенсивность теплового излучения, удельная теплота сгорания, на практике еще расчеты безопасного расстояния от очага. Оценка: масштаб и вид пожара, влияние на устойчивость работы объекта в целом и жизнедеятельности населения. Выводы об устойчивости объекта к возгоранию. Для прогнозирования: сведенья о вероятных стихийных бедствиях (авариях, катастрофах), данные о пожаро - и взрывоопасности объектов, окружающей среде и т. д. Взрывы относятся к объемным, они зависят по мощности от параметров окружающей среды и делятся на пять радиусов поражения.

Наибольшее внимание об-ва привлекают аварии в атомной энергетике, химич. произ-вах, угольной промыш-ти и на транспорте. Харак-ми особенностями аварий в атом. энергетике явл-ся: 1. глобальный характер их последствий; 2. выраженная радиофобия об-ва, его обостренная реакция на все неполадки и отказы объектов атом. энергетики. После установления методами математ-го моделирования наступления наиболее вероят. последствий масштаб. ядер. взрывов ("ядер. зимы" и фактич. уничтожения земной цивилизации) и серии ядер. катастроф типа Чернобыл. каждый отказ оборуд. АЭС вызывает бурную реакцию нас. о требованиями закрытия АЭС.

В хим. промыш-ти крупномасштаб. аварии выделены в отдел. группу осн. опасностей хим. произ-в: крупномасштаб. пожары, взрывы и токсич. выбросы. При авариях на химпроиз-вах возм/о образование парогазовых облаков, переобогащенных топливом, которые при наличии источника зажигания горят вокруг внеш. оболочки, образуя огневой шар диаметром от 10 до 100 м. Вторым осн. опасностей химпроиз-в явл-ся взрывы КВВ и объемные взрывы пыли, газа и паровых облаков. Токсич. выбросы. В РФ самыми частыми явл-ся выбросы хлора, неоднократно приводившие к чел-им жертвам. Для угольной промыш-ти характерны взрывы метана, число жертв при которых достигает неско-их 10 чел-к – опас. условия добычи угля на ряде шахт. Значит. место среди крупных аварий занимают транспортные. Большие потери - до неск-их 1000 чел-к - были при авариях морских паромов (в Эстонии, Китае и на Филиппинах). Общ. подход к обеспечению без-ти при разработке технич. объектов м/б представлен в виде: проект - удаление - защита - предостережение - тренировка. При обнаружении возмож. опасностей проектировщик обязан устранить или резко уменьшить вероятность их реализации. В случае имеющегося остаточного риска - объективной предпосылки производ-ых аварий, проектировщик обязан обеспечить удаление чел-ка из опасной зоны. При невозможн. реш. проблемы необходима разработка систем защиты и сигнализации об опасности. Послед. элементом явл-ся обучение и тренировка работника, овладение навыками безопасной работы.

45. Профессиональная подготовка и обучение операторов технических систем правилам безопасности и экологичности.

Из числа желающих работать по данной специальности производится профессиональный отбор. Главная задача – выявление профессионально значимых качеств у кандидатов. Главная трудность – нужно предвидеть насколько успешно человек будет работать по этой специальности. Следовательно, нужно выявить людей у которых процесс обучения даст максимальный эффект. Профпригодность – наличие положительной мотивации к данной специальности; порок ощущения опасности; хороший глазомер; устойчивость, концентрация, распределение внимания; нормальное состояние двигательного аппарата, высокая пропускная способность анализаторов и т.д. Процесс обучения должен включать объяснение и уяснение материала, отработка и овладение им, контроль исходного, промежуточного и конечного уровня обучения. Обучение должно быть недолгим и качественным. Организация процесса обучения предполагает: выбор форм и методов обучения, разработку средств обучения или их выбор из имеющихся, планирование последовательности и длительности всей системы занятий. Инструктаж по технике безопасности включает ознакомление с состоянием условий и охраны труда, производственным травматизмом и профзаболеваниями; с законодательными и иными нормативными, правовыми актами по охране труда, коллективным договором на предприятии.

Успешность деят-ти оператора оценивается по его точности, быстродействию и надежности. Точность опред-ся по ошибками и погрешностям, быстродействие - по скорости выполнения раб. операций, надежность - по вероятности обеспечения требуемого качества деят-ти за заданное время работы. Осн. содержание работы оператора - прием и переработка инф-ции, принятие реш. и его реализация. Недостаток или избыток инф-ции, дефицит времени, сложность принимаемого реш., степень ответ-ти за него - это требует опред. уровня эмоц-ой устойчивости, значит. скорости интеллект. процессов, выс. точности выполнения слож. действий. Этот перечень качеств оператора необходим для успешной деят-ти и мало сказывается на ее без-сти и профилактике производ-го травматизма. Процесс обучения д/н включать: 1. объяснение и уяснение материала; 2. отработку и овладение материалом; 3. контроль исходного, промежуточного и конечного уровней обучения. Организация процесса обучения предполагает: вы­бор форм и методов обучения, разработку средств обучения или их выбор из имеющихся, планирование последоват-ти и длит-ти всей сист. занятий.

Перспективным средством подгот. операторов явл-ся тренажеры, которые позволяют моделировать практически все рабочие ситуации и в т.ч. аварийные. Поступившие на предприятие руководители и -специалисты проходят вводный инструктаж, который проводит инженер по охране труда (ОТ) или лицо, на которое приказом рук-ля пред­приятия возложены эти обязанности. Инструктаж включает ознакомление: 1. с состоянием условий и ОТ, производств. травматизмом и профес-ми заболеваниями на пред-ии; 2. с законодат. и др. норматив. правов. актами по ОТ, коллектив. договором на пред­-ии; 3. со своими должностными обязанностями по обеспечении ОТ; 4. с порядком и состоянием обеспечения работников средствами индивид. и коллектив. защиты и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.004 с.)