Стакан-стаканы слива-сливы кольцо-кольца 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стакан-стаканы слива-сливы кольцо-кольца



огурец-огурцы кофта ведро

помидор шуба окно

стол шапка лицо

шкаф чашка яйцо

мяч ложка полотенце

 

 

 

Учим ребенка использовать имена существительные в ро­дительном падеже. Проведите игру с мячом «Есть — нет». Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.

У меня есть помидор. — А у меня нет помидора.

У меня есть стакан. — ...

У меня есть кубик. — ...

У меня есть мяч. — ...

У меня есть обруч. — ...

У меня есть кукла. — А у меня нет куклы.

У меня есть кофта. — ...

У меня есть подушка. — ...

У меня есть коляска. — ...

У меня есть лента. — ...

У меня есть ведро. — А у меня нет ведра.

У меня есть кольцо. — ...

У меня есть колесо. — ...

У меня есть полотенце. — ...

У меня есть полено. — ...

Упражняем ребенка в образовании формы родительного падежа имен существительных. Предложите ребенку закон­чить предложения, подсказав ему недостающее слово.

На моей рубашке нет пуговицы.

У Кати нет новой... (кукла).

У стола нет... (ножка).

У цветка нет... (лепесток).

В лодке нет... (рыбак).

В корзине нет... (яблоко).

В буфете нет... (блюдце).

 

Обучаем ребенка образованию формы дательного падежа имен существительных. Предложите закончить начатые вами предло­жения. Можно провести это упражнение в форме игры с мячом.

Вы бросаете ребенку мяч и начинаете предложение; ребенок ловит мяч, заканчивает предложение и возвращает мяч вам.

Поварешка нужна повару.

Кисть нужна... (художник).

Гаечный ключ нужен... (шофер).

Иголка нужна... (швея).

Лопата нужна... (садовник).

Указка нужна... (учитель).

Продолжаем обучать ребенка образованию формы винитель­ного падежа имен существительных. Предлагаем закончить пред­ложения. Можно провести игру с мячом «Кого угостим?» Ребе­нок должен закончить начатое вами предложение, поймав мяч.

Травой угостим корову.

Морковкой угостим... (кролик).

Косточкой угостим... (собака).

Молоком угостим... (корова).

Пшеном угостим... (курица).

Овощами угостим... (свинья).

Упражняем ребенка в образовании формы творительного па­дежа имен существительных. Предлагаем ответить на вопросы.

Чем дворник подметает улицу? (метла) Чем медсестра делает укол? (шприц) Чем парикмахер расчесывает волосы? (расческа) Чем повар режет морковь? (нож) Чем садовник рыхлит землю? (грабли) Чем маляр красит стены? (кисть) Чем столяр строгает доски? (рубанок)

Продолжаем работу по обучению ребенка употреблению имен существительных в творительном падеже. Предлагаем закончить предложения, ответив на вопрос «Чем угостишь?»

Медвежонка угощу медом.

Лису угощу... (рыба). Лося угощу... (трава). Белку угощу... (шишки). Кабана угощу... (желуди). Зайца угощу... (кора).

 

 

Учим ребенка считать до трех и согласовывать числи­тельные с существительными. Предложите ребенку считать по образцу. Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте вместе с малышом.

Один помидор, два помидора, три помидора.

Один баклажан...

Один стакан...

Один карман...

Одна груша, две груши, три груши.

Одна чашка... Одна ложка... Одна кукла...

Одно ведро, два ведра, три ведра.

Одно кольцо... Одно солнце... Одно дерево...

 

Учим ребенка образовывать словосочетания из существи­тельных с числительными два и пять по образцу. Проведите игру с мячом «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание из существительного с числительным два; ребе­нок ловит мяч, произносит словосочетание из этого же сущест­вительного, но с числительным пять и возвращает мяч вам.

Две вилки. — Пять вилок.

Две чашки...

Две ложки...

Две шапки...

Две крышки...

Два стола. — Пять столов.

Два носка...

Два дивана...

Два шкафа...

Два чайника...

Два яблока. — Пять яблок.

Два ведра...

Два окна...

Два дерева...

Обучаем ребенка порядковому счету, упражняем в образо­вании порядковых числительных, учим отвечать на вопрос «Который по счету?» Используем для проведения упражнения натуральные предметы, предметные картинки, рисунки, сде­ланные вместе с ребенком.

Первая чашка, вторая чашка, третья чашка, четвертая чашка, пятая чашка, шестая чашка, седьмая чашка, восьмая чашка, девятая чашка, десятая чашка.

Первый мяч...

Первое ведро...

Предложите ребенку послушать предложения и найти в них «маленькие слова» (предлоги). Акцентируйте внимание ребенка на предлогах, выделяя их голосом.

Чашка стоит на столе.

Цветок стоит в голубой вазе.

Стул стоит у стены.

Мяч закатился под стол.

Лампа висит над крыльцом.

Котенок спрятался за кресло.

Книга упала со стола.

Предложите ребенку вставить в предложения «маленькие слова» (предлоги).

Дедушка сидит в кресле.

Книги лежат ... полке. Дерево растет ... забора. Щенок залез ... кровать. Солнце поднялось ... морем. Розы цветут ... высоким забором. Листья облетают ... деревьев.

Предложите ребенку поиграть в игру «Есть — нет». Вы бросаете ребенку мяч и говорите, что у вас есть; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.

У меня есть два мяча. — А у меня нет двух мячей.

У меня есть два кубика. — ...

У меня есть два карандаша. — ...

У меня есть два шара. — ...

У меня есть две куклы. — А у меня нет двух кукол.

У меня есть две книги. — ...

У меня есть две машинки. — ...

У меня есть две рубашки. — ...

У меня есть два яблока. — А у меня нет двух яблок.

У меня есть два ведра. — ... У меня есть два кольца. — ...

У меня есть пять мячей. — А у меня нет пяти мячей.

У меня есть пять кубиков. — ...

У меня есть пять карандашей. — ...

У меня есть пять шаров. — ...

У меня есть пять кукол. — А у меня нет пяти кукол.

У меня есть пять книг. — ...

У меня есть пять машинок. — ...

У меня есть пять рубашек. — ...

У меня есть пять яблок. — А у меня нет пяти яблок.

У меня есть пять ведер. — ...

У меня есть пять колец. — ...

Упражняя ребенка в образовании словосочетаний из чис­лительных с существительными, поиграйте в игру «Я вижу».

Я вижу два дома и пять домов.

Я вижу две розы и пять роз.

Я вижу два дерева и пять деревьев.

Для игры используйте существительные стол, шар, шкаф, кукла, рубашка, дорожка, яблоко, окно, лицо.

Предложите ребенку сосчитать предметы до десяти, пра­вильно образуя словосочетания из числительных с существи­тельными. Используйте предметные картинки или рисуйте вместе с ребенком.

Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров.

Используйте следующие существительные: стакан, носок, цветок, лента, бочка, ягода, дерево, полено, окно.

 

Учим ребенка образовывать увеличительные существи­тельные.

У медведя не голова, а головища; не лапы, а лапищи; не когти, а когтищи; не зубы, а зубищи.

У акулы не хвост, а хвостище; не плавники, а плавничи-щи; не клыки, а клычищи.

У орла не клюв, а клювище; не глаза, а глазищи; не когти, а когтищи.

Учим ребенка образовывать имена существительные со значением единичности. Можно провести упражнение в форме игры с мячом:

снег — снежинка

чай — ...

горох — ...

пух — ...

песок — ...

Учим ребенка использовать в активной речи имена прила­гательные и согласовывать их с именами существительными. Предлагаем подобрать как можно больше определений к каж­дому предмету:

помидор — красный, круглый, вкусный, сочный...

огурец...

мяч...

нож...

кубик...

морковь — оранжевая, длинная, сочная, сладкая...

репа...

кукла...

шуба...

солнце — жаркое, яркое, красное, ласковое...

ведро...

блюдце...

яблоко...

дерево...

лицо...

Продолжаем работу по обучению ребенка согласованию прилагательных с существительными. Предлагаем подобрать по несколько существительных к прилагательным. Проводим игру «Про что можно сказать?»:

красный мяч, шар, кувшин...

теплый...

сочный...

круглый...

высокий...

длинный...

 

красная вишня, чашка, кофта...

теплая... сочная... круглая...

высокая... длинная...

красное солнце, яблоко, блюдце...

круглое... горячее... тяжелое...

Продолжаем работу по обогащению речи ребенка прила­гательными и обучению согласованию прилагательных с су­ществительными. Предлагаем подобрать подходящие по смыслу прилагательные в игре «Подскажи словечко».

Солнце, как мяч, круглое.

Руки, как лед, ...

Нож, как бритва, ...

Шоссе, как стрела, ...

Снег, словно пух, ...

Трава, как изумруд, ...

