Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра общей экономической теории

Поиск

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

для студентов заочного факультета

направления подготовки 080100 «Экономика»

ИЗДАТЕЛЬСТВО

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Рекомендовано научно-методическим советом университета

 

 

Методические указания по изучению курса «Экономическая теория» для направления подготовки 080100 «Экономика». – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 59 с.

 

Ответственный редактор: канд. экон. наук, доц. Переверзева С.В.

 

 

Составители:

канд. экон. наук, доц. Гаврилов А.Н.

канд. экон. наук, доц. Переверзева С.В.

 

Рецензент: канд. экон. наук, проф. Маховикова Г.А.

 

©Издательство СПбГУЭФ, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины…………………………………………….4

2. Формы контроля знаний и система оценок ……...……..…………....7

3. Методические указания по выполнению контрольной работы….......8

4. Методические указания по написанию курсовой работы…............. 44

5. Примерный перечень вопросов к экзамену………………………… 50

6. Список основной и дополнительной литературы………………….. 53

7. Приложения……………………………………………………………55

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Экономическая теория» относится к вариативной части гуманитарного, социального, экономического цикла образовательной программы направления 080100 «Экономика».

В ней содержатся основные теоретические положения, раскрывающие сущность экономических явлений и процессов, которые определяют функционирование и развитие экономики страны как на уровне отдельного домашнего хозяйства, фирмы, и национальной экономики, так и в целом на уровне мирового хозяйства. Для этого требуется изучить особенности функционирования различных типов экономических систем.

Целью данного курса является формирование у студентов комплекса базовых экономических знаний и навыков, необходимых для изучения и освоения дисциплин, необходимых для изучения и освоения специальных экономических дисциплин. Важно, чтобы студенты в ходе обучения овладевали теоретическими концепциями, могли самостоятельно анализировать различные экономические явления и научно обосновывать эффективные управленческие решения.

Поставленная цель подразделяется на теоретическую и практическую. Теоретической целью является формирование у студентов целостного представления о механизме функционирования национальной экономики рыночного типа, базовых микро-, макро- и мегаэкономических проблемах и подходах к их анализу с позиций основных школ экономической науки. Практическая цель состоит в выработке у обучающихся навыков использования инструментов микроэкономической и макроэкономической политики и принятия решений в конкретной институциональной среде.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:

- сформировать системное представление о содержании экономических процессов в России и мире;

- сформировать знания о принципах поведения различных хозяйствующих субъектов в условиях ограниченности экономических ресурсов;

- формировать представление о механизме функционирования рыночной экономики;

- развить умение оценивать позитивность (эффективность) мероприятий макроэкономической политики государства и ее влияние на хозяйственные субъекты;

- выработать практические навыки выбора принятия решений в изменяющейся экономической среде на микро-, мезо-, макроуровнях.

Данная программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом по направлению 080100 «Экономика», квалификация «бакалавр».

Изучение дисциплины «Экономическая теория» создает условия для освоения большого числа изучаемых после неё дисциплин, таких как: иностранный язык профессиональный, микроэкономика, бухгалтерский учет, менеджмент, правовое обеспечение хозяйственной деятельности, статистика, институциональная экономика, экономика фирмы, анализ хозяйственной деятельности, макроэкономика, эконометрика, деньги, кредит, банки, экономика труда, финансы, теория выборки и оценка рисков, финансовая статистика, финансовая математика, философия, мировая экономика и международные экономические отношения, история экономических учений, государственное регулирование экономики, маркетинг, экономика России, бизнес-планирование, рынок ценных бумаг, экономика общественного сектора, анализ хозяйственной конъюнктуры.

Материал данной дисциплины состоит из 21 темы, сгруппированных в пять разделов, посвященных различным сторонам и аспектам экономической теории.

