Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о химической зависимости

Поиск

Оглавление

Предисловие

Введение

Часть I: Понятие о химической зависимости

Глава 1: Болезнь химической зависимости

Что нам известно о заболевании

Как сказать ближнему, что он химически зависим

Глава 2: Эмоциональный синдром химической зависимости

Что мы знаем об эмоциональном синдроме

Как сказывается чужая химическая зависимость на Вас

Глава 3: Система иллюзий, порожденна химической зависимостью

Что мы знаем о системе иллюзий

Как вы сами участвуете в системе порождения иллюзий

Часть II: Убеждение химически зависимых

Глава 4: Подготовка процедуры убеждения

Боремся с собственным нежеланием

Собираем группу участников убеждения

Сбор информации

Репетиция убеждения

Окончательное уточнение деталей

Следует ли обратиться за помощью к специалисту?

Глава 5: Процесс убеждения

Сценарий убеждения

Что если убеждение не помогает?

Помогите себе сами

Заключение

Как помочь группе риска

 

 

Предисловие

 

Книга Вернона Джонсона “Как заставить наркомана или алкоголика лечиться” описывает метод, который является важным инструментом в лечении опасного и смертельного заболевания, которое называется “химическая зависимость”. Этот термин включает себя алкоголизм и другие виды наркомании.

Различные заболевания поражают различные системы и органы человеческого организма. Например, лейкемия поражает лейкоцитарную составляющую крови, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в основном вовлекает в патологический процесс именно эти органы. Грибковые заболевания чаще всего поражают ногтевые пластинки и кожу. Какой же орган человеческого тела страдает, когда человек заболевает химической зависимостью? В 1954 году нейрофизиолог Джеймс Олдс в опытах на крысах, применяя технику электростимуляции введенными в мозг микроэлектродами, открыл систему областей мозга, чья активность определяет уровень удовлетворенности. Затем эти области были идентифицированы в мозгу других млекопитающих и человека. Эти структуры расположены в передней мезолимбической области и называются “придаточное ядро” и “гиппокамп”. В том случае, когда эти области очень активны, человек испытывает райское блаженство, когда они пассивны, он испытывает адские муки со всеми градациями переходов между этими двумя крайними состояниями. Выяснилось, что именно эти области мозга являются истинными хозяевами поведения животных, а также поведения, чувств, воли и образа мыслей человека. Наркоман (это касается и алкоголика) влюблен в свой наркотик больше всего в жизни. Можно сказать, что это становится единственной целью его жизни, а весь остальной мир — только средство для достижения этой цели. Из-за этого он не хочет и не может думать о том, что предмет его стремлений является его убийцей. Всё, что противоречит употреблению, является неприятным и забывается. Зато в памяти прочно оседают впечатления о том, что, сколько, с кем, когда и при каких обстоятельствах употреблялось. Если мучительные мысли о прекращении употребления иногда и возникают, то они мимолетны и относятся всегда к будущему и никогда к настоящему времени. Большой опыт, основанный на точном статистическом учете, накопленный в Соединенных Штатах за вторую половину XX века, убедительно показал, что методы, основанные на внушении, не способны излечивать больных с химической зависимостью. Можно внедрить в подсознание больного идею о трезвой жизни, но поскольку она не будет одобрена центрами удовлетворенности, этот хозяин поведения вычистит из подсознания вредную для него идею.

Но в Соединенных Штатах с начала 40-х годов получило распространение и оформилась система реабилитации наркоманов и алкоголиков, позволяющая им взращивать мировоззрение трезвости — система, известная как “12 шагов”. Были созданы интенсивные клинические реабилитационные программы, затем более медленные, но все же интенсивные амбулаторные программы и длительные амбулаторные программы профессиональной поддержки больных химической зависимостью.

