Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Экономика и государство.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В рамках данной темы, прежде всего, необходимо разобраться в принципиальном отличии понятий государство и правительство. Государство представляет собой особого рода общественную структуру, которое осуществляет власть на территории данной страны. Правительство же – это группа людей которая оказалась тем или иным образом во главе государства и использует государственную власть для достижения тех или иных целей. Проблема взаимоотношения и взаимодействия государства с экономической системой является одной из самых древних проблем. Между экономистами всех стран до сих пор ведутся острые дискуссии по вопросу об этом взаимодействии. Экономические цели правительства могут быть достаточно разнообразны. Обычно в экономической литературе называют следующие экономические цели правительства: - обеспечение условий для экономического роста; - полная занятость; - стабилизация уровня цен; - материальное обеспечение социально незащищенных слоев; - «справедливое» распределение доходов; - достижение желаемого состояния торгового баланса - структурные преобразования в экономике; - экономическая безопасность. Необходимо разобраться в смысле этих формулировок и уловить то, что достижение всех возможных целей одновременно невозможно, из-за их противоречивости. Таким образом, экономическая политика любого правительства начинается с выбора цели. После рассмотрения вопроса о выборе целей экономической политики необходимо изучить вопрос о тех органах государственной власти, которые и проводят ту или иную экономическую политику правительства. Основными (но не единственными) видами экономической политика правительства являются денежно-кредитная политика и финансовая политика. За проведение денежно-кредитной политики отвечает Центральный банк страны. За проведение финансовой политики отвечает Министерство финансов страны. Тема 5. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика. Деньги — одна из важнейших экономических категорий, изучение которой началось еще с Аристотеля. В современных условиях деньги играют исключительную роль в экономике. Она выходит за рамки трех традиционных функций денег — средства обмена, меры стоимости и средства сбережения. Объем денежной массы в экономике оказывает огромное воздействие на многие макроэкономические пропорции национального хозяйства: потребление, сбережения, инвестиции, занятость, уровень цен, торговый баланс. При изучении данной темы необходимо разобраться, прежде всего, в природе денег, понять, под воздействием каких причин происходит ее изменение. Для расширения собственного кругозора целесообразно ознакомиться с историей развития форм стоимости — от простой (случайной) до полной (денежной) — и историей различных форм денег: монет, банкнот, чеков, электронных денег. Затем следует перейти к анализу денежной массы. Важной для понимания, как этого вопроса, так и сущности денег в целом является категория ликвидности. Ликвидность — это способность актива быть использованным как средство обмена (платежа) или быть легко превращенным в средство обмена и сохранять свою стоимость неизменной. Денежная масса включает в себя целый ряд денежных агрегатов, которые отличаются друг от друга по степени ликвидности входящих в них денег. Наибольшей (абсолютной) ликвидностью обладают наличные деньги. Другие активы (депозиты, облигации и т. д.) обладают меньшей ликвидностью, чем наличные деньги. Изучение денежного рынка, который играет огромную роль в конкурентной рыночной системе, целесообразно начать с анализа спроса на деньги. Спрос на деньги — это желание рыночных агентов иметь в своей кассе (на руках) определенный запас платежных средств. Разумеется, держание кассы лишает рыночных агентов возможности иметь доход от других видов активов (акций, облигаций, депозитов, недвижимости). Согласие нести эти альтернативные издержки объясняет основные мотивы спроса на деньги. Экономисты выделяют три мотива: трансакционный, мотив предосторожности, спекулятивный. Трансакционный спрос на деньги — это желание иметь деньги для осуществления сделок по купле-продаже экономических благ. Он зависит от уровня дохода. Спрос по мотиву предосторожности обусловлен непредвиденными платежами, которые приходится осуществлять экономическим агентам. Его объем также определяется доходом. Спекулятивный спрос обусловлен функцией денег как средства сбережения. Он тем больше, чем ниже ставка процента. Объединив эти виды спроса, получим совокупный спрос на деньги: Md = f(Y, r). Спрос на деньги — это убывающая функция ставки процента при заданном доходе. После рассмотрения спроса на деньги нужно изучить предложение денег и рассмотреть факторы, влияющие на него. Предложение денег осуществляется банковской системой. При этом надо иметь в виду, что наличные деньги (банкноты и монеты) создает ЦБ, а безналичные, составляющие основную