Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Точность межличностного восприятия.

Поиск

В случае познания другого человека впечатление, полученное о нем воспринимающим субъектом, не с чем сопоставить, т.к. отсутствуют методики прямой регистрации многочисленных качеств личности другого человека. Определенную помощь в данном случае могут оказать разл. личностные тесты, кот. присущи те или иные ограничения, и в них фиксируется и измеряется то, что задано экспериментатором, а не то, что есть на самом деле. Проблема возникает и в том случае, когда исп. метод экспертных оценок, т.к. и в данном случае мы по существу имеем вновь два ряда субъективных суждений: субъекта восприятия и эксперта. Нет возможности проверить точность восприятия другого человека путем прямого сопоставления с данными объективных методик. Необходимы другие пути. Один из них – осмысление всей совокупности «помех», стоящих на пути межличностной перцепции. К помехам могут быть отнесены все рассмотренные механизмы, эффекты. Однако знание этих помех может указать на факт такой неточности, но не помогает в определении меры ее.

В с.п. разрабатываются спец. приемы, кот. ориентированы на повышение перцептивной «сензитивности», т.е. точности восприятия. Разработаны разнообразные программы тренинга, помогающего обучить искусству более точного восприятия другого человека.Например, о связи физ.хар-к человека и его психологических особенностей. Другой прием, применяемый в видеотренинге, состоит в том, чтобы научить видеть себя со стороны, сопоставив представления о себе с тем, как тебя воспринимают другие. Особое значение при этом имеет даже набор понятий, категорий, при помощи которых даются самим субъектом и другими людьми его описания. Это сближение собственных и чужих представлений о себе также в определенной степени служит повышению точности восприятия.

21. Межличностная аттракция.

Люди не просто воспринимают друг друга, но они еще и формируют друг по отношению к другу определенные отношения, которые рождают разнообразную гамму чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанная с выяснением механизмов образования разл. эмоц. отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Она связана преимущественно с межличностными отношениями. Исследуется она не сама по себе, а в контексте перцептивной стороны общения. Аттракция – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки (аттитюда) на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственным аффективным оценкам. Исследования аттракции главным образом посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается вопрос о роли сходства хар-к субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли «экологических» хар-к, процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и др.). Теоретич. интерпретации, которые даются полученным данным, не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. Исследование аттракции в с. п. – сравнительно новая область, кот. наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных, возникающих здесь этических затруднений.

Эксперимент с девушкой на мосту.

22. Проблема группы в социальной психологии. Классификация групп.

Проблемы группы. Проблемы группы – один из важнейших вопросов СΨ и социологии. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, формируется в пересечении этих групп, находится под их влиянием, занимает в них определенное место, оказывается включен в систему норм, взглядов представлений различных групп. Поэтому важно изучать группы, их особенности, их разновидности, характер их влияния на сознание личности и т.д.

Понятие «группы». Группа – реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Основные характеристики группы:

·композиция (состав, т.е. члены группы)

·структура (коммуникаций, предпочтений, власти и т.д.; функции членов)

·групповые процессы (с т.зр. организации деятельности группы и развития группы)

·позиция индивида в группе

+ статус члена группы (его социометрическая позиция, его восприятие другими)

+ роль (динамический аспект статуса)

+ система групповых ожиданий (член группы оценивается другими, от него ожидается выполнение определенных функций)

·групповые нормы и ценности (эталоны должного, правила, выработанные и принятые группой, регулирующие деятельность ее участников)

·система санкций (механизм регуляции соблюдения этих норм)

Классификация групп:

Деление групп осуществляется по какому-либо критерию…

Группы бывают…

o условные (не является реальным элементом общества) и

o реальные (результат развития социума):

– лабораторные (созданные для научных целей на время) и

естественные (функционируют в реальном мире):

Ø большие (этнические, профессиональные, возрастные…):

· организованные

· стихийные (паника, толпа, карнавал, бедствия)

Ø малые (контактные, групповые отношения заданы межличностными):

· формальные (их структура задана извне)

· неформальные (результат активности извне)

23. Методологические проблемы исследования психологии больших социальных групп (примеры).

Проблемы исследования:

1. Определение предмета исследования

2. Методологические проблемы исследования.

