Террористические акты, обстрелы и покушения после заключения перемирия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Террористические акты, обстрелы и покушения после заключения перемирия



  • 3 октября 2008 года возле штаба миротворческих сил в Цхинвали был подорван привезённый для досмотра грузинский легковой автомобиль. Погибли семь российских военнослужащих, в том числе начальник Объединённого штаба сил по поддержанию мира в Южной Осетии Иван Петрик. Мощность взрывного устройства оценивается в 20 кг тротила.
  • 3 октября в Ленингорском районе было совершено покушение на главу администрации Анатолия Маргиева.
  • 5 октября в Цхинвали в результате обстрела с грузинской стороны погиб сотрудник российской строительной компании, восстанавливающей Южную Осетию. Обстрел произвели люди в форме грузинского спецназа.
  • 6 октября перед головной машиной колонны выводимых с территории Грузии российских миротворцев северо-восточнее Зугдиди произошёл подрыв взрывного устройства.[217]
  • В ноябре 2008 года ситуация в зоне конфликта оставалась напряжённой. Приходили сообщения о взрывах и обстрелах с человеческими жертвами в районе грузино-осетинского конфликта.[218][219][220][221][222][223] Аналогичные сведения приходили и с грузино-абхазской границы.[224][225]

См. также: Последствия войны в Южной Осетии (2008)

Международная комиссия по расследованию обстоятельств войны

В декабре 2008 года Европейским союзом была создана Международная комиссия по расследованию обстоятельств войны на Южном Кавказе в августе 2008 года, для международного изучения причин конфликта.

Эта комиссия, под руководством экс-представителя ООН в Грузии Хайди Тальявини, включала независимых военных экспертов, ей был выделен бюджет в размере 1,6 млн евро[226]. Доклад комиссии должен был быть представлен 31 июля 2009 года, но его перенесли на 30 сентября.[227]

30 сентября 2009 года комиссия опубликовала итоговый доклад[228]. В нём делается вывод, что войну начала Грузия, действия же России, предшествовавшие этому, ограничивались многомесячными вызывающими действиями[229].

Ключевыми позициями доклада, противоречащими грузинской версии, были:

a) Боевые действия начались с масштабной грузинской операции против города Цхинвали и прилегающих территорий в ночь с 7 на 8 августа 2008 года, которой предшествовал массированный артиллерийский обстрел.

b) Комиссия не может считать достаточно доказанным утверждение Грузии о вторжении значительных российских сил в Южную Осетию до 8 августа.

c) Возникает вопрос, являлось ли применение Грузией силы в Южной Осетии оправданным с точки зрения международного права? По нашему мнению, ответить на него следует отрицательно.

d) Следующий вопрос состоит в том, являлось ли оправданным применение грузинской армией силы в отношении российских миротворцев на грузинской территории (в Южной Осетии)? Ответ, опять-таки, отрицательный.

e) Не приходится сомневаться в том, что Россия имела право отразить нападение на своих миротворцев средствами, пропорциональными угрозе. Таким образом, на первом этапе конфликта применение Россией силы в целях обороны следует признать законным.

— Главные положения доклада ЕС о войне России с Грузией // Би-би-си

В итоговом докладе комиссии указывается, что первоначальный ответ России на нападение грузинских войск на Цхинвали был оправдан целями защиты, однако, по мнению комиссии, последующие действия российских войск были чрезмерными[229].
Тезисно, критика российской позиции в докладе комиссии прозвучала в следующем виде:

a) Комиссия полагает, что анализ причин конфликта нельзя сводить к событиям августа 2008 года.

b) Массовое предоставление российского гражданства жителям Грузии и раздача российских паспортов на грузинской территории, включая отколовшиеся провинции, без согласия правительства Грузии шла вразрез с принципами добрососедства, являлась откровенным вызовом суверенитету Грузии и вмешательством в её внутренние дела.

c) Также следует принять во внимание предшествовавшие обстоятельства: годы провокаций, взаимных обвинений, военного и политического давления и актов насилия как в зоне конфликта, так и вне её, равно как и нарастание напряженности в последние месяцы и недели перед началом войны.

d) Нельзя забывать как о давлении великой державы на маленького непокорного соседа, так и о склонности этого маленького соседа реагировать чересчур бурно и действовать в критический момент, не думая о последствиях, хотя это и можно объяснить его страхом потерять существенную часть своей территории в результате ползучей аннексии.

e) С учетом масштабов изначальной грузинской атаки, необходимость и оправданность дальнейших действий России вызывают сомнения. Представляется, что большая часть этих действий вышла далеко за рамки необходимой обороны. Перенос боевых действий вглубь территории Грузии явился нарушением международного права, и на данном этапе грузинские войска действовали, осуществляя право на самооборону в соответствии со статей 51 Устава ООН.

f) Начиная с 1945 года, многие государства вели боевые действия под предлогом защиты своих граждан за рубежом, и в ряде случаев законность этих действий вызывала споры. Определенного международного закона по данному поводу не существует. Однако присутствует общее понимание, что подобные операции должны быть ограниченными по времени и масштабам, и иметь целью прежде всего спасение и эвакуацию людей. В данном случае, Россия далеко вышла за эти рамки.

g) После тщательного изучения фактов в свете действующих законов, комиссия находит необоснованными обвинения Грузии в геноциде. Число погибших и пострадавших с югоосетинской стороны оказалось значительно ниже, чем утверждалось вначале. Российские представители говорили о примерно двух тысячах погибших мирных жителях Южной Осетии, но в результате эта цифра сократилась до 162.

Также в докладе отмечалось, что все операции югоосетинских сил, за исключением непосредственно направленных на отражение нападения грузинской армии, в особенности акты насилия в отношении этнических грузин в Южной Осетии и за её пределами, были нарушением международного гуманитарного права и прав человека.
Также незаконными являлись все действия югоосетинских сил против грузинской армии, предпринятые после 12 августа 2008 года, когда было заключено соглашение о прекращении огня. Многочисленные нарушения были совершены югоосетинскими ополченцами, разного рода добровольцами и наемниками, а также просто отдельными вооруженными лицами. Обвинения в геноциде, выдвигавшиеся против Грузии со стороны России и Южной Осетии, в последние месяцы идут на спад по причине отсутствия доказательств намерения Грузии совершить геноцид.

Цель России в войне

10 августа 2008 года постоянный представитель США при ООН Залмай Халилзад, выступая на заседании Совбеза ООН по поводу грузино-осетинского конфликта, заявил о содержании разговора министра иностранных дел России Сергея Лаврова с госсекретарём США Кондолизой Райс: «Господин Лавров сказал госпоже Райс, что демократически выбранный президент Грузии, я цитирую, „должен уйти“. Конец цитаты. Я опять цитирую: „Саакашвили должен уйти“», а затем обратился к постоянному представителю России при ООН Виталию Чуркину с вопросом: «Я хочу спросить господина Чуркина, цель Вашего правительства — смена режима в Грузии? Вы пытаетесь свергнуть демократически избранного президента?».[230]

11 августа 2008 года замдиректора департамента информации и печати МИД России Борис Малахов опроверг версию о том, что целью России является свержение режима Саакашвили.[231]

В ряде СМИ высказывалось мнение о том, что целью военной операции России был захват Тбилиси и свержение грузинского руководства, причём политическое давление США и их союзников, а также неготовность военных к подобной операции сорвали такой сценарий[232][233][234]. Например, согласно сведениям, опубликованным 13 ноября 2008 года французским журналом Le Nouvel Observateur, Путин якобы грозился во время встречи 12 августа с президентом Франции Н. Саркози «подвесить Саакашвили за яйца»; причём у Саркози якобы имелись перехваченные французскими спецслужбами данные, свидетельствовавшие о том, что значительная часть российской армии намерена пойти до конца и свергнуть Саакашвили[235][236] (при этом Медведев объявил о прекращении военной операции перед встречей с Саркози).

Однако, все эти сведения опровергаются официальными представителями России. Пресс-служба Путина назвала статью в Le Nouvel Observateur «инсинуацией провокационного характера».[237] Отвечая на вопрос «почему всё-таки российские военные не дошли до Тбилиси», постоянный представитель России в НАТО Д. О. Рогозин 22 августа 2008 года заявил, что цели дойти до Тбилиси у российского руководства не было, так как единственной целью России было «спасти осетин от физического уничтожения».[238] Французская сторона статью в Le Nouvel Observateur не опровергала.[ источник не указан 32 дня ]