Но как же привести человека в эти лечебные програм­мы? Привести наркоманов и алкоголиков, не признающихся себе в своей болезни и не желающих видеть процесса своего умирания? Вот тогда и пригодились суггестивные (основанные на внушении) методики, которые позволяют хотя бы на три или четыре дня убедить больного в том, что он болен и нуждается в лечении. В этот период обязательно надо поместить больного в клинику интенсивной реабилитации, где успешно разовьют этот начальный импульс, иначе больной забудет о том, что он болен. В последнее десятилетие в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных российских городах появились интенсивные клинические реабилитационные программы. Примером такой успешной программы является медицинский центр “Кундала”, с его трехнедельной интенсивной клинической программой, следующей за ней интенсивной пятинедельной амбулаторной программой и последующей экстенсивной программой профессиональной поддержки трезвости. Автор данного предисловия является создателем и научным руководителем медицинского центра “Кундала”, который уже три года успешно проводит реабилитацию наркоманов и алкоголиков и имеет опыт применения методики Вернона Джонсона. Именно теперь книга Вернона Джонсона и его “терапия убеждением” стали актуальными в России. Эта книга адресована как специалистам-психологам, работающим в области наркологии, так и семьям алкоголиков и наркоманов.

Научный руководитель медицинского центра “Кундала”

Яков Маршак


Введение

Вы беретесь за эту книгу, так как подозреваете, что некто, чья жизнь вам небезразлична, попал в химическую зависимость. Возможно, этот некто — ваш супруг или ребенок, родитель или двоюродный брат или сестра, коллега по работе, сосед или друг. Наркотиком, на котором он остановил свой выбор, может оказаться алкоголь, марихуана, кокаин, амфетамины (стимуляторы), барбитураты (транквилизаторы), либо те или иные их сочетания. Не имеет значения, каково именно наркотическое средство, важно, что человек злоупотребляет им или неправильно употребляет его и тем самым создает проблемы себе самому и вам.

В своем непрерывном ряду эти проблемы могут варьи­ровать от легких отклонений в поведении личности до крупных изменений характера и физических нарушений. Возможно, человек плохо исполняет свои обязанности на работе. Возможно, его уже не раз задерживали за вождение автомобиля в состоянии алкогольной или наркотической интоксикации. Возможно, вам доводилось уличать человека во лжи, в нарушении обещаний или в придумывании отговорок в свое оправдание, имеющих прямое отношение к злоупотреблению тем или иным зельем. Возможно, уже были случаи, когда человек на почве злоупотребления алкоголем или наркотиками попадал в больницу, в вытрезвитель или в тюрьму. Или, возможно, у вас просто появилось неприятное чувство, будто что-то не в порядке, и причиной тому может быть химическая зависимость.

К счастью для этого человека, вы хотите ему помочь. Хотя в данный момент вы еще не знаете, как подступиться к делу. Более того, сам он, похоже, вовсе не горит желани­ем принять помощь от вас или от кого бы то ни было. В самом деле, он (или она), вероятно, с возмущением станет отрицать само существование проблемы для него самого или даже попытается переложить ее на вас!

Как и большинство, вы, очевидно, полагаете, будто ничего нельзя предпринять до тех пор, пока человек не “опустится до предела”, и только потом можно попробовать, начав все с начала, восстановить утраченное. На протяжении почти четверти века исследователи Института Джонсона ставили своей задачей доказать, что верно как раз обратное. Ожидание слишком опасно. Равно, как и жестоко. Оно еще более усугубляет и без того скверное положение. Если ваш друг захотел прыгнуть с моста, так неужели вы скорее позволите ему сделать это, чем протянете руку помощи, чтобы его остановить? Разумеется, нет; точно так же нельзя пассивно наблюдать, как попавший в химическую зависимость человек успеет погрузиться в пучину страдания и отчаяния, еще до того как вы решитесь хоть что-нибудь предпринять для его спасения. Не нужно ждать, пока распадется ваша семья, или человек потеряет работу... или лишит кого-нибудь жизни во время дорожного происшествия. Можно протянуть руку помощи прямо сейчас.

Вероятно, вы также уверены, что лишь специалисты — терапевты, психиатры, наркологи— располагают необходимыми знаниями и средствами для лечения болезни и могут помочь человеку, страдающему от химической зависимости. Вовсе необязательно. Более того, нами, сотрудниками Института Джонсона, было выяснено, что всякий, кто искренне хочет помочь, может это сделать. Вам не понадобятся медицинская подготовка или специальные знания и опыт. Тем не менее, следует иметь хотя бы элементарное представление о том, что же такое химическая зависимость, и как она воздействует на свои жертвы — этому вопросу посвящена Часть 1 данной книги: “Понятие о химической зависимости”. Вооружившись необходимой информацией, вы сможете самостоятельно решить, стоит ли прибегнуть к помощи одного из многочисленных умелых специалистов, обладающих опытом в данной области.

