Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Без музыкального сопровождения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Мы уже упоминали о том, что, чем лучше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, способствует развитию координации, общей и мелкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, поэтому дети с удовольствием выполняют движения под зарифмованные строки. Начиная занятия с малышом, сначала выберите самые простые стихи. Не ставьте перед малышом слишком сложных задач. Прочитайте стихи несколько раз, сопровождая их соответствующими движениями. Сначала ребенок научится повторять за вами все движения. В первое время, если требуется помощь, Вы можете смело оказать ее, физически показывая ребенку, как совершить то или иное движение, но потом обязательно повторяйте стишок, просто побуждая его подражать вашим движениям. Не стоит ждать, что малыш сразу выполнит последовательность движений, да вдобавок еще и произнесет текст. Разучивание стихотворений, даже самых простых, порой представляет для детей с синдромом Дауна довольно сложную задачу, так что следует запастись терпением. Рано или поздно ребенок сам начнет выполнять движения, а потом попытается произнести вместе с Вами слова. Помните, что любую попытку ребенка принять участие в такой декламации, сопровождаемой движениями, обязательно надо поощрять. Уже при самых первых намеках на его участие обязательно подчеркнуто радуйтесь, поддерживайте любые усилия малыша восторженным одобрением. Чтобы подражать движениям людей или животных, ребенок должен сначала увидеть их в реальной жизни или по телевизору. Ему нужно получить чёткое представление о свойствах предмета или явления, обозначаемого тем или иным словом. Только в этом случае можно говорить о точном понимании значения слова и его полном усвоении, а это - одно из необходимых условий овладения произношением слова. Попробуйте поиграть с Вашим ребенком в следующие стихотворные игры. «Эй, лошадка!» Эй, лошадка! - И-го-го! Но, лошадка! - Но-но! (Движенияруками, имитирующие натягивание поводьев.) Скок, лошадка! - Скок, скок! (Переборы одной ногой.) Цок, лошадