Тема 1. Преподаватель как организатор и руководитель учебного процесса в высшей школе.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Преподаватель как организатор и руководитель учебного процесса в высшей школе.



Для элементарной дизайнерской деятельности необходимо формировать дизайнерское мышление через специальную целенаправленную деятельность детей под руководством педагога: постановка задач, сообщения, методы, приемы, способы реализации задач по созданию отдельных предметов и гармонически целесообразной среды. Элементарное дизайнерское мышление на начальном этапе развития включает все основные черты, присущие мышлению профессионала. Так системное владение логическими операциями будет выглядеть как стремление к системности; наличие вариативности, гибкости, конструктивности, как возможность принимать не один усвоенный вариант; понимание эстетической целесообразности пока будет ограничиваться оценивающей (в основном критической) функцией.

Тема 2. Методика проведения занятий по дизайну в высшей школе

Теоретические основы развития художественно-творческой активности студентов в процессе их дизайнерской деятельности составляют три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: дизайнерский — система знаний по дизайну как отрасли человеческой деятельности и ее результатах; психологический — особенности дизайнерского мышления; методико-педагогический — пути, формы, методы и приемы обучения умениям и навыкам дизайнерской деятельности иформирования на этой основе дизайнерского мышления.

При освоении дизайна в высшей школе основное внимание обращается на изучение правил, приемов и средств композиции, цветоведения, основ формообразования, моделирования, макетирования и комплексного проектирования. Упражнения с двухмерным и трехмерным пространством закрепляют знание категорий композиции, а главное, развивают ощущение ритма, глубины пространства, движения и др.

Одна из характерных черт культуры ХХ в. — все пронизывающая проектность. Это надо учитывать при создании новых программ, учебников и пособий по дизайну. Поиск методов, позволяющих готовить специалистов, обладающих интегрирующим, междисциплинарным мышлением, приводит к дизайну как фундаментальной общеобразовательной дисциплине. Методика обучения дизайну на современном этапе развивается значительно интенсивнее. Одна из основных особенностей — выделение ее как отдельной ветви художественно-педагогического образования, в отличие от предыдущих периодов, когда элементы методики дизайна входили в другие художественно-педагогические методики, другая очень важная особенность современной методики дизайна заключается в вариативности подходов к решению вопроса о конкретных методах обучения дизайну. Еще одной существенной особенностью является дифференциация методики обучения дизайну по возрасту: вузовская методика, методика для средней, начальной школы и детского сада.

 

Тема 3. Методика проведения занятий по дизайну в средних специальных учебных заведениях

Учебные задания включают работы по проектированию художественной среды с использованием элементов дизайна, с опорой на стилистические особенности в произведениях художников декоративно-прикладного искусства.

Комплекс заданий по дизайну книги – выполнение оформления ее отдельных элементов (заставки, иллюстраций, концовки, буквицы и др.) и в целом ее художественно-образное и конструктивное решение на доступном уровне – представляют интерес для студентов как младших, так и старших курсов.

Творческие работы студентов рекомендуется использовать для украшения интерьера, эти работы также могут быть хорошим подарком для близких и друзей.

 

Тема 4. Методика проведения занятий по дизайну в общеобразовательной школе

В общеобразовательных учреждениях необходимо создавать условия для развития творческой личности — за достаточно короткий период обучения педагог передает свои знания и творческий опыт.
Обучение основам дизайна должно осуществляться во взаимодействии с обучением изобразительной грамоте как средством выражения проектной идеи, художественного образа. Особое внимание при этом обращается на раздел: «Цветоведение» и такие вопросы, как свойства цвета, его прикладные возможности в формировании предметной среды. Основы курса «дизайн» включают разделы «Пропедевтика» и «Моделирование», которые учат студентов определять структурные качества различных объектов, познавать закономерности создания знаков и простых геометрических структур, а также обучают видению этих форм в природной и предметной среде. В начальной школе методика обучения дизайну направлена на овладение подсознательным ощущением формы, как одним из важнейших компонентов проектного мышления. На занятиях рекомендуется чаще использовать сюжетную игру, которая помогает снять избыточную информационную нагрузку. Через игру ребенок более эмоционально и естественно решает учебную задачу, вначале он интуитивно продвигается к осознанию понятий проектно-художественного образа, а затем пытается самостоятельно или коллективно сформулировать его визуальные, пластические, наконец, конструктивные черты применительно к объектам живой и искусственной среды. Далее, трансформировав в своем воображении увиденные и изученные объекты, школьник находит черты сходства и единые принципы организации и строения этих объектов. Затем в различных визуальных формах реализует свои идеи.

