Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И. Н. Экономика и организация издательского дела: краткий курс, М., 2002.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И. Н. Экономика и организация издательского дела: краткий курс, М., 2002.



Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И. Н. Экономика и организация издательского дела: краткий курс, М., 2002.

 

Оглавление

Введение

--------------------------------------------------------------------------------

1. Издательская деятельность в Российской Федерации

--------------------------------------------------------------------------------

1.1. Книгоиздательская отрасль

--------------------------------------------------------------------------------

1.1.1. Федеральное ведомство

--------------------------------------------------------------------------------

1.1.2. Издательства

--------------------------------------------------------------------------------

1.1.3. Полиграфические предприятия

--------------------------------------------------------------------------------

1.1.4. Предприятия книжной торговли

--------------------------------------------------------------------------------

1.2. Нормативно-правовая база издательской деятельности

--------------------------------------------------------------------------------

1.2.1. Законы и подзаконные акты

--------------------------------------------------------------------------------

1.2.2. Стандарты в издательском деле

--------------------------------------------------------------------------------

1.3. Библиография и статистика книгоиздания

--------------------------------------------------------------------------------

1.3.1. Библиография

--------------------------------------------------------------------------------

1.3.2. Статистика

--------------------------------------------------------------------------------

1.3.3. Информационное и научное обеспечение книжного дела

--------------------------------------------------------------------------------

2. Организация работы издательства

--------------------------------------------------------------------------------

2.1. Структура издательства

--------------------------------------------------------------------------------

2.1.1. Стадии издательской работы и структура издательства

--------------------------------------------------------------------------------

2.1.2. Основные специалисты издательства

--------------------------------------------------------------------------------

2.1.3. Обслуживающие службы

--------------------------------------------------------------------------------

2.2. Обязанности и права издательства

--------------------------------------------------------------------------------

2.2.1. Общие обязанности издательства

--------------------------------------------------------------------------------

2.2.2. Обязательные экземпляры изданий

--------------------------------------------------------------------------------

2.2.3. Выходные сведения

--------------------------------------------------------------------------------

2.2.4. Права издательства

--------------------------------------------------------------------------------

3. Редакционно-издательский процесс

--------------------------------------------------------------------------------

3.1. Сущность и содержание редакционно-издательского процесса

--------------------------------------------------------------------------------

3.1.1. Стадии редакционно-издательского процесса

--------------------------------------------------------------------------------

3.1.2. Требования к построению редакционно-издательского процесса

--------------------------------------------------------------------------------

3.2. Договор с автором

--------------------------------------------------------------------------------

3.2.1. Подбор автора или авторского коллектива

--------------------------------------------------------------------------------

3.2.2. План-проспект издания

--------------------------------------------------------------------------------

3.2.3. Рецензирование

--------------------------------------------------------------------------------

3.2.4. Заключение договора с автором

--------------------------------------------------------------------------------

3.3. Авторский оригинал

--------------------------------------------------------------------------------

3.3.1. Прием издательством произведения автора

--------------------------------------------------------------------------------

3.3.2. Одобрение авторского оригинала

--------------------------------------------------------------------------------

3.4. Редактирование

--------------------------------------------------------------------------------

3.4.1. Работа редактора с текстом

--------------------------------------------------------------------------------

3.4.2. Работа редактора с иллюстративным материалом

--------------------------------------------------------------------------------

3.5. Художественное оформление издания

--------------------------------------------------------------------------------

3.5.1. Художественная структура книги

--------------------------------------------------------------------------------

3.5.2. Дизайн текста

--------------------------------------------------------------------------------

3.5.3. Подготовка иллюстраций

--------------------------------------------------------------------------------

3.5.4. Подготовка обложки

--------------------------------------------------------------------------------

3.5.5. Издательский оригинал

--------------------------------------------------------------------------------

3.5.6. Корректура

--------------------------------------------------------------------------------

4. Работа издательства с автором

--------------------------------------------------------------------------------

4.1. Основные положения авторского договора

--------------------------------------------------------------------------------

4.1.1. Закон 'Об авторском праве и смежных правах'