Важно принять меры — и как можно скорее. Химически зависимый человек, по определению, живет в отрыве от реальной действительности. Благодаря методу, получившему название вмешательства, вы сможете сыграть важную роль в возвращении дорогого вам человека к реальности, к выздоровлению, к более яркой, полнокровной и долгой жизни. Тысячам таких же, как вы, заинтересованных и неравнодушных, уже удалось сделать это для своих родственников и друзей, и тысячи химически зависимых людей и поныне живут и здравствуют, подтверждая действенность метода. Во второй части книги: “Убеждение химически зависимых” описывается сам метод и шаги-этапы, необходимые для того, чтобы подготовиться и приступить к его использованию и довести дело до конца.

Познакомившись с “Введением”, вы уже предприняли свой первый шаг. И хотя последующие шаги, вероятно, окажутся не столь легкими, они, по крайней мере, осуществимы.

Так же, как и необходимы. Поскольку крайний довод в пользу вмешательства таков: если химически зависимый человек не получит помощи, то он (или она) умрет безвременной смертью. Химическая зависимость— болезнь смертельно опасная. Но от этой болезни можно излечиться, и от нее действительно излечиваются.

Вы можете сами убедиться в том, что ваш близкий и есть тот самый человек, кто непременно поправится.


Часть I

Глава 1

Глава 2.

Глава 3

Часть II

Глава 4

Подготовка к убеждению

Убеждение — это метод, посредством которого можно прервать пагубное, прогрессирующее и разрушительное воздействие химической зависимости, и который помогает химически зависимому человеку отказаться от употребления препаратов-модификаторов настроения и выработать у себя новые, более здоровые формы поведения для обуздания своих потребностей и решения проблем. Из этого следует: человеку вовсе не обязательно становиться моральной или физической развалиной (“доходить до предела”) для того, чтобы ему, наконец, можно было бы оказать такую помощь.

Существует более краткое и простое определение убеждения: показ реальной действительности человеку, утратившему с ней связь, доступным для его восприятия способом. Мы подробно рассмотрели различные защитные реакции, посредством которых химически зависимый человек заслоняется от неприятной и тягостной реальности недуга и его последствий. Цель убеждения — разрушить защитные психологические барьеры так, чтобы реальность, пробившись сквозь них, могла сиять достаточно долго, дабы человек сумел примириться с ней.

Под “показом действительности” мы подразумеваем преподнесение химически зависимому человеку конкретных фактов его поведения и их последствий. Под “доступным для восприятия” — такой способ, против которого нельзя устоять, поскольку он— объективный, удобопонятный, беспристрастный и бережный..

Убеждение — это конфронтация, но она в некотором, очень важном отношении отличается от той, которая большинству хорошо знакома и дает лишь слабый положительный эффект, либо не дает его вовсе.

При убеждении цель и смысл конфронтации — заставить химически зависимого человека взглянув” в лицо ре­альным фактам. Это — не наказание. Не возможность для окружающих “разгромить” его словесно. Это— атака на защитные стены жертвы зависимости, а не на жертву как личность.

Точно так же, вмешательство — это скорее акт сопереживания, а не жалости. Вы соглашаетесь принять в нем участие из чувства глубокой обеспокоенности за химиче­ски зависимого человека. Вы перестаете тревожиться за. алкоголика или наркомана и начинаете делом доказывать, как сильно вы заботитесь о нем (или о ней).

Убеждение для химически зависимого человека — это “момент истины”. Он (или она) переживают его как кри­зис, как отдельное событие. На самом же деле, для убежде­ния потребуются дни, даже недели усиленной подготовки. Чем лучше вы подготовлены, тем мягче пройдет убеждение. Единственно допустимые в процесс “неожиданно­сти” — лишь те, которые испытывает жертва, когда, нако­нец, “лицом к лицу” столкнется с реальностью своей бо­лезни.

Сбор информации

При подготовке к убеждению вам следует собрать данные двух типов: факты о поведении жертвы, связанном со злоупотреблением спиртным или наркотиками, и информа­цию о медицинских учреждениях, куда можно обратиться за лечением.

Шаг 1: Составьте письменный перечень конкретных инцидентов или характерных состояний больного, связанных со злоупотреблением алкоголем или наркотиками, окончательно подтверждающих ваше беспокойство.