·Отличие больших групп от малых в том, что в больших группах существуют специфические регуляторы соц поведения: нравы, обычаи и традиции, вместе образ жизни группы. Также бывает специфический язык.

·Структура психологии больших соц. групп. Влияние сходных условий существования группы на осознание ее представителей, осуществляемый 2-мя путями: через личный жизненный опыт и через общение.

·Проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. Психологические характеристики группы представляют собой нечто типичное для всех индивидов. Но это не является суммой черт, свойственных каждой личности

Методы исследования:

Этнография — анализ продуктов культуры

Сравнительные межкультурные исследования

Традиционные методы социологии, вкл. стат анализ.

24. Стихийные группы и массовые движения.

Стихийная группа: кратковр. объединение большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся по какому- либо определенному поводу и демонстрирующих какие-либо совм действия. Важным фактором их формирования является общественное мнение. Динамичность общ мнения и его эмоциональность может послужить стимулом для образования стихийной группы. Существует 3 основных типа:

1. Толпа — образуется на улице по поводу события; длительность существования зависит от его значимости

2. Масса — стабильное образование с довольно нечеткими границами, более организованное, сознательное и длительное, чем толпа. Но все еще достаточно разнородна и поэтому не слишком устойчива.

3. Публика —кратковременное образование для просмотра зрелища. Она более управляема, т.к. собирается сознательно и с целью.

Способы взаимодействия в стихийных группах:

1. Заражение — усвоение образцов чьего-то поведения. Яркие случаи — религиозный экстаз, массовый психоз и прочие радости.

 

Анекдот на тему:

Hадпись у входа в кабинет психоневролога: "Больных, ожидающих приема, просим не делиться друг с другом симптомами своих болезней; это затрудняет постановку диагноза".

2. Внушение — целенаправленное воздействие одного на другого, процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Три вида: сообщение, убеждение и собственно внушение. Отличите от заражение с том, что заражающий переживает то же состояние, что и зараженный, а внушающий – не обязательно, даже чаще нет. Успешность зависит от доверия к внушающему.

3. Подражание — принятие внешних черт другого человека и массовых состояний + воспроизведение черт и образцов демонстрируемого поведения. Правила: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему; низшие по статусу подражают высшим.

Массовое движение: организованное единство людей, ставящее перед собой определенную цель. Связанную, как правило, с изменением соц. действительности. Это м.б. движения с глобальными целями, локальными или прагматическими. Черты: основанность на общественном мнении, стремление что-то изменить, наличие программы.

Механизмы присоединения: объясняются через анализ мотивов участников.

Отношения большинства с меньшинством: необходимо учитывать об мнения. Иначе слабеет группа.

Проблема лидерства: лидер должен отстаивать цели и интересы движения, импонировать всем его участникам, следить за имиджем.

25. Определение малой группы и ее границы.

