ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ И ОТЕЧЕСТВЕННОЕ



ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ И ОТЕЧЕСТВЕННОЕ

ИСКУССТВО XIX ВЕКА

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВ

 

Учебно-методическое пособие

 

Направление подготовки: 072500.62 Дизайн

Профиль: Дизайн интерьера

 

Череповец

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры профессионального и технологического образования, протокол № 1 от 17.09.2013

Одобрено учебно-методической комиссией института педагогики и психологии ЧГУ, протокол №…….. от …..10.2012

 

Составитель: Е. А. Сполохова, канд. филол. наук, доцент

 

Рецензенты: Павлова Л.В., канд. пед. наук, доцент (ЧГУ), Рыбаков А.А., д-р искусствоведения, профессор (ЧГУ)

Научный редактор: Быстров В.М., д-р пед. наук, профессор (ЧГУ)

 

 

© Сполохова Е.А., 2015

© ФГБОУ ВПО «Череповецкий

государственный Университет», 2015

 

Введение

Дисциплина «История искусств» занимает важное место в профессиональном образовании студентов направления подготовки 072500.62 Дизайн, профиль Дизайн интерьера, преподается в течение 1 - 4 семестров.

Данное пособие посвящено разделам, изучаемым в 3 семестре: «Западноевропейское искусство 19 века», «Отечественное искусство 19 века». Структура пособия: задания к 10 темам, приложение (словарь терминов и понятий). Практические занятия по истории изобразительного искусства формируют навыки отбора и анализа учебной литературы, анализа артефактов, навык по иллюстративному материалу определять произведения искусства, характерные для определенной эпохи, художественного стиля, автора. Подготовка к практическим занятиям предполагает изучение указанной учебной литературы, освоение обязательного терминологического минимума, знакомство с творческой биографией изучаемых в этом разделе авторов и с произведениями искусства (студентам предлагаются примерные списки для ознакомления).

Пособие предназначено для домашней и аудиторной работы.

 

Тема 1. Неоклассицизм и романтизм в Западной Европе XIX века.

Вопросы

1. Искусство Западной Европы в XIX веке. Особенности, тенденции.

2. Французский неоклассицизм последней четверти XVIII – первой трети XIX века. Ампир. Салонная живопись середины ХIХ века.

3. Французский романтизм 20 – 30 годов XIX века.

4. Испанское искусство конца XVIII – первой половины XIX века. Гойя.

5. Английское искусство конца XVIII – первой половины XIX века. Прерафаэлиты.

6. Немецкий романтизм XIX века. Назарейцы. Бидермайер.

Литература

1.Гнедич П. П. История искусств. Западноевропейское барокко и классицизм. – М., 2005.- С…106 – 127.

2. Даниель С.М. Европейский классицизм. – СПб., 2003.- С….

3. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2004. – С. 243 – 278.

4.Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. В 2 т. Т.1. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. ……….

Терминологический минимум: академизм, ампир, бидермайер, прерафаэлиты, классицизм, назарейцы, неоклассицизм, романтизм.

Практическая часть: ознакомьтесь с творческой биографией мастеров, с историей создания произведений.

Примерный список для ознакомления:

· Давид Жак ЛуиСмерть Марата; Клятва Горациев; Сабинянки; Портрет юного Энгра; Посвящение Наполеона I в императоры и коронация императрицы Жозефины;

· Энгр Жан Огюст Доминик: Послы Агамемнона у Ахилла; Фетида, умоляющая Юпитера; Эдип и Сфинкс; Купальщица Вальпинсон; Одалиска; Роже и Анжелика; Закованная Анжелика; Турецкая баня; Источник; Портрет мадемуазель Ривьер; Портрет Л. Ф. Бертена; Обет Людовика XIII, просящего покровительства Мадонны для Французского королевства; портрет Паганини;

· Гро Антуан Жан: Наполеон на Аркольском мосту; Наполеон в госпитале чумных в Яффе; Битва при Эйлау;

· Жерико Теодор: Офицер конных егерей, идущий в атаку; Раненый кирасир, покидающий поле боя; Плот «Медузы»; Скачки в Эпосоме; Портрет сумасшедшего, воображающего себя полководцем;

· Делакруа Эжен: Ладья Данте, Смерть Сарданапала, Свобода на баррикадах, Охота на львов, Хиосская резня, Портрет Шопена, Портрет Паганини, Алжирские женщины, Греция на развалинах Миссолунги, Одалиска, Смерть Офелии;

