Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Неоинституциональная экономическая теория: институты в экономическом анализе

Поиск

Казань 2012

 

Составитель: к.э.н., доц. Бодров О.Г.

 

Рецензенты: к.э.н., доц. Кабашева И.А.

к.э.н., доц. Рудалева И.А.

 

Обсуждена на заседании кафедры микроэкономики, протокол № 6 от 13 апреля 2012 года.

 

Утверждена Учебно-методической комиссией института, протокол № 4 от 16 мая 2012 года.


1. Цели и задачи дисциплины

Цель учебного курса институциональной экономики - ввести студентов в круг знаний, составляющих основы профессиональной культуры экономиста, сформировать у студентов основы знаний об институциональной экономике (ИЭ) как о целостной системе, включающей, наряду с экономическими, и социальные, организационные, правовые, моральные сферы, способные оказывать существенное влияние на процессы саморазвития экономических отношений.

Дисциплина «Институциональная экономика» предполагает решение следующих задач:

- ввести студентов в круг основных понятий институциональной экономики, познакомить с основными направлениями и теориями, развивающимися в рамках новой институциональной экономики, объяснить им сравнительные возможности этих теорий и решаемые ими задачи;

- научить студентов выявлять институциональные закономерности и тенденции развития экономической системы;

- сформировать представление об основных организационных формах и видах институционального устройства экономики, а также об их воздействии на развитие экономических агентов;

- выработать у студентов навыки институционального анализа современной экономики.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Курс институциональной экономики –неотъемлемая составная часть профессионального цикла образовательной программы экономиста. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями микроэкономики, теории отраслевых рынков, теории игр вводного уровня, истории экономических учений. Изучение данной дисциплины студентами позволит им успешно усвоить ряд узкопрофессиональных предметов, изучаемых на старших курсах, например, «Экономика труда», «Страхование», «Маркетинг», «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Институциональная экономика» направлена на формирование следующих компетенций:

- владения культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способности к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- осознания социальной значимости своей будущей профессии (ОК- 11);

- способности выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей (ПК-5);

- способности на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

- способности, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

- способности преподавать институциональную экономику в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);

- способности принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения институциональной экономики (ПК-15).

В результате овладения программой бакалавры должны:

знать:

- историю формирования и основные идеи современного институционализма как ведущего направления в институциональной мысли;

- сравнительные возможности различных направлений современного институционализма и решаемые ими задачи;

- основные понятия, концепции институциональной экономики а, а также методы экономического анализа институтов;

- основные сферы применения современного институционального анализа – индивидуальное поведение, рынки и права собственности, организации, государство, право;

уметь:

- применять междисциплинарный подход институционального анализа, синтезирующего дискурсы различных дисциплин, включая экономику, право и социологию;

- использовать инструментарий и методы экономического анализа и уметь применять на практике полученные знания при анализе формальных и качественных моделей институциональной тематики институциональной теории при исследовании институтов современной экономики;

- строить простейшие модели для анализа институциональных феноменов;

владеть:

- понятийным аппаратом современной институциональной теории и важнейшими категориями современного институционализма;

- навыками работы с оригинальными научными публикациями по институциональной экономике;

- навыками поиска и использования информации, необходимой для осуществления институционального анализа современной экономики;

- навыками самостоятельного анализа формальных и качественных моделей институциональной тематики.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов/ зачетных единиц Семестр 1
Аудиторные занятия (всего) 54/1,5 54/1,5
В том числе:    
Лекции    
Практические занятия    
Самостоятельная работа (всего) 54/1,5 54/1,5
В том числе: индивидуальная работа    
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Зачет Зачет
Общая трудоемкость час зачетных единиц 108/3 108/3

 

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Неоинституциональная экономическая теория: институты в экономическом анализе

Неоклассическая экономическая теория: базовые предпосылки и их критика институционалистами. Традиционный и новый институционализм. Исследовательская программа новой институциональной теории, основные исследовательские проблемы и направления исследований.

Понятие института. Роль институтов в функционировании экономической системы. Функции институтов. Формальные и неформальные институты: природа санкций. Институты: механизмы решения проблем координации и мотивации. Принципы построения и анализа формальных моделей институциональных норм.

Поведенческие предпосылки неоинституциональной и новой институциональной теории. Ограниченная и органическая рациональность. Оппортунистическое поведение: сущность и основные проявления. Оппортунистическая ловушка: оппортунизм работников и администрации фирмы. Правила мотивации.

 

Тема 2. Теория трансакционных издержек

Трансакция как базовый элемент институционального анализа. Классификация трансакций Дж. Коммонса: трансакции сделки, управления, рационирования. Концепция трансакции Уильямсона. Понятие и основные типы специфичности активов. Параметры трансакций (частота, неопределенность, специфичность активов) и управление контрактными отношениями. Фундаментальная трансформация: сущность явления и факторы возникновения.

Подходы к определению трансакционных издержек. Издержки функционирования рыночного механизма и издержки внутрифирменных трансакций. Основные факторы возникновения трансакционных издержек. Возникновение фирмы как результат наличия издержек функционирования рыночного механизма. Прямые и альтернативные издержки. Классификация трансакционных издержек Норта - Эггертссона.

