Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ключевое слово Символическая аналогияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Храповой механизм Надежная непрерывность Ядро атома Энергетическая непрерывность Мишень Фокальное стремление Раствор Взвешенная неразбериха Как показали исследования, выдвижение идей и последующая их селекция во многом зависят от руководителя творческой группы, его мастерства, такта, находчивости, от его умения стимулировать творческое воображение членов группы. Он должен овладеть искусством задавать вопросы, давать подсказки, уточнения, разъяснения, вставлять реплики, которые бы побуждали, стимулировали их фантазию, воображение, то сужая, то расширяя поле поиска решения творческой задачи. Критический отбор и оценку идей решения творческой задачи лучше осуществлять в несколько этапов. На первом этапе дается краткий анализ каждой выдвинутой идеи, на втором - эти цели целесообразно сгруппировать, далее важно критически проанализировать и отобрать наиболее оригинальные. К достоинствам метода синектики относятся практически все, присущие эвристическим методам, на базе которых он разработан. К его недостаткам и ограничениям можно отнести следующее: – метод синектики не позволяет решать слишком специальные творческие задачи, а дает возможность отыскать преимущественно наиболее оригинальные идеи решения; – после применения метода более 30-40 минут продуктивность генерирования новых идей постепенно падает; – применение метода синектики требует высокого мастерства руководителя творческой группы. МЕТОД ОРГАНИЗОВАННЫХ СТРАТЕГИЙ Одним из главных психологических барьеров в решении творческих задач является инерция мышления и неспособность решающего уйти, отказаться от наиболее очевидного способа и найти новый подход, новое направление в поисках идей решения. И даже если мы выбираем правильные направления (стратегии) поиска идеи решения, то возникают опасения, что мы упустили что-то главное, возможно, более оригинальную стратегию, идею. В определенной мере преодолеть инерцию мышления поможет метод организованных стратегий. В основе этого метода лежат: а) принцип самоуправления личности в выборе новых стратегий решения творческой задачи; б) принцип отстранения, то есть рассмотрения объекта, предмета, процесса, всякий раз с неожиданно новой точки зрения. Эвристические правила метода организованных стратегий: 1. В процессе решения творческой задачи записывайте все спонтанно возникающие у вас идеи (стратегии). 2. Наряду с использованием предлагаемых организованных стратегий, используйте и проверяйте спонтанно возникающие стратегии. 3. Помните, что часто одна или несколько организованных стратегий хорошо дополняются возникающими стратегиями. 4. В процессе решения творческой задачи целенаправленно используйте следующие стратегии: I. Стратегии функционально-целевого анализа: 1. Для чего это нужно сделать? (Анализ потребностей.) 2. Что нужно сделать? (Каковы цели решения задачи?) 3. Почему следует это сделать? (Анализ и синтез причин.) 4. Где следует это сделать? (Уточнение места действия.) 5. Когда это можно сделать? (Время действия.) 6. С помощью чего? (Средство.) 7. Как это сделать? (Метод.) II. Стратегии анализа противоречия: 1. Проанализируйте противоречие как оно есть, то есть его исходное состояние. 2. Сформулируйте, конкретизируйте суть противоречия. 3. Усильте противоречие, то есть доведите его до степени конфликта. 4. Рассмотрите противоречие в динамике, с начала его возникновения. 5. Осмыслите наиболее вероятные процедуры разрешения противоречия. 6. Проанализируйте, что произойдет, если противоречие будет разрешаться самотеком. 7. Выявите условие, при котором можно управлять процессом разрешения противоречия. III. Стратегии преодоления барьера (препятствия): 1. Устраните препятствие. 2. Обойдите препятствие. 3. Разрешите препятствие. 4. Частично воздействуйте на препятствие. 5. Усильте препятствие. 6. Преодолейте препятствие по этапам. 7. Воздействуйте на препятствие с неожиданно новой позиции или принципиально новыми средствами. IV. Стратегии использования информации: 1. Используйте известную вам информацию, применимую в решении данной задачи. 2. Соберите дополнительную информацию из смежных наук. 3. Используйте опыт других. 4. Преобразуйте информацию с учетом специфики задачи. 5. Избавьтесь от второстепенной информации. 6. Проверьте достоверность, точность, надежность информации. 7. Используйте принципиально новую и новейшую информацию. V. Стратегии поиска идеи, противоположной общепринятой или наиболее очевидной: Если в процессе решения задачи все стремились: 1. Уменьшить что-то, а не лучше ли увеличить? 2. Ускорить что-то, а не лучше ли замедлить? 3. Расширить поле поиска, а не целесообразнее ли его, наоборот, сузить? 4. Рассмотреть явление в статике, а не сделать ли это в динамике? 5. Проанализировать прошлое, а не лучше ли осмыслить, что произойдет в будущем? 6. Соединить элементы, а нет ли возможности оставить их разъединенными? 7. Решить задачу сразу, а не лучше ли решить ее по частям? VI. Стратегии оценочных суждений: 1. Оцените сложность, трудность исходной ситуации. 2. Уточните критерии (признаки), по которым будут даны оценочные суждения. 3. Оцените результаты наиболее важных этапов решения задачи. 4. Оцените степень риска. 5. Оцените достоинства и недостатки каждого варианта решения. 6. Сравните и оцените наиболее оригинальные варианты решения задачи. 7. Сравните эталон – идеальный конечный результат – с наиболее оригинальным, оптимальным вариантом решения. VII. Стратегии принятия решения: 1. Мысленно проиграйте, представьте наиболее оригинальное решение задачи в его окончательном варианте. 2. Отмените решение, но обоснуйте почему. 3. Примите оригинальное, но временное решение. 4. Проанализируйте все возможные решения, продиктованные "здравым смыслом", и выбирайте из них наиболее эффективное. 5. Проанализируйте все возможные решения, которые выдвигаются вопреки здравому смыслу, оцените их эффективность. 6. Ищите серию поэтапных решений. 7. Примите окончательное решение. Что же дает применение эвристических методов в решении творческих задач? Эвристические методы могут быть широко применены в практике современного руководителя любого ранга, в деятельности современного менеджера. Проведение совещаний, деловых игр с использованием эвристических методов ("мозгового штурма", эмпатии, инверсии, синектики и др.) дает, как правило, много идей, принципиально новых подходов к решению различного типа управленческих проблем в коммерческой деятельности. Эвристические методы находят сегодня широкое применение в различных курсах бизнеса и управления, так как стимулируют развитие интуитивного мышления, способности к воображению и творчеству. Для определения своего уровня рефлексивности (напомним, что рефлексия – это механизм отражения личностных смыслов и принципов действия посредством установления связей между конкретной ситуацией и мировоззрением личности, лежащий в основе самоконтроля и саморегуляции личности в общении и в деятельности) вам необходимо ответить на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов ответа (тест № 29). Помните, что "правильных" и "неправильных" ответов не существует, они только отражают своеобразие вашей неповторимой индивидуальности. 1. Стремитесь ли вы записать по возможности полнее все или большинство лекционных курсов? а) Да; б) нет. 2. При подготовке к экзаменам полагаетесь ли вы целиком на свою память или работаете с карандашом в руке? а) Да, целиком полагаюсь на свою память; б) нет, работаю с карандашом. 3. Свойственно ли вам в процессе подготовки к экзамену контролировать, проверять себя, чтобы выяснить насколько хорошо усвоен материал? а) Да; б) нет. 4. Готовясь к экзаменам, доверяетесь ли вы целиком своей памяти или стремитесь записать основные положения, схемы, закономерности, факты? а) Да, целиком доверяюсь своей памяти; б) нет, стремлюсь записать основное. 5. Если вы не успели подготовить материал, идете ли вы сдавать экзамен со своей группой или откладываете (при возможности) на 2-3 дня? а) Да, иду на риск; б) нет, откладываю. 6. Стремитесь ли вы по каждой вынесенной на экзамен теме подготовить основные положения, тезисы для ответа? а) Да; б) нет. 7. Напишите ваше мнение, полезны ли экзамены? а) Да, я люблю экзамены, они помогают заново осмыслить материал; б) нет, для меня они тяжелы. 8. Обычно вы идете на экзамен подготовленными по всем вопросам? а) Да; б) нет. 9. Если вы беретесь за выполнение неинтересного для вас поручения, то обычно: а) стараетесь его выполнить как можно быстрее, не вдаваясь в подробности, лишь бы от вас отвязались; б) для вас результат собственных усилий слишком значим, чтобы что-то делать кое-как. 10. При выполнении значимого и интересного дела для вас главное: а) Оценка окружающими того, что вы делаете; б) ваше собственное мнение. 11. Приступая к важному для вас делу, вы: а) стараетесь все заранее спланировать, составляете развернутый план предстоящих действий; б) скорее действуете по обстоятельствам. 12. Вы думаете, что: а) не все надо делать одинаково тщательно; б) затрудняетесь сказать; в) любую работу следует выполнять тщательно, если за нее взялся. 13. Вы настолько осторожны и практичны, что с вами случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми? а) Да; б) трудно сказать; в) нет. 14. В большинстве дел вы: а) предпочитаете рискнуть; б) не знаете, как поступить; в) предпочитаете действовать наверняка. 15. Вы принимаете решения: а) быстрее, чем многие; б) не знаете; в) медленнее, чем большинство людей. 16. Усилия, затраченные на составление планов: а) никогда не лишние; б) трудно сказать определенно; в) не стоят этого.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.155.149 (0.007 с.) |