Раздел I. Общие основы экономического развития общества.
Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
Тема 2. Исходные категории общественного производства.
Тема 3. Собственность как основа экономических систем. Типы экономических систем.
Тема 4. Товарное хозяйство. Теории товара, стоимости, денег.
Раздел II. Основы теории рыночной экономики.
Тема 5. Сущность, функции, структура рыночных отношений.
Тема 6. Совершенная и несовершенная конкуренция.
Тема 7. Экономическое поведение производителя, предпринимательская деятельность и предпринимательский капитал. Теория рисков
Тема 8. Издержки производства.
Раздел III. Доходы от факторов производства.
Тема 9. Доходы от факторов производства и их распределение. Экономические теории прибыли, заработной платы, ссудного процента и ренты.
Тема 10. Экономика домашнего хозяйства. Теория потребительского поведения.
Тема 11. Теория региональных отношений.
Раздел IV.Закономерности функционирования национальной экономики.
Тема 12. Цели и инструменты макроэкономической политики. Национальное счетоводство.
Тема 13. Потребление, сбережение, накопление и инвестиции.
Тема 14. Экономический рост и теория экономического равновесия.
Тема 15. Цикличность развития экономических систем. Макроэкономическая дестабилизация.
Тема 16. Система национальных рынков.
Раздел V. Теоретические основы монетарной, фискальной, социальной и международной валютно-финансовой политики.
Тема 17. Денежно-кредитная система и монетарная политика государства.
Тема 18. Инфляция и ее влияние на экономическое развитие.
Тема19. Финансовая система. Бюджетно-налоговое регулирование экономики.
Тема 20. Совокупные доходы населения и социальная политика.
Тема 21.Теория глобализации мировой экономики.

 

Изучение тем I раздела позволяет студентам получить представление о предмете и методе экономической теории, исходных категориях теории производства и собственности. Особое внимание уделяется эволюции натурального хозяйства, товарного производства, различным теоретическим подходам к оценке свойств товара. Изучаются происхождение, сущность, функции и формы денег, законы денежного обращения.

В итоге изучения тем II раздела студенты должны усвоить содержание, функции, классификации и модели рынка. Механизм функционирования рынка изучается в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Спрос и предложение товара интерпретируются в графической форме. Изучается теория предпринимательской деятельности и теория рисков. Особое внимание уделяется эволюции понятия капитала, кругообороту и обороту предпринимательского капитала, показателям эффективного использования ресурсов фирмы.

В III разделе изучается факторное распределение доходов, которое предполагает знание экономических теорий прибыли, заработной платы, ссудного процента и ренты. Здесь же рассматривается домохозяйство, как субъект микроэкономики, и поведение потребителя, как агента экономической деятельности. Углубленно изучается теория территориальной организации хозяйственной деятельности экономических субъектов и проблемы региональной политики России.

В IV разделе представлены закономерности функционирования национальной экономики в целом. Изучаются цели и инструменты макроэкономической политики, совокупный спрос и совокупное предложение, сбережения и инвестиции. В теории экономического роста излагаются движущие силы, пределы, типы, факторы и модели экономического роста. Рассматриваются основные модели рыночного равновесия и инструменты государственного вмешательства в экономические процессы. При изучении цикличности развития экономической системы внимание обращается на эволюцию теорий волнообразного и циклического движения экономики, основные характеристики цикла и его отдельных фаз.

V раздел содержит теоретические вопросы монетарной, фискальной, социальной и международной валютно-финансовой политики. Изучается денежный рынок, кредитная система и ее институты, рынок ценных бумаг, финансовая система, государственный бюджет, государственный долг, система налогов, кривая Лаффера. При изучении социальной политики государства исследуются совокупные доходы населения, виды неравенства доходов, кривая Лоренца, закон Энгеля, коэффициент Джини. Государство исследуется как субъект национальной и мировой экономики. Даются начальные представления об этапах становления и основных чертах мирового хозяйства; глобализации, интернационализации мировой экономики, эволюции мировой валютной системы.

 

 

Издержки производства

 

Для решения задач по данной теме следует помнить, что:

TC(Q) = FC + VC(Q),

где TC – общие затраты; FC – постоянные затраты; VC – переменные затраты; Q – объем выпуска в единицу времени.

При этом в случае равенства Q нулю: TC = FC.

Предельные затраты (MC) определяются как прирост общих затрат при увеличении выпуска на единицу: MC = ΔTC/ΔQ.

Если функция непре­рывна, то: MC = dTC/dQ.

Средние общие затраты (ATC) определяются как: TC/Q.

Средние постоянные затраты (AFC) определяются как: FC/Q.

Средние переменные затраты (AVC) определяются как: VC/Q.

 

Процента и ренты

 

Дисконтирование.

Капитальная стоимость капитала (цена капитала) определяется сегодняшней ценностью (PV) будущего дохода (FV) или потока доходов.

При расчете сегодняшней ценности (PV) будущего дохода (FV) получаемого один раз и ожидаемого че­рез T лет, следует помнить, что:

 

PV= FV/(1+i)T

где i – ставка процента.

Если же доходы поступают в течении ряда лет, то:

 

PV= FV1/(1+i)1 + FV2/(1+i)2+… +FVT/(1+i)T

 

где FV1, FV2,..., FVT –– размеры дохода соответственно в годы 1, 2,..., T.

Чтобы оценить эффективность инвестиций (I) сделанных сегодня по сравнению с доходом, который будет получен от них в будущем, следует привести будущие доходы к сегодняшней ценности (PV), и рассчитать чистую дисконтированную стоимость (NPV): NPV= I – PV.

Экономики

Национальное счетоводство

Дефлятор ВНП

 

Дефлятор ВНП = Номинальный ВНП / Реальный ВНП * 100%

Номинальный ВНП (ВВП) рассчитывается в ценах текущего года, а реальный ВНП – в сопоставимых (т.е. постоянных, базисных) ценах.

Дефлятор ВНП = Общая стоимость набора товаров текущего периода в ценах текущего периода / Общая стоимость набора товаров текущего периода в базисных ценах * 100%

 

Потребление и сбережение

 

Полученный располагаемый доход индивид потребляет и/или сберегает.

Это положение можно выразить следующим образом: Y=C+S, где Y – располагаемый доход, С - потребление (т.е. сумма денег, которая тратится населением на приобретение потребительских благ), S - сбережения (непотребляемая часть дохода, остающаяся после осуществления всех потребительских расходов).

Показатели, характеризующие склонность населения к потреблению и сбережению можно выразить следующим образом:

Средняя склонность к потреблению (АРС), показывает, какая часть располагаемого дохода используется на потребление. АРС=С /Y.

Средняя склонность к сбережению (АРS), показывает, какая часть располагаемого дохода используется на сбережения. АРS = S/ Y.

Предельная склонность к потреблению (МРС), показывает, какая часть прироста дохода ∆Y используется на прирост потребления ∆С. МРС = ∆С/∆Y.

Предельная склонность к сбережениям (МРS), показывает, какая часть прироста дохода используется на прирост сбережения ∆S. МРS = ∆S/ ∆Y.

Сумма значений предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1,т.е. МРС+МРS=1. Отсюда MPS=1-MPC.

 

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант № 1

Тесты.

1.Какая экономическая школа рассматривает земледелие как единственную отрасль материального производства, а класс земледельцев – как единственный производительный класс?

а) меркантилизм;

б) физиократы;

в) классическая школа;

г) марксизм;

д) кейнсианство.

 

2. Нормативная экономическая теория изучает:

а) реальное положение;

б) что должно быть;

в) прогрессивные тенденции;

д) негативные тенденции.

 

3. Кривая производственных возможностей показывает:

а) максимально возможный объем производства при полном использовании ресурсов;

б) максимально возможный объем производства при неполном использовании ресурсов;

в) предпочитаемое соотношение между товарами, составляющими максимальный объем производства при полном использовании производственных ресурсов;

г) предпочтительный объем производства при рациональном использовании ресурсов.

 

4. Точнее всего понятие «собственность» характеризует высказывание:

а) продукт труда;

б) отношение между людьми по поводу присвоения вещей;

в) отношение индивида к вещи;

г) совокупность средств производства.

 

5. Какой из следующих перечней значений общей полезности указывает на закон убывающей предельной полезности:

а) 20, 30, 40, 50;

б) 20, 45, 75, 100;

в) 20, 40, 160, 960;

г) 20, 25, 28, 30.

