Понятие конституционного права как отрасли права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие конституционного права как отрасли права



Понятие конституционного права как отрасли права

Конституционное право — отрасль права, регламентирующая организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина (в том числе избирательную систему), а также иных лиц, участников правовыхотношений.

КП - ведущая отрасль российского права. КП - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека.

КП регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя) и судоустройства, избирательной системы, закрепляет основные (конституционные) права (такие как право на труд и пр.), нормы о которых содержатся в Конституции и других законах. Конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах.

КП - центр юр. системы. Главным источником КП явл-ся Конституция РФ.

 

Конституционно-правовые нормы и отношения

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений. Это осуществляется путем установления прав и обязанностей их участников.

Свойства: Нормативность (норма представляет собой правило, образец поведения); Общеобязательность (необходимость подчинения ей всех субъектов); Формальная определенность (нормы содержатся в определенных актах, имеющих юр. силу). Нормы подразделяют на регулятивные (непосредственно регулируют общественные отношения), охранительные (закрепляют меры юр. ответственности) и специализированные (имеют дополнительный характер, присоединяются к первым двум).

Конституционно-правовое отношение - возникающая на основе норм КП связь между субъектами, которая выражается в форме юридических прав и обязанностей и поддерживается принудительной силой государства.

Элементами конституционно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения. Субъектами могут выступать народ, государство, государственные органы, органы МСУ, физические лица (индивиды). Объект – высшие социальный ценности (суверенитет, федерализм, разделение властей).

КПО разделяются на регулятивные и охранительные.

 

 

3. Государственно-территориальное устройство: понятие, виды, конституционное оформление.

Гос.-тер. устройство - организация территории государства, система взаимоотношений государства как целого с его составными частями. Характер таких взаимоотношений определяет две основные формы гос.-тер. устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное государство — это единое, слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью.

Федеративное же государство состоит из гос. образований или даже государств, имеющих свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Составные части федерации называются субъектами федерации и имеют обычно свои конституции, (как например, штаты в США, республики в Российской Федерации) или уставы областей, краев и автономии в РФ.

Самое редкое устройство: Конфедерация - добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняют суверенитет.

Конституции государств, прежде всего — федеративных, обычно содержат перечень его составных частей.

 

Форма и структура конституции

Форма Конституции - это способ организации заключенного в ней материала.

По форме Конституция может состоять из одного или нескольких нормативных актов. Конституция большинства стран мира - это единый нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Именно таким нормативно-правовым актом является Конституция РФ. Такую же форму имеют конституции Италии, Германии и США.

Структура Конституции - это принятый порядок ее строения, внутренней согласованности составных частей, последовательности их расположения.

По структуре Конституция РФ состоит из преамбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе, состоящем из 9 глав, и «Заключительных и переходных положений», являющихся вторым разделом.

Раздел первый. Основные положения

Глава 1. Основы конституционного строя

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Глава 3. Федеративное устройство (закрепляет федеративное устройство страны)

Глава 4. Президент Российской Федерации

Глава 5. Федеральное Собрание Глава 6. Правительство Российской Федерации

Глава 7. Судебная власть (4,5,6,7 устанавливают систему федеральных органов гос. власти, их полномочия).

Глава 8. Местное самоуправление

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Способы принятия и изменения конституции

В мировой практике известны три способа принятия конституции: 1) принятие конституции парламентом. Так, к примеру, была принята Конституция Украины; 2) Принятие конституции путем референдума. Избиратели могут сказать только «да» или «нет». Вносить поправки они не могут - действующая Конституция РФ. Различают так называемые ратифицирующие референдумы - когда проект конституции разрабатывается специальным органом (учредительным собранием) и выносится на всенародное голосование;

3) принятие конституции специально учрежденным органом - учредительным собранием.

Также существует такой способ как октроирование. Это дарование конституции властью монарха. Характерен в основном для абсолютистских режимов - Германии 1871 года, Японии 1889 года и др).

Изменения в КРФ могут вноситься четырьмя способами, предусмотренными главой 9 и конкретизированными решениями Конституционного Суда. Глава 9 КРФ усилила «жесткость» основного закона страны, значительно усложнилась процедура пересмотра.

Конституция РФ различает термины «пересмотр» и «поправка». Пересмотром являются изменения положений глав 1, 2 и 9. Внесение поправок направлено на изменение глав 3-8 Конституции РФ. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Чтобы поправка была принята она должна быть утверждена 2/3 субъектами федерации и передана президенту для подписания и обнародования.

 

 

Парламент: структура, компетенция

Парла́мент - общее название высшего представительного и законодательного органа в государствах, где установлено разделение властей.

Парламент считается представительным органом, то есть представляющим волю населения. Это качество вытекает из способа его формирования — путём всеобщих выборов. В современных государствах парламенты, как правило, наделены властью принимать законы, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).

Федера́льное собра́ние — парламент Российской Федерации, высший представительный и законодательный орган России. Важнейшей задачей Федерального Собрания является принятие законов.

Функции и полномочия распределены между двумя палатами — Государственной Думой и Советом Федерации.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция РФ устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

 

Гарантия прав и свобод

РФ провозглашает приоритет прав и свобод человека и гражданина. Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения (ст.2 Конституции РФ).

В целях гарантии прав и свобод граждан, государство создает институты. Во-первых, это законодательные акты (иначе – законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека (Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.

У человека и гражданина есть возможность обратиться в международные судебные инстанции (например в Европейский суд по правам человека). Россия входит в Совет Европы, а потому решения высшей судебной инстанции по правам человека являются обязательными на территории РФ.

 

 

Федеральное собрание РФ: структура, порядок деятельности

Федера́льное собра́ние — парламент Российской Федерации, высший представительный и законодательный орган России. Функции и полномочия распределены между двумя палатами — Государственной Думой и Советом Федерации (с разными правовыми статусами, разветвленной системой комитетов, комиссий и др. рабочих органов палат ФС).

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция РФ устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Госдумы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

ФС - постоянно действующий орган. Депутаты Гос. Думы и члены СФ работают на постоянной, профессиональной основе (конст. 99ст.). ФС (и только он) наделен правом осуществлять законодательную власть на федеральном уровне, то есть принимать федеральные законы.

в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации - по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

 

Конституционные основания и порядок роспуска Гос.умы Федерального собрания РФ

Гос. Дума может быть распущена Президентом РФ в порядке, предусмотренном Конституцией РФ.

Конституция РФ в ст. 111 содержит три основания для роспуска Государственной Думы:

1) Гос. Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;

2) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства поставил перед Гос. Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет Правительству РФ в доверии;

3) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей.

Гос. Дума не может быть распущена в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения и в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

 

Понятие конституционного права как отрасли права

Конституционное право — отрасль права, регламентирующая организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина (в том числе избирательную систему), а также иных лиц, участников правовыхотношений.

КП - ведущая отрасль российского права. КП - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека.

КП регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя) и судоустройства, избирательной системы, закрепляет основные (конституционные) права (такие как право на труд и пр.), нормы о которых содержатся в Конституции и других законах. Конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах.

КП - центр юр. системы. Главным источником КП явл-ся Конституция РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.023 с.)