Издержки ведения переговоров в условиях асимметричной информации. Издержки координации и мотивации: классификация Милгрома - Робертса. Карта трансакционных издержек. Трансакционные издержки и институты, проблема аллокативной нейтральности институтов.

Налоги как трансакционные издержки. Примеры количественной оценки трансакционных издержек: Норт, Уоллес (США); Тамбовцев В.Л.

Тема 5. Теория контрактов

Основные принципы экономической теории контрактов. Совершенные и несовершенные контракты. Проблемы, обусловленные неполнотой реальных контрактов.

Классификация контрактов: классические, неоклассические и отношенческие контракты, их структура и свойства. Механизмы обеспечения выполнения контрактов. Проблемы формирования репутации. Механизмы контроля: внешние и внутренние. Методы борьбы с оппортунизмом в контрактных отношениях. Рыночные сигналы и фильтрация.

 

Казань 2012

 

Составитель: к.э.н., доц. Бодров О.Г.

 

Рецензенты: к.э.н., доц. Кабашева И.А.

к.э.н., доц. Рудалева И.А.

 

Обсуждена на заседании кафедры микроэкономики, протокол № 6 от 13 апреля 2012 года.

 

Утверждена Учебно-методической комиссией института, протокол № 4 от 16 мая 2012 года.


1. Цели и задачи дисциплины

Цель учебного курса институциональной экономики - ввести студентов в круг знаний, составляющих основы профессиональной культуры экономиста, сформировать у студентов основы знаний об институциональной экономике (ИЭ) как о целостной системе, включающей, наряду с экономическими, и социальные, организационные, правовые, моральные сферы, способные оказывать существенное влияние на процессы саморазвития экономических отношений.

Дисциплина «Институциональная экономика» предполагает решение следующих задач:

- ввести студентов в круг основных понятий институциональной экономики, познакомить с основными направлениями и теориями, развивающимися в рамках новой институциональной экономики, объяснить им сравнительные возможности этих теорий и решаемые ими задачи;

- научить студентов выявлять институциональные закономерности и тенденции развития экономической системы;

- сформировать представление об основных организационных формах и видах институционального устройства экономики, а также об их воздействии на развитие экономических агентов;

- выработать у студентов навыки институционального анализа современной экономики.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Курс институциональной экономики –неотъемлемая составная часть профессионального цикла образовательной программы экономиста. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями микроэкономики, теории отраслевых рынков, теории игр вводного уровня, истории экономических учений. Изучение данной дисциплины студентами позволит им успешно усвоить ряд узкопрофессиональных предметов, изучаемых на старших курсах, например, «Экономика труда», «Страхование», «Маркетинг», «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Институциональная экономика» направлена на формирование следующих компетенций:

- владения культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способности к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- осознания социальной значимости своей будущей профессии (ОК- 11);

- способности выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей (ПК-5);

- способности на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

- способности, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

- способности преподавать институциональную экономику в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);

- способности принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения институциональной экономики (ПК-15).

В результате овладения программой бакалавры должны:

знать:

- историю формирования и основные идеи современного институционализма как ведущего направления в институциональной мысли;

- сравнительные возможности различных направлений современного институционализма и решаемые ими задачи;

- основные понятия, концепции институциональной экономики а, а также методы экономического анализа институтов;

- основные сферы применения современного институционального анализа – индивидуальное поведение, рынки и права собственности, организации, государство, право;

уметь:

- применять междисциплинарный подход институционального анализа, синтезирующего дискурсы различных дисциплин, включая экономику, право и социологию;

- использовать инструментарий и методы экономического анализа и уметь применять на практике полученные знания при анализе формальных и качественных моделей институциональной тематики институциональной теории при исследовании институтов современной экономики;

- строить простейшие модели для анализа институциональных феноменов;

владеть:

- понятийным аппаратом современной институциональной теории и важнейшими категориями современного институционализма;

- навыками работы с оригинальными научными публикациями по институциональной экономике;

- навыками поиска и использования информации, необходимой для осуществления институционального анализа современной экономики;

- навыками самостоятельного анализа формальных и качественных моделей институциональной тематики.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов/ зачетных единиц Семестр 1
Аудиторные занятия (всего) 54/1,5 54/1,5
В том числе:    
Лекции    
Практические занятия    
Самостоятельная работа (всего) 54/1,5 54/1,5
В том числе: индивидуальная работа    
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Зачет Зачет
Общая трудоемкость час зачетных единиц 108/3 108/3

 

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Неоинституциональная экономическая теория: институты в экономическом анализе

Неоклассическая экономическая теория: базовые предпосылки и их критика институционалистами. Традиционный и новый институционализм. Исследовательская программа новой институциональной теории, основные исследовательские проблемы и направления исследований.

Понятие института. Роль институтов в функционировании экономической системы. Функции институтов. Формальные и неформальные институты: природа санкций. Институты: механизмы решения проблем координации и мотивации. Принципы построения и анализа формальных моделей институциональных норм.

Поведенческие предпосылки неоинституциональной и новой институциональной теории. Ограниченная и органическая рациональность. Оппортунистическое поведение: сущность и основные проявления. Оппортунистическая ловушка: оппортунизм работников и администрации фирмы. Правила мотивации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.170 (0.007 с.)