Тема 9. Светочувствительные материалы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Светочувствительные материалы.



Классификация фотопленок по предназначению, спектральной чувствительности и светочувствительности. Основные характеристики негативных фотопленок: коэффициент контрастности, минимальный полезный градиент, светочувствительность, фотографическая широта, разрешающая способность. Сенситометрические испытания светочувствительных материалов. Характеристическая кривая. Сенситометрические системы различных стран: ГОСТ, ISO. ASA. DIN. Шайнер и т. п. Негативные черно-белые фотопленки с различной спектральной чувствительностью: «Изоорто», «Панхром» и «Изопанхром». Лабораторная работа со светочувствительными материалами.

Тема 10. Специальные ч/б фотопленки.

«Микрат», «МЗ», «Позитив». Черно-белая обратимая фотопленка «0Ч» для съемки слайдов. Пленки для съемок в невидимых лучах спектра: для инфракрасной, ультрафиолетовой и рентгеновской съемок. Лабораторная работа со специальными фотопленками.

Тема 11. Обработка светочувствительных материалов.

Наиболее распространенные химические реактивы. Правила составления. Правила составления фотографических растворов. Лабораторная работа по обработке светочувствительных материалов.

Тема 12. Мелкозернистые ч/б негативные проявители.

Рецептура и приготовление общепринятых любителями мелкозернистых проявителей для проявки негативной фотопленки: «Д-76», «Агфа 12», «Атомаль», «Н-1». Особые случаи проявки: исправление недостатков экспозиции, повышение чувствительности или контраста изображения, работа в нестандартных температурных режимах. Лабораторная работа по составлению ч\б негативных проявителей.

Тема 13. Фиксирующие растворы.

Рецептура и составление фиксирующих растворов. Фиксажи обычные, кислые, кислые дубящие. Лабораторная работа по составлению фиксажей.

Тема 14. Специальные ускоренные процессы обработки.

Проявление совмещенное с одновременным фиксированием. Лабораторная работа по совмещенной обработке пленки.

Тема 15. Дополнительная обработка негативов.

Рецептура и приготовление растворов усиливающих или ослабляющих фотографическое изображение. Лабораторная работа по усилению и ослаблению негативов.

Тема 16. Позитивный процесс.

Контактная и проекционная печать. Оборудование фотолаборатории: увеличители и проекционные рамки, станки для контактной печати. Лабораторная работа по печати фотографии.

Тема 17. Фотографические черно-белые бумаги.

Ассортимент фотобумаг по контрасту, эмульсии, подложке, структуре поверхности и формату. Лабораторная работа с различными типами фотобумаги.

Тема 18. Рецептура и составление ч/б позитивных проявителей.

Рецептура и составление проявителей в зависимости от температуры, скорости проявления, тона и контрасту. Лабораторная работа с позитивными проявителями.

Тема 19. Рецептура и составление ч/б позитивных фиксажей.

Стоп-ванна. Роль промывки отпечатков. Лабораторная работа по фиксированию позитивов.

Тема 20. Сохраняемость фотографических растворов.

Нормы расхода растворов в зависимости от количества обработанных материалов. Подкрепляющие добавки к растворам. Лабораторная работа с фоторастворами.

Тема 21. Дополнительная обработка ч/б отпечатков.

Рецептура и составление вирирующих растворов. Практическая работа по вирированию ч\б отпечатков.

Тема 22. Особые случаи проекционной фотопечати.

Применение сеток, масок, затенителей при фотопечати. Многократная экспозиция. Метод мокрого маскирования в позитиве. Лабораторная работа по применению сеток и масок при фотопечати.

Тема 23. Роль освещения в создании фотографического изображения.

Творческая и техническая задача в передаче драматургии и эффекта освещения. Распределение света и тени в создании эффекта освещения, в работе над объемом и фактурой снимаемого объекта. Осветительная аппаратура для павильонной съемки. Приборы направленного и рассеянного света: «КПЛ-10», «КПЛ-15», зонтики и т. д. Основные виды света при съемке портрета в павильоне: рисующий, контровой, моделирующий, фоновой и эффектный. Практическая работа в фотопавильоне над созданием эффектов освещения.

Источники света импульсного освещения. Встроенные в камеру и дополнительные лампы-вспышки. Способы синхронизации работы нескольких ламп-вспышек. Практическая работа с лампами-вспышками.

Дополнительные аксессуары для работы со светом. Тубусы и шторки для ограничения светового потока. Сетки и затенители, тенты и отражатели. Практическая работа в фотопавильоне с приспособлениями к осветительным приборам.

Тема 24. Съемки портретов и интерьеров при различном освещении.

Съемка портрета на натуре при естественном освещении. Сочетание естественного света с дополнительной подсветкой. Баланс источников света и расчет экспозиции. Съемка интерьеров при естественном освещении, а также с искусственной подсветкой. Особые случаи фотосъемок с искусственной подсветкой в условиях производства, средствах транспорта и т. п. Практическая работа по съемкам в различных условиях освещения.

Тема 25. Особенности макросъемки объектов в масштабах от 1:10 до 1:1.

Удлинительные кольца и насадочные линзы. Коррекция выдержки в зависимости от масштаба изображения. Практическая работа по макросъемкам.

Тема 26. Знакомство с цветной фотографией.

Спектральная чувствительность цветных многослойных пленок. Выбор условий съемки для соответствующей цветной пленки. Съемка цветных слайдов. Процесс обработки «С-41». Практическая работа по съемкам цветных фотографий.

Тема 27. Знакомство с цифровой фотографией.

Устройство цифровых камер и роль компьютера в создании и коррекции фотоизображения. Практическая работа: устройство цветной фотокамеры.

Тема 28. Итоговое занятие.

Фотовыставка. Защита творческих работ.


Методическое обеспечение программы

Год обучения: 1 год

№ п/п Название темы (базовые разделы) Форма проведения занятий Методы и приемы проведения занятий Дидакти-ческие материалы, техническая оснащенность Форма подведения итогов
1. Техника безопасности. Вводное занятие Организация деятельности – групповая. Беседа. Инструктаж по ТБ. Словесный, наглядный Инструкция по технике безопасности. Инструменты, приспособления, материалы. Образцы готовых изделий Обсуждение, ответы на вопросы
2. Устройство фотоаппарата. Организация деятельности – групповая. Объяснение. Демонстрация наглядных пособий Словесный, наглядный, практический Фотоаппарат, схема устройства фотоаппарата, специальная литература Обсуждение, ответы на вопросы
3. Оборудование для фотопечати Организация деятельности – групповая. Лекция-беседа. Практическая работа Словесной, наглядный, практический Лабораторное оборудование. Инструменты. Образцы готовых изделий, специальная литература Обсуждение, опрос
4. Разновидности фотосъемки. Организация деятельности – групповая. Объяснение. Практическая работа Словесный, наглядный, практический Образцы фотографий, публикации в периодике Устный опрос
5. Искусственное освещение. Организация деятельности – групповая. Лекция-беседа Практическая работа Словесный, наглядный, практический Осветительные приборы Самостоятельная работа
6. Светочувствительные фотоматериалы. Организация деятельности – групповая, индивидуальная. Объяснение. Практическая работа Словесный, наглядный, практический Материалы, аппаратура Опрос, контрольное занятие
7. Фото на документы. Организация деятельности – групповая, индивидуальная. Комбинированное занятие. Словесный, наглядный, практический Образцы фотографий Обсуждение, ответы на вопросы
8. Техника съемки движущихся объектов. Организация деятельности – групповая, индивидуальная. Объяснение. Практическая работа Словесный, наглядный, практический Инструменты, приспособления, материалы. Специальная литература Анализ практических работ
9. Оценка готового негатива. Организация деятельности – групповая. Объяснение. Лабораторная работа Словесный, наглядный Материалы, инструменты Ответы на вопросы
10. Техническая ретушь. Организация деятельности – групповая. Лекция, практическая работа Репродуктивный, словесный, практический Материалы, инструменты. Специальная литература Самоанализ, ответы на вопросы
11. Разновидности фотомонтажа. Организация деятельности – групповая, индивидуальная. Объяснение. Творческое задание. Словесный, наглядный, практический Наглядные пособия, фотоаппаратура, компьютер. Специальная литература Демонстрация работ учащихся, обсуждение

Год обучения: 2 год

№ п/п Название темы (базовые разделы) Форма проведения занятий Методы и приемы проведения занятий Дидакти-ческие материалы, техническая оснащенность Форма подведения итогов
1. Техника безопасности. Вводное занятие Организация деятельности – групповая. Беседа. Инструктаж по ТБ. Словесный, наглядный Инструкция по технике безопасности. Инструменты, приспособления, материалы. Образцы готовых изделий Обсуждение, ответы на вопросы
2. Фотографическая оптика. Организация деятельности – групповая. Объяснение. Демонстрация наглядных пособий Словесный, наглядный Демонстративный материал, схемы Обсуждение, устный опрос
3. Виды объективов. Организация деятельности – групповая. Объяснение. Демонстрация наглядных пособий Словесной, наглядный Схемы, приборы Обсуждение, ответы на вопросы
4. Дополнительные аксессуары Организация деятельности – групповая, индивидуальная. Лекция. Практическое занятие Словесный, наглядный, практический Инструменты, приспособления, материалы Зачёт. Взаимоконтроль
5. Специальные ч/б фотопленки. Организация деятельности – групповая, индивидуальная. Лабораторная работа. Словесный, наглядный, практический Инструменты, приспособления, материалы, Специальная литература Самоанализ, анализ работ учащихся
6. Фиксирующие растворы. Организация деятельности – групповая, индивидуальная. Объяснение. Лабораторная работа Словесный, наглядный, практический Инструменты, приспособления, материалы, специальная литература Анализ работ обучающихся, самоанализ
7. Сохраняемость фотографических растворов. Организация деятельности – групповая, индивидуальная. Объяснение. Лабораторная работа Словесный, наглядный, практический Инструменты, приспособления, материалы Анализ работ обучающихся, самоконтроль
8. Знакомство с цифровой фотографией. Организация деятельности – групповая, индивидуальная. Лекция. Практическая работа Словесный, наглядный, практический, репродуктивный Компьютер, цифровой фотоаппарат, схемы Анализ работ обучающихся