· ГойяФрансиско: Портрет Исабель Кобос де Порсель, Портрет семьи короля Карла IV и Марии Луисы, Восстание 2 мая 1808 года на площади Пуэрто дель Соль, Расстрел повстанцев в ночь на третье мая 1808 года в Мадриде, Маха одетая, Маха обнаженная, Махи на балконе, Время; из серии офортов «Ужасы войны»: «Какая доблесть!», «Хоронить и молчать», «За что?», «Великий подвиг! С мертвыми!», «Это плохо», «Это еще хуже», «Поздно», «То же самое»;

· Констебл Джон: Вид на кафедральный собор Солсбери с луга, Телега для сена, Обелиск, Мельница в Дедхеме, Хлебное поле, Постройка баржи;

· Тернер Уильям: Дождь, пар и скорость, Пожар лондонского Парламента, Последний рейс корабля «Смелый»;

· Фридрих Каспар Давид: Крест в горах, Аббатство в дубовом лесу, Зимний пейзаж, Восход луны над морем, Аллегория благоразумия, Пять возрастов, Женщина у окна, Странник над морем облаков, Сова на могиле, Кладбище, Пейзаж с засохшим деревом, Древнее погребение под снегом, Двое, созерцающих луну;

· Медокс Браун Форд: Прощание с Англией;

· Россетти Данте Габриэль: Благовещение, Беата Беатрикс;

· Берн-Джонс Эдвард Коли: Золотая лестница;

· Холман Хант Уильям: Светоч мира;

· Эверетт Миллес Джон: Христос в доме родителей, Офелия;

· Мориц Швинд: Роза, Утренний час;

· Карл Шпицвег: Заснувший сторож;

· Уильям Блейк: Паоло и Франческа, Сотворение Адама; Адам и Ева находят тело Авеля;

· Клод Никола Леду: Застава Ла Виллет;

· Рюд Франсуа, Шальгрен Жан Франсуа: Триумфальная арка («Арка Звезды»); Рюд: Марсельеза (барельеф);

· Габриель Жак Анж: Малый Трианон;

· Гондуен Жак и Лепер Жан-Батист: Вандомская колонна.

Тема 2. Реализм в Западной Европе XIX века.

Вопросы

1. Реализм как тенденция художественного мышления и как конкретное явление в области искусства. Соотношение понятий «реализм» и «натурализм». Критический реализм.

2. Барбизонцы. Т. Руссо, Ш. Добиньи, Ж. Дюпре, Д. де ла Пенья, К. Тройон. Ключевые произведения, излюбленные мотивы, характерные индивидуальные черты.

3. Ж. Ф. Милле. «Крестьянская» тема. Реалистическая достоверность, эпичность и библейское величие образов.

4. Творчество К. Коро. «Пейзаж настроения».

5. Жанровая живопись Г. Курбе. Романтическое настроение ранних работ. Тема труда и нищеты. Монументализация повседневности. «Павильон реализма» Курбе (1855 г.). Программные произведения, посвященные месту художника в обществе.

6. Художник-урбанист О. Домье. Графика. Живопись.

7. Представители немецкого реализма. А. Менцель и В. Лейбль.

Литература

1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. ………………… – М., 1985.

2.Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2004. – С. 9 - 31.

3.Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. В 2 т. Т.1. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 58 – 87.

Терминологический минимум: барбизонская школа, натурализм, реализм, критический реализм, пейзаж настроения.

Практическая часть: ознакомьтесь с творческой биографией мастеров, с историей создания произведений.

Примерный список для ознакомления:

· Руссо Теодор:Дубы, Вид в окрестностях Гранвиля;

· Добиньи Шарль:Берега реки Уазы, Шлюз в долине Оптево;

· Дюпре Жюль:Пейзаж с коровами;

· Де ла Пенья Диаз:Венера с Амуром, В дубовом лесу;

· Тройон Констан:Отправление на рынок;

· Милле Жан Франсуа:Сеятель, Собирательницы колосьев, Анжелюс, Человек с мотыгой, 1863;

· Коро Камиль: Порыв ветра, В лесу, Воз сена, Воспоминание о Мортефонтене, Женщина с жемчужиной;

· Курбе Гюстав: Автопортрет с собакой, Дробильщики камней, Похороны в Орнане, Ателье, Встреча;

· Домье Оноре: Опустите занавес, фарс сыгран, Улица Транснонен. 15 апреля 1834 года, Последний совет экс-министров, Потрясенная наследством, Семья на баррикаде, Вагон III класса, Прачка, серия иллюстраций к «Дон Кихоту», Художник перед мольбертом, Советы начинающему художнику, Любитель эстампов, Криспен и Скапен, «Хотим Варавву!», или «Се человек»;

· Менцель Адольф: Железопрокатный завод

· Лейбль Вильгельм: Женщины в церкви.