--------------------------------------------------------------------------------

4.1.2. Охраняемые и неохраняемые произведения

--------------------------------------------------------------------------------

4.1.3. Объекты и субъекты авторского права

--------------------------------------------------------------------------------

4.1.4. Субъективные авторские права

--------------------------------------------------------------------------------

4.2. Авторский договор

--------------------------------------------------------------------------------

4.2.1. Виды авторского договора. Передача исключительных и неисключительных прав

--------------------------------------------------------------------------------

4.2.2. Содержание авторского договора

--------------------------------------------------------------------------------

4.2.3. Нарушение авторского договора

--------------------------------------------------------------------------------

4.3. Издательский портфель

--------------------------------------------------------------------------------

4.3.1. Планирование в издательстве

--------------------------------------------------------------------------------

4.3.2. Издательские портфели

--------------------------------------------------------------------------------

5. Издательская себестоимость

--------------------------------------------------------------------------------

5.1. Прибыль и себестоимость

--------------------------------------------------------------------------------

5.1.1. Прибыль

--------------------------------------------------------------------------------

5.1.2. Себестоимость

--------------------------------------------------------------------------------

5.2. Структура себестоимости издательской продукции

--------------------------------------------------------------------------------

5.2.1. Состав себестоимости издательской продукции

--------------------------------------------------------------------------------

5.2.2. Средняя структура себестоимости издательской продукции

--------------------------------------------------------------------------------

5.3. Факторы, влияющие на себестоимость издательской продукции

--------------------------------------------------------------------------------

5.3.1. Объем и оформление издания

--------------------------------------------------------------------------------

5.3.2. Тираж издания

--------------------------------------------------------------------------------

5.3.3. Маржинальный доход

--------------------------------------------------------------------------------

6. Бумага и переплетные материалы

--------------------------------------------------------------------------------

6.1. Бумага

--------------------------------------------------------------------------------

6.2. Переплетные материалы

--------------------------------------------------------------------------------

7. Печать

--------------------------------------------------------------------------------

7.1. Выбор способа печати

--------------------------------------------------------------------------------

7.2. Виды печати

--------------------------------------------------------------------------------

7.2.1. Высокая печать

--------------------------------------------------------------------------------

7.2.2. Офсетная печать

--------------------------------------------------------------------------------

7.2.3. Глубокая печать

--------------------------------------------------------------------------------

7.3. Контроль качества печати

--------------------------------------------------------------------------------

7.3.1. Требования к качеству полиграфического исполнения

--------------------------------------------------------------------------------

7.3.2. Типовые примеры нарушения качества

--------------------------------------------------------------------------------

7.4. Переплетно-брошюровочные процессы

--------------------------------------------------------------------------------

7.4.1. Издания в обложке

--------------------------------------------------------------------------------

7.4.2. Издания в переплетной крышке

--------------------------------------------------------------------------------

8. Издательский маркетинг

--------------------------------------------------------------------------------

8.1. Маркетинговая деятельность издательства

--------------------------------------------------------------------------------

8.1.1. Цели маркетинговой деятельности издательства

--------------------------------------------------------------------------------

8.1.2. Редактор и маркетинг

--------------------------------------------------------------------------------

8.3. Планирование маркетинга

--------------------------------------------------------------------------------

8.3.1. Разработка плана маркетинга

--------------------------------------------------------------------------------

8.3.2. Бюджет маркетинга

--------------------------------------------------------------------------------

8.4. Изучение спроса на рынке

--------------------------------------------------------------------------------

8.4.1. Сегментирование рынка

--------------------------------------------------------------------------------

8.4.2. Выбор целевых сегментов рынка

--------------------------------------------------------------------------------

8.4.3. Позиционирование книги на рынке

--------------------------------------------------------------------------------

