Организационные структуры управления: понятие, типы, принципы построения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационные структуры управления: понятие, типы, принципы построения.



ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ. КЛАССИФКАЦИЯ И ТРЕБОВАНИЯ.

целеполагание — это процесс выбора и реально го определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности.

В связи с этим целеполагание выполняет ряд важнейших методологических и методических функций и задач, а именно:

-выступает в качестве реального интегратора различных действий в системе «цель - средства достижения - результат конкретного вида деятельности»;

-предполагает активное функционирование всех факторов детерминации деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов.

Центральной проблемой процедуры целеполагания является формулирование цели и оптимального средства ее достижения. Цель без определения средств ее достижения — это лишь длительный проект, мечта, не имеющая реальной опоры в действительности.

Целеполагание обусловливает алгоритм, который определяет порядок и основные требования к результатам деятельности.

Цель — это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности. Любую деятельность можно трактовать как процесс осуществления цели.

этапы формулирования цели:

1. Выделение необходимых характеристик и состояний объекта и их включение в целевую установку конкретного вида деятельности;

2. Определение возможных, но нежелательных обстоятельств, вызванных конкретным видом деятельности;

3. Ограничение цели от желательных, но объективно не недостижимых результатов.

Классификация целей.

Признаки классификации Виды целей
Содержание Социальные, экономические, организационные, технические, научно-технические, политические, комплексные
Приоритетность Главные (основные, ключевые, основополагающие); второстепенные (побочные, вспомогательные)
Длительность (период реализации) Стратегические, тактические, оперативные, текущие
Форма фиксации Официально предъявленные, подразумевающиеся
Потребность Желательные, нежелательные, надуманные
Степень обоснованности Обоснованные, слабо обоснованные, необоснованные
Реалистичность Реальные (осуществимые), нереальные (неосуществимые)
Уровни управления Общегосударственные, отраслевые, региональные, на уровне учреждений, их структурных единиц
Политический смысл Фактически выполняемые, декларируемые, провозглашаемые
Объём Общие, частные, локальные
Характер Конечные, промежуточные
Степень выполнения Выполненные полностью, частично, невыполненные

ТРЕБОВАНИЯ:

Цель должна быть четко и ясно сформулирована.

Достижимость цели должна быть объективно предопределена.

Нужно быть готовым к трудному пути достижения цели.

Основной принцип формирования структуры целей различных уровней и содержания — их согласованность и взаимосвязь.

Цели должны быть соизмеримы.

Они должны иметь сроки достижения.

Постоянная сверка своих действий и результата с постав ной целью — основное правило технологии.

 


 

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ. КЛАССИФКАЦИЯ И ТРЕБОВАНИЯ.

целеполагание — это процесс выбора и реально го определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности.

В связи с этим целеполагание выполняет ряд важнейших методологических и методических функций и задач, а именно:

-выступает в качестве реального интегратора различных действий в системе «цель - средства достижения - результат конкретного вида деятельности»;

-предполагает активное функционирование всех факторов детерминации деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов.

Центральной проблемой процедуры целеполагания является формулирование цели и оптимального средства ее достижения. Цель без определения средств ее достижения — это лишь длительный проект, мечта, не имеющая реальной опоры в действительности.

Целеполагание обусловливает алгоритм, который определяет порядок и основные требования к результатам деятельности.

Цель — это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности. Любую деятельность можно трактовать как процесс осуществления цели.

этапы формулирования цели:

4. Выделение необходимых характеристик и состояний объекта и их включение в целевую установку конкретного вида деятельности;

5. Определение возможных, но нежелательных обстоятельств, вызванных конкретным видом деятельности;

6. Ограничение цели от желательных, но объективно не недостижимых результатов.

Классификация целей.