Продолжаем работу по обогащению речи ребенка именами прилагательными. Предлагаем подобрать к каждому сущест­вительному по два прилагательных так, чтобы одно обознача­ло цвет, другое — материал.

Дом красный кирпичный. Блузка — белая шелковая.

Шарф... Чашка...

Стол.. Полка...

Нож... Машина...

Кувшин... Шуба...

Мяч... Дорога...

Ведро зеленое пластмассовое. Колготки желтые шерстяные.

Блюдце... Носки...

Кольцо... Тапки...

Продолжаем работу по обучению ребенка согласованию прилагательных с существительными. Предлагаем сказать о каждом предмете по образцу, используя одни и те же названия цветов.

Шар — красный, зеленый, Чашка красная, зеленая,

желтый. желтая.

Флажок... Кофта...

Кубик... Юла...

Мяч... Лопатка...

Шарф... Лента...

Яблоко — красное, зеленое, Рукавицы красные, зеленые,

желтое. желтые.

Ведро... Трусы...

Кольцо... Брюки...

Полотенце... Кубики...

Блюдце... Шары...

Обучаем ребенка образованию уменьшительных имен при­лагательных по образцу:

легкий — легонький мягкий высокий широкий глубокий мелкий

белый — беленький

старый

теплый

добрый

сладкий

узкий

 

 

Продолжаем работу по обогащению речи ребенка прила­гательными. Учим образовывать относительные прилагатель­ные.

 

Стакан из стекла — стеклян­ный.

Стол из дерева — ... Коробок из картона — картон­ный.

Сок из лимона — ...

Кофта из шерсти — шерстяная.

Дорожка изо льда — ... Сапоги из резины --- резиновые.

Бусы из рябины -

 

 

Продолжаем работу над словарем ребенка. Учим подбирать существительные к прилагательным в игре «Про что можно сказать?»:

длинная (дорога)

широкая

маленькое

большая

короткий

низкое

узкая

высокий

круглое

желтая

овальное

Продолжаем работу по обогащению словаря ребенка. Учим подбирать существительные к прилагательным в игре «Про что можно сказать?»:

деревянные — ложки, кубики, столы, скамейки, двери...

кожаные...

пластмассовые...

металлические...

стеклянные...

шелковые...

шерстяные...

меховые...

Поиграйте с ребенком в игру «Наоборот», обучая подбору слов-антонимов — прилагательных с противоположным зна­чением.

Обеденный стол большой, а журнальный стол маленький.

Дерево высокое, а куст... Суп горячий, а мороженое... Река длинная, а ручей... Книга толстая, а тетрадь... Дорога широкая, а тропинка... Орехи крупные, а семечки... Папа молодой, а дедушка...

 

 

 

Обучаем ребенка образованию сравнительной степени прилагательных. Предлагаем поиграть в игру «Подскажи сло­вечко», закончить предложения по данному образцу:

Небо синее, а море еще синее.

Тропинка длинная, а дорога еще...

Вечер темный, а ночь еще...

Я сильный, а папа еще...

Дуб высокий, а сосна еще выше.

Березка тонкая, а рябина еще...

Африка большая, а Америка еще...

Река глубокая, а море еще...

Обучаем ребенка образованию притяжательных прилага­тельных по образцу:

хвост лисы — лисий хвост

нос лисы — ...

глаза лисы — ...

усы лисы — ...

лапа лисы — ...

ухо лисы — ...

лай собаки — собачий лай

след собаки — ...

шкура собаки — ...

лапа собаки — ...

глаза собаки — ...

чутье собаки — ...

пасть медведя — медвежья пасть

голова медведя — ...

нос медведя — ...

хвост медведя — ...

лапы медведя — ...

тело медведя — ...

рога коровы — коровьи рога

хвост коровы — ...

нос коровы — ... вымя коровы — ... глаза коровы — ...

 

Упражняем ребенка в образовании относительных прила­гательных:

сок из вишни — вишневый сок

варенье из сливы — ...

повидло из айвы — ...

компот из апельсина — ...

котлеты из моркови — морковные котлеты

салат из свеклы — ...

икра из баклажана — ...

сок из огурца — ...

Обогащаем речь детей прилагательными, обозначающими моральные качества людей. Проводим упражнение «Закончи предложения».

Человек, который никогда не обманывает, — честный человек.