Тема 3. Импрессионизм

Вопросы

2. Импрессионизм как течение французской живописи последней трети Х1Х века. Временные рамки. Характерные черты.

3. Творчество Э. Мане и импрессионистов первого поколения: К. Моне, О.Ренуара, К. Писсаро, А. Сислея, Э.Дега, Б. Моризо.

4. Неоимпрессионизм (дивизионизм, пуантилизм). Творчество А. Тулуз-Лотрека, Ж. Сера, П. Синьяка.

5. Постимпрессионизм как явление искусства. «Великий еретик импрессионизма» П. Сезанн. Периодизация творчества. Излюбленные мотивы. Творчество П. Гогена, В. Ван Гога.

6. Черты импрессионизма в пластике. О. Роден.

7. Английский импрессионизм. Творчество Дж. Уистлера, Дж. Сарджента.

Литература

1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. От……………… древнейших времен по XVI век. – М., 1985.

2. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2004. – С. 9 - 31.

3. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. В 2 т. Т.1. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 58 – 87.

Терминологический минимум: импрессионизм, неопрессионизм, дивизионизм, пуантилизм, постимпрессионизм, преимпрессионисты, синтетизм.

Практическая часть: ознакомьтесь с творческой биографией мастеров, с историей создания произведений.

Примерный список для ознакомления:

· Мане Эдуард: Олимпия, Завтрак на траве, Музыка в Тюильри, Балкон, Флейтист, Портрет Эмиля Золя, Лола из Валенсии;

· Моне Клод: Восход солнца. Впечатление;Бульвар Капуцинок в Париже; серия «Кувшинки»; серия «Руанский собор»;

· Ренуар Огюст: Портрет Жанны Самари; Купание на Сене, Мулен де ла галет, Зонтики; серия «ню»: «Обнаженная» и др., Портрет мадам Шарпантье с детьми;

· Писсаро Камиль: Оперный проезд в Париже;

· Сислей Альфред: Мороз в Лувесьенне;

· Дега Эдгар: Голубые танцовщицы; Женщина в тазу; Абсент; Жокей;

· Тулуз-Лотрек Анри: Певица Иветт Гильбер; Аристид Брюан в «Амбассадер», В цирке Фернандо, Танец в «Мулен Руж, «Экипаж»;

· Сера Жорж: Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт; Цирк; Канкан;

· Синьяк Поль: Сосна. Сен-Тропез;

· Роден Огюст: Граждане Кале; Вечная весна; Мыслитель

· Уистлер Джеймс:Симфония в белом №1, №2, №3, Ноктюрн в сером и золотом; Ноктюрн в синем и золотом;

· Сарджент Джон:Собиратели устриц в Канкале, Пораженные газами, Китайские фонарики, Карменсита, Портрет леди Энью;

· Сезанн Поль: автопортреты, натюрморты, Девушка у пианино, Игроки в карты, «Пьеро и Арлекин», Гора св. Виктории, Берега Марны, Жарданн;

· Гоген Поль: Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом), Горы на Таити, «А, ты ревнуешь?», « Королева», Женщина, держащая плод, «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?»;

· Ван Гог Винсент: Подсолнухи, Круг заключенных, Хижины в Арле, Едоки картофеля, Автопортрет с трубкой, В таверне, Вороны над полем пшеницы.

Тема 4. Символизм. Модерн

Вопросы

1.Символизм. Истоки. Представители.

2. «Наби».

3.Модерн. Проблема соотношения понятий «модерн», «символизм».

Литература

1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. От древнейших времен по XVI век. – М., 1985.

2.Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2004. – С. 9 - 31.

3.Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. В 2 т. Т.1. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 58 – 87.

Терминологический минимум: символизм, набиды, модерн, Ар Нуво, флореальное направление модерна, сецессион, Глазго школа, либерти, югендстиль, «северный модерн».

Практическая часть:ознакомьтесь с творческой биографией мастеров, с историей создания произведений.