9. Продвижение книг на рынок

--------------------------------------------------------------------------------

9.1. Типовые решения по распространению книг

--------------------------------------------------------------------------------

9.1.1. Возможные схемы прохождения книг от издателя к конечному потребителю

--------------------------------------------------------------------------------

9.1.2. Методы реализации книжной продукции

--------------------------------------------------------------------------------

9.2. Прямой маркетинг

--------------------------------------------------------------------------------

9.2.1. Работа с покупателем напрямую

--------------------------------------------------------------------------------

9.2.2. Книги - почтой

--------------------------------------------------------------------------------

9.2.3. Продажи с помощью средств телекоммуникации

--------------------------------------------------------------------------------

10. Ценообразование

--------------------------------------------------------------------------------

10.1. Отпускная цена издательства

--------------------------------------------------------------------------------

10.1.1. Процесс ценообразования в издательстве

--------------------------------------------------------------------------------

10.1.2. Методы учета затрат

--------------------------------------------------------------------------------

10.1.3. Отпускная цена

--------------------------------------------------------------------------------

10.2. Определение уровня розничных цен

--------------------------------------------------------------------------------

10.2.1. Процесс ценообразования в книготорговом звене

--------------------------------------------------------------------------------

10.2.2. Розничная цена

--------------------------------------------------------------------------------

11. Реклама в издательстве. Информационное обеспечение книжного рынка

--------------------------------------------------------------------------------

11.1. Роль рекламы в издательской деятельности

--------------------------------------------------------------------------------

11.1.1. Формы рекламы книги

--------------------------------------------------------------------------------

11.1.2. Типы рекламных материалов

--------------------------------------------------------------------------------

Темы контрольных работ по курсу 'Экономика и организация издательского дела'

--------------------------------------------------------------------------------

Приложение 1. Пример расчета себестоимости, прибыли и отпускной цены книжного издания

--------------------------------------------------------------------------------

1. Расчет себестоимости, определение номинала, отпускной цены и рентабельности издания

--------------------------------------------------------------------------------

1.1. Характеристика количественных показателей издания и его оформления

--------------------------------------------------------------------------------

1.2. Расчет объема издания

--------------------------------------------------------------------------------

1.3. Расчет себестоимости издания по статьям затрат

--------------------------------------------------------------------------------

1.4. Определение прибыли и отпускной цены

--------------------------------------------------------------------------------

2. Анализ оформления и затрат на издание

--------------------------------------------------------------------------------

Приложение 2. Структура себестоимости и прибыли Интернет-проекта

--------------------------------------------------------------------------------

Прямые расходы

--------------------------------------------------------------------------------

Дополнительные расходы

--------------------------------------------------------------------------------

Косвенные (накладные) расходы

--------------------------------------------------------------------------------

Расходы на поддержку Интернет-проекта

--------------------------------------------------------------------------------

Прибыль

--------------------------------------------------------------------------------

Пример расчета себестоимости и прибыли Интернет-проекта

--------------------------------------------------------------------------------

Прямые расходы

--------------------------------------------------------------------------------

Дополнительные расходы

--------------------------------------------------------------------------------

Расчет себестоимости издания по статьям затрат

--------------------------------------------------------------------------------

Расходы на поддержку Интернет-проекта

--------------------------------------------------------------------------------

Прибыль

--------------------------------------------------------------------------------

 


Введение

Предмет и задачи курса <Экономика и организация издательской деятельности>

Под издательской деятельностью понимается подготовка и выпуск изданий любого вида.

Издания могут быть непериодическими (книги, брошюры, альбомы, плакаты, открытки, буклеты) и периодическими (газеты, журналы, периодические сборники, бюллетени). Предметом курса <Экономика и организация издательской деятельности> является деятельность по подготовке и выпуску непериодических изданий.

Эта дисциплина носит во многом прикладной характер. Ее цель - способствовать формированию у студентов знаний и умений в области современного издательского дела.