Наиболее ''синтетическое'' определение – под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены к-й объединены общей соц. д-тью и находятся в непосредственном личном общении, что яв-ся основой для возникновения эм-ных отн-й, групповых норм и групповых процессов. В с-ме интеракционистской ориентации, где исходным пон-ем яв-ся пон-е ''взаимод-я'', фокус в этом опред-ии усм-ся в том, что малая группа – это опр-ная с-ма взаимод-я, ибо слово ''общая соц-я д-ть'' толкуется здесь в интеракц-ом смысле. Для когн-й ориентации не важно, на основе общей д-ти или простого взаимод-я, но в группе возникают опр-ные эл-ты групповой когн-й стр-ры – нормы и ц-ти, а это и есть самое сущест-ное для группы. В совет-й пс-гии – установление факта ''общей соц-й д-ти'' сразу же задаёт группу как эл-т соц-й стр-ры общ-ва, как ячейку в более широкой с-ме разделения труда (наличие общей соц. д-ти позв-ет интерп-ть группу как субъекта этой д-ти и тем самым задать опр-ную теорет-кую схему для всего последующего исследования). Для марксистского ан-за – малая группа, это группа, в к-й общ-ные отн-ния выступают в форме непоср-ных личных контактов. Признак малой группы, отл-щий её от больших групп – общ-ные отн-ния выступают здесь в форме непосред-ных личных контактов. ''Контактная группа'' приобретает здесь конкретное содержание: малая группа – это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь ''контакты'' есть всегда и в произвольном, случайном собрании людей), но контакты, в к-х реализуются опред-ные обществ-ные связи, к-е опосредованы совместной д-тью. Две т.з. о ''нижнем'' пределе – 2 или 3 человека (диада и триада). Т.з. 3 – в диаде фиксируется самая простейшая, генетически первичная форма общения – чисто эмоц-ый контакт. Диаду трудно рассм-ть как подлинный субъект д-ти, т.к. в ней практически невозможно вычленить тот тип общения, к-й опосредован совм. д-тью: в диаде неразрешим конфликт, возникший по поводу д-ти, т.к. он приобретает х-р чисто межличностного конфликта. Присутствие в группе третьего создаёт новую позицию – наблюдателя, и это добавляет новый момент к возникшей с-ме взаимот-й: этот ''третий'' может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам будучи не включён в конфликт и потому представляя именно не межличностное, а ''д-ностное'' начало. ''Верхний'' предел 7 + 2 – объём оперативной памяти, индивид может удерживать в поле своих контактов всех членов группы (эксп-но не подтверж-но). В практике – 10, 15, 20 ч-к. В с-ме отеч-й соц. пс-гии за ''верхний'' предел принимают реально существующий, данный размер иссл-мой группы. Малая группа представляет нек-ую ед-цу совм. д-ти – семья, бригада рабочих.

26. Основные направления исследования малых групп. Типы малых групп.

Можно выделить три основных направления в исследовании структуры психологических отношений в малых группах:

1. Социометрическое – связано с именем Дж.Морено. Суть концепции: Морено исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру (своеобразное «пространственное» размещение индивидов в разл. формах их жизнедеят-ти) и микроструктуру (структуру психологических отн. индивида с окр. его людьми). Согласно Морено, все напряжения, конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро-и макроструктур (ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей). Задача состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой. Этой цели и служит социом. методика, выявляющая симпатии и антипатии с тем, чтобы узнать, какие же перемещения необходимо произвести. Предполагается, что социометрией измеряется уровень позитивных и негативных оценок, кот. индивид дает другим членам группы. На основании этой методики возникло целое направление исследования малых групп. Оценка: страдает существенной ограниченностью, т.к. процесс исследования м. групп был сведен к иссл. эмоц. контактов и нет ответа на вопрос о мотивах выбора.

2. Социологическое направление связано с исследованиями Мэйо, кот. носили строго прикладной хар-р. Цель: выявить, как влияет на производ. труда разл. условия труда. При введении новшеств, улучшающих условия труда, производ. труда повышалась. Когда все нововведения были отменены, она, хотя и несколько снизилась, но осталась на уровне более высоком, чем первоначальный. Теоретически Мэйо истолковал это 1)как проявление особого чувства социабельности – потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе и 2)явилась идея о существовании внутри рабочих бригад особых неформальных отношенний, кот. как раз обозначались, как только было проявлено внимание к нуждам работниц, к их личной «судьбе» в ходе произв. процесса. Теорет. значение открытий Мэйо для с.п. состоит в том, что был получен новый факт – существование в м. группе двух типов структур: наряду с формальной еще и неформальной структуры.

3. Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «психологическое» направление иссл-ний м. групп и связано с рядом идей амер. Левина. Идя от ортодоксальной гештальтпсихологии, Левин создал свою «теорию поля», кот. и была положена в основу изучения м. групп. Центр. идея теории поля в том, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих, и эта идея была развита применительно к науке о группах, кот. должна способствовать анализу этих сил, их локализации и измерению. Важн. методом анализа сил психического поля явилось создание в лаб. условиях групп с заданными хар-ми и последующее изучение функционирования этих групп. Вся совокупность этих исследований получила название «групповой динамики». Основная проблематика исследований: какова природа групп, каковы усл. их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с др. группами, каковы условия их успешного функционирования. Отвечая на глав. вопрос – какие потребности двигают социальным поведением людей – «групповая динамика» пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деят-ти в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений.