Человек, который часто лжет, — ...человек, (лживый)

Человек, который стремится к достижению цели, — ... че­ловек, (целеустремленный)

Человек, который умеет настоять на своем, добиться нуж­ного результата, — ... человек, (настойчивый)

Человек, который отличается упорством,— ... человек, (упор­ный)

Человек, который любит трудиться, — ... человек, (трудо­любивый)

Человек, который не любит трудиться, — ... человек, (ле­нивый)

Упражняем ребенка в согласовании притяжательных мес­тоимений с существительными. Предлагаем называть окру­жающие предметы, добавляя слова мой, моя, мое, мои.

Мой мяч, моя рубашка, мое полотенце, мои тапки...

 

 

Обучаем ребенка изменению глаголов по числам. Предла­гаем сказать по образцу:

Он сидит. — Они сидят. Он лежит. — Они... Он строит. — Они... Она поет. — Они... Она рисует. — Они... Она играет. — Они...

 

Учим ребенка образовывать форму повелительного накло­нения глаголов. Предлагаем сделать это по образцу. Можно провести упражнение в виде игры с мячом:

сидеть — сиди

ходить — ходи

бегать — бегай

спать — спи

петь — пой

пить — пей

бить — бей

лить — лей

рисовать — рисуй

читать — читай

танцевать — танцуй

стоять — стой

вырезать — вырезай

 

Обучаем ребенка изменению глаголов по родам в прошед­шем времени. Предложите сказать по образцу:

Он пел. — Она пела. — Они пели. Он сидел. — Она.... — Они... Он танцевал. — Она.... — Они...

Он рисовал. — Она.... — Они... Он строил. — Она.... — Они...

 

Обучаем ребенка образованию отглагольных существи­тельных. Предложите закончить высказывания.

Моя мама учит детей, она учительница. Мой брат строит дома, он... Моя тетя продает продукты, она... Мой папа водит троллейбус, он... Моя сестра убирает класс, она...

Формируем у ребенка умение образовывать возвратные гла­голы (глаголы с частицей -ся). Можно провести упражнение в форме игры с мячом:

раздевать — раздеваться

умывать — умываться

причесывать — причесываться

мыть — мыться

застегивать — застегиваться

Упражняем ребенка в образовании формы будущего вре­мени глаголов по данному образцу:

пою — буду петь рисую — буду рисовать читаю — буду читать играю — буду играть бегаю — буду бегать ем — буду есть

 

 

Учим ребенка образовывать глаголы с разными пристав­ками. Предложите ему построить гараж из кубиков и поста­вить в гараж машинку, соорудить мост, дом и т. п. Совершайте действия с машинкой, а ребенок пусть их комментирует, до­говаривая начатое вами предложение. Если ребенок затрудня­ется, дайте образец ответа и попросите повторить его.

Машина из гаража выезжает.

Машина от гаража...

Машина на мост ...

Машина по мосту...

Машина с моста...

Машина к дому...

Машина вокруг дома...

Машина через дорогу...

Закрепляем умение образовывать глаголы с различными приставками. Вместе с ребенком сделайте из бумаги бабочку или птичку. Используйте для игры вазу с цветами или горшок с комнатным растением. Вы совершаете действия с птичкой или бабочкой и начинаете предложение; ребенок заканчивает предложение, образуя приставочный глагол.

Бабочка с цветка слетает.

Бабочка от цветка...

Бабочка вокруг цветка...

Бабочка через вазу с цветами...

Бабочка от вазы...

Бабочка к вазе...

Бабочка на цветок...

Упражняем ребенка в образовании глаголов с противопо­ложным значением. Можно провести это упражнение в форме игры с мячом:

надевать — снимать

наливать — ...

завязывать — ...

зашнуровывать — ...

насыпать — ... складывать — ... вносить — ... открывать — ...

Учим ребенка образовывать притяжательные прилагатель­ные. Предложите послушать высказывания и ответить на во­просы.

У папы есть сын. Чей это сын? {Папин.) У Марины есть сарафан. Чей это сарафан? У мамы есть шуба. Чья это шуба? У тети есть туфли. Чьи это туфли? У Сережи есть пальто. Чье это пальто? У бабушки есть очки. Чьи это очки? У дедушки есть кресло. Чье это кресло? У дяди есть машина. Чья это машина?

 

Учим ребенка образовывать наречия от прилагательных. Предложите закончить высказывания.

Конь скачет (быстрый) быстро. Черепаха ползет (медленный)... Собака лает (громкий)... Звонок звенит (звонкий)... Ветер дует (сильный)... Самолет улетел (далекий)... Воздушный змей поднялся (высокий)...