Наименование и содержание курса определены утвержденным Министерством образования Российской Федерации в марте 2000 года Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 021500 <Издательское дело и редактирование>.

В основу курса <Экономика и организация издательской деятельности> положен опыт работы предприятий отрасли за более чем десятилетний период развития рыночных отношений в стране.

В настоящее время книгоиздание, как самостоятельная область деятельности, включает в себя многие тысячи издательских, полиграфических и книготорговых организаций, имеющих разнообразную организационно-правовую форму, ведомственную или иную принадлежность и форму собственности. Каждое из них, выполняя свою конкретную функцию, взаимодействует в то же время с другими субъектами книжного дела.

Книжный рынок и его субъекты в России еще не сформировались в каком-либо окончательном виде. Отсюда сложности отбора материала, поскольку он должен быть устоявшимся и общепризнанным.

Основы книгоиздания, стадии, которые должна пройти любая книга, прежде чем она попадет в руки читателя: редакционно-издательская обработка, полиграфическое исполнение и стадия реализации - вот те процессы, которые составляют основу курса <Экономика и организация издательской деятельности>.

Таким образом, курс <Экономика и организация издательской деятельности> включает в себя основные вопросы, знание которых необходимо специалистам для эффективной работы в самых различных областях издательского дела.


Издательская деятельность в Российской Федерации

 

1.1. Книгоиздательская отрасль

Федеральное ведомство

Отрасль книгоиздания, полиграфии и книжной торговли была образована в 1963 году, когда был учрежден Комитет по печати при Совете Министров СССР с целью <реорганизовать сеть центральных и местных издательств и создания вместо них крупных специализированных издательств>. Централизация позволяла упорядочить деятельность издательств, относящихся к различным ведомствам и существенно ужесточить идеологический контроль над ними благодаря введению централизованной системы тематического планирования и координации, при которой контроль над каждой издаваемой в стране книгой стал осуществляться уже на уровне авторской заявки.

С тех пор, вплоть до конца 1990-х годов, ведомство многократно преобразовывалось. Государственный комитет СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли (Госкомиздат СССР), затем Государственный комитет СССР по печати, Министерство печати и информации Российской Федерации (после распада Советского Союза в 1991 году), Государственный Комитет Российской Федерации по печати. И, наконец, в 1999 году было образовано Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Трансформация целей и задач, которые ставились перед федеральным ведомством при очередной его реорганизации, вытекали из конкретной общественно-политической ситуации и отражали в определенной мере степень развитости рыночных отношений в экономике страны.

За время своего существования федеральное ведомство реализовало множество проектов, направленных на развитие отрасли книгоиздания. Прежде всего, это меры по развитию отечественной полиграфии. С 1965 года введены новые полиграфкомбинаты в городах Чехове, Твери (в те годы - Калинин), Можайске, Смоленске, проведена реконструкция ряда центральных и региональных полиграфпредприятий, внедрены офсет и фотонабор, книжные поточные линии. В 1977 году проведена первая Московская международная книжная выставка-ярмарка. Образованы новые издательства <Книга>, <Русский язык>, <Мир>, <Радуга>, <Политехника> (в городе Ленинграде). Введена в действие Ленинградская оптовая книжная база - вторая по мощности после Центральной оптовой книжной базы в Москве. В 1973 году СССР вступил во Всемирную (Женевскую) конвенцию об охране авторских прав, было образовано Всесоюзное агентство по охране авторских прав.

В 1986 году в книгоиздании начался период демократических перемен, в ходе которых издательствам было предоставлено право самостоятельно утверждать тематические планы, началось развитие альтернативных издательских структур, образованы первые коммерческие издательства на кооперативной основе.

Чрезвычайно важным для развития печати стало принятие в 1990 году закона СССР <О печати и других средствах массовой информации>, который декларировал свободу печати и отмену цензуры. Закон предусматривал также возможность учреждения средств массовой информации не только юридическими, но и физическими лицами, достигшими 18 лет. Устанавливалось также, что учреждение носит не разрешительный, а регистрационный характер.