Признаки классификации Виды целей
Содержание Социальные, экономические, организационные, технические, научно-технические, политические, комплексные
Приоритетность Главные (основные, ключевые, основополагающие); второстепенные (побочные, вспомогательные)
Длительность (период реализации) Стратегические, тактические, оперативные, текущие
Форма фиксации Официально предъявленные, подразумевающиеся
Потребность Желательные, нежелательные, надуманные
Степень обоснованности Обоснованные, слабо обоснованные, необоснованные
Реалистичность Реальные (осуществимые), нереальные (неосуществимые)
Уровни управления Общегосударственные, отраслевые, региональные, на уровне учреждений, их структурных единиц
Политический смысл Фактически выполняемые, декларируемые, провозглашаемые
Объём Общие, частные, локальные
Характер Конечные, промежуточные
Степень выполнения Выполненные полностью, частично, невыполненные

ТРЕБОВАНИЯ:

Цель должна быть четко и ясно сформулирована.

Достижимость цели должна быть объективно предопределена.

Нужно быть готовым к трудному пути достижения цели.

Основной принцип формирования структуры целей различных уровней и содержания — их согласованность и взаимосвязь.

Цели должны быть соизмеримы.

Они должны иметь сроки достижения.

Постоянная сверка своих действий и результата с постав ной целью — основное правило технологии.

 


 

Методы управления: понятие, классификация

Метод управления -воздействие субъекта на объект управления. Методы управления связано с мотивацией. Совокупность потребностей людей определяет мотивационную направленность методов управления: организационно - распорядительных, экономических и социально-психологических.

1. Экономические методы управления воздействуют на материальные интересы объекта и создают экономическую мотивацию его функционирования. Основными являются:

· методы экономического стимулирования: (поощрение за хорошую работу);

· ценообразование, финансирование, кредитование (путём разработки цен);

· внутрифирменное планирование;

· разработка цен (тарифов) на выпускаемую продукцию;

· премирование за внедрение новой техники, изобретений и рационализаторских предложений;

· использование системы распределения прибыли;

· использование системы оплаты труда и материальное поощрение работников, др.

В основе организационно - распорядительных методов лежит властная мотивация, т. е. использование подчинения в иерархической структуре.

В группу методов входят:

а) методы регламентирования, нормирования, инструктирования, распорядительных воздействий;

б) подбор, расстановка, аттестация кадров;

в) обеспечение внедрения государственных стандартов на продукцию, конструкторскую, технологическую документацию;

г) защита прав и законных интересов предприятий и его работников в соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации (КЗОТ РФ) и действующим законодательством.

д) приказы, указания, распоряжения, администрация;

е) контроль над управлением; др.

Основаны на отношениях единоначалия, дисциплины, ответственности.

Социально - психологические методы управления сводятся к двум направлениям: во-первых, к формированию благоприятного климата в коллективе, во-вторых, к выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого.

В группу социально-экономических методов относят:

а) планирование социального развития коллектива;

б) повышение творческой активности членов коллектива;

в) установление в коллективе морально-психологического климата;

г) использование различных форм коллективного и индивидуального поощрения.

Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей:

- знать (информация о целевых установках или мероприятиях, по которым принято решение),

- сметь (эти установки и мероприятия должны быть "допустимыми" для исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этических норм),

- мочь (исполнители должны иметь средства для выполнения порученного),

- хотеть (они должны быть мотивированы).

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ. КЛАССИФКАЦИЯ И ТРЕБОВАНИЯ.

целеполагание — это процесс выбора и реально го определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности.

В связи с этим целеполагание выполняет ряд важнейших методологических и методических функций и задач, а именно:

-выступает в качестве реального интегратора различных действий в системе «цель - средства достижения - результат конкретного вида деятельности»;

-предполагает активное функционирование всех факторов детерминации деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов.

Центральной проблемой процедуры целеполагания является формулирование цели и оптимального средства ее достижения. Цель без определения средств ее достижения — это лишь длительный проект, мечта, не имеющая реальной опоры в действительности.

Целеполагание обусловливает алгоритм, который определяет порядок и основные требования к результатам деятельности.

Цель — это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности. Любую деятельность можно трактовать как процесс осуществления цели.

