Традиция как невроз: физиологические основы актуализации и отчуждения в культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиция как невроз: физиологические основы актуализации и отчуждения в культуре



В докладе будет сделана попытка рассмотреть традицию как своеобразную форму невротического вытеснения и подавления. Согласно предлагаемой концепции, основа всякого невроза - выходящей за рамки биологической целесообразности инертности нервных процессов, заключающейся в концентрация раздражения в одном из участков коры полушарий головного мозга и торможении раздражения по периферии. Психологическим выражением этой инертности являются т.н. навязчивые состояния. Семантика навязчивых состояний может быть описана с помощью «вероятностных моделей» языка В.В. Налимова. Основная мысль Налимова состояла в том, что каждый языковой знак вероятностно-статистическим образом связан с множеством его смысловых значений, образующих априорную функцию распределения смысла. Речевой акт в конкретном контексте актуализирует одно из этих смысловых значений и подавляет другие. Нарушения возникают тогда, когда какое-то смысловое значение жестко фиксируется и не меняется в зависимости от изменения контекста. Если мы теперь обратимся к культуре, то должны будем прежде всего констатировать ту банальную мысль, что в основе любой культуры лежит традиция. Традиция - это то, что обеспечивает единство и преемственность в рамках каждой национальной культуры Единство и преемственность чего? Разумеется, смысловых значений знаков, так как культура есть ничто иное как знаковая система. Таким образом, та или иная культура сохраняется настолько, насколько в постоянно меняющихся ситуациях не меняются смысловые значения знаков, из которых она состоит. И, напротив, изменение культуры (разрушение традиции) есть адекватная изменению ситуации перестройка априорных функций распределения смысловых значений её знаков. Следовательно, в основе культурного богатства и разнообразия человечества лежит патологическая, то есть выходящая за рамки биологической целесообразности, инертность нервно-психических процессов. И этой же инертностью мы можем объяснить зоны культурного отчуждения и подавления.

Елена Анатольевна Овчинникова (Институт Философии СПбГУ, Россия)

Феномен «вытеснения» этики из академической системы в русской культуре XIX века

К середине XIX века русская этическая мысль лишается кафедральной, университетской формы выражения, «вытесняется» из академической системы. Этот процесс имел во многом неожиданные последствия для русской культуры. Поскольку этическая рефлексия в культуре является ее неотъемлемой составляющей, то, будучи лишенной академической кафедры, она находит иные способы своего выражения и конституирования. Вне академической, университетской среды русская мысль формирует особое этическое культурное пространство в художественной литературе, критике и публицистике, мировоззренческом дискурсе ученых-естествоиспытателей. Результатом «вытеснения» академической этики явилось формирование особого «дисциплинарного пространства» этического в русской культуре и этического языка художественного текста. Это позволяет говорить об особых формах этической рефлексии в русской культуре XIX века. Таким образом, «вытеснение» этики из университетской науки во многом способствовало формированию особого «панморализма» русской мысли и русской культуры в целом.

Анна Алексеевна Троицкая (Институт Философии СПбГУ, Россия)

Место науки об искусстве в актуальном поле отечественной культуры

Доклад посвящается специфическому положению науки об искусстве в России на этапе ее возникновения и в первые десятилетия советской власти. На примере Института истории искусств, ставшего первым в России искусствоведческим учебным и научным учреждением, предлагается рассмотреть, что происходило с наукой об искусстве в 20-30 годы XXв., как трансформировалось отношение к ней. Предмет нашего интереса - процессы актуализации новой науки и ее деактуализации, механизхмы, которые использовались властью для выведения искусствознания в его первоначальном чистом виде из актуального поля культуры.

Наталия Львовна Гуляева (Институт Философии СПбГУ, Россия)

Первая трансформация русского плаката в первое тридцатилетие XX века

Доклад посвящен трансформации культурной парадигмы на примере русского плаката в первое тридцатилетие XX века. Появление авангардного плаката является отражением изменений в культурной среде: в представлениях, стратегиях видения и построения пространства, роли объектов изображения, - свойственных русскому авангарду в целом.