Примерный список для ознакомления:

· Пюви де Шаванн Пьер: Священная Роща;

· Моро Гюстав: Саломея, Орфей, Единороги, Святой Георгий и дракон;

· Редон Одилон: Падший ангел, С закрытыми глазами, Женщина в желтом, Улыбающийся паук, Эльф Калибан, Головастик, Болотный цветок, Офелия среди цветов;

· Беклин Арнольд: Остров мертвых, Автопортрет со Смертью-скрипачом;

· Штук Франц: Люцифер, Грех, Саломея, Сфинкс, Поцелуй Сфинкса, Сизиф;

· Мунк Эдвард: Крик, Больной ребенок;

· Чюрленис Микалоюс Константинас:Соната Солнца, Соната Весны, Звездная соната, циклы «Знаки Зодиака» и «Сотворение мира»;

· Климт Густав:Юдифь, Даная, Поцелуй;

· Дени Морис: Святые жены у гроба Господня;

· Бердсли Обри:Саломея;

· Обрист Герман:Цикламен («Удар бича»);

· Ван де Велде Анри:Платье жены;

· Гимар Эктор:Павильон станции метрополитена в Париже;

· Гауди Антонио:церковь Саграда Фамилиа в Барселоне.

 

Вопросы

1. Общая характеристика русского искусства I - й половины Х1Х в.

2. Архитектура. Воронихин А.Н. («воронихинский классицизм»), Тома де Томон, Бове О.И., Жилярди Д.И., Григорьев А.Г., Стасов В.П., Росси К.И., Монферран А.А., Брюллов А.П., Штакеншнейдер А.И., Тон К.А., Бенуа Н.Л..

3. Скульптура. Мартос И.П., Толстой Ф.П., Демут - Малиновский В.И., Пименов С.С., Пименов Н. С., Орловский Б.И., Клодт П.К., Витали И.П.

Литература:

1.Даниель С.М. Европейский классицизм. - СПб, 2003. - С. 203 – 214, 224 - 238 (конспект)

2.Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М., 1993. - С. 187 – 230.

3.Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М., 2003. - С. 165 – 198.

Терминологический минимум:александровский классицизм, русский ампир, петербургский ампир, московский ампир, николаевская готика, русско-византийский стиль.

Практическая часть

1. Законспектируйте указанные страницы ист. 2, подготовьтесь к обсуждению материала. Обратите внимание на иллюстративный материал, представленный в книге.

Примерный список произведений для ознакомления:

· Воронихин А.Н.: Казанский собор, Горный институт, Адмиралтейство, Биржа, Казармы Павловского полка, Здание Главного штаба, Михайловский дворец, Александринский театр, Сенат и Синод, Исаакиевский собор, Большой театр, Большой Кремлевский Дворец, Новый Эрмитаж;

· Тон К.А.: Храм Христа Спасителя, Триумфальные Нарвские ворота, Триумфальные Московские ворота, вокзал «Новый Петергоф», «Шапель», парголовская церковь, «Коттедж», Конногвардейский маннеж;

· Мартос И.П.: Надгробия М.П. Собакиной, Е.С. Куракиной, Е.Н. Гагариной. Памятник Минину и Пожарскому;

· Толстой Ф.П.: Народное ополчение 1812 года.

· Пименов С.С., Демут – Малиновский В.И.: Колесница Славы Триумфальной арки Главного штаба;

· Демут - Малиновский В.И.: Русский Сцевола;

· Пименов Н.С.: Парень, играющий в бабки;

· Щедрин Ф.Ф.: Морские нимфы;

· Орловский Б.И.: Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли;

· Клодт П.К.: Укрощение коня. Памятник И.А. Крылову;

· Витали И.П.: Фонтан на Театральной площади в Москве. Скульптурная группа для Триумфальных ворот в Москве.

 

Вопросы

1.Общая характеристика искусства II - й половины Х1Х в.

2.Историческая живопись. Основные темы. Иванов А.И., Бруни Ф.А.

3.Портретная живопись. Кипренский О.А., Тропинин В.А.

4.Пейзажная живопись. Щедрин С.Ф., Айвазовский И.К., Сорока Г.В.

5.Творчество Брюллова К.П., Иванова А.А.

6.Бытовой жанр в живописи 1-й половины 19 века. Венецианов А.Г., Федотов П.А

Литература:

1.Бойко Н.П. Истории знаменитых полотен. – Ростов – на – Дону, 2006. - С. 41 – 48, 57 – 160, 173 – 184.

2.Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М., 1993. - С. 230 – 300.

3.Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М., 2003. - С.198 – 235.

Терминологический минимум:русский стиль, критический реализм.

Практическая часть:ознакомьтесь с творческой биографией живописцев половины XIX века, с историей создания произведений.