Полож.: были высказаны важные идеи относительно групповых процессов, тщательно исследованы некоторые из них, разработаны оригинальные методики, кот. работают и в новых теорет. рамках. С другой стороны, весь теорет. контекст – спорные конструкции поля – является и устаревшим, и принципиально неприемлемым.

Ни в одном из направлений не задан в качестве основополагающего принцип реализации в м. группе опред. вида обществ. отношений. Поэтому, все подходы в разной степени страдают абстрактностью и не дают программы исследования реальных м.групп, функционирующих в определенном типе общества.

Три классификации, получившие распространение в западной традиции:

1) Первичные и вторичные. Было предложено амер. иссл-ем Ч. Кули. Первичные – признак – непосредственность контактов (семья, группа друзей, группа ближайших соседей); Вторичные – нет непосред-ных контактов, а для общения между членами используется различные ''посредники'', в виде средств связи например.

2) Формальные и неформальные. Это деление было предложено амер, исс-ем Э. Мэйо. В формальной группе строго распределены роли всех членов группы, с-ма подчинения, так называемая ''стр-ра власти'': представление об отн-ях в группе ''по вертикале'' как отношениях, опред-ных с-мой ролей и статусов. Пример: любая группа, созданная в усл-ях какой-то конкретной д-ти, рабочая бригада, шк. класс, спотр. команда. Неформальные группы складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет западной с-мы взаимоот-ний по вертикали, т.е. отсутствует строгая стр-ра ''власти''. Неф. группы могут созд-ся внутри форм-х. Пример: в шк-м классе возникают мелкие группировки, состоящие из близких друзей. И наоборот: в группе туристов, несмотря на её нефор-й х-р, возникает совм. д-ть, и тогда группа приобретает нек-ые черты форм-й группы: в ней выделяются опред-ые позиции и роли.

3) Группы членства и референтные группы. Эта клас-ция была введена в 1942г. амер. исс-ем Г. Хайменом. Референтные группы – группы, в к-е индивиды не включены реально, но нормы к-й они принимают. Г.Келли выделил две ф-ции:

1) Сравнительная. Реф. Группа нужна индивиду для сравнивания своего поведения с ней;

2) Нормативная. Реф. Группа нужна индивиду для нормативной оценки его. Группы членства – шк. класс, пионерский отряд. Реф. группы обр-ся внутри групп членства.

27. Общая характеристика процессов групповой динамики.

Групповая динамика – это:

– направление исследования малых групп в СΨ (школа Левина)

– методики изучения малых групп (разработаны в ней же)

– совокупность динамических процессов, которые происходят в единицу времени и знаменуют собой движение группы от стадии к стадии

Определение группы, ее характеристики (в т.ч. групповые процессы).

Изучение процессов, происходящих в жизни группы, является главной задачей СΨ.

Здесь психологов интересует…

… что происходит в группе:

· как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе (ибо здесь создается чисто конкретная ткань коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов;

· каков механизм, посредством которого малая группа доводит до личности систему ценностей, норм и установок, которые формируются в больших группах;

· как активность личности в группе реализует усвоение этих установок

… как развивается группа:

· образование малых групп

· процессы лидерства и принятия групповых решений

Образование малых групп:

неформальные группы образуются по инициативе участников

формальные группы задаютсявнешними факторами, например, условиями развития какого-либо социального института; здесь же образуется система предписаний относительно структуры группы, распределения статусов и ролей, цель деятельности

При этом происходит преобразование «просто кучки людей» в группу в полном психологическом смысле понятия. Чтобы проследить этот процесс, изучается принятие норм группы каждым новым участником (феномен давления группы, изучение конформизма), разделение членами группы групповых норм и целей (формирование групповой сплоченности).

Все динамические процессы обеспечивают эффективность групповой деятельности.

Показатели эффективности:

– производительность труда

– удовлетворенность членов группы трудом в группе

– удовлетворенность межличностными отношениями

– общественная значимость задачи

В ответ входят: феномен группового давления, групповая сплоченность, лидерство,

принятие группового решения.

28. Давление группы на индивида. Феномен конформизма.

Факторы группового поведения:

Индивидуальные: возраст (макс-12, мин -16), пол (женщины — более), внушаемость, статус в группе, уровень образования, соц. статус.