Основным объектом при исследовании смен культурных парадигм является именно момент перелома, пограничный момент, иными словами, разлом культуры, где описываемую парадигму не стоит рассматривать как полное замещение одной модели на другую. Появляются новые формы художественного высказывания, которые сосуществуют параллельно старым, но становятся более популярными, чаще повторяемыми и реализуемыми.

Лидия Владимировна Довыденко (Калининградский институт экономики, филиал Санкт-Петербургского университета экономики и управления, Россия)

Прорыв русского искусства в Россию. Возвращение русской театральной живописи (1880-1930): Проект выставки

В докладе рассматривается возвращение в Россию коллекции русской театральной живописи, утраченной в период после революции 1917 года по идеологическим причинам, в сферу взаимодействия в современном отечественном культурном поле, как ликвидации зоны культурного отчуждения на примере выставочного музейного пространства Государственного театрального музея имени А.А. Бахрушина и Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

Благодаря огромному личному вкладу выдающегося коллекционера князя Н.Д. Лобанова-Ростовского в возвращение культурного наследия русской эмиграции в национальную культурно-историческую сокровищницу России, в ее музейные собрания, мы видим образец нравственного долга и духовной связи с родиной, которая торит собственный путь в мировом культурном пространстве. Собрания театральной живописи двух музеев – поистине энциклопедия не только русского авангарда, русской сценографии, это энциклопедия огромного историко-культурного пласта коллекционеров и известных художников.

Тициана Андина (Университет Турина, Италия)

Типы границ: от физических ограничений до грансгенерациональности

В чём состоит процесс отчуждения? Что означает термин «отчуждение»? В данном докладе я рассмотрю понятие отчуждения в его взаимосвязи с концепцией «культурного отчуждения», а затем остановлюсь на особом способе осуществления отчуждения, ведущую роль в котором играет Государство и другие институции, контролирующие взаимодействие между поколениями.

Маурицио Феррарис (Университет Турина, Италия)

Границы как документальные сущности

Один из самых очевидных признаков пересечения границы — это документ или предъявление документа: в частности, приходящее на телефон сообщение о возможной смене поставщика услуг связи. Сегодня более, чем когда-либо, мы понимаем, что границы не материальны, а порождаются воспоминаниями.

Жанна Викторовна Николаева (Институт Философии СПбГУ, Россия)

Глокализация и отчуждение «национального» в кризисное время. Пример Италии.

Развитый регионализм характерен и для многих государственных образований, однако именно итальянский пример заслуживает пристального внимания как опыт, с одной стороны, стандартный, а с другой стороны – уникальный. Изучение итальянской культуры невозможно без обращения к такой характерной ее особенности как развитый регионализм, а точнее, к проявлению локального сознания,отрефлексированного итальянцами в термине «кампанилизм». Кроме этого,Италия также находится и в состоянии глокальности (глокальное =глобальное+локальное) с вхождением в состав объединенной Европы, являясь одним из главных идеологов создания этого сообщества и активным участником.

Локальные культурные ареалы, идентификация которых определяется языком, общим культурным прошлым, уходящим в глубокую древность,традициями предпринимательства и экономической ролью в глобальном регионе– Европе (примеры Ломбардии, Венето,Пьемонта, Южного Тироля и т.д.) более не демонстрируют интереса к дальнейшему развитию «национального», нации; полагают ее искусственными образованиями,изобретенными Просветителями, устаревшими и экономически не целесообразными, не способными достойно противостоять вызовам глобальной эпохи, например,таким, как экономическая и культурная неоколонизация. Полемика о единстве итальянской нации и об «отчуждении»региональных ментальностей продолжается,наблюдаются интересные маргинальные подходы.

 

Жанмари Аджани (Университет Турина, Италия)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.007 с.)