Примерный список произведений для ознакомления:

· Иванов А.И.: Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году.

· Бруни Ф.А.: Медный змий.

· Кипренский О.А. Портреты А. С. Пушкина, Е.П. Ростопчиной, Д.Н. Хвостовой, Дениса Давыдова, мальчика Челищева. Автопортрет, 1828.

· Тропинин В.А. Портрет сына. Портрет А. С. Пушкина. Кружевница. Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль.

· Щедрин С.Ф. Берег Сорренто с видом на остров Капри. Лунная ночь в Неаполе.

· Айвазовский И.К. Девятый вал.

· Брюллов К.П. Итальянский полдень. Последний день Помпеи. Всадница. Графиня Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини. Автопортрет, 1848 г. Портрет И.А. Крылова.

· Иванов А.А. Аполлон, Гиацинт и кипарис, занимающиеся музыкой и пением. Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора. Иосиф, толкующий сны в темнице хлебодару и виночерпию. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. Явление Христа народу.

· Венецианов А.Г. Гумно. Утро помещицы. Спящий пастушок. На пашне. Весна. На жатве. Лето. Жнецы. Крестьянка с васильками. «Вот-те и батькин обед».

· Сорока Г. Рыбаки.

· Федотов П.А. Смерть Фидельки. Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик. Разборчивая невеста. Сватовство майора. Завтрак аристократа. Вдовушка. Анкор, еще анкор!

 

Вопросы

1. История Товарищества передвижных художественных выставок. Деятельность Стасова В.В., Чистякова П.П., Третьякова П.М.

2.Творчество Перова В.Г., Крамского И.Н., Максимова В. М., Мясоедова Г.Г., Корзухина А.И., Савицкого К.А., Маковского В.Е., Ярошенко Н.А., Репина И.Е., Ге Н.Н., Сурикова В.И., Васнецова В.М., В.В. Верещагина.

3.Пейзажная живопись. Саврасов А.К., Васильев Ф.А., Шишкин И.И., Куинджи А.И., Поленов В.Д., Левитан И.И.

4. Творчество Антокольского

Литература

1. Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. – СПб., 1995. – С…..

2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств

3. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. – М., 2003. - С.

Практическая часть: ознакомьтесь с творческой биографией живописцев второй половины XIX века, с историей создания произведений.

Примерный список произведений для ознакомления:

· Перов В.Г.: Тройка, Проводы покойника, Чаепитие в Мытищах, Сельский крестный ход на Пасхе, Утопленница, Последний кабак у заставы , Приезд гувернантки в купеческий дом, Рыболов, Птицелов, Охотники на привале, портрет Ф.М. Достоевского, Фомушка-сыч, .

· Крамской И.Н.: Христос в пустыне, портрет Л.Н. Толстого, портрет неизвестной.

· Максимов В. М.: Приход колдуна на крестьянскую свадьбу Семейный раздел

· Мясоедов Г.Г.: Земство обедает, Страдная пора (Косцы).

· Корзухин А.И.: Разлука, Перед исповедью, Возвращение из города

· Савицкий К.А.: На войну, Ремонтные работы, на железной дороге.

· Маковский В.Е.: На бульваре, Свидание

· Маковский К.Е Дети, бегущие от грозы

· Ярошенко Н.А.: Кочегар, Всюду жизнь.

· Репин И.Е.: Не ждали, Бурлаки на Волге, Запорожцы пишут письмо турецкому султану, Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, портрет Мусоргского, Крестный ход в Курской губернии, Садко в подводном царстве.

· Ге Н.Н.: «Что есть истина?», Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе.

· Суриков В.И.: Меньшиков в Березове, Утро стрелецкой казни, Боярыня Морозова, Взятие снежного городка, Переход Суворова через Альпы.

· Васнецов В.М.: Аленушка, Богатыри, Иван-Царевич на Сером Волке, После побоища Игоря Святославовича с половцами.

· Верещагин В.В.: «Не замай, дай подойти!», Апофеоз войны, Скобелев под Шипкой, Побежденные. Панихида, Продажа ребенка-невольника, После удачи, После неудачи, Смертельно раненый.

· Саврасов А.К.: Грачи прилетели.

· Васильев Ф.А.: Мокрый луг, Оттепель, Заброшенная мельница.

· Шишкин И.И.: Утро в сосновом лесу, Корабельная роща, Рожь, На севере диком.