часть денежной массы, создают КБ. Учащимся следует, прежде всего, разобраться в проблеме эмиссии денег ЦБ, уяснить, как банкноты и монеты поступают в экономику. Со временем часть наличных денег покидает экономику и поступает в КБ в виде депозитов, другая часть наличности остается на руках у граждан и фирм. Деньги, поступившие в КБ, используются последними для кредитования нуждающихся в платежных средствах хозяйствующих субъектов. Здесь важно понять, что не все поступившие в виде депозитов деньги КБ могут выдать заемщикам. И дело не только в том, что какая-то часть денег остается в кассе банка. Главное в другом: часть депозитов в соответствии с установленной ЦБ нормой резервирования г поступает на специальный беспроцентный счет в ЦБ в виде обязательных резервов Е для поддержания ликвидности КБ. Разумеется, чем выше норма резервирования, тем меньше денег остается в распоряжении КБ в виде избыточных резервов для кредитования населения и фирм. Именно поэтому норма резервирования играет важную роль в регулировании денежной массы, которую создают КБ. Как же они осуществляют этот процесс? Для понимания этого вопроса необходимо уяснить, что выдача ссуды КБ равносильна созданию чекового счета, т. е. является приданием долговому обязательству денежной формы. Взятые заемщиками ссуды используются ими для осуществления различных трансакционных операций (покупки товаров, выплаты заработной платы и т. п.). Получившие деньги продавцы товаров, услуг и факторов производства затем снова помещают их в виде депозитов в КБ, которые после отчисления в обязательные резервы опять выдаются в виде ссуд бизнесу и гражданам. Этот процесс повторяется многократно, в результате чего банковская система способна значительно увеличить предложение денежной массы в экономике. Для определения общего объема депозитных денег, созданных банковской системой при данном количестве избыточных резервов, важное значение имеет понимание сути такого инструмента, как денежный мультипликатор. Его величина обратная норме обязательных резервов. С учетом этого инструмента количество депозитных денег будет прямо пропорционально избыточным резервам коммерческих банков, умноженным на денежный мультипликатор. Взаимодействие предложения денег и спроса на них дает представление о механизме денежного рынка — поиске равновесия, т. е. Равновесного объема и равновесной цены. На денежном рынке такой ценой является ставка процента. Анализ сдвига кривой предложения приведет к пониманию смысла ликвидной ловушки, а значит, к ограниченности денежно-кредитной политики и необходимости активного использования государством фискальной политики. При изучении темы необходимо, прежде всего, разобраться в содержании и особенностях денежно-кредитной политики. Эту политику государство проводит через банковскую систему страны. Ведущим звеном в банковской системе является ЦБ. Именно он, используя соответствующие инструменты, осуществляет непосредственную деятельность по поддержанию необходимого количества денег в экономике, а значит, многих других макроэкономических параметров. Для регулирования денежного предложения ЦБ использует разные инструменты, в первую очередь ставку рефинансирования, норму резервов, операции на открытом рынке. Учащимся следует внимательно разобраться в каждом из этих инструментов и понять, каким образом они влияют на денежную массу. Изменяя учетную ставку, ЦБ регулирует активность КБ на вторичном рынке ценных бумаг. Ее рост относительно доходности ценных бумаг ограничивает возможности их скупки КБ по низким ценам, а падение приводит к обратному результату со всеми вытекающими для денежного предложения последствиями. Кроме того, учетная ставка оказывает влияние и на валютный рынок, ограничивая или расширяя возможности финансовых игроков скупки или продажи иностранной валюты. ЦБ России активно использует данный инструмент для поддержания стабильности на финансовом рынке и сохранения устойчивости рубля. Изменение обязательных резервов воздействует на предложение денег в экономике, так как влияет на размер избыточных резервов и на величину денежного мультипликатора. Норма обязательных резервов изменяется не так часто, поскольку это вызвало бы дополнительные трудности в функционировании банковской системы. Операции на открытом рынке, т. е. купля-продажа государственных ценных бумаг, — наиболее эффективный инструмент контроля за предложением денег. Определяя объем купли-продажи государственных облигаций, ЦБ оказывает влияние на величину кредитных резервов КБ. Массовая продажа облигаций уменьшает эти резервы, скупка, напротив, расширяет их. В результате расширяются или ограничиваются возможности КБ в предоставлении ссуд населению и бизнесу. Регулируя с помощью указанных инструментов денежное предложение, ЦБ может активно влиять на деловую активность в экономике, уровень цен, состояние платежного баланса страны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.158.132 (0.008 с.) |