Роль США

Депутат Европарламента Джульетто Кьеза заявил, что Саакашвили не принимает самостоятельных решений, и Грузия, по сути, является протекторатом США. По его словам, на протяжении последних 3-4 лет против России ведётся информационная война. Дж. Кьеза подчеркнул, что в конфликте в Южной Осетии Россия не является нападающей стороной, она лишь была вынуждена прийти на помощь и отразить удар. Также он считает вполне легитимным признание суверенитета Абхазии и Южной Осетии, поскольку «признание независимости этих республик произошло только после нападения грузинской стороны». «Всё это время политика Москвы отличалась осторожностью и сдержанностью. Долгое время Россия не признавала суверенитет Абхазии и Южной Осетии. И она не планировала взрывать ситуацию», — добавил Дж. Кьеза. По его мнению, значительную роль в этой ситуации сыграли США. «Маленькая Грузия, по сути является протекторатом США… ни для кого не секрет, что грузинские чиновники получают официальную зарплату из Госдепартамента США. Совершенно очевидно, что просто так никто деньги давать не станет. Всё это — оплата за услуги, которые оказывает президент Саакашвили и его администрация… Американские советники в грузинской армии — это отнюдь не импровизация. Учитывая разносторонние политические моменты, можно с уверенностью сказать, что ведётся планомерная, целенаправленная работа. Как в гражданском, так и в военном направлении. Саакашвили не принимает самостоятельных решений. Грузия в одиночку не продержалась бы и 10 минут — без поддержки американских долларов. Штаты предпринимают огромные инвестиционные вливания в экономику страны», — пояснил Дж. Кьеза.[239]

Высказывалось мнение, что эскалации конфликта в Южной Осетии способствовали американские республиканцы. Так, 28 августа 2008 года Владимир Путин заявил в интервью телеканалу CNN, что «Республиканцы в Белом доме способствовали нападению Грузии на Южную Осетию, дабы поднять рейтинг кандидату от Республиканской партии Джону Маккейну». [240] По мнению директора Института политических исследований С. А. Маркова и председателя Госдумы Б. В. Грызлова, основным инициатором военного конфликта в Южной Осетии является группа американских неоконсерваторов во главе с вице-президентом США Диком Чейни, стремящаяся обеспечить победу Джона Маккейна над Бараком Обамой, чтобы сохранить свои позиции в администрации США. Марков сравнивает действия неоконсерваторов Чейни с развитием событий в американском фильме «Хвост виляет собакой», где для спасения избирательной кампании избирательный штаб действующего президента начинает виртуальную войну в СМИ с Албанией. По мнению Маркова, неоконы «решили организовать виртуальную „холодную войну“ Запада с Россией, и на волне этой новой „холодной войны“ обеспечить взлом текущей президентской избирательной кампании и победу Маккейна».[241][242]

По утверждению заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации А. А. Ноговицына, грузинская операция «Чистое поле» против Южной Осетии была разработана Грузией совместно с США.[243]

Бывший во время войны послом Грузии в России Эроси Кицмаришвили 25 ноября 2008 года заявил, ссылаясь на свои источники в грузинском правительстве, что добро на начало войны в Южной Осетии дал президент США Джордж Буш.[244]

14 августа 2008 года правительство Венесуэлы распространило коммюнике, в котором говорится: «Этот конфликт был спланирован, подготовлен и осуществлён по указанию правительства Соединенных Штатов, которое, далекое от желания способствовать восстановлению мира, ставило перед собой задачу стимулировать агрессию грузинского руководства».[245] По мнению президента Венесуэлы Уго Чавеса, США использовали Грузию для того, чтобы ослабить влияние России до минимума.[246] Первый секретарь ЦК Компартии Кубы Фидель Кастро также возложил на США ответственность за войну в Южной Осетии. По его мнению, военные действия со стороны Грузии были бы невозможны без согласования с руководством США.[247]

11 августа 2008 года журнал Newsweek писал: «Опрошенные Newsweek западные эксперты сходятся в одном: Саакашвили действительно не получал добро на реконкисту Южной Осетии военными средствами. Скорее он принял за одобрение постоянные дипломатические похвалы и заверения в союзнических чувствах. И решил поставить США и Европу перед выбором». Журнал привёл мнение эксперта по Кавказу Тома де Ваала, который заявил, что Саакашвили действовал сам, без одобрения со стороны руководства США. По словам де Ваала, в 2004 году тогдашний Госсекретарь США Колин Пауэлл сделал Михаилу Саакашвили «очень резкий выговор, смысл которого сводился к тому, что Вашингтону не нужна война в Южной Осетии». [248] 12 августа 2008 года американская газета «Нью-Йорк Таймс», со ссылкой на помощников Госсекретаря США, писала, что госсекретарь Кондолиза Райс во время частного ужина с Саакашвили 9 июля 2008 года в Тбилиси предостерегала последнего от вступления в военный конфликт с Россией, в котором у него нет шансов победить[249][250].

Во время войны в Южной Осетии военно-транспортные самолёты США перебросили в Грузию размещённый в Ираке грузинский воинский контингент.[251] По утверждению политолога Стивена Коэна, вице-президент США Дик Чейни рассматривал возможность отправить натовские и американские войска воевать против России.[252]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.009 с.)