Именно это следует сделать каждому члену команды. Даже дети могут составить письменные перечни или попросить взрослых помочь им выразить то, что они пережили, своими словами. Эти перечни должны быть написаны от второго лица, поскольку они будут зачитаны жертве во время убеждения (“Ты натворил то-то и то-то”, а не “Мой муж натворил то-то и то-то”). И они должны быть предель­но конкретны. Обобщения — “Ты слишком много пьешь”, “Ты должен прекратить пить”, “Твое пьянство усугуби­лось”, “Ты все время 'в улете'”— бесполезны и даже обидны, поскольку воспринимаются как личные выпады-оскорбления.

В каждом пункте требуется метко и подробно описать конкретный инцидент, предпочтительно тот, который пишущий сам наблюдал своими глазами. Вот некото­рые примеры:

• “В прошлый четверг, в 20:00 ты с невнятным бормотанием ввалился в гостиную, наткнулся на журнальный столик и разбил стоявшую на нем лампу. Возможно, ты не помнишь этого, потому что явно был пьян”.

• “В понедельник, собравшись постирать, я обнаружила в корзине для белья еще одну опорожненную бутылку”.

• “В прошлом месяце мы трижды подряд отказывались
от приглашений на званые обеды, так как ты днями не
просыхал”.

• “В пятницу, после встречи, мы разговорились с Джимом, и он рассказал мне, как его беспокоит твое пьян­ство. Ты оскорбил говорящего и остальных гостей, и ему пришлось увести тебя домой”.

• “Утром соседи упомянули, что давно заметили, насколько замкнутой ты стала в этом году. Они интересуются, можно ли тебе чем-нибудь помочь”.

• “Помнишь, как ты рухнул в ванной в два часа ночи в
субботу. Когда я пришла посмотреть, что за шум, то
обнаружила тебя распростертым на полу. От тебя разило спиртным”.

• “Поздно вечером в понедельник я выглянула в окно и
увидела, что ты без чувств валяешься на лужайке перед своим домом. На улице было — 7° С, и я беспокоилась за тебя”.

• “В прошлом месяце ты потратил 300 $ на спиртное по
нашей кредитной карточке”.

• “Неделю назад ты оставался дома, прогуливая работу,
целых три дня подряд, уверяя, будто у тебя грипп. На
самом же деле — потому, что ты слишком “перепил”,
чтобы выбраться из постели”.

• “В понедельник вечером ты сказал мне, что после работы отправишься прямо домой. Вместо этого ты явился в час ночи и уснул в одежде, которая пропахла спиртным”.

• “На прошлой неделе я вернулся домой и обнаружил
детей на улице одних, без присмотра. Ты спала на дива­
не, рядом с тобой на полу стояла пустая бутылка из-под
ликера. Дети проголодались, им было страшно. Сьюзи
сказала, что пробовала тебя разбудить и не смогла”.

• “В прошлом месяце ты спьяну дважды терял машину.
Мне пришлось самой объезжать стоянки в попытке
найти место, где ты ее оставил”.

• “Когда ты забрала нас из школы, ты погнала машину
так быстро, что мы с подругами перепугались. И ты наговорила нам столько всякой чепухи”.

• “Ты обещал прийти на спектакль, который поставил
наш класс, и снова “занемог”. Я не на шутку расстроился”.

• “Во вторник, пока ты отсутствовал на рабочем месте
после перерыва на ленч до трех часов дня, Сэму пришлось тебя “прикрывать”. Когда ты, наконец, явился, у тебя заплетался язык”.

• “Во время празднества на службе ты осушил четыре
бокала подряд, а пятый расплескал на кого-то. Мне было стыдно за тебя, боюсь, ты можешь потерять работу”.

Каждое происшествие следует описать, не скупясь на подробности. Чем больше неприятных казусов перечислит каждый член группы, тем лучше.

Век техники, несомненно, принес нам самое современное средство убеждения — видеокамеру. По мере то­го, как видеокамеры становятся все более доступны, мно­гие семьи приобретают их. Что может быть более шоки­рующим и неопровержимым, чем красочная видеосъемка алкоголика, шатающегося из стороны в сторону, глотаю­щего слова, в общем, ведущего себя самым что ни на есть неподобающим образом. Если у вас есть видеокамера, воспользуйтесь ею!

Шаг 2. Выясните, куда конкретно можно обратиться за лечением по месту вашего жительства.