 

6. Известно, что фирма работающая на рынке совершенной конкуренции, будет продолжать производство даже в условиях убыточности. Что это за условия?

а) когда цена постоянно падает;

б) когда Р=МС;

в) когда цена выше минимума средних общих затрат;

г) когда доход покрывает средние переменные затраты.

 

7. Какое из следующих определений наиболее точно соответствует понятию "нормальная прибыль"?

а) прибыль, которую получала бы фирма при нормальном ведении дел;

б) прибыль, получаемая фирмой при равенстве предельного дохода и предельных затрат;

в) минимальная прибыль, позволяющая фирме работать на уровне самоокупаемости;

г) прибыль, получаемая типичной фирмой в отрасли.

 

8. При каких условиях фирма-монополист присваивает весь потребительский излишек?

а) устанавливая монопольно высокие цены;

б) проводя совершенную ценовую дискриминацию;

в) когда выпускаемая продукция группируется в партии;

г) когда покупателей подразделяют па отдельные группы.

 

9. Существует ли к настоящему времени общая теория олигополии и кто ее автор?

а) Адам Смит;

б) Джоан Робинсон;

в) Огюстен Курно;

г) обшей теории олигополии не существует.

 

10. Валовые частные внутренние инвестиции это:

а) расходы фирмы на сырье, материалы, оборудование в стране и за ее пределами;

б) расходы фирм и государства внутри страны;

в) расходы фирм, домохозяйств и государства;

г) расходы фирм внутри страны на возмещение потребляемого капитала и его прирост.

 

11. Какие действия Центробанка приводят к увеличению денежного предложения?

а) повышение нормы обязательного резерва учетной ставки;

б) продажа на открытом рынке государственных ценных бумаг;

в) первичное размещение новых государственных ценных бумаг на еженедельных аукционах;

г) снижение резервного требования и учетной ставки, а также покупка государственных ценных бумаг на открытом рынке.

 

12. Неравенство доходов в рыночной экономике не связано:

а) с различиями в способностях, образовании и профессиональных навыках людей;

б) с владением собственностью;

в) с частнокапиталистической формой присвоения произведенного дохода;

г) с темпами экономического роста.

Задачи.

 

1. Определить цену 1 га земли, если спрос на землю описывается уравнением Q = 70 – R, где R - рента – 50 га, норма ссудного процента – 20% годовых.

 

2. В текущем году были выращены - яблоки, апельсины, бананы в кол-ве: 100; 75; 50 тонн соответственно. Они были проданы по следующим ценам: яблоки – 100 руб. за кг., апельсины - 150 руб. за кг., бананы - 75 руб. за кг. В предыдущем году (при том же объеме выпуска, что и в этом) цены составили: 60, 90, 80 руб. за кг. Определить дефлятор ВНП.

 

3. За год объем инвестиций увеличился с 30 до 40 млрд. руб. При этом ВНП вырос с 280 до 300 млрд. руб. Чему равен мультипликатор инвестиций?

 

4. Сумма цен товаров, находящихся в обращении, равна 240 млн. руб., сделки в кредит составляют 10 млн., взаимные расчеты – 50 млн., срочные платежи – 20 млн. руб. Денежная единица совершает в среднем 20 оборотов в год. В обращении находится 11 млн. руб. Как отреагирует на это товарно-денежное обращение?

Вариант №2

Тесты.

 

1. Кто из перечисленных экономистов является основателем трудовой теории стоимости:

а) К. Маркс;

б) Дж. М. Кейнс;

в) А. Смит;

г) Ж.-Б. Сэй.

 

2. Какие научные методы не используются в экономической теории:

а) метод анализа и синтеза;

б) статистический и динамический подход;

в) экономико-математическое моделирование;

г) лабораторный эксперимент.

 

3. Фактором производства не является:

а) капитал;

б) земля;

в) деньги;

г) труд.

 

4. Какой из следующих перечней значений предельной полезности указывает на закон убывающей предельной полезности:

а) 20, 15, 10, 5;

б) 20, 30, 40, 50;

в) 20, 20, 20, 20;

г) 20, 25, 27, 28.

 

5.Альтернативные затраты –– это:

а) затраты фирмы-конкурента;

б) ценность израсходованных ресурсов при альтернативном способе их применения;

в) ценность благ, которые можно получить при наилучшем альтернативном способе использования ресурсов;

г) средние затраты на единицу продукции.

 

6. Высшим органом управления акционерного общества является:

а) совет директоров;

б) собрание уполномоченных;

в) общее собрание акционеров;

г) собрание держателей привилегированных акций.

 

7. Известно, что располагаемый доход равен 2000 ед., а объем расходов на потребление составляет 1600 ед. В этом случае можно утверждать, что величина 0,8 будет характеризовать:

а) среднюю склонность к сбережениям;

б) предельную склонность к сбережениям;

в) среднюю склонность к потреблению;

г) предельную склонность к потреблению.

 

8. Понятие "экономического цикла" означает движение экономики:

а) от кризиса к подъему;

б) от кризиса к оживлению;

в) от кризиса к депрессии;

г) от одного кризиса к другому.

 

9. Естественная норма безработицы включает в себя:

а) конъюнктурную безработицу;

б) фрикционную безработицу;

в) застойную безработицу;

г) все виды безработицы, перечисленные выше.

 

10. Что понимается под функцией денег, как меры стоимости?

а) оценка затрат труда на производство определенных товаров;

б) соизмерение стоимости разнородных благ и услуг;

в) оценка общих затрат фирм на производство товаров;

г) экономический инструмент, при помощи которого может устанавливаться равновесная цена на рынке.

 

11. Если состояние экономики характеризуется кейнсианским отрезком кривой совокупного предложения, то рост совокупного спроса приведет к:

а) снижению уровня цен и росту реального ВНП;

б) повышению уровня цен и росту реального ВНП;

в) повышению уровня цен и сокращению реального ВНП;

г) увеличению реального ВНП при неизменном уровне цен.

 

12. Избыточные резервы коммерческого банка равны:

а) сумме фактических и обязательных резервов;

б) разности между фактическими и обязательными резервами;

в) разности между пассивами и активами банка;

г) разности между обязательными и фактическими резервами.

Задачи.

 

1.Функция спроса на данное благо: QD = 20 – 2P; функция предложения данного блага: QS = – 10 + 3P. Определите равновесную цену и равновесный объем продаж.

 

2. Владелец небольшой фирмы работает сам и нанимает двух помощников, выплачивая им по 400 тыс. ден. ед. в месяц и 200 тыс. ден. ед. себе. Затраты на сырье составляют 3 млн ден. ед., аренда помещения обходится в 1 млн ден. ед. в месяц. Собственный капитал мог бы приносить владельцу при ином варианте его использования 500 тыс. ден. ед. в месяц, а работа по специальности в крупной корпорации – 600 тыс. ден. ед. Месячная выручка фирмы составляет 6 млн ден. ед. Стоит ли предпринимателю продолжать дело?

 

3. Функция спроса на продукцию монополиста Р = 144-3Q, а функция средних издержек АС = 25/ Q + Q. При каком объеме выпуска и цене прибыль фирмы будет максимальной.

 

4. Допустим, что в национальном хозяйстве реальный объем производства за год вырос на 5%, а денежная масса увеличилась в 1,1 раза. Как при этом изменился уровень цен, если скорость обращения денег осталась прежней?

Вариант № 3

 

Тесты.

 

1. Какая из школ считает источником богатства торговлю:

а) меркантилизм;

б) марксизм;

в) кейнсианство;

г) физиократы.

 

2. В «классическую школу» экономической теории не входят труды:

а) В.Петтти;

б)Д.Рикардо;

в) К.Маркса;

г) А.Маршалла.

 

3. Разграничьте субъекты и объекты собственности:

а) земля;

б) производственные здания;

в) акционерное общество;

г) государство.

 

4. Предельная норма замещения товара А товаром В означает:

а) сколько единиц товара А потребитель приобретает, когда цена товара В уменьшается на 1 руб.;

б) в какой степени увеличивается предельная полезность, если потребление товара А и В увеличивается на единицу;

в) сколько единиц товара В потребитель покупает, когда его доход возрастает, а потребление товара А остается неизменным;

г) от какого количества единиц товара А потребитель готов отказаться в обмен на получение одной единицы товара В, чтобы общая полезность осталась неизменной.