· Куинджи А.И.: Березовая роща, Лунная ночь на Днепре, Вечер на Украине,

· Поленов В.Д.: Московский дворик, Бабушкин сад.

· Левитан И.И.: Над вечным покоем, Золотая осень, Осенний день. Сокольники, Март, Владимирка.

· Антокольский П.Г.: Сократ, Иван Грозный, Мефистофель, Христос.

 

Вопросы

1. Общая характеристика русской культуры рубежа XIX – XX столетий.

2. Русская скульптура конца XIX – начала XX века. П. П. Трубецкой,

А. С. Голубкина, С. Т. Коненков, А. Т. Матвеев.

3.Творческие объединения «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет»: эстетическая программа, особенности изобразительного стиля, ведущие представители.

4. Творчество В. Э. Борисова – Мусатова, В. А. Серова, М. А. Врубеля, К. А. Коровина, М. В. Нестерова, Б. М. Кустодиева, П. Н. Филонова, З. Е. Серебряковой, К. С. Петрова – Водкина, В.В. Кандинского, К.С. Малевича.

Практическая часть

Примерный список произведений для ознакомления:

· Трубецкой П. П.: портрет княгини М.Н. Гагариной с дочерью Мариной, портрет Исаака Левитана, бюст Л. Толстого, памятник Александру III в Санкт-Петербурге;

· Голубкина А. С: ваза «Туман» ( Государственная Третьяковская галерея), "Березка", бюст Л.Н.Толстого;

· Коненков С. Т.: Нике, Стрибог;

· Матвеев А. Т.: надгробие В. Э. Борисова-Мусатова в Тарусе, скульптурная группа «Октябрь»;

· Борисов – Мусатов В. Э.: Водоем, Реквием, Гобелен, автопортрет с сестрой;

· Серов В. А.: Похищение Европы, Девочка с персиками, Девушка, освещенная солнцем, портреты М.Н. Ермоловой, О. К. Орловой, Иды Рубинштейн;

· Врубель М. А.: Демон сидящий, Демон летящий, Демон поверженный, Царевна-Лебедь, Пан, Сирень;

· Коровин К. А.: У балкона. Испанки Ленора и Ампара, портрет Шаляпина,

· Нестеров М. В.: Великий постриг, Видение отроку Варфоломею, Философы, портрет академика Павлова.

· Кустодиев Б. М.: портрет Шаляпина, Купчиха за чаем, Русская Венера, Красавица.

· Филонов П. Н.: Колхозник, Святое семейство.

· Серебрякова З. Е.: Завтрак, Беление холстов.

· Петров – Водкин К. С.: Купание красного коня, Петроградская мадонна, Смерть комиссара.

· Кандинский В.В.: Синий всадник, Композиции №5, 6, 7.

· Малевич К.С.: Супрематизм (1915), Черный квадрат, Черный крест, Автопортрет (1933).

 

Оглавление

Введние……………………………………………………………3

Тема 1 …………………………………………………………

Тема 2……………………………………………………………

Тема 3 ………………………………………………………

Тема 4 ……………………………………………………………

Тема 5 …………………………………………………………

Тема 6…………………………………………………………..

Тема 7……………………………………………………………

Тема 8…………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………

Приложение………………………………………………………..

Приложение

Терминологический словарь

АБРАМЦЕВСКИЙ КРУЖОК — объединение русских художников конца XIX в. Абрамцево — подмосковное имение Мамонтовых, расположенное недалеко от Троице-Сергиевой лавры. С 1870 г. купец и фабрикант, меценат Савва Мамонтов - «московский Лоренцо Медичи» - открыл его новым людям и новым идеям. Абрамцевская усадьба стала местом встречи выдающихся художников: И. Репина, В. Васнецова, В. Поленова, В. Серова, К. Коровина, М. Нестерова, И. Левитана. В имении сложилась особая творческая атмосфера, давшая жизнь многим начинаниям. Художники абрамцевского кружка были очень разными и не создали единого художественного направления.

АКАДЕМИЗМ - в наиболее широком значении — термин, применяемый для обозначения консервативных тенденций в искусстве, а также художественных течений, представители которых догматически следуют канонам, авторитетам, классическим образцам, признанным идеальными и непревзойденными. Их ценность считается не зависящей от места и времени. Исторически академизм связан с деятельностью первых художественных учебных заведений конца XVI — начала XVII вв., названных академиями, в которых обучение было ориентировано на закрепление великих достижений мастеров предшествовавших эпох: античности и Итальянского Возрождения.

