Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологические интерпретации причин этнической вражды и конфликтов.

Поиск

Социологические интерпретации этнической вражды и конфликтов можно разделить на два типа: применяемые универсально, подобно только что рассмотренным психологическим механизмам, и относящиеся только к этническим противоречиям в современном мире. Социологические концепции, применимые к этническим конфликтам на универсальном уровне — это этноцентризм, групповые барьеры и перераспределение ресурсов. Этноцентризм — подозрительное отношение к чужакам в сочетании со стремлением оценивать все остальные культуры в терминах своей собственной. “Установление барьеров” представляет собой процесс, в ходе которого группы сохраняют границы, которые отделяют их от остальных. Эти границы развиваются и сохраняются при помощи “механизмов исключения”, усиливающих разделение между этническими группами. К таким механизмам относятся, в частности, ограничение или запрещение межгрупповых браков, ограничения на социальные и экономические контакты, такие как торговля, и физическая изоляция групп друг от друга (как в случае этнических гетто). (по Барту) Перераспределение ресурсов - неравенство в распределении богатства и материальных благ.

 

Культура как социальный феномен, ее функции.

В широком смысле слова культура - это социальный механизм взаимодействия (методы, способы, образцы, средства взаимодействия) личности, общности со средой обитания (природной и социальной), которые обеспечивают передачу опыта и развитие преобразовательной деятельности. В узком смысле слова - это ценности, убеждения, образцы, нормы поведения, присущие определенной социальной группе, определенному обществу.

Функции культуры:

1)социальной памяти – средство хранения и передачи человеческого опыта

2)образовательная и воспитательная

3)коммуникативная

4)регулятивная (социализация личности)

5)соц контроль

6)инновационная (освоение и преобразование мира)

7)интеграция и дифференциация общ-ва.

Подходы к анализу культуры:

- функциональный (рассматривает ценности, стабильность, устойчивость культуры) - Парсонс

- конфликтный (культура – динамичная, противоречивая сис-ма, арена конфлитов)

Суперкультуры, субкультуры, контркультуры.

Суперкультура – доминирующая для всего общ-ва. Субкультуры - модели убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, характерных для той или иной социальной общности. Контркультуры - модели, которые воспринимаются в обществе как странные, вызывающие, находящиеся в конфронтации по отношению к доминирующей культуре, субкультурам. К ним относится, например, молодежная контркультура, которая сформировалась на основе движения "хиппи" в 60-х годах, расистские модели ку-клукс-клана, модели нацистского толка в развитом цивилизованном обществе и т.п.

Элитарная, народная и массовая культуры.

Исторически сложились две формы культуры: высокая (элитарная) и народная (фольклорная). Элитарная включала прежде всего классические музыку, живопись, литературу, которые создавали профессионалы высокого уровня. Народная культура включала фольклор, песни, танцы, сказки, мифы, которые создавались людьми в процессе повседневной жизни. В современном обществе в связи с развитием средств массовой информации возникает еще одна форма - массовая культура, которая апеллирует ко всем и рассчитана на массовое потребление. Для массовой культуры характерно сведение подлинно высокой культуры к усредненному поверхностному выхолощенному содержанию, потакание неразвитым вкусам. Массовая культура связана с унификацией, стандартизацией духовного в личности, в обществе. Это не исключает высокого уровня отдельных проявлений массовой культуры.

Элементы культуры и культурные универсалии.

Джордж Мердок выделяет 60 культурных универсалий. Р. Мертон, изучив сотни культур, называет десятки общих черт, свойств разных культур. Это: спорт, украшение тела, изготовление орудий труда, совместный труд, обычай дарить подарки, похоронные ритуалы, осуждение убийств, хищений, оскорблений, танцы, образование, гостеприимство, запрет кровосмешения,шутки, религиозные обряды, сексуальные ограничения, попытки повлиять на погоду. Культурные универсалии позволяют говорить об общечеловеческой культуре и основных социокультурных тенденциях, которые приводят к развитию суперсистем типа, например, Запад и Восток и др.

Элементы культуры:

1. Язык как система знаков, наделенных определенным значением, которые используются для хранения, преобразования и передачи информации.,

2. Ценности, включающие смысложизненные ценности (представления о счастье, о цели, о смысле жизни), витальные, ценности общественного призвания, межличностного общения, демократических свобод, семьи). Верования, убеждения.

3.. Нормы, выражающие требования общества к поведению. Это волеизъявление, которое позволяет осуществлять социальный контроль и дает образец поведения.

4. Сложные образцы поведения: обычаи, традиции, обряды. Обычаи представляют привычную социальную регуляцию, которая взята из прошлого. Традиции - элементы наследия, которые передаются из поколения в поколение и образуют преемственную связь в человеческой истории. Обряды - стереотипы символических коллективных действий, выражающих чувства.

Ценности и нормы как регуляторы социального взаимодействия.

В сложной системе общественных отношений, социальных связей, мыслители пытались выделить главные определяющие. По Гегелю, главным определяющими были правовые отношения, именно онисоединяли все виды связей в единое целое. По Канту, такую роль играли нравственные отношения. По Марксу - глубинные экономические. М. Вебер считал главным фактором целостности типичные убеждения, выражающие потребности, интересы. Э. Дюркгейм -коллективное сознание. По мнению Э. Дюркгейма, именно ослабление общих верований и чувств означает ослабление социальных связей и грозит дезинтеграцией общества. Ценности могут не только объединять, но и указывать на дифференциацию, ибо системы ценностей могут быть противоположными.

Нормы морали и права.

Ценности – общепринятые убеждения относительно целей общ-ва или человека. Составляют основу нравственных принципов. Социальные нормы подобно другим ценностям выполняют функции оценки и ориентации личности, общности. Нормы осуществляют регулирование,поведения и социальный контроль за поведением. Социальные нормы - это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом.. Ее характерной чертой является императивность. Это единство оценки и предписания. Регулирующее воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения. Нормы возникают вследствие потребности в определенном поведении. Для социолога имеет значение выделение норм по субъектам, носителям норм. По этому основанию выделяют общечеловеческие нормы, нормы общества, групповые, коллективные. По объекту или сфере деятельности разграничиваются нормы, действующие в области определенных видов отношений: политические, экономические, эстетические; религиозные и т.д. По содержанию: нормы, регулирующие имущественные отношения, общение, обеспечивающие права и свободы личности, регламентирующие деятельность учреждений, взаимоотношения между государствами и т.д. По месту в нормативно-ценностной иерархии: основополагающие и второстепенные, общие и конкретные. По форме образования и фиксации: жестко фиксированные и гибкие. По масштабам применения: общие и локальные. По способу обеспечения: опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение,'на силу государственного аппарата. По функциям: нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие. По степени устойчивости: нормы, опирающиеся на социальную привычку, на обычай, традиции, и не имеющие такого основания и др.

Мораль и право отличаются друг от друга по высоте требований, предъявляемых к поведению человека. В принципе мораль предъявляет большие требования. Вследствие того, что мораль предъявляет большие требования к поведению, сфера ее действия гораздо шире права. Сфера морали шире также потому, что есть отношения, которые вообще не могут быть подвергнуты правовому регулированию (отношения дружбы, любви, товарищества и др.). Наконец, нормы морали гибче норм права. В силу специфики своего образования они быстрее отражают новые потребности, они идут как бы впереди, указывая путь праву. Правовые нормы в большей мере отстают от потребностей общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.175 (0.007 с.)