Основная цель метода убеждения— убедить человека согласиться на лечение или принять помощь в той или иной форме постоянного наблюдения. Вы должны быть готовы предложить ее больному в ходе самого процесса убеждения, а также дать конкретные рекомендации. Разумно заранее договориться о лечении в медицинском центре или клинике; если падет защитный барьер, жертва, вероятно, незамедлительно согласится отправиться туда.

Есть несколько возможностей получить консультацию, доставив список учреждений, куда можно обратиться за помощью, постарайтесь получить более подробную информацию об их услугах. Закажите экземпляры проспектов, брошюр и других публикаций. Попросите полное описание программы. Поинтересуйтесь, есть ли у них курс наблюдения за выздоравливающими? Каков процент выздоравливающих через год? два? десять лет? И — что особенно важно— рассматривает ли программа метод убеждения как важный и действенный подход к лечению? Некоторые программы построены без учета этого метода.

Не успокаивайтесь, пока не найдете по крайней мере хотя бы один, на ваш взгляд, приемлемый вариант лечения. По ка вы не выполните эту крайне необходимую задачу, вы не готовы к убеждению. Если в результате вмешательства жертва не соглашается на лечение, это происходит потому, что команда недостаточно подготовилась именно в этой области. Если химически зависимый человек выражает г о товность лечиться, а вы, со своей стороны, не можете пре­доставить ему ни названия, ни адреса, ни номера телефона лечебного учреждения, тогда защитная стена может полно­стью восстановиться снова, став еще прочнее, чем прежде. И все остальные ваши усилия пойдут насмарку.

Репетиция убеждения

Перед самим убеждением рекомендуется провести одно или два “репетиционных” практических занятия. На них должны присутствовать все те, кто будет участвовать в процессе убеждения, за исключением химически зависимого человека. Каждый из членов группы убеждения должен явиться со своим письменным перечнем фактов поведения химически зависимого человека.

Помимо очевидной подготовки команды к вмешательству, репетиции выполняют целый ряд других полезных функций.

• Они помогают почувствовать членам семьи и другим,
заинтересованным лицам, что они не одиноки — беда
коснулась и остальных.

• Собрание всех участников обеспечивает взаимную поддержку друг друга и способствует взаимопониманию.

• Репетиции смягчают напряжение и страх, а также
снижают вероятность того, что во время убеждения
кто-либо выразится неясно, неконкретно или допустит
необдуманное высказывание.

• Они требуют от членов команды сосредоточиться на
своем выборе и возможных его последствиях.

• Они создают благоприятный климат для перемен и
вселяют в присутствующих уверенность в том, что
проблема так или иначе разрешима.

Можно посвятить часть первой репетиции (или всю ее целиком) рассмотрению симптомов болезни химической

зависимости (см. страницы 14-19 этой книги, “Что нам из­вестно о заболевании”). Дайте людям возможность задать вопросы и поделиться своими знаниями.

Если вы вполне уверены, что все члены группы имеют представление о болезни и ее последствиях, вы готовы дви­гаться дальше.

Шаг 1: Выберите председателя.

Участники группы должны выбрать человека, который будет “руководить” репетициями и самим убеждением. Если в состав группы входит начальник или непосредственный руководитель жертвы, то вам следует отдать ему предпочтение при выборе по двум веским причинам: он (или она) обладает профессиональным опытом руководства и не является членом семьи. Супруги и взрослые дети, вынесшие немало душевной боли, живя с химически зависимым человеком, на эту роль, как правило, не подходят.

Первостепенная обязанность председателя — гаран­тировать, что убеждение не выродится просто в очередной семейный скандал. Поэтому членам команды также следует действовать согласно его (или ее) руководству. Если председательствующий говорит: “Хорошо, Мэри, пора дать высказаться Фреду”, то Мэри следует передать слово Фреду.

Шаг 2: Подробно проработайте каждый пункт письменных перечней, подготовленных участниками команды.

Членам команды следует вслух зачитать свои перечни по пунктам, каждый из которых должен быть одобрен или, если необходимо, исправлен командой.

Помните, каждый пункт должен представлять собой к онкретное описание инцидента или особенностей поведения зависимого человека, обусловленного злоупотреблением алкоголем или наркотиками. Описания должны быть полностью правдивыми и как можно более подробными. В них следует избегать оценок, обобщений и субъективных мнений.