этапы формулирования цели:

1. Выделение необходимых характеристик и состояний объекта и их включение в целевую установку конкретного вида деятельности;

2. Определение возможных, но нежелательных обстоятельств, вызванных конкретным видом деятельности;

3. Ограничение цели от желательных, но объективно не недостижимых результатов.

Классификация целей.

Признаки классификации Виды целей
Содержание Социальные, экономические, организационные, технические, научно-технические, политические, комплексные
Приоритетность Главные (основные, ключевые, основополагающие); второстепенные (побочные, вспомогательные)
Длительность (период реализации) Стратегические, тактические, оперативные, текущие
Форма фиксации Официально предъявленные, подразумевающиеся
Потребность Желательные, нежелательные, надуманные
Степень обоснованности Обоснованные, слабо обоснованные, необоснованные
Реалистичность Реальные (осуществимые), нереальные (неосуществимые)
Уровни управления Общегосударственные, отраслевые, региональные, на уровне учреждений, их структурных единиц
Политический смысл Фактически выполняемые, декларируемые, провозглашаемые
Объём Общие, частные, локальные
Характер Конечные, промежуточные
Степень выполнения Выполненные полностью, частично, невыполненные

ТРЕБОВАНИЯ:

Цель должна быть четко и ясно сформулирована.

Достижимость цели должна быть объективно предопределена.

Нужно быть готовым к трудному пути достижения цели.

Основной принцип формирования структуры целей различных уровней и содержания — их согласованность и взаимосвязь.

Цели должны быть соизмеримы.

Они должны иметь сроки достижения.

Постоянная сверка своих действий и результата с постав ной целью — основное правило технологии.

 


 

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ. КЛАССИФКАЦИЯ И ТРЕБОВАНИЯ.

целеполагание — это процесс выбора и реально го определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности.

В связи с этим целеполагание выполняет ряд важнейших методологических и методических функций и задач, а именно:

-выступает в качестве реального интегратора различных действий в системе «цель - средства достижения - результат конкретного вида деятельности»;

-предполагает активное функционирование всех факторов детерминации деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов.

Центральной проблемой процедуры целеполагания является формулирование цели и оптимального средства ее достижения. Цель без определения средств ее достижения — это лишь длительный проект, мечта, не имеющая реальной опоры в действительности.

Целеполагание обусловливает алгоритм, который определяет порядок и основные требования к результатам деятельности.

Цель — это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности. Любую деятельность можно трактовать как процесс осуществления цели.

этапы формулирования цели:

4. Выделение необходимых характеристик и состояний объекта и их включение в целевую установку конкретного вида деятельности;

5. Определение возможных, но нежелательных обстоятельств, вызванных конкретным видом деятельности;

6. Ограничение цели от желательных, но объективно не недостижимых результатов.

Классификация целей.

Признаки классификации Виды целей
Содержание Социальные, экономические, организационные, технические, научно-технические, политические, комплексные
Приоритетность Главные (основные, ключевые, основополагающие); второстепенные (побочные, вспомогательные)
Длительность (период реализации) Стратегические, тактические, оперативные, текущие
Форма фиксации Официально предъявленные, подразумевающиеся
Потребность Желательные, нежелательные, надуманные
Степень обоснованности Обоснованные, слабо обоснованные, необоснованные
Реалистичность Реальные (осуществимые), нереальные (неосуществимые)
Уровни управления Общегосударственные, отраслевые, региональные, на уровне учреждений, их структурных единиц
Политический смысл Фактически выполняемые, декларируемые, провозглашаемые
Объём Общие, частные, локальные
Характер Конечные, промежуточные
Степень выполнения Выполненные полностью, частично, невыполненные

ТРЕБОВАНИЯ:

Цель должна быть четко и ясно сформулирована.

Достижимость цели должна быть объективно предопределена.

Нужно быть готовым к трудному пути достижения цели.

Основной принцип формирования структуры целей различных уровней и содержания — их согласованность и взаимосвязь.