 

Упражняем ребенка в образовании однокоренных слов. Предложите ответить на вопросы:

Как зовут маму котенка? — Кошка. Как зовут папу котенка? — Кот. Как зовут сестер и братьев котенка? — Котята.

Как назвать усы кошки? — Кошачьи. Как назвать маленького кота? — Котишко. Как назвать большого кота? — Котище. Как называется комок из снега? — Снежок. Как называют фигуру из снега? — Снеговик. Как называются хлопья снега? — Снежинки. Как называются первые весенние цветы? — Подснежники. Как называют явление, когда выпадает много снега? — Снегопад.

Как надо сказать про парк, который засыпан снегом? — Заснеженный.

Упражняем ребенка в подборе слов-синонимов. Предло­жите подумать, как можно сказать по-другому:

бросать — кидать — швырять — метать

идти — плестись — тащиться — ползти

бежать — нестись — лететь — мчаться

тянуть — тащить — волочить

плакать — реветь — выть — рыдать

имя — прозвище — кличка — название

доктор — врач — лекарь

волшебник — колдун — чародей

буря — ураган — буран — шторм

холм — бугор — горка — курган — возвышенность

толстый — жирный — пухлый

трудный — тяжкий — тяжелый

главный — основной — первостепенный

маленький — малый — крошечный — крохотный — мел­кий — небольшой

интересный — забавный — занятный

Обучаем ребенка образованию действительных причастий по образцу. Можно провести это упражнение в форме игры с мячом.

Человек, который поет, — поющий человек. Луг, который покрыт цветами, — цветущий луг. Девочка, которая смеется, — смеющаяся девочка. Мальчик, который улыбается, — улыбающийся мальчик. Девочка, которая плачет, — плачущая девочка. Мальчик, который бежит, — бегущий мальчик.

 

 

КАРТОТЕКА

методических рекомендаций родителям

по формированию у дошкольников

фонематических представлений,

навыков звукового анализа и синтеза,

обучению грамоте

Картотека содержит методические рекомендации для ро­дителей, обучающих ребенка грамоте. С помощью этих ре­комендаций можно закрепить навыки, сформированные на занятиях в детском саду, или обучать ребенка самостоя­тельно.

Порядок изучения букв в представленных в картотеке за­даниях изменен по сравнению с большинством букварей и азбук, так как эти задания составлены специально для детей с общим недоразвитием речи, у которых отмечаются серьез­ные нарушения звукопроизношения. Буквы, соответствующие звукам позднего онтогенеза, произношение которых обычно нарушено у детей с ОНР, мы предлагаем изучать с детьми в последнюю очередь.

Для занятий с ребенком родителям потребуются: толстая тетрадь в крупную клетку, набор фломастеров, простые и цветные карандаши, набор палочек, цветные шнурки или ве­ревочки, пластилин, цветная бумага, флажки или семафорчики разных цветов. На домашних занятиях также можно ис­пользовать букварь[1] и комплект рабочих тетрадей[2]. Если есть возможность, желательно приобрести магнитную доску с ком­плектом фломастеров и магнитных букв. Можно заменить магнитные буквы деревянными или пластмассовыми или ле­пить с ребенком буквы из пластилина и пользоваться ими для составления слогов и слов. Хорошо иметь разрезную азбуку или кубики с буквами. Работа с ними помогает в освоении ребенком навыка осознанного чтения. Некоторые рекомендации родителям логопед должен дать до начала занятий:

• Занимайтесь с ребенком ежедневно по 15—20 минут, делая в середине занятия небольшой перерыв — паузу, во время которой ребенок может подвигаться: поиграть в мяч, по­прыгать, побегать. Выбирайте для занятия часы наивыс­шей работоспособности ребенка, когда он бодр и весел. Не старайтесь сделать все задание за один день. Для того чтобы ребенок усвоил весь материал, вам потребуется от­вести на каждое задание по три-четыре дня.

• Никогда не принуждайте малыша к занятиям, старайтесь его заинтересовать. Проводите занятие в игровой форме (в заданиях приведены примеры дидактических игр). Хва­лите ребенка за успехи и никогда не выказывайте своего огорчения, если у него что-то не получается. Придумайте систему поощрений. Например, за хорошую работу накле­ивайте на тетрадь малыша яркую переводную картинку или стикер.

• Все согласные буквы называйте как звуки. Например, не [пэ] или [эр], а [п] или [р].

• Не спешите переходить к следующему заданию, если вы не уверены, что ребенок усвоил материал предыдущего.

• Для каждой новой буквы отводите целый разворот в тол­стой тетради, на котором вы будете «печатать» новую букву, рисовать вместе с ребенком картинки, упражнять его в «печатании» буквы, «печатать» слоги и слова. Этот материал пригодится для закрепления и повторения прой­денного.

• Уделите особое внимание заданиям на развитие у ребенка фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа и синтеза. Эти задания помечены звез­дочкой. Именно материал этих заданий подготавливает почву для успешного овладения чтением, способствует профилактике нарушений письменной речи.

• Никогда не давайте ребенку заданий на различение двух пар звуков во время одного занятия. Например, если в задании приведен материал по различению звуков [С] и

[С], а также — [С] и [3], то одно занятие посвятите первой паре звуков, а на следующий день займитесь второй парой.

• Обратите внимание на то, что при изучении йотированных букв (Е, Ё, Ю, Я) задания по формированию фонемати­ческих представлений ребенку не предлагаются, так как этот материал слишком сложен для понимания его до­школьником.

Некоторые рекомендации родителям логопед должен дать до начала занятий:

• Занимайтесь с ребенком ежедневно по 15—20 минут, делая в середине занятия небольшой перерыв — паузу, во время которой ребенок может подвигаться: поиграть в мяч, по­прыгать, побегать. Выбирайте для занятия часы наивыс­шей работоспособности ребенка, когда он бодр и весел. Не старайтесь сделать все задание за один день. Для того чтобы ребенок усвоил весь материал, вам потребуется от­вести на каждое задание по три-четыре дня.

• Никогда не принуждайте малыша к занятиям, старайтесь его заинтересовать. Проводите занятие в игровой форме (в заданиях приведены примеры дидактических игр). Хва­лите ребенка за успехи и никогда не выказывайте своего огорчения, если у него что-то не получается. Придумайте систему поощрений. Например, за хорошую работу накле­ивайте на тетрадь малыша яркую переводную картинку или стикер.

• Все согласные буквы называйте как звуки. Например, не [пэ] или [эр], а [п] или [р].

• Не спешите переходить к следующему заданию, если вы не уверены, что ребенок усвоил материал предыдущего.

• Для каждой новой буквы отводите целый разворот в тол­стой тетради, на котором вы будете «печатать» новую букву, рисовать вместе с ребенком картинки, упражнять его в «печатании» буквы, «печатать» слоги и слова. Этот материал пригодится для закрепления и повторения прой­денного.

• Уделите особое внимание заданиям на развитие у ребенка фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа и синтеза. Эти задания помечены звез­дочкой. Именно материал этих заданий подготавливает почву для успешного овладения чтением, способствует профилактике нарушений письменной речи.

• Никогда не давайте ребенку заданий на различение двух пар звуков во время одного занятия. Например, если в задании приведен материал по различению звуков [С] и

[С], а также — [С] и [3], то одно занятие посвятите первой паре звуков, а на следующий день займитесь второй парой.

• Обратите внимание на то, что при изучении йотированных букв (Е, Ё, Ю, Я) задания по формированию фонемати­ческих представлений ребенку не предлагаются, так как этот материал слишком сложен для понимания его до­школьником.

• Читая стихотворение, открывающее задание, утрированно произносите звук, соответствующий новой букве. Так же утрированно произносите различаемые звуки в специаль­ных играх и упражнениях.

 

• Читая стихотворение, открывающее задание, утрированно произносите звук, соответствующий новой букве. Так же утрированно произносите различаемые звуки в специаль­ных играх и упражнениях.

1. А а

1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других.

Алик с Аллочкой дружил, Алле астры подарил.

2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [А] в начале из этого двустишия (Алик, Аллочкой, Алле, астры).

3. Помогите ребенку вспомнить другие имена, начина­ющиеся со звука [А] (Аня, Аля, Алена, Алина, Алиса, Арина, Антон, Алеша, Андрей).

4. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [А] (аист, арка, азбука, арфа, армия, арбуз, апельсин).

5. Объясните ребенку, что звук [А] можно петь. Пусть он поет этот звук на любую мелодию. Пойте звук [А] вместе с малышом. Расскажите ему о том, что все звуки, которые можно петь и которые мы произносим легко, называются гласными звуками. Помогите ребенку запомнить: [А] — гласный звук.

6. Вырежьте три полоски цветной бумаги и сложите из них заглавную букву А. Объясните, что она обозначает звук [А].

7. Поупражняйте ребенка в выкладывании большой (за­главной) буквы А из палочек, карандашей, спичек, в рисова­нии буквы А на бумаге и в воздухе.