Остерегайтесь интонаций жалости к себе и враждебности — эмоций, которые могут воспрепятствовать общению и превратить убеждение в состязание “кто громче крикнет” или завести его в тупик. Единственной эмоцией, присутст­вующей в этих заявлениях, должна стать подлинная обес­покоенность. Если детей нужно потренировать в чтении написанных ими строк, воспользуйтесь случаем помочь им. Воздержитесь от желания вложить им в уста чужие слова; гораздо предпочтительнее, если они выскажутся в своей собственной манере, чтобы их выступление не выглядело бездумным копированием поведения взрослых членов команды.

Внесение поправок в перечни каждого из членов команды важно по двум причинам. Во-первых, это дает людям возможность “привести в порядок” текст своего выступле­ния— точно понять, что они хотят сказать, и как. И во-вторых, это помогает нарушить “принцип замалчивания”.

Существует модель поведения, типичная почти для любой ситуации, создаваемой химически зависимым человеком, где бы она ни происходила, дома или на работе. По мере того как поведение жертвы принимает все более странный и разрушительный характер, ему обычно находятся очевидцы. Но они, как правило, не делятся информа­цией друг с другом. Они опасаются тем самым обидеть жертву, или не решаются высказаться из-за своего рода не­уместной преданности ей. Какова бы ни была причина их молчания, она реально способствуют болезни — позволяет ей прогрессировать и обостряться.

Часто репетиции убеждения прерываются возгласами: “Не знал, что тебе известно об этом!”, или: “Мне казалось, я — единственная, кто это заметил!”. В конце концов, не­которые “тайны” оказываются вовсе не такими уж тайнами. Другие, раскрытые наконец совместными усилиями, приумножают у участников команды чувство сопричастно­сти общему делу. И уже далеко не один человек может ска­зать: “Знай я хотя бы половину того, что услышал сегодня, я бы взялся за дело скорее!”

Шаг 3: Определите порядок, в котором члены команды будут зачитывать свои перечни во время убеждения.

Кто-то должен быть первым! И вторым... и третьим. Определение порядка заранее предупредит неловкие паузы и помешает жертве прервать или саботировать процесс.

Лучше начать с того, кто тесно связан с химически зависимым человеком и является для него несомненным авторитетом, а потому имеет самый высокий шанс пробиться сквозь защитный барьер. Чаще лучше всего бывает остано­вить выбор на его начальнике или непосредственном руко­водителе.

На данном этапе подготовки не полагайтесь на память; председательствующий должен письменно зафиксировать порядок выступлений, принести запись на саму процедуру убеждения и быть готовым по мере необходимости напоминать каждому из участников группы о том, что пришел его черед сказать свое слово.

Шаг 4: Выберите кого-нибудь, кто исполнил бы роль химически зависимого человека во время репетиций.

Хотя это и не обязательно, но может оказаться очень полезным. Одна из целей репетиции — дать членам команды почувствовать, что ожидает их во время процедуры убе­ждения — все, вплоть до возможных возражений, отрица­ний, извинений и эмоциональных “взрывов” со стороны человека, ради блага которого оно осуществляется.

Можно по очереди передавать эту роль от одного участника команды другому, предоставляя каждому возмож­ность высказать возражение, неприятие, извинения, или продемонстрировать вспышку гнева, которые ему (или ей), вероятно, уже приходилось видеть и слышать в “исполне­нии” химически зависимого человека. Цель — знать о них и быть готовым на них отвечать. Вероятность того, что жертва выдержит всю процедуру убеждения, не проронив ни единого слова, очень мала. Следовательно, лучше всего заранее предвидеть то, что скажет он (или она), и заблаго­временно точно решить, как на это реагировать. Таким образом, мы целенаправленно подходим к следующему этапу подготовки.

Шаг 5: Продумайте, что будут отвечать члены команды химически зависимому человеку.

Решение участвовать в убеждении— это лишь часть необходимых обязательств, которые берет на себя каждый член команды.

Настало время узнать, как далеко они намерены зайти в своих действиях и на что готовы пойти ради того, чтобы убедить жертву принять помощь.

Жена может сказать: “Я довольно хлебнула с ним горя. Если он не обратится за помощью, то может уходить — либо я заберу детей и уйду сама”. Означает ли это, что она на самом деле поступит так, как сказала? Действительно ли она заберет детей и уйдет? И есть ли, куда уйти? Бывало ли так, что она заявляла об этом и раньше, но все оставалось без изменений.