 

5. Средние общие затраты –– это:

а) общие затраты, деленные на число единиц переменного фактора;

б) общие постоянные затраты плюс общие переменные затраты, деленные на количество единиц выпуска;

в) общие постоянные затраты минус общие переменные затраты;

г) предельные затраты минус общие затраты.

 

6. Как соотносятся ВНП, рассчитанный по потоку расходов и ВНП, рассчитанный по потоку доходов:

а) ВНП по доходам равен ВНП по расходам;

б) ВНП по доходам больше ВНП по расходам в условиях экономического роста;

в) ВНП по доходам меньше ВНП по расходам в условиях экономического роста;

г) соотношение между ВНП по доходам и ВНП по расходам зависит от темпов инфляции за рассматриваемый период.

 

7. Показателями, определяющими степень справедливого распределения доходов, являются:

a) реальный совокупный доход и доход на душу населения;

б) минимальная потребительская корзина и минимальная заработная плата;

в) уровень стоимости жизни и индекс стоимости жизни;

г) децильные коэффициенты, кривая Лоренца, коэффициент Джини.

 

8. Рост совокупных затрат приводит к инфляции, если:

а) экономика развивается в условиях полной занятости;

б) фактический и потенциальный объемы ВНП равны;

в) численность рабочей силы не растет;

г) верны ответы a) и б).

 

9. Наиболее ликвидным денежным агрегатом является:

а) М1;

б) М3;

в) М2;

г) М0.

 

10. Что из ниже перечисленного не входит в понятие «банковских активов»?

а) имеющиеся у банка наличные деньги;

б) ссуды предприятиям и населению;

в) размещенные в банке вклады;

г) приобретенные банком финансовые средства (долговые обязательства и т.п.).

 

11. Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных:

а) фрикционной формой безработицы;

б) структурной формой безработицы;

в) циклической формой безработицы;

г) перманентной безработицей.

 

12. Экспансионистская денежно-кредитная политика —это:

а) политика «дорогих денег»,

б) политика «дешевых денег»,

в) политика, направленная на сбалансирование доходов и расходов государственного бюджета,

г) все ответы неверны.

 

Задачи.

 

1. Общие издержки фирмы на рынке совершенной конкуренции описываются формулой ТС=0,1Q2+15Q+10. Цена, по которой фирма реализует каждую единицу своей продукции – 25 рублей. Определите:

а) Какой объем производства выберет фирма?

б) Какова величина максимальной прибыли?

в) Какой должна быть цена, чтобы производство прекратилось в коротком периоде?

 

2. Допустим, потребитель имеет доход 300 ден. ед. в месяц и он весь должен быть израсходован на покупку двух товаров: товара X ценой 3 ден. ед. за штуку и товара Y ценой 5 ден. ед. за штуку.

а) Нарисовать бюджетную линию.

б) Написать уравнение бюджетной линии и определить ее наклон.

в) Какой будет бюджетная линия при доходе 600 ден. ед. в месяц?

 

3. Определить равновесный объем национального производства Y при условии, что:

· функция потребления задана уравнением: С = 8 + 0,5Y;

· уровень государственных расходов составляет: G = 35 ден. ед.;

· функция инвестиций описывается уравнением: I = 2 + 0,25Y;

· импорт составляет И = 20 ден. ед;

· экспорт составляет Э = 40 ден. ед.

 

4. Если бы вам предложили на выбор два варианта: а) получать пожизненно 1000 д.е. в год или б) получить 2400 ден. ед. через год, 2800 ден. ед. – в конце второго года и 12400 ден. ед. – в конце четвертого, какой из вариантов вы предпочтете? Ставка процента – 10%.

 

Вариант №4

 

Тесты.

1. Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения?

а) меркантилизм;

б) физиократы;

в) классическая политэкономия;

г) маржинализм.

