Виды толкования права по субъектам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды толкования права по субъектам.



2 основных вида: официальное и неофициальное.

1. Официальное толкование дается специально уполномоченными на это государственными органами и является обязательным в процессе правоприменения толкуемых норм права. Оно делится на нормативное и казуальное. Нормативное толкование является обязательным для всех случаев применения толкуемой нормы, его главная задача – добиться единообразного понимания норм права и единства в практике их применения. Нормативное толкование бывает аутентичным (осуществляется тем же органом, который издал нормативный акт) и легальным (осуществляется специально уполномоченным органом, не издававшим акт – КС, ВС). Казуальное толкование дается в процессе рассмотрения конкретного дела и является обязательным только по отношению к этому делу, например, толкование судьи в судебном разбирательстве.

2. Неофициальное толкование дается негосударственными организациями и частными лицами и не имеет юридической силы. Бывает обыденным (осуществляется лицами, не имеющими специальных юридических знаний, в обыденной жизни), профессиональным (осуществляется специалистами в юридической сфере: адвокатами, следователями), доктринальным (научным) – осуществляется юристами-учеными, имеет особую форму в виде комментариев к действующему законодательству, научных статей, монографий.

 

Юридические коллизии: понятие, виды.

Юридические коллизии – противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и толкования норм права. Коллизии определяются не только как противоречие между нпа, но и шире – как конфликт между различными субъектами права по поводу их реализации. Юридические коллизии – негативное явление, которое снижает эффективность правового регулирования, отрицательно сказывается на состоянии законности и правопорядка, правосознании.

Причины: 1. Противоречивость и динамизм самих общественных отношений. 2. Принятие новых нпа для регулирования изменившихся, новых общественных отношений без отмены прежних. 3. Ошибки в правотворчестве, слабая координация нормотворческой деятельности, несвоевременная систематизация нормативных актов. 4. Выход за рамки своих полномочий.

Виды: 1. Между нормами права: расхождение во времени (темпоральные), в иерархии (несогласование норм разной юридический силы), в содержании (между общими и специальными нормами).

2. Между нормативно-правовыми актами: конституцией и др.законами; законами и подзаконными актами; ФЗ и законами субъектов.

3. В компетенции: споры о компетенции или отдельных полномочиях гос.органов и должностных лиц.

4. Коллизии правоприменения.

5. Коллизии между актами толкования.

6. Между национальным и международным правом.

7. Между национальным и иностранным правом.

К способам предотвращения возникновения коллизий относят предварительные экспертизы нпа, повышение уровня юр.техники, своевременная систематизация, а также действия субъектов строго в рамках своей компетенции.

Процедура разрешения коллизий: правотворчество: принятие нового акта, отмена старого, внесение изменений в действующие акты; систематизация нпа; согласительные процедуры; толкование права и др.

 

Пробелы в праве: понятие, способы преодоления.

Пробел в праве – отсутствие или неполнота правовых норм, необходимых для регулирования общественных отношений. Пробелы возникают по следующим причинам: 1) субъективные: законодатель не смог охватить формулировками нпа все жизненные ситуации, требующие правового регулирования; недостатки юр.техники. 2) объективные: постоянное развитие отношений, появление новых отношений и запаздывание принятия норм для их регулирования.

Полностью устранить пробел в праве можно только при помощи правотворчества, в результате которого будет принята нужна норма, однако иногда необходимо оперативно решить проблему, т.к.правоприменительные органы не могут отказаться от решения конкретного дела по причине неполноты или неясности законодательства, поэтому существует институт аналогии. Он предусматривает 2 способа преодоления пробелов.

1. Аналогия закона – решение юридического дела на основе нормы права, регулирующей сходные с рассматриваемыми отношениями. В этом случае отсутствует норма права, регулирующая конкретный случай, но есть другая норма, которая действует в отношении сходных случаев. Иногда необходимость применения аналогии закона даже указывается в тексте нпа.

2. Аналогия права – решение юридического дела на основе принципов права. Аналогия права возможна тогда, когда нельзя применить аналогию закона (нет нормы, регулирующей сходный случай). В таком случае вступают в действие принципы права, в которых заключается дух и смысл права.

Институт аналогии ограничен в применении. В УП и АП аналогия не допускается, т.к.действует принцип «нет запрещенной нормы – нет и правонарушения». Аналогия не ликвидирует пробел.

 

Стадия принятия решения в процессе применения права.

Принятие решения по делу – завершающая стадия применения права (первые две были подготовительными). Принимается решение и выносится правоприменительный акт, обязательный для исполнения. Именно на этой стадии решается судьба дела. Происходит фиксирование в необходимой процессуальной форме следствий, вытекающих из юридической квалификации установленных фактических обстоятельств, определяется порядок реализации субъективных прав и юридических обязанностей сторон правоотношения.

 

65. Акты применения права: содержание, структура, виды.

Правоприменительный акт – официальное решение компетентного органа или должностного лица, адресованное конкретным лицам и обязательное для исполнения. Как и нпа, правоприменительный акт является правовым, поэтому они имеют схожие признаки:

1. исходят от компетентных органов. 2. Носят государственно-властный характер. 3. Имеют определенную форму, установленную законом.

Отличия: 1. Правоприменительные акты всегда носят индивидуальный характер, распространяются на конкретный случай. 2. Они не содержат норм права. 3. Всегда влекут юридические последствия, т.е.сами являются юр.фактами. 4. Они не являются источником (формой) права и рассчитаны только на однократное применение.

Структура: 1. Вводная часть – наименования, название органа, дата, место принятия.

2. Описательная часть – указание на установленные фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела.

3. Мотивировочная часть – анализ собранных доказательств, юридическая квалификация дела.

4. Заключительная – подпись, печать и прочие реквизиты.

Виды актов применения права:

1. По субъектам: акты гос.органов, муниципальных органов, субъектов управленческих органов различных организаций.

2. По наименованию акта: указы, протоколы, решения, приговоры, постановления.

3. По характеру: материальные, процессуальные.

4. По функциям права: регулятивные – направлены на реализацию содержащихся в нормах права предписаний в связи с нормальной реализацией субъектами правоотношений своих прав и обязанностей (приказ о назначении работника на должность), охранительные – издаются в связи с совершенными правонарушениями или для предотвращения таковых, направлены на охрану правопорядка (постановление о привлечении в качестве обвиняемого).

5. По юридической природе: основные (приговор суда), вспомогательные (определение о назначении предварительного слушания).

6. По форме выражения: письменные, устные (приказ командира), конклюдентные (действия, жесты – гаишник).

7. По отраслевому признаку: административно-правовые, уголовно-правовые.

8. По характеру решения: обязывающие – устанавливающие обязанность стороны правоотношения, управмочивающие – устанавливающие субъективные права стороны правоотношения.

9. По времени действия: однократные, длительные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.009 с.)