Начальник, возможно, скажет: “Производительность ее труда день ото дня все ниже, кроме того, она плохо влияет на товарищей по работе. Они жаловались мне на то, что по ее вине на них приходится дополнительная нагрузка. Если она не начнет лечиться, мне придется ее уво­лить”. Может ли он осуществить свое намерение? Осуще­ствит ли его?

Сосед может заявить: “Я в последний раз приютил его на диване у себя в гостиной. Если он не обратится за помощью, двери моего дома закроются для него навсегда”. Поступит ли он так, как обещал? В следующий раз, когда жертва объявится на пороге его дома и станет умолять пустить переночевать, отправит ли его сосед восвояси?

Допустим, дочь скажет: “Я больше не сяду в машину, когда за рулем мама. Мне страшно с ней, когда она пьяная. С этого дня я стану ездить с родителями моих друзей или буду сидеть дома”. Сдержит ли она свое слово? Есть ли у нее такие друзья, к которым можно обратиться и попросить, чтобы ее подвезли? А что, если она не найдет никого, кто бы мог подбросить ее туда, куда ей отчаянно хочется поехать?

Большинство людей, тесно связанных с химически зависимым человеком, вероятно, привыкли выставлять уль­тиматумы — и точно так же привыкли идти на попятную. Этому делу нужно положить конец.

Требования, сопровождаемые какой-либо угрозой, должны быть как реальными, так и твердыми. Если жена по-настоящему не готова забрать детей и уйти, не нужно обещать, что она это сделает. Непосредственному руководителю химически зависимого человека следует точно вы­яснить, какова позиция их компании по отношению к хи­мической зависимости, наметить меру (или ряд мер) воз­действия и быть готовым их осуществить.

Что делать, если в процессе убеждения жертва встает с места и грозится уйти? Нужно быть готовым сказать: “Пожалуйста, сядь и выслушай нас”. Как быть, если он на по­луслове прерывает участника команды словесной атакой? Нужно без колебаний, несмотря ни на что, прочесть пере­чень его “подвигов” целиком, до конца. Что если жертва бросается в слезы и клянется исправиться? Принять такую клятву за чистую монету и тут же прекратить вмешательст­во хотя и соблазнительно, но вовсе неразумно. Группа должна быть готова дойти до конца — до момента, когда выскажутся все, и химически зависимому человеку будет предложено принять конкретную помощь.

На каждое действие со стороны химически зависимого человека необходимо иметь противодействие, сообразное обстановке и соответствующее цели вмешательства. Если самая подходящая реакция на его поведение— ультиматум, то тот, кто его выдвигает, должен быть готов выдер­жать все условия до конца.

Шаг 6: Руководство репетицией.

Репетицию— и саму процедуру убеждения следует начать с простого и прочувствованного вступительного заявления председательствующего. Такого, например:

 

“__ (имя химически зависимого человека), мы со­
брались здесь, потому что любим тебя и хотим тебе по­
мочь. И тебе, и всем нам придется трудно, но я вынужден
начать с одной просьбы: дай нам возможность высказаться
и постарайся выслушать, как бы тяжело это ни было. Мы
понимаем, что в следующие минуты будет нелегко... Не
будешь ли ты любезен выслушать нас?”

Заметьте, что это заявление явно отводит химически зависимому человеку роль слушателя — и задача груп­пы — постараться “удержать” его в этой роли.

Затем участнику команды, на которого пал выбор выступать первым, следует зачитать свой перечень. Участник, исполняющий роль химически зависимого человека, сейчас может в полной мере проявить свои актерские способно­сти. Что может сказать он (или она) в реальной обстановке вмешательства? Как он (или она) может себя повести? Большинству членов команды так или иначе приходилось противостоять химически зависимому человеку; они могут даже процитировать его (или ее). (“Что ты имеешь в виду, говоря, будто у меня возникла проблема? Это у тебя про­блема! Если прекратишь меня пилить, я брошу пить!”) По­практикуйтесь отвечать так; “Пожалуйста, выслушай то, что я должен сказать...”, и далее, следуя перечню.