2.Стихийный способ координации деятельности экономических субъектов характерен:

а) для всех перечисленных систем;

б) традиционной экономики;

в) плановой экономики;

г) рыночной экономики.

 

3. Выделите субъекты отношений собственности:

а) общество с ограниченной ответственностью «Солнышко»;

б) торговое помещение;

в) государство;

г) космический корабль «Союз-ТМ».

4.Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремиться максимизировать:

а) разницу между общей и предельной полезностью;

б) общую полезность;

в) среднюю полезность;

г) предельную полезность.

5. Когда средние переменные затраты имеют минимальное значение?

а) когда переменные затраты минимальны;

б) когда общий выпуск продукции минимален;

в) когда они равны предельным затратам;

г) когда отсутствуют постоянные затраты.

 

6. Закон спроса устанавливает определенные взаимосвязи. Выберите правильный ответ:

а) изменение цены мало изменит величину спроса на товар;

б) чем выше качество товара, тем больше спрос на этот товар;

в) чем выше цена товара, тем ниже объем спроса на него со стороны покупателей;

г) устанавливается рыночная цена.

 

7. Предположим, что функция средних общих затрат фирмы в корот­ком периоде описывается уравнением ATC = 3 + 4Q. Постоянные затраты равны:

а) 0

б) 3

в) 7

г) определить невозможно.

 

8. Какими показателями измеряются возможности участия населения в трудовой деятельности:

а) численностью населения;

б) самодеятельным населением;

в) занятым населением;

г) экономически активным населением.

 

9. В какой зависимости находится спекулятивный спрос от величины ставок процента?

а) прямая зависимость;

б) обратная зависимость;

в) полная независимость;

г) ни один из предыдущих ответов не является правильным.

 

10. Кривая совокупного спроса может сдвинуться вправо в результате:

а) снижения уровня цен;

б) повышения уровня цен;

в) девальвации национальной валюты;

г) действия эффекта импортных закупок.

 

11. Представители эндогенных теорий видят причину цикла в действии:

а) психологических факторов;

б) демографических факторов;

в) политических факторов;

г) экономических факторов.

 

12. К функциям центрального банка не относятся:

а) расчетно-кассовое обслуживание предприятий;

б) обеспечение необходимой степени ликвидности банковской системы;

в) установление минимальных норм обязательных резервов;

г) установление ставки финансирования.

 

Задачи.

1.Дана функция спроса: QD = 8 – 0,5P, где QD – объем спроса в млн. шт., P – цена в руб. При какой цене коэффициент прямой эластичности спроса по цене равен – 0,5?

 

2. Первоначальная стоимость автоматической линии – 20 млн руб. На капитальный ремонт в течение всего срока службы было затрачено 5 млн 800 тыс. руб., расходы по демонтажу составили 400 тыс. рублей, а остаточная стоимость составила 200 тыс. руб. Плановый срок службы этой линии – 10 лет. Рассчитать годовую сумму амортизации по методу прямолинейной амортизации, а также норму амортизации.

 

3. Функционирование предприятия характеризуется следующими показателями:

· объем продукции, производимой в течение одного месяца- 100 изделий;

· цена за одно изделие - 2000 ден. ед.;

· постоянные издержки - 280 000 ден.ед.;

· средние переменные издержки - 120 ден. ед.

Определите результаты деятельности рассматриваемого предприятия (величину прибыли или убытков) за три месяца (в ден. ед.).

 

4. При постоянном уровне цен совокупный спрос в национальной экономике характеризуется функцией: Yd = С + I. Функция инвестиций имеет вид: I = 100 – 50r. Потребительские расходы домохозяйств описываются зависимостью C = 100 + 0,7Y. Реальная процентная ставка (r) равна 10%. Какую величину составит объем инвестиций и чему будет равен равновесный объем национального дохода?

 

 

Вариант №5

Тесты.

 

1. В 1968 году Шведский национальный банк в связи с 300-летием своего существования принял решение об учреждении памятной премии Альфреда Нобеля в области экономических наук. Кто не является лауреатом этой премии:

а) Василий Леонтьев;

б) Саймон Кузнец;

в) Леонид Канторович;

г) Николай Кондратьев.