В 1990-х годах в России вместо монопольно-государственной издательской системы стала складываться многоукладная система из издательств различных форм собственности. Уже в 1993 году выпуск книг негосударственными издательствами превысил выпуск книг в государственном секторе. А в 2000 году они выпускали уже 76% книг по количеству названий и 85% по тиражу. В результате сложностей переходного к рынку периода конца 80-х - начала 90-х годов произошел резкий спад книгопроизводства. Рекордное падение объемов выпуска книг в Российской Федерации пришлось на 1992 год, когда выпуск упал на 5,3 тыс. названий и на 300 млн. экземпляров. Выпуск книг достиг нижнего уровня по числу названий и составил 28 716 изданий.

Это период, когда круг вопросов, которыми занимается федеральное ведомство, ведающее вопросами книгоиздания, неуклонно сужается.

Издательства

Под издательством понимается государственное, общественное, кооперативное, акционерное или частное предприятие, осуществляющее подготовку, выпуск и реализацию книг, газет, журналов, нот, плакатов, электронных и комбинированных изданий и других видов продукции. Под издающей организацией - предприятие, учреждение, организация, обладающие правом на издательскую деятельность и ведущие ее главным образом ради собственных нужд.

В 1980 году в СССР выпуском книг занималось немногим более 200 издательств, из которых 163 подчинялись напрямую Госкомиздату СССР. В сентябре 1999 года при образовании Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ему было передано 63 государственных издательства. Всего же в стране к концу 2000 года лицензию на право издательской деятельности получили около 16 тысяч структур различных форм собственности.

Подавляющую часть книг и брошюр выпускают издательства Центрального и Северо-Западного регионов, главным образом Москвы и Санкт-Петербурга. В 2000 году их суммарная доля в общем выпуске книжной продукции составляла по числу названий около 77%, а по тиражу - более 93%. Таким образом, несмотря на резкое увеличение числа издательств в стране, сохраняется их гипертрофированная концентрация в двух центральных регионах. Подобное положение негативно сказывается на обеспечении населения книгами, сдерживает развитие регионального и национального книгоиздания.

За последние годы сохраняется не только тенденция роста общего числа издательств и издающих организаций, но и тенденция концентрации книжного производства в ограниченном числе крупных структур. Сегодня на книжном рынке действует около 50 крупных издательств, выпускающих более 100 названий книг в год. Некоторые из них выпускают более 1 000 названий. Совокупный тираж книг и брошюр, выпущенных в 2000 году пятью издательствами - АСТ, <Дрофа>, <Олма-Пресс>, <Просвещение> и <Эксмо-Пресс> - составил около трети от общего по стране.

В зависимости от выпускаемой литературы, масштабов выпуска, формы собственности и других факторов издательства могут быть классифицированы по различным признакам:

· по видам издаваемой литературы и ее читательскому назначению издательства могут быть универсальными и специализированными. Так, издательство <Республика> (до 1991 года - Политиздат) выпускает общественно-политическую литературу, <Художественная литература> - художественную, <Большая Российская Энциклопедия> - энциклопедическую, ряд научно-технических издательств (<Радио и связь>, Стройиздат, <Транспорт>, <Колос>, Энергоатомиздат и др.) - литературу для соответствующих отраслей экономики. Специализированы и многие негосударственные издательства. Научно-издательский центр <Ладомир>, например, выпускает главным образом научные издания, издательство <ГЭОТАР МЕДИЦИНА> - литературу по медицине, ООО <Издательский дом ИНФРА-М> - специализируется на деловой литературе и так далее. К издательствам, специализированным по читательскому назначению, относятся, например, государственное издательство <Детская литература>, частное издательство <Росмэн>, издательство <Молодая гвардия>;

· по форме собственности издательства могут быть государственными и частными, кооперативными и акционерными, партийными и издательствами общественных организаций, иной, в том числе смешанной собственности;

· по территориальному признаку издательства могут быть местные, национальные, транснациональные. К национальным издательствам относятся такие, как <Просвещение>, <Высшая школа>, <Большая Российская Энциклопедия> и др. К местным - региональные издательства, такие, как Ростовское, Калининградское, Омское книжные издательства, издательства республик: <Магариф> (г. Казань), Калмыцкое книжное издательство (г. Элиста), Мордовское книжное издательство (г. Саранск) и др. В России пока нет издательств, которые действовали бы на транснациональном уровне, как, например, <Бертельсман>, <Мондадори> и иные современные крупные издательские структуры на Западе;

· по масштабу деятельности издательства могут быть крупными, выпускающими свыше 100 книг в год, средними и малыми, выпускающими от нескольких до нескольких десятков книг в год. К числу крупных в России относится около 50 издательств (АСТ, <Олма-Пресс>, <Просвещение>, <Наука> и др.). Остальные - средние и малые;

· по знаковой природе информации выпускаемых изданий издательства можно подразделить на те, что выпускают текстовые книги, нотные издания, картографическую продукцию, издания для слепых и слабовидящих, различные виды электронных изданий и так далее. Например, государственное издательство <Музыка> и частное издательство <Кифара> выпускают нотную продукцию, издательство <Репро> - книги для слепых по системе Брайля, издательское предприятие <АВЕРС> - картографическую продукцию.

Таким образом, система издательств, сложившаяся в Российской Федерации за последние десять лет, обеспечивает выпуск книг и брошюр по всему спектру читательского спроса. Особенно важно, что как государственные, так и негосударственные издательства активно работают в области так называемой социально значимой литературы, ориентированной на информационное обеспечение развития экономики, науки, культуры и образования. За десятилетие развития российского книгоиздания на основе рыночных отношений сложилась современная издательская система, в основе которой лежат принципы свободы слова и демократизации редакционно-издательских процессов, использования рыночных механизмов и внедрения новых информационных технологий. Все это позволяет отечественному книгоизданию активно интегрироваться в мировую издательскую систему, в глобальное информационное пространство.

Полиграфические предприятия

Полиграфическое предприятие - это промышленное предприятие, выполняющее все или некоторые виды полиграфических работ по выпуску печатной продукции.

К концу 1990-х годов в нашей стране насчитывалось около 6 тысяч полиграфических предприятий разного уровня и различной формы собственности. Свыше тысячи из них - предприятия федерального и регионального подчинения, остальные - предприятия различных ведомств и организаций. К ведению Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций отнесены 36 издательско-полиграфических комплексов и 29 полиграфических предприятий. Среди них: Первая Образцовая типография, Полиграфическая фирма <Красный пролетарий>, предприятие <Детская книга> - в Москве; <Печатный двор> имени А. М. Горького, <Техническая книга> - в Санкт-Петербурге; Смоленский, Саратовский, Тверской (детской литературы), Чеховский полиграфические комбинаты. Часть из этих предприятий была приватизирована в 1990-х годах: Можайский, Тверской, Ярославский полиграфкомбинаты, типография им. И. Федорова в Санкт-Петербурге. В целом же полиграфическая промышленность до настоящего времени остается неприватизированной.

Законы и подзаконные акты

Нормативно-правовая база книгоиздания включает в себя законы и подзаконные акты, регулирующие отношения между всеми участниками издательского дела.

Основными из них являются:

Закон Российской Федерации <Об авторском праве и смежных правах> от 9 июля 1993 г. № 2124-1 (в редакции от 19.07.95 г.);

Федеральный закон Российской Федерации <Об обязательном экземпляре документов> от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ;

<Временное положение об издательской деятельности в РСФСР>, утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 17 апреля 1991 г. № 211;

Вопросы компетенции Федерального закона Российской Федерации <О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации> от 1 декабря 1995 г. № 191-ФЗ (за истечением срока действия) решаются Гражданским и Налоговым кодексами.

