![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Качественное различие инновационного и традиционного обученияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Поскольку педагогическая деятельность (педагогическая практика) - это гуманитарная человеческая практика, то, следовательно, способ образования самой практики (деятельности) и может служить основанием для различения практик. Главным слагаемым в любом способе деятельности являются его целеполагание и формообразование [7]. Общеобразовательная школа с ее традиционной педагогической практикой является государственным учреждением, поэтому цели обучения и воспитания перед педагогами и детьми ставит государство в лице министерства образования. Это означает, что школе предписано сформировать "полезного человека-функцию", и для этого ей вменяются вполне определенные учебные планы, программы, а также формы и методы работы. Сказанное относится и к педпроцессу в вузах. В любом государственном учебном заведении нормы и формы педагогической деятельности, как отмечает Г.Н. Прозументова, стандартизированы. На рисунке это выглядит следующим образом (см. рис. 4).
Рис. 4. Зависимость массовой школы от госзаказа. Инновационная педагогическая деятельность возникает в ситуации дифференциации социума на государство и общество, а также дифференциации самого общества на группы, слои и т.д. Это и обусловливает появление у разных людей разных представлений о том, какими должны быть пути и формы развития личности, какими методами следует обучать и воспитывать, а главное, какие при этом достигаются цели. Все эти общественные запросы вызывают к жизни педагогические инновационные практики, которые ориентированы не на выполнение госзаказа, а на разработку новых идей, новых норм развития и форм педагогической практики. Источником инновационных изменений педагогической практики государственных учебных заведений являются идеи личностного и общественного развития. Поэтому инновационные практики - это всегда авторские, персонифицированные школы (см. рис. 5.).
Рис. 5. Различия инновационной и традиционной педагогических практик
Итак, различие в целе- и формообразовании традиционной и инновационной практик обнаруживается как: · различие источников возникновения целей и форм; · различие в природе нормативности; · различие форм социальной деятельности. Различие между традиционной и инновационной практиками оказывается еще более заметным, если представить их как разные педагогические системы. Педагогическая система - это особая форма совместной деятельности педагогов и учеников в рамках педагогической практики. Массовая педагогическая практика имеет черты традиционной системы. Традиционным называют общество, которое существует за счет воспроизводства (традирования) определенных форм жизни, норм, традиций, идеалов. При этом дети и взрослые учатся на опыте предшествующих поколений, осваивают и воспроизводят их способы отношения к миру. Педагогическая система, ориентированная на передачу опыта предшествующих поколений, образцов, норм, традиций, будет называться традиционной педагогической системой. В государственной школе и учитель, и его воспитанник отстранены, отчуждены от выработки целей и форм совместной деятельности, а значит, они вынуждены осваивать те педагогические формы, которые специализированы на передаче норм, образцов, традиций (урок). Как отмечает Г.Н. Прозументова, педагог и его воспитанник в этом случае оказываются в иерархических связях: учитель разъясняет, требует, контролирует и оценивает, ученик - слушает, выполняет, воспроизводит, подчиняется.
Традиционная система характеризуется, определенным типом соорганизации: функционально-иерархической зависимостью участников совместной деятельности (= с.д.). Такая педсистема стабильна, упорядочена, внеличностна и исключает субъектное развитие участников учебно-воспитательного процесса. По сути своей традиционная система - формально-функциональная, т.к. нацелена на решение определенного класса задач: воспитать приобретающего и воспроизводящего информацию человека (человека-функцию, человека технократического). Поскольку традиционная система внесубъектна, то она и нерефлектируема изнутри, что не только блокирует внутренние механизмы развития, целе- и формообразования, но и способствует мифологизации педагогической системы. Как только меняется общественное развитие и у субъектов появляются возможности осуществить свои личностные смыслы, так появляются инновационные педагогические системы. Не только обучаемые, но и преподаватели в этом случае озабочены тем, чтобы обрести новые формы и смыслы собственного развития, причем не только на материале прошлого, но и на материале настоящего. Эти субъектно-субъектные отношения гуманизируют педпроцесс во всех его частях. Доминантой инновационного обучения является гуманизация мышления и действий педагога и обучаемого: она проявляется в ином, чем прежде, подходе к учебному материалу; она меняет стиль общения педагога и воспитанника в сторону диалога и сотрудничества; она изменяет личность и учителя, и ученика, меняет мотивацию учения последнего и психолого-педагогическую культуру первого (см. рис. 6).
Рис. 6. Направление процесса гуманизации обучения инновационного типа
Инновационных педагогических систем сейчас существует много, но все они имеют общий знаменатель: вовлеченность субъектов в целеобразование; исследовательская, проектная деятельность педагогов и их воспитанников; индивидуализация функций и субъектов совместной деятельности; появление новых диалоговых форм и оформление инновационных педагогических практик как саморазвивающихся педагогических систем (см. рис. 7).
Рис. 7. Различие уровней между традиционными и инновационными практиками на уровне педагогических систем
Отношения между субъектами в инновационной педагогической системе развиваются по горизонтали, то есть, осуществляются как партнерство, как система взаимодополнительных связей. Отношения в традиционной педагогической системе оформляются как авторитарные, поскольку цель системы - создать педагогические ситуации подчинения и приучения учеников, приспособить учеников к системе (см. рис. 8).
Рис. 8. Различие между традиционными и инновационными практиками на уровне педагогической деятельности
Таким образом, между инновационной и традиционной педагогическими практиками имеется кардинальное различие по трем диагностическим признакам: · по способам целеобразования; · по типам педагогической деятельности; · по способам связи участников совместной деятельности (см. рис. 9). На рисунке 5 показано, что инновационная школа находится под влиянием госзаказа, даже если она пространственно отделилась от общеобразовательной школы. Поэтому инновационные практики - это всегда практики перехода, движения от исполнения госзаказа к смысло- и целепорождению, переход от авторитаризма к партнерству, переход от функционально-иерархических связей к взаимодополнительным. Изменение системных оснований практики и особенности субъектов практики порождают столкновение традиций и инноваций. Следовательно, любая инновационная практика существует как проблемно-семантическое поле и оформляется в систему через интеграцию директивно задаваемых целей и возникающих у субъектов идей развития. Эта проблемность и интеграция и характеризуют особенности инновационной практики.
Традиция и Инновация
авторитаризм лидерство, партнерство
функциональная взаимная иерархизация дополнительность
отношение с целью
тип педагогической деятельности
Рис. 9. Различие между традиционными и инновационными практиками по диагностическим признакам
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.117.172 (0.007 с.) |