Групповые: величина группы, степень сплоченности, композиция группы, структура коммуникативных сетей.

Характер профессиональной д-ти человека: те, кто принимает участие в групповой слаженной д-ти более склонны к конформизму (оркестранты)

Не путать конформность с конформизмом.

Конформность — подверженность мнению группы. Бывает внешняя, когда мнение принимается, но внутреннего согласия нет. И внутренняя, когда индивид усваивает мнение группы. Возможны:

самостоятельность, когда решение принимается правильно независимо от группы,

конформность — принимается решение вместе с группой, и

негативизм, когда решение принимается вопреки группе.

29. Экспериментальные исследования конформизма С. Аша и современные представления о групповом влиянии.

Аш: проводил исследование, в котором надо было определить, какой из трех отрезков равен данному. Индивидуально все справлялись, но при помещении в подставную группу 37% склонялись к неверному мнению группы. Остальные 63% делились на уверенных в правильности собственного выбора и негативистов, т.е. тех, кто всегда был против.

Келмен:

1. Подчинение, пока есть источник влияния, внешний характер;

2. Идентификация — уподобление аспекту влияния на основе симпатии;

3. Интернализация — совпадение мнений группы с ценностной системой личности.

Петровский: три типа поведения: внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнения группы, конформность — осознание внешнего согласия при внутреннем расхождении. И коллективизм — коллективистическое самоопределение — относительное единообразие поведения в результате солидарности с группой.

Дойч и Джерард: давление может оказывать не только большинство, но и меньшинство. Соответственно есть 2 вида группового влияния: нормативное и информационное. Инф. процесс осуществляется с пом. 2-х различных типов соц сравнения: сравнительного оценивания и отраженно-социального оценивания.

Московиси: влияние группового меньшинства. Что-то вроде выработки единообразия группового поведения через соц. контроль за поведением каждого… Замятинщина.

30. Групповая сплоченность: основные подходы к исследованию.

Картрайт: сплоченность — та степень, с кот. члены группы хотят оставаться в ней, результирующая сил, удерживающих индивида в группе. Исследования групповой сплоченности опирались на понимание группы прежде всего как системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу.

Сначала сплоченность связывалась с таким уровнем развития отношений, когда высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии.

Потом социометрия предложила рассмотреть индекс гр. сплоченности как отношение общего числа взаимных положительных выборов к числу возможных выборов.

Фестингер анализировал сплоченность на основе частоты и прочности коммуникативных связей в группе.

Ньюком: интерпретация сплоченности через понятие согласия.

Бейвелас: групповое единство в достижении целей. Операциональные цели группы — построение оптимальной системы коммуникаций, а символические – цели, соотв. индивидуальным намерениям членов группы.

Главные переменные гр. сплоченности:

1. Мотивационная основа привлекательности группы

2. Побудительные св-ва группы

3. Ожидание благоприятных последствий от членства в группе

4. Субъективный эталон привлекательности отношений.

Факторы сплоченности: сходство ориентаций и ценностей и пространственная близость.

Петровский: теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе. Отношения в группе строятся на основе сходства ценностных ориентаций.

Слой В — непосредственные эмоц. контакты

Слой Б — ЦОЕ (ценностно - ориентационное единство) отношения опосредуются совместной д-тью.

Слой А — ядро, совместная гр. д-ть и ее цели, т.е групповая цель усваивается членами группы как своя собственная.

 

31. Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства.

Лидерство – процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам группы и направленный на решение стоящих перед группой целей. Лидер — член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, кот. и обеспечивает ему ведущее влияние в группе. В малой группе лидер м. выступать как организатор, мотиватор д-ти, он может быть наиболее отзывчивым или влиятельным.

Лидерство Руководство (по Парыгину)
Регуляция межличностных отношений Регуляция официальных отношений
Микросреда Макросреда— связь со всей системой общественных отношений
Стихийно возникает Назначается, выдирается и т.п.
Нестабильно Стабильно
Нет права на применение санкций Есть санкции
Непосредственное принятие решения Сложный процесс принятия решения
Малая сера действия Широкая сфера действия.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.174 (0.011 с.)