Академизм в истории искусства имел двойственное значение. С одной стороны, он служил гарантией сохранения традиций художественной школы, а с другой — препятствовал творческим поискам художников-новаторов. В силу вторичности, искусственности и эклектичности академизм не имеет художественного стиля, он стилистически нейтрален, и поэтому интернационален. Академическое искусство в принципе одинаково везде: в Италии, Франции, Англии, России, так как оторвано от своих корней. Академическое искусство тесно связано с эстетикой Классицизма, но выступает как его наиболее консервативное течение, отсюда такое понятие, как «академический классицизм».

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ — историко-региональный стиль русского классицизма начала XIX в. по имени императора Александра I Павловича (1801-1825).

Художественная особенность стиля александровского классицизма состояла в последовательном проникновении вглубь веков: от открытий Геркуланума и Помпей, вдохновлявших художников предшествовавшей эпохи, через изучение Палладио и Витрувия к развалинам древнегреческих храмов Пестума и Сицилии, и, еще далее, вплоть до Египта. Главным было стремление к наивозможной простоте, ясности, монументальности. В моду входили колонны мощного и строгого дорического ордера храма Посейдона в Пестуме вместо распространенных ранее коринфских. Именно в стиле пестумского храма было выстроено одно из первых зданий александровского времени в Петербурге — Горный институт А. Воронихина с монументальными скульптурными группами, изображающими поединок Геракла с Антеем и «Похищение Прозерпины» по моделям С. Пименова и В. Демут-Малиновского (1806-1808). Главной особенностью архитектуры александровского классицизма стала простота и даже аскетизм.

В царствование Александра была построена значительная часть выдающихся памятников архитектуры «Северной Пальмиры». Наряду с постройками А. Воронихина — Горным институтом и Казанским собором (1801-1811), крупнейшими памятниками александровского классицизма являются ансамбль стрелки Васильевского острова с зданием Биржи и ростральными колоннами по проекту Тома де Томона (1804-1816) и Главное Адмиралтейство А. Захарова (1806-1823). С возведением этих грандиозных ансамблей центр города получил законченный образ. Его «главным проспектом» стала сама Нева, а центральной площадью — ее наиболее широкое течение, в том месте, где она разделяется на два рукава, между Петропавловской крепостью, Зимним дворцом, зданием Биржи и Адмиралтейством. Впервые в петербургской архитектуре возник ансамбль такого широкого пространственного звучания. Серое петербургское небо, золоченые шпили Петропавловской крепости и Адмиралтейства, горизонтали набережных, вертикали ростральных колонн, дорической колоннады Биржи — все это соединилось в небывалую по размаху композицию, подобной которой нет нигде в мире.

Именно император Александр в 1816 г. пригласил на русскую службу О. Монферрана, будущего строителя огромного Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге. Александру принадлежала идея возведения в Москве на Воробьевых горах храма-памятника Христу Спасителю в память об избавлении от наполеоновского нашествия, первоначально по проекту А. Витберга, построенного позднее К. Тоном.

Характерная черта александровского классицизма — определяющая роль французского влияния. Война с Наполеоном, вероятно, ничуть не повлияла на художественные пристрастия Александра. Работавший в Петербурге с 1799 г. Тома де Томон был представителем школы французского Неоклассицизма. На первых порах он беззастенчиво присваивал себе проекты зодчих Парижской Академии архитектуры, и выдавал их за свои, подделывая подписи. Именно таким образом родился проект знаменитого ансамбля Биржи. А.Захаров также получил архитектурное образование в Париже. Известно, что на обоих зодчих оказало влияние творчество К.-Н. Леду.

С 1779 г. в Петербурге начал работать палладианец Дж. Кваренги. В 1817 г. перед возведенным им зданием Конногвардейского манежа были установлены статуи Диоскуров П. Трискорни, по образцу античных, стоящих перед Квиринальским дворцом в Риме.

В дальнейшем, после окончания войны 1812 г., александровский классицизм в русской архитектуре перерастает в русский ампир К. Росси и В. Стасова. С александровской эпохой связано обновление Петербургской Академии художеств, деятельность ее президента А. Оленина и движение «национального романтизма» по укреплению национальных традиций русского искусства.