 

2.Какое из приведенных ниже положений не имеет отношения к определению предмета общей экономической теории?

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченные производственные ресурсы;

в) максимальное удовлетворение потребностей;

г) редкость блага.

 

3. Товар – это:

а) вещь, обладающая потребительской стоимостью или полезностью;

б) вещь, являющаяся продуктом человеческого труда;

в) вещь, обмениваемая на другую вещь или деньги;

г) благо, не являющееся продуктом труда, но полезное человеку.

 

4. Цена земли находится в прямой зависимости от:

а) процентной ставки;

б) ренты;

в) дохода;

г) прибыли.

 

5. Общая полезность увеличивается, когда предельная полезность:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) не изменяется;

г) все ответы не верны.

 

6. Фондовая биржа – это:

а) рынок, где продаются оптом товары;

б) рынок, где продаются и покупаются ценные бумаги;

в) рынок, где заключаются сделки по товарам;

г) рынок, где заключаются сделки по кредитам.

 

 

7. Какое положение не является условием совершенной конкуренции:

а) свобода входа на рынок;

б) свобода выхода с рынка;

в) диверсификация производства;

г) большое число продавцов и покупателей.

 

8. Личные потребительские расходы домохозяйств – это:

а) расходы домохозяйств на приобретение товаров и услуг длительного пользования;

б) расходы домохозяйств на приобретение товаров и услуг длительного и кратковременного пользования;

в) трансфертные платежи и налоги;

г) расходы домохозяйств на приобретение товаров и услуг и личные налоги.

 

9. Если российский программист написал программу для немецкой частной фирмы у себя дома на компьютере фирмы, то его доход будет включен в:

а) ВВП России;

б) ВНП России;

в) ВВП Германии;

г) ВНП Германии.

 

10. Если номинальная заработная плата увеличилась на 10 %, а прирост уровня цен в экономике составляет 13%, реальная заработная плата:

а) увеличилась на 3%;

б) сократилась на 23%;

в) увеличилась на 23%;

г) сократилась на 3%.

 

11. При достижении полной занятости:

а) каждый трудоспособный может найти работу по устраивающей

его ставке заработной платы;

б) может существовать естественная безработица;

в) может существовать конъюнктурная безработица;

г) предложение труда не увеличивается даже при повышении ре­альной ставки заработной платы.

 

12. Какие их факторов сдвигают кривую AD в сторону увеличения или уменьшения?

а) оптимистичные ожидания потребителей;

б) налоговая политика государства;

в) экспортно-импортные операции;

г) все предыдущие ответы верны.

 

Задачи.

1. Функция спроса на товар X имеет вид:

 

Цена, ден. ед./шт. Объем спроса, шт.
   
   
   
   
   

 

Определите коэффициент эластичности спроса по цене на участках: а) 1 и 2 ден. ед./шт. б) 3 и 4 ден. ед./шт. в) 4 и 5 ден. ед./шт. и прокомментируйте полученные результаты.

 

2. В конце года бухгалтер говорит вам, что ваша прибыль – 50000 ден.ед. Управляя своей фирмой, вы упускаете зарплату в 30000 ден. ед., которую могли получить, работая в другом месте. У вас также 100000 ден.ед. собственных средств, вложенных в ваш бизнес. Предполагая, что вы упускаете 15% годовых с этих средств, определите экономическую прибыль. Останетесь ли вы в этом бизнесе на следующий год?

 

3. Функция общих затрат некоторой фирмы имеет вид: TC = 50 + 6Q + 0,8Q2 – 0,4Q3. Определить точку закрытия фирмы.

 

4. Прирост инвестиционных расходов составил 6 млрд. руб., что привело к увеличению реального ВНП c 466 млрд. р. до 490 млрд. р. Определить величину мультипликатора инвестиционных расходов (К-мультипликатор).

Вариант № 6

 

Тесты.

 

1. С проблемой какого выбора сталкивается любая экономическая система? Как…

а) сбалансировать импорт и экспорт;

б) сбалансировать государственный бюджет;

в) наиболее рационально распорядиться ограниченными ресурсами;

г) сэк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.197 (0.023 с.)