Способы кординации хозяйственной жизни: традиционна, рыночная, командная. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы кординации хозяйственной жизни: традиционна, рыночная, командная.



Первый тип экономической системы – традиционная система хозяйствования. Она была характерна для первобытнообщинного, феодального, рабовладельческого способа производства. Экономической формой производства для традиционной системы было натуральное хозяйство. Традиционная система существует и сейчас в развитых странах.

Признаки традиционной системы:

- обособленность и замкнутость хозяйственных единиц;

- между производством и потреблением существует непосредственная связь – кто производит, тот и потребляет;

- неразвитая техника и технология, передающаяся из поколения в поколение;

- повторение процесса производства происходит в постоянных, не изменяющихся, размерах.

Чистое натуральное хозяйство встречается очень редко. Таким образом, вопрос «Что производить?» в традиционной системерешается на основе привычек и обычаев. Это очень ограниченный круг товаров и услуг. «Как производить?» – на основе слаборазвитой техники и технологии. «Для кого производить?» – для всех членов данного коллектива поровну, часто с учетом потребностей каждого из них. «Сколько производить?» Этот вопрос определяется естественными условиями производства и потребления. Адаптация к изменениям – очень длительный процесс.

2. В рыночном хозяйстве вопрос «Что производить?» решается на основе потребительского выбора. Производитель решает, что производить на основе спроса потребителя. Поскольку цель рыночного хозяйства – прибыль, то вопрос «Как производить?» решается на основе интенсивных технологий. Это дает возможность предпринимателю произвести более дешевый товар и получить прибыль. Каждый предприниматель стремится произвести товар так, чтобы затраты на его производство были меньшими и, продавая этот товар по рыночной цене, он мог бы получить больше прибыли. Таким образом стимулируется применение научно-технического прогресса. Вопрос « Д ля кого производить?» – для тех, кто больше заплатит. Вопрос «Сколько производить?» – спрос определяет количество производимой продукции. Адаптация быстрая, поскольку конкурентная борьба заставляет каждого приспосабливаться к изменениям в науке и технике.

3. Командная экономика еще сохраняется в некоторых странах. Вопрос «Что производить?» решается на основе плановых заданий. Вопрос «Как производить?» решается на основепреимущественноэкстенсивного производства, то есть постепенного вовлечения новых ресурсов, новых работников. Однако рост производства может быть обеспечен и за счет более эффективного использования тех же ресурсов, без вовлечения новых.

«Сколько производить?» – соответственно нормативам, выработанным государственным планом. «Для кого?» –практически уравнительное распределение. И адаптация к изменениям – очень длительный процесс, так как предприятиям это не было необходимо: цены были фиксированными и возможность получить больше прибыли, используя новейшие достижения, была мизерной, так как излишки отдавались государству.

 

Рынок: понятие, функции, основные черты.

Рынок – более узкая категория, касающаяся только сферы обмена. Это отношения между людьми по поводу купли-продажи.

Существует очень много определений рынка:

1. Это отношения между товаропроизводителями по поводу купли-продажи.

2. Это система связей между обособленными товаропроизводителями по поводу купли-продажи.

3. Упорядоченная структура, посредством которой взаимодействуют продавцы и покупатели, чтобы определить цену и количество.

4. Такая организация хозяйства, при которой индивидуальные производители взаимодействуют посредством обмена с целью решения трех основных экономических проблем: что? как? и для кого производить?

Первая функция – информационная: именно на рынке предприниматели узнают о спросе, новых достижениях в своей отрасли, а потребители о ценах, о видах производимой продукции.

Вторая функция – стимулирующая. Рынок заставляет предпринимателей снижать затраты на производство, использовать достижения научно-технического прогресса, улучшать организацию производства с тем, чтобы снизить цену на свою продукцию и получить больший доход, опередив конкурентов.

Третья функция – регулирующая. Перелив капиталов из одной отрасли в другую дает возможность для изменения пропорций общественного производства, для оптимального соотношения между сферами и отраслями производства.

Четвертая функция – воспроизводственная. На рынке работник приобретает все необходимые предметы потребления, которые служат его воспроизводству как работника и как человека.

Основные черты:

– рынок предполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничивается;
– рынок предполагает полную свободу в перемещении материальных, финансовых и людских ресурсов;
– рынок предполагает наличие товарной массы. Нельзя говорить о рынке, не имея товара. И напротив, чем больше товарная масса количественно и качественно по ассортименту, тем более развит и рынок;
– рынок предполагает наличие развитой и устойчивой денежной системы.
– рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, соответственно, свободу договоров и сделок.
– при всей его стихийности рынок подчиняется действию законов, и прежде всего действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения;
– рынок предполагает полную материальную ответственность своих участников за результаты своей деятельности;

– рынок предполагает вольные цены или, как их называют чаще, - свободные рыночные цены равновесия;
– рынок предполагает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни;
– рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, которая повышает его эффективность;
– рынок предполагает открытость экономики перед мировым хозяйством, положение, при котором региональный рынок выступает, как часть национального рынка, а национальный - как часть мирового;

 

Конкуренция: сущность, формы и методы конкурентной борьбы.

Конкуренция – это форма экономического соперничества между предпринимателями. Она направлена на завоевание ведущего положения на рынке и на получение максимальной прибыли. Конкуренты действуют в своих интересах.

Положительные стороны состоят в следующем:

1. Конкуренция способствует снижению затрат на производство товара, а следовательно, и цен на товар.

2. Увеличивается количество предлагаемых товаров, и появляются новые товары.

3. Каждый конкурент стремится использовать достижения науки для того, чтобы опередить соперника.

4. Капиталы переливаются в другие, более прибыльные, отрасли, и структура производства становится оптимальной.

Отрицательные стороны:

1. Субъекты экономики получают различные по величине доходы. То есть происходит дифференциация доходов.

2. Появляются предприятия-банкроты, которые уже не могут существовать. И тогда увольняют работающих на них людей.

3. Часто предприниматели используют нечестные методы конкурентной борьбы.

Различают множество видов конкурентной борьбы. Во-первых, это внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.

Различают конкуренцию отдельных территорий, конкуренцию между потребителями, конкуренцию между производителями, конкуренцию секторов экономики.

Существуют различные методы конкурентной борьбы: ценовые и неценовые. При ценовой конкуренции производители стараются повышать или понижать цены в зависимости от того, кто покупает товар, в каком месте покупают товар, какого качества этот товар. При неценовой конкуренции производители:

- улучшают качество товара;

- доставляют товар покупателю;

- используют рекламу, упаковку для того, чтобы товар быстрее купили;

- продают товар в рассрочку, то есть покупатель расплачивается за товар частями через определенное время.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.214 (0.006 с.)