Каждому члену команды необходимо дать возможность прочесть свои строки и постараться предугадать, как может отреагировать на них химически зависимый человек. Как бы го ни было, председательствующий должен исполнять свою главную функцию — следить за тем, чтобы участники команды не уклонялись от темы. Репетиция должна быть мак­симально правдоподобной, приближенной к реальной жиз­ни. В том, что участники команды невольно переходят к об­винениям или обобщениям, или, поддавшись эмоциям, уклоняются от темы, нет ничего необычного. Именно поэтому каждому участнику команды следует попрактиковаться также в выражении участия и заботы о жертве болезни.

Постарайтесь предвосхитить положительным заявлением каждую жалобу больного: “Милый, ты всегда был замечательным мужем, но я так беспокоюсь о тебе. На прошлой неделе, хорошенько набравшись, ты въехал пря­миком в дверь гаража...” “Мама, я действительно благо­дарна тебе за все твои старания устроить мне день рожде­ния. Но я не на шутку растерялся, когда ты налетела на стул. Я догадался, что ты пила вино вместо пунша”. “Го­вард, твои коллеги тебя очень любят. Все знают, что в слу­чае необходимости ты всегда готов помочь. Но ты стал возвращаться с ленча все позже и позже, дыша спиртным, а на прошлой неделе я застал тебя спящим за столом на ра­бочем месте”.

Процесс убеждения предполагает, что реальность так или иначе пробьется сквозь защитный барьер. В какой-то момент химически зависимый человек непременно “увидит” свою жизнь такой, какова она есть на самом деле — возможно, впервые за долгие годы. Те, кому приходилось участвовать в процедурах убеждения, описывают удиви­тельные перемены, происходящие в это время. Всех со­бравшихся охватывало чувство великого облегчения и, очень часто,— любви. Участники команды чувствовали себя обессиленными и, вместе с тем, исполненными наде­жды. Все то раздражение, которое, казалось, переживали жертвы, сменялось потрясением и негодованием, а порой и глубокой растерянностью. Многие из них обводили взгля­дом собравшихся и говорили: “Господи, я и не подозревал, как сильно я обижал вас. Простите меня!”

И хотя это может показаться успешным окончанием убеждения, на самом деле — это лишь завершение первой стадии. Не менее важно отрепетировать то, что последует дальше: то, как вы будете настаивать, чтобы жертва согласилась принять помощь, и то, как представите ей имеющиеся варианты лечения. Возможности выбора, которые вы уже внимательно рассмотрели, необходимо “свести” к конкретному стационару, конкретному лечебному центру, или, в некоторых случаях, к амбулаторному лечению и психологическому тренингу в Обществе Анонимных Алко­голиков. Позволяя жертве выбирать из предложенного, вы тем самым помогаете ей в какой-то мере восстановить чув­ство собственного достоинства.

Разумеется, не исключается возможность того, что химически зависимый человек будет упорствовать, заявляя, что в лечении нет необходимости, поскольку в глубине души у него созрело решение покончить с пьянством. Вы понимаете, что медлить нельзя, поэтому готовы попробо­вать альтернативный подход. (Мы называем его — ответ “а что, если”). “Ты принял это решение заранее. Давай, по­пробуй. Но что, если ты хотя бы раз снова “сорвешься”? Тогда ты согласишься принять помощь?”

По всей вероятности, жертва предпримет честную попытку бросить пить самостоятельно. Но то, что человек бросает пить, еще не значит, будто он пошел на поправку. Болезнь— в том числе эмоциональный синдром— по-прежнему существует, и она столь же опасна, как прежде. Все это приводит к тому, что принято называть “пьяница в завязке”.

Что характерно для “пьяницы в завязке”? - Напри­мер, раздражительность, тревожность, нервозность, обида и жалость к себе. Человек может чересчур остро реагировать на простое разочарование, быть то излишне чувствительным, то — излишне придирчивым, в общем, ведет себя непредсказуемо. Окружающие частенько станут с тоской вздыхать по старым добрым “спокойным” денечкам, когда жить с ним было куда проще!

Иными словами, несмотря на то, что абстиненция (воз­держание от употребления спиртного или наркотиков) — цель важная, но она не единственная. На самом деле, это всего лишь один, хотя и значительный, шаг на пути к возвращению к полнокровной и максимально плодотворной жизни.

Прекращение пьянства, само по себе, создает эмоциональный вакуум, и жизнь в этом вакууме может оказаться с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.148 (0.017 с.)