Издательская деятельность на территории Российской Федерации регулируется <Временным положением об издательской деятельности в РСФСР>. Оно определяет основные понятия, связанные с такого рода деятельностью, порядок образования издательства, его права, обязанности и ответственность.

Временное положение подтверждает недопустимость цензуры, устанавливает, что право на издательскую деятельность принадлежит помимо юридических лиц также гражданам, достигшим 18 лет, фиксирует недопустимость использования издательской деятельности для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, призыва к насильственным свержению и изменению существующего государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, атеистической исключительности или нетерпимости, распространения порнографии, а также в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний.

Запрещается использование издательской деятельности для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинство.

В соответствии с Временным положением издательская деятельность могла осуществляться только после получения лицензии. В дальнейшем вопросы лицензирования получили развитие в законе Российской Федерации <О лицензировании отдельных видов деятельности>, к которым относилась и издательская деятельность. С февраля 2002 года издательская и полиграфическая деятельность исключены из числа лицензируемых видов деятельности.

Законодательство Российской Федерации в области средств массовой информации и книгоиздания в переходный к рынку период обеспечивало не только выживание, но и некоторое развитие отрасли.

Библиография

Библиографией и статистикой книгоиздания в Российской Федерации ведает Российская книжная палата - уникальное научно-библиографическое и книговедческое учреждение, центр государственной библиографии, архивного хранения изданий, статистики печати, международной стандартной нумерации произведений печати, научных исследований в области книжного дела. Книжная палата основана в апреле 1917 года постановлением Временного правительства.

Библиографический и статистический учет выпускаемой на территории Российской Федерации печатной продукции осуществляется на основе регистрации и обработки бесплатного обязательного экземпляра каждого издания, поступающего в Российскую книжную палату от издательств, издающих организаций, полиграфических предприятий всех форм собственности на основе Федерального закона <Об обязательном экземпляре документов> 1994 года.

К числу основных библиографических указателей по всем видам изданий относятся: <Книжная летопись>, <Летопись периодических и продолжающихся изданий>, <Летопись газетных статей>, <Летопись журнальных статей>, <Летопись изоизданий>, <Летопись авторефератов диссертаций>, <Нотная летопись>, <Картографическая летопись>. Следует упомянуть также ежегодный указатель <Книги Российской Федерации. Ежегодник>. Все эти издания выпускает Российская книжная палата.

Российская национальная библиография выпускается также в электронном виде, на CD-ROM.

Кроме того, оперативная библиографическая информация публикуется в периодических изданиях - например, в еженедельнике <Книжное обозрение> и в приложении к <Независимой газете> еженедельнике <Ex libris>.

Статистика

Статистика печати включает в себя сбор, обработку, анализ и публикацию данных о печати.

Государственная статистика печати в Российской Федерации ведется по публикуемым в книгах и иных изданиях выходным сведениям, структура и состав которых регламентирован ГОСТом 7.4-95 <Издания. Выходные сведения>.

Статистический учет книжной продукции ведется Российской книжной палатой по следующим количественным показателям: число изданий, тираж выпуска, количество условных печатных листов, учетно-издательских листов, печатных листов-оттисков, средний тираж одного издания, средний объем одного экземпляра издания.

Сведения о статистике печати в Российской Федерации публикуются в ежегодниках <Печать Российской Федерации> и в статистических сборниках Государственного комитета по статистике Российской Федерации. Базой и источником статистики печати служит обязательный экземпляр изданий.

Обслуживающие службы

Наряду с теми специалистами, о которых мы уже говорили, работу издательства обеспечивают многие другие сотрудники, без которых издательство не могло бы осуществлять свою деятельность.

Прежде всего, мы имеем в виду такие службы, как бухгалтерия, экономическое и юридическое обеспечение.