Цели должны быть соизмеримы.

Они должны иметь сроки достижения.

Постоянная сверка своих действий и результата с постав ной целью — основное правило технологии.

 


 

Организационные структуры управления: понятие, типы, принципы построения.

Организационную структуру управления ОСУ совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций менеджмента для достижения целей фирмы, исходит из ряда условий:

· целей и задач,

· производственных и управленческих функций фирмы,

· факторов внутренней и внешней среды.

В структуре управления выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни управления и связи - горизонтальные и вертикальные.

Звено, или отдел управления - это организационно, самостоятельный орган управления, сформированный для выполнения определенной функции с горизонтальными связями.

Уровень управления - группа отделов, занимающая определенную ступень в управленческой иерархии. Связи между ступенями иерархии (по вертикали) носят характер пос­ледовательного подчинения с нижнего уровня и заканчивая верхним.

Типология организационных структур.

1) Формальные и неформальные организационные структуры. Формальная структура фирмы выбирается и устанавливается менеджерами высшего уровня путем соответствующих организационных мероприятий, приказов, распределения полномочий, правовых норм и пр. Неформальная структура неподвластна приказам и распоряжениям. Она возникает на основе взаимоотношений членов коллектива, единства или противоречий их взглядов, интересов, целей и является отражением межличностных отношений в рамках формальной структуры.

2) Механистические и органические структуры управления.

Механистическая структура характеризуется большой сложностью, большим числом подразделений по горизонтали; высокой степенью формализации; ограниченной информационной сетью. Она выступает как жесткая иерархия или пирамида управления. Механистические структуры еще называют бюрократическими. Более полувека она объединяла в себе распространенные организационные структуры: функциональные ФС, линейные ЛС, линейно-штабные ЛШС, дивизиональные ДС.

ЛС, в которой все элементы находятся на прямой линии подчинения, от верхнего уровня до самого нижнего (р. 3). Каждый уровень управления подчиняется вышестоящему. Она эффективна в малых фирмах и имеет две разновидности или формы: плоскую и многоуровневую.

Функциональная структура (р. 4)

Появилась в результате разделения управления на элементы (отделы), каждый из которых имеет свою задачу с учетом цели фирмы и выполняет определенную функцию. В зависимости от вида организации (производственная, учебная, торговая и др.) функциональные отделы могут быть различными по содержанию.

Рисунок 4 - Функциональная организационная структура управления.

Дивизиональная структура применяется в крупных фирмах, деление фирмы на отделы происходит по трем другим признакам: по продукту, группам покупателей и географическим регионам. Эти отделы действуют как почти самостоятельные организации и подчиняются только центральному органу управления или родительской (головной) фирме.

Организационные структуры, ориентированные на потребителя, состоят из подразделений, работающих на определенную категорию потребителей. Такие структуры имеют почти все крупные фирмы, коммерческие банки, многие торговые организаций и учебные заведения.

Создание региональных дивизиональных структур, так же обусловлено ростом фирмы, распространением ее влияния на обширные территории внутри страны и за рубежом. Практически все транснациональные компании включают региональные подразделения как большие, так и малые, имеющие определенную самостоятельность.

Органическая структура, более простая, имеет широкую информационную сеть, менее формализована. Управление в ней децентрализовано. Она является гибкой, адаптивной формой управления. Характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовых уровнях.

Матричная структура представляет собой комбинацию двух видов разделения: по функциям и по продукту. Полученная схема имеет вид матрицы (решетки), состоящей из клеток (рис. 6)

.Двойное подчинение: руководителю отдела (функциональная линия) и руководителю проекта (менеджеру по проекту), который отвечает за интеграцию всех видов деятельности по проекту, за стратегию проекта и за результаты работы. В его распоряжение передаются финансовые ресурсы. Руководитель отдела принимает участие в организации работы, контролирует ход работы, сроки и осуществляет реализацию или продажу продукта.

Процесс проектирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.044 с.)