8. Покажите ребенку, как выглядит маленькая (строчная) буква а. Напишите ее на листе бумаги, выложите ее из шнурка или веревочки. Пусть ребенок слепит строчную букву а из пластилина.

9. Вместе с ребенком нарисуйте предметы, названия кото­рых начинаются со звука [А]. Подпишите картинки печатны­ми буквами, покажите букву А а в названиях. Пусть ребенок сделает то же самое.

 

2. У у

1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:

Уля сварила уху для утят, Только утята ухи не хотят.

2. Попросите ребенка произнести слова со звуком [У] в начале из этого двустишия (Уля, уху, утят, утята, ухи).

3. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [У] (уши, улица, усики, удочка, умный, укроп).

4. Объясните ребенку, что звук [У] можно петь, это глас­ный звук. Когда мы его произносим, во рту нет преграды. Пусть малыш поет этот звук на любую мелодию.

5. Вырежьте две полоски цветной бумаги и сложите из них букву У. Объясните, что она обозначает звук [У]. Обратите внимание малыша на то, что короткая палочка приставлена к длинной палочке слева, что большая и маленькая буквы очень похожи и отличаются друг от друга только размером.

6. Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы У у из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы У у на бу­маге и в воздухе.

7. Пусть ребенок слепит букву У у из пластилина, сложит из веревочки или шнурка.

8. Вместе с ребенком нарисуйте картинки, названия кото­рых начинаются со звука [У]. Подпишите их, покажите букву У у в названиях. Попросите малыша сделать то же самое.

9. Поиграйте с ребенком в новую игру «Что получится?»: предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [У]; сначала произнести звук [У], а потом звук [А].

10. 10.Крупно напишите фломастером:
Ay ау

Поупражняйте ребенка в чтении. Пусть он выкладывает эти слияния из букв, которые слепил из пластилина, и читает.

 

3. О о

1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:

Осень ранняя настала, Оля с осликом гуляла.

2.Попросите ребенка произнести слова со звуком [О] в начале из этого двустишия (осень, Оля, осликом).

3.Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [О] (озеро, окна, облако, обруч, окунь, овощи).

4. Объясните, что звук [О] — гласный, его можно петь. Когда мы его произносим, у нас во рту нет преграды. Пусть малыш поет новый звук на любую мелодию.

5. Возьмите веревочку или шнурок и сложите из нее букву О. Объясните, что она обозначает звук [О].

6. Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы О из ве­ревочки, в рисовании на бумаге и в воздухе.

7. Пусть ребенок слепит букву О из пластилина.

8. Нарисуйте вместе с ребенком предметы, названия кото­рых начинаются со звука [О]. Будьте внимательны и не до­пустите ошибок: например, слова очки, орехи, окно произно­сятся со звуком [А] в начале. Выбирайте те слова, где звук [О] в начале слова находится в ударной позиции. Подпишите кар­тинки печатными буквами. Пусть ребенок покажет и подчерк­нет букву О в словах, а потом покажет другие пройденные буквы.

9. Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?»: предло­жите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [О]; сначала произнести звук [О], а потом звук [А]; если сначала произнести звук [У], а потом звук [О]; сначала произнести звук [О], а потом звук [У].

11. Крупно напишите фломастером:

ао оа уо оу

Поупражняйте ребенка в чтении. Пусть он выкладывает эти слияния из пластилиновых букв и читает их.

 

4. И и

1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:

Ира с Игорем играли И игрушки разбросали.

2.Попросите ребенка произнести слова со звуком [И] в начале из этого стихотворения (Ира, Игорем, играли, игрушки).

3.Помогите ребенку вспомнить другие имена, начина­ющиеся со звука [И] (Инна, Ия, Илона, Иван, Илья, Игнат).

4. Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [И] (искры, иглы, игры, ива, ирис, индюк).

5. Объясните, что звук [И] можно петь. У нас во рту нет преграды, когда мы его произносим. [О] — гласный звук. Пусть малыш поет этот звук на любую мелодию.

6. Вырежьте полоски цветной бумаги и сложите из них большую букву И и маленькую букву и. Объясните, что она обозначает звук [И]. Обратите внимание ребенка на то, что большая и маленькая буквы И и отличаются только размером.

7. Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы И и из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы И и на бу­маге и в воздухе.

8. Пусть ребенок слепит букву И и из пластилина.

9. Нарисуйте вместе с ребенком предметы, названия кото­рых начинаются со звука [И]. Печатными буквами подпишите все картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву И в словах, а потом покажет другие пройденные буквы.

10. Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?»: предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [И]; сначала произнести звук [И], а потом звук [А]; если сначала произнести звук [У], а потом звук [И]; сначала произнести звук [И], а потом звук [У]; сначала произнести звук [И], а потом звук [О]; сначала произнести звук [О], а потом звук [И].

11. 11. Крупно напишите фломастером:
аи иа уи иу ио ои

Поупражняйте ребенка в чтении этих слияний. Пусть он выкладывает эти слияния из букв, которые слепил, и читает их.

 

5. Т т

1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:

Творог из тарелки ел Танин щенок, Теперь у него на ушах весь творог.

2.Попросите ребенка произнести слова со звуком [Т] в начале из этого стихотворения (творог, тарелки, Танин).

3.Помогите ребенку вспомнить другие имена, начина­ющиеся со звука [Т] (Тоня, Тома, Толя, Тарас, Трифон).

4.Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, начинающихся со звука [Т] (тапки, торт, табуретка, танк, трактор, трамвай).

5. Объясните, что звук [Т] — согласный. Когда мы его произносим, у нас во рту есть преграда. Его нельзя петь. Он произносится отрывисто.

6. Вырежьте полоски цветной бумаги и сложите из них букву Т т. Объясните, что она обозначает звук [Т]. Обратите внимание ребенка на то, что большая и маленькая буквы Т т отличаются друг от друга только размером.

7. Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы Т т из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы Т тна бумаге и в воздухе.

8. Пусть ребенок слепит букву Т т из пластилина.

9. Нарисуйте вместе с ребенком картинки, названия которых начинаются со звука [Т]. Подпишите их печатными буквами. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву Т т в словах, а потом покажет другие пройденные буквы.

10. Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?»: пред­ложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [Т]; сначала произнести звук [У], а потом звук [Т]; сначала произнести звук [Т], а потом звук [А]; сначала произнести звук [Т], а потом звук [О]; произнести [ТА] и еще раз [ТА].

11. Крупно напишите фломастером и поупражняйте ребен­ка в чтении:

Ат от ут ит та то ту ти

Тата Тото

Тут Тата. Тут Тото.

Обратите внимание ребенка на то, что имя девочки и кличка собаки написаны с большой буквы.

Пусть малыш выкладывает эти слоги и слова из пластили­новых букв и читает их.

6. П п

1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще других:

Поля Павлику Петрушку Положила под подушку.

2.Попросите ребенка произнести слова со звуком [П] в начале из этого стихотворения (Поля, Павлику, Петрушку, по­ложила, под, подушку).

3.Помогите ребенку вспомнить другие имена, начина­ющиеся со звука [П] (Паша, Прохор, Полина, Прокоп).

4.Помогите ребенку подобрать как можно больше слов, на­чинающихся со звука [П](палка, полка, пушка, пальма, попугай).

5. Объясните, что звук [П] — согласный. Когда мы его произносим, во рту есть преграда. Его нельзя петь. Он произ­носится отрывисто.

6. Вырежьте полоски цветной бумаги и сложите из них букву П п. Объясните, что она обозначает звук [П]. Обратите внимание ребенка на то, что большая и маленькая буквы П п отличаются друг от друга только размером.

7. Поупражняйте ребенка в выкладывании буквы П п из палочек, карандашей, спичек, в рисовании буквы П п на бу­маге и в воздухе.

8. Пусть ребенок слепит букву П п из пластилина.

9. Нарисуйте вместе с ребенком несколько картинок, названия которых начинаются со звука [П]. Печатными буквами подпишите все картинки. Пусть ребенок покажет и подчеркнет букву П в словах, а потом покажет другие пройденные буквы.

10. Поиграйте с ребенком в игру «Что получится?»: предложите ему подумать, что получится, если сначала произнести звук [А], а потом звук [П]; сначала произнести звук [И], а потом звук [П]; сначала произнести звук [П], а потом звук [У]; сначала произнести звук [П], а потом звук [О]; произнести [ПА] и еще раз [ПА].

11. 11. Крупно напишите фломастером:
an уп оп ип па по пу пи

папа

Тут папа.

Поупражняйте ребенка в чтении. Пусть он выкладывает эти слоги и слова из пластилиновых букв и читает их.

 

 

7. Н н

1. Прочитайте ребенку стишок и выясните, какой звук в начале слов он слышит чаще др





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.250.158 (0.011 с.)