Бухгалтерия (или бухгалтер в небольшом издательстве) и экономическая служба являются достаточно традиционными структурными подразделениями в издательстве, ведут учет денежных средств и материальных ценностей, расчеты по договорам с авторами, рецензентами, художниками, сотрудничающими с издательством организациями, а также с сотрудниками издательства, отслеживают движение издательских портфелей, себестоимость издательской продукции, процессы ценообразования и т.д.

До недавнего времени юридические службы (или юрисконсульт) имелись лишь в крупных издательствах и решали они зачастую лишь технические вопросы, связанные с договорными обязательствами издательства. Сегодня ситуация существенным образом изменилась. Связано это с возросшими юридическими требованиями к обеспечению издательской деятельности. Прежде всего, конечно, в части авторского права. Множество новых проблем появилось у издателей и в сфере арендных, налоговых, финансовых отношений. Более тщательного юридического подхода требуют взаимосвязи с партнерами по издательскому бизнесу. Отсюда необходимость наличия в структуре издательства юридической службы.

Помимо бухгалтерии и юридической службы в издательствах, в зависимости от необходимости, создаются и другие обслуживающие подразделения, такие, как самостоятельный отдел рекламы, хозяйственный отдел, служба безопасности или охраны, информационный отдел, технические службы, обслуживающие компьютерную технику и т.д.

Организационная структура издательства не стабильна, она меняется в зависимости от конкретной ситуации в самом издательстве и на книжном рынке.

 

2.2. Обязанности и права издательства

Выходные сведения

Выходные сведения, это размещенные на приметных местах издания (титульный лист, обложка, переплет, концевая полоса) тексты, содержащие основные сведения об издании, его краткую индивидуальную характеристику и индивидуальные шифры, облегчающие его обработку в книжном магазине и библиотеке, а также читательский поиск.

Состав выходных сведений определен ГОСТом <Издания. Выходные сведения>. Согласно стандарту выходные сведения делятся на основные (их издатель обязан помещать в каждом издании) и дополнительные (те, которые размещаются по желанию издателя и которые расширяют круг сведений об издании, делает его более полным).

К основным сведениям относятся:

· сведения об авторах и других лицах, участвовавших в создании издания;

· заглавие;

· надзаголовочные данные (название организации, учреждения, предприятия, от имени которых выпускается издание; данные о серии, в которую издание входит, если это издание серийное; данные о подсерии, если издание входит в подсерию);

· подзаголовочные данные (сведения, поясняющие заглавие; сведения о читательском адресе, целевом назначении издания, литературном жанре, виде издания; сведения о повторности издания (переиздании), переработке, утверждении издания в качестве учебного пособия, учебника или официального издания; сведения о языке текста, с которого переведено произведение и имя переводчика; имена составителя, ответственного (научного) редактора, художника-иллюстратора и художника-оформителя; сведения о редколлегии; сведения о количестве томов, на которое рассчитано многотомное издание; порядковый номер тома, части, книги; сведения об основном издании в отдельно изданном приложении);

· выходные данные (место выпуска издания, название издательства или издающей организации, год выпуска издания);

· выпускные данные (номер лицензии на издательскую деятельность и дата ее выдачи; дата подписания в печать, сдачи в набор, вид, номер, формат и доля листа бумаги; гарнитура шрифта основного текста; вид печати, объем издания в условных печатных листах; объем издания в учетно-издательских листах; тираж; номер заказа полиграфического предприятия; название и полный почтовый адрес издательства или издающей организации; название и полный почтовый адрес полиграфического предприятия);

· классификационные индексы универсальной десятичной классификации (УДК) и библиотечно-библиографической классификации (ББК);

· международный стандартный номер книги (ISBN);

· штрих-код (графическое условное изображение, состоящее из вертикальных штрихов разной толщины и предназначенное для автоматической идентификации товаров, в том числе книг);

· знак охраны авторского права.

К дополнительным сведениям, входящим в состав выходных сведений, относятся:

· реферат (в отличие от аннотаци<



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.211.61 (0.017 с.)