Год обучения: 3 год

№ п/п Название темы (базовые разделы) Форма проведения занятий Методы и приемы проведения занятий Дидакти-ческие материалы, техническая оснащенность Форма подведения итогов
1. Вводное занятие. Общие правила работы в студии Организация деятельности – групповая. Беседа. Словесный, наглядный Перечень правил работы в студии Обсуждение, устный опрос
2. Типы и различные условия съёмки пейзажа Организация деятельности – групповая. Лекция. Демонстрация готовых фотографий. Практическая работа Словесной, наглядный, практический Фотографии, аксессуары для съёмки пейзажа Обсуждение, ответы на вопросы
3. Съёмка интерьеров Организация деятельности – групповая. Лекция. Практическое занятие Словесный, наглядный, практический Инструменты, приспособления Устный опрос
4. Репортаж Организация деятельности – групповая, индивидуальная. Комбинированное занятие. Словесный, наглядный, практический Инструменты, приспособления, материалы, специальная литература Обсуждение, ответы на вопросы
5. Съёмка спорта Организация деятельности – групповая. Объяснение. Практическая работа Словесный, наглядный, практический Инструменты, приспособления, материалы, специальная литература Анализ практических работ, самоанализ
6. Театральная съёмка, балет, цирк Организация деятельности – групповая, индивидуальная. Объяснение. Творческие задания. Практическая работа Словесный, наглядный, практический, репродуктивный Инструменты, приспособления, материалы, специальная литература Анализ работ обучающихся, самоконтроль,
7. Репродуцирование Организация деятельности – групповая, индивидуальная. Объяснение. Практическая работа Словесный, наглядный, практический, репродуктивный Наглядные пособия; инструменты, приспособления, материалы, Анализ работ обучающихся

Материально-техническое оснащение занятий

Для успешной реализации программы необходимо:

· фотоаппараты узкопленочные – 3 шт.;

· негативный материал (на год 200 м фотопленки);

· фотоэкспонометры – 2шт.;

· фотоувеличители – 5 шт.;

· рамки для печати – 5 шт.;

· кюветы различного размера для позитивного процесса – 10 шт.;

· фотобачки для негативного процесса – 5 шт.;

· фотобумага на год – (18х24 – нормальная – 100 листов – 10 пачек, 24х30 – нормальная – 100 листов – 5 пачек.

· набор фотохимии;

· салон для съемки, осветительные приборы: 250 Вт – 2шт, 200 Вт – 2 шт.;

· лабораторная комната для негативного процесса;

· лабораторная комната для позитивного процесса;

· светофильтры для лабораторного освещения;

· светонепроницаемые шкафы для хранения фотоматериалов.

 


Литература

 

Литература для педагога

1. Грегори Р. Разумный глаз. – Мир, 1980.

2. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. – Высшая школа, 1988.

3. Журба Ю.И. Краткий справочник по фотоматериалам. – Искусство, 1995.

4. Иофис Е.А. Фотокинотехника. – Советская энциклопедия, 1981.

5. Крупнов Р.А. Для вас, фотолюбители. – М., 1988.

6. Меледин А.Б., Журба Ю.И., Анцев Г.В., Панфилов Н.Д., Меледин М.В., Котляревский Е.Л. Справочник фотографий. – Высшая школа, 1961.

7. Митчелл Э. Фотография. – Мир, 1988.

8. Фомин А.В. Общий курс фотографии. – Л.: Лениздат, 1987.

Литература для обучающихся

1. Волков-Ланнит. Искусство фотопортрета. – Искусство,1987.

2. Головня А.И. С чего начинается фотография. – Знание, 1991.

3. Доренский Л.М. Динамичность фотокадра. – Искусство, 1962.

4. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. – Высшая школа, 1989.

5. Журба Ю.И. Фотолюбителям. – Л.: Лениздат, 1990.

6. Луински Х., Моннус М. Портрет. – Планета.

7. Микулин В.П. 25 уроков фотографии. Искусство, 1975.

8. Микулин В. Портретная съемка. – Госкиниздат, 1948.

9. Микулин В. Пейзажная съемка. – Госкиниздат, 1948.

10. Минкевич В. С фотоаппаратом в мир растений и насекомых. – Искусство, 1957.

11. Минкевич В. Охота с фотоаппаратом. – Искусство, 1963.

12. Никитин В.А. Рассказы о фотографах и фотографиях. – Л.: Лениздат, 1991.

13. Ногин П.А. фотографический объект. – Искусство, 1961.

14. Плужников Б.Ф. Особые приемы в фотографии. – Искусство, 1957.

15. Ресинг Р. Увеличение фотоснимка. – Мир, 1985.

16. Симонов А.Г. Фотосъемка. – Искусство, 1977.

17. Уэйд Дж. Техника пейзажной фотографии. – Мир, 1988.

18. Хеймен Р. Светофильтры. – Мир, 1988.

19. Шеклейн А.В. Фотографический калейдоскоп. – Химия, 1989.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.036 с.)