Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По Г. Азоеву и А. Челенкову.

Поиск

 

Всё многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, М. Гельвановский с определённой долей условности предлагает разделить на три уровня: микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятия), мезоуровень (отрасли промышленности и их комплексы) и макроуровень (страна и международные организации) (рис. 4.).[14]

Как видно из приведённых схем, методологию Азоева-Челенкова и М. Гельвановского можно считать практически идентичными, с той лишь разницей, что М. Гельвановский объединил в одну категорию конкурентоспособность товара и предприятия.


Рис. 4. Иерархическая структура конкурентоспособности по М. Гельвановскому

 

Следовательно, конкурентные преимущества формируются при наличии отработанных и адекватных друг другу макроэкономического и микроэкономического механизмов. Практически это означает, что на народно-хозяйственном уровне и на уровне хозяйствующих субъектов должны быть созданы определенные условия, при которых были бы возможными инвестиции, инновации, модернизация и справедливое распределение полученного дохода.

Исследование опыта развитых стран дает основания с определенной уверенностью назвать макроэкономические условия, при которых, возможна активная конкурентная стратегия. Основополагающие предпосылки активности производителей в выработке и реализации конкурентных стратегий следующие:

– наличие государственной стратегии по использованию ресурсов, которыми обладает страна (в максимальной степени сберегаются невоспроизводимые и невосполнимые ресурсы и эффективно используются воспроизводимые, что снижает потребность в импорте и позволяет валютную выручку от экспорта использовать для стратегического импорта);

– наличие собственной системы подготовки кадров высшей квалификации, базы производства конструкционных материалов и наукоемкого инвестиционного машиностроения, приборостроения, современных технологий и высокоэффективных информационных систем, разветвленной сети нематериального производства;

– существование разветвленной сети финансовых институтов, способных осуществлять под невысокий процент кредитование инвестиционного процесса и безвозвратное финансирование убыточных, но жизненно важных производств;

– функционирование системы распределения чистого дохода, обеспечивающей полную определенность пропорций его деления на централизуемую на уровне государства и оставляемую в распоряжение хозяйствующих субъектов части;

– достаточно эффективная мотивационная система, побуждаемая к научно-техническому творчеству, а также, высокие социальные гарантии в обществе. Снимающие ограничения в действии мотивационных систем (отсутствие таких гарантий стимулирует утечку умов);

– активная внешнеэкономическая политика, позволяющая не только формировать, но и сохранять конкурентные преимущества, во всяком случае, на время окупаемости затрат по их обеспечению;

– наличие в хозяйственном механизме инструментов стратегического давления на конкурентов и преодоления торговых барьеров.

На уровне хозяйствующих субъектов экономический механизм мог бы считаться стимулирующим формирование конкурентных преимуществ при следующих условиях:

1) существование формы воспроизводства, ставящей все хозяйственные структуры в экономически равные условия (соотношение собственных и бюджетных источников финансирования должно быть четко определено, инвестиционные кредиты должны быть доступными, а ставка процента 0 не выше норматива окупаемости кредита);

2) наличие принудительных механизмов использования на инвестиционные цели тех воспроизводственных элементов, которые не могут проедаться;

3) развитие предприятий как производственно-социальных комплексов, способных взять под свой контроль расширенное воспроизводство высококвалифицированных кадров, их социальную защиту, охрану здоровья и нормальные условия труда;

4) наличие единой институциональной системы организации и стимулирования творческого труда, государственной защиты интеллектуальной собственности и стимулирования интеллектуальной деятельности.

Одних условий для действия экономического механизма, направленного на формирование конкурентных преимуществ, явно недостаточно. Эффективным должен быть сам механизм. Анализ существующих разработок по данной проблеме позволяет выделить общие черты экономических механизмов, в той или иной мере, адаптированных к потребностям формирования конкурентных преимуществ. Такими общими чертами являются:

– становление адекватной инновационному типу воспроизводства инфраструктуры, в том числе в сфере производства и обращения;

– четкие процедуры начисления, аккумуляции и использования в воспроизводственном процессе амортизационного фонда;

– существование на уровне государства и на уровне хозяйственных образований специальных фондов строгого функционального значения, включая резервные фонды и фонды риска;

– пересмотр «остаточного» принципа финансирования научных исследований;

– восстановление кадрового потенциала в сфере исследований и разработок;

– развитие системы лизинга оборудования;

– эффективное стимулирование рационализаторской и творческой деятельности, направленной на укрепление позиций фирм;

– восстановление организационных структур проведения НИОКР в различных сферах деятельности;

– наличие действенных механизмов компенсации затрат, имеющих длительный срок окупаемости.

В ныне действующем в России механизме отсутствуют взаимно адаптированные подсистемы, в которых были бы воплощены указанные выше условия, идеи и принципы.

Заимствование из опыта других стан оказалось совершенно неадаптированным к специфическим условиям и традициям российского общества, включая традиции хозяйствования. Что касается стратегии формирования конкурентных преимуществ, то самым важным условием ее осуществления является становление адекватных друг другу инфраструктур в производстве и обращении.

Тем не менее, опыт последних десятилетий показывает, что в зависимости от соотношения технологических укладов, характеризующих уровень развития производительных сил, концепции конкурентоспособности могут различаться содержательно. В условиях преимущественно экстенсивного типа воспроизводства и расширения поля производства преобладают критерии издержек, цен и качества. Преимущественно интенсивному (инновационному) типу воспроизводства присущи новые критерии – абсолютная новизна изделий, сроки возможного развертывания их производства конкурентом. Однако в любом случае конкурентоспособность определяется инновационностью, различны лишь формы ее проявления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.75 (0.007 с.)