АМПИР, ИЛИ «СТИЛЬ ИМПЕРИИ» (франц. empire — империя от лат. imperium — командование, власть) — художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в., в эпоху империи Наполеона Бонапарта. Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» ограничены очень небольшим отрезком времени: от конца правления Директории (1799) или года коронации Наполеона (1804) до реставрации династии Бурбонов (1815). Тем не менее, в столь короткий период Классицизм, усиленный идеологией Просвещения и естественного интереса к античности, успевает переродиться в холодный, помпезный, напыщенный и искусственно насаждаемый властью стиль. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в классицизме Людовика XVI (см. Неоклассицизм) и были кристаллизованы в «стиле Директории». Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Мягкую и ясную гармонию стиля Людовика XVI и демократическую строгость «стиля Директории» сменили парадное великолепие и театральный пафос «Стиля Империи». Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Поэтому, если свободно возникший Классицизм в своих идеалах ориентировался на демократические Афины и греческую древность, то художникам французской империи было строго приказано брать за основу формы искусства Древнего Рима.

Декоративные мотивы стиля Ампир состоят в основном из элементов древнеримского военного снаряжения: легионерских знаков с орлами, связок копий, щитов, пучков стрел, ликторских топоров. Наряду с римскими можно заметить и мотивы египетского искусства. Это объясняется тем, что еще в эпоху поздней римской империи вместе с древними культами Исиды и Гора элементы орнаментики и скульптура Древнего Египта проникали в Рим. После Египетского похода Наполеона (1798-1799) в искусстве французского Ампира египетские мотивы получили еще более широкое распространение. Ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, а живописцу Ж.-Л. Давиду. Еще накануне революции этот художник в своих картинах прославлял героические эпизоды из истории Древнего Рима: «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789). Для работы над этими картинами Давид заказал Ж. Жакобу мебель по рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз. Слава художника превратила его в придворного живописца, и он прославлял военные подвиги Наполеона так же, как до того — великих римлян. Давид разрабатывал эскизы мебели, деталей оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В 1800 г. Давид написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в античной тунике и на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, наподобие античных, выполненной Ж. Жакобом. В 1802 г. похожий портрет на такой же кушетке написал Ф. Жерар. Большое значение в оформлении интерьера в стиле Ампир играли светильники и бронзовые детали мебели. Непревзойденным мастером в этой области был П.-Ф. Томир.

Присущая Ампиру регламентированность почти полностью исключила возникновение местных национальных школ. Ампир по своей сути космополитичен, но не интернационален, как, к примеру, Готика, а откровенно враждебен к народным традициям. Как выражение имперских притязаний Наполеона на мировое господство, он насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран. Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран по существу не приняла этого стиля и только единственная страна-победительница Россия добровольно экспортировала «стиль империи». На это были свои, внутренние причины — Россия также становилась могущественной империей, но еще до исхода Отечественной войны столичная аристократия принялась подражать наполеоновскому Ампиру, как бы добровольно капитулируя перед узурпатором. Настолько был силен гипноз французской моды.

В Европе, таким образом, было две разновидности Ампира: французский и русский. «Русский ампир» был несколько мягче французского. Он также делился на две ветви: столичную и провинциальную. Олицетворением столичного, «петербургского ампира» был К. Росси, он и смягчил своим итальянско-русским вкусом жесткость наполеоновского стиля. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием. Поэтому термины «русский ампир» или «московский ампир» можно принять только иносказательно. В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после английского «стиля регентства». Таким образом, терминологическая строгость обязывает назвать Ампиром только художественный стиль французского искусства начала XIX. Другое, более редкое название Ампира — неоримский стиль.

БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА, БАРБИЗОНЦЫ(от франц. Barbison — название деревни во Франции близ Фонтенбло под Парижем). Барбизонцы — французские художники середины XIX в., основатели национальной школы пейзажной живописи.

В 1836 г. в Барбизоне первым обосновался пейзажист Т. Руссо. Вскоре его примеру последовали другие художники: Ж. Дюпре, Н. Диаз дe ла Пенья, К. Тройон. «Барбизонцев» вдохновляла красота окружающего их пейзажа, слово «Барбизон» стало синонимом французской пейзажной живописи. Художники «барбизонской школы» заменили вневременной и наднациональный классицистический пейзаж с обязательными руинами, аллегорическими фигурами «в римском стиле» простым, обыденным пейзажем, написанным целиком или частично с натуры, подкупающим искренностью и непосредственностью восприятия состояний природы. С барбизонцами был тесно связан К. Коро и Ж.-Ф. Милле, который жил и работал неподалеку. Этих художников объединял интерес к живописным проблемам передачи взаимодействия света и цвета, предмета и пространства, и в этом смысле они были предтечами импрессионизм





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.044 с.)