В начальной школе своеобразие методического подхода к обучению дизайну в определенной мере раскрывается через систему упражнений и заданий, главная особенность которых — эксперимент с формой и материалом, знакомство с элементами цветоведения и композиции, моделирование изделий предметной среды на основе единства функции и формы, общих закономерностей формообразования.

В средней школе возможна постановка задач по выполнению эскизов предметов быта, проектирования осветительных приборов мебели, автомобилей, моделирование объектов дизайна, оформление уголков интерьера и др. Особенно близки школьникам задания по графическому дизайну – выполнение открыток, приглашений, буклетов, упаковки, рекламных объявлений и др.

 

Раздел 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Примерный перечень вопросов к экзамену

 

 

Литература.

1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984.

2. Алехин А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1993.

3. Алпатов М. В. Немеркнущее наследие. – М.: Просвещение, 1991.

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/ Пер. В. Н. Самохина. – М.: Наука, 1974.

5. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. – М.: Просвещение, 1982.

6. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. – М.: Просвещение, 1981.

7. Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. - М.: Просвещение, 1983.

8. Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987.

9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

10. Выготский Л. С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.

11. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства. – М.: Просвещение, 1991.

12. Дидактика средней школы/ под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1975.

13. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 кл. Таблицы с методическими рекомендациями/ Т. Я Шпикалова, Н. М. Сокольникова и др. – М.: Мозаика-Синтез, 1997.

14. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 2 кл. Таблицы с методическими рекомендациями/ Т. Я Шпикалова, Н. М. Сокольникова и др. – М.: Мозаика-Синтез, 1997.

15. Из опыта работы по изобразительному искусству с детьми /под. ред. Г. В. Лабунской. – М.: Просвещение, 1952.

16. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика: книга для учителя. В 3-х ч. /Сост. Алпатов М. В. и др. – М.: Просвещение, 1987.

17. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. – М.: Мнемозина, 1995.

18. Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1998.

19. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984.

20. Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. – М.: Просвещение, 1965.

21. Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги. – М.: Просвещение, 1991.

22. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981.

23. Неменский Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.: Просвещение, 1987.

24. Одноралов Н. В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.: Просвещение, 1989.

25. Основы декоративного искусства в школе /Под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. – М.: Просвещение, 1981.

26. Пучков А. С., Триселев А. В. Методика работы над натюрмортом. – М.: Просвещение, 1982.

27. Рожкова Е. Е. Изобразительное искусство в начальной школе. – М.: Просвещение, 1980.

28. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.

29. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. – М.: Просвещение, 1981.

30. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Русская и советская школы рисунка. – М.: Просвещение, 1982.

31. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Агар, 1998.

32. Сокольникова Н. М. Художники книги и дети. – М.: Мегатрон, 1997.

33. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 1999.

34. Терентьев А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобра- зительного искусства: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.

35. Унковский А. А. Живопись. Вопросы колорита. – М.: Просвещение, 1980.

36. Унковский А. А. Рисунки-наброски. – М.: Просвещение, 1982.

37. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1988.

38. Шорохов Е. В. Тематическое рисование в школе. – М.: Просвещение, 1975.

39. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1977.

40. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.

41. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в 1 кл. – М.: Просвещение, 1981.

42. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство во 2 кл. – М.: Просвещение, 1984.

43. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в 3 кл.–М.: Просвещение, 1985.

44. ШпикаловаТ. Я. и др. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. – М.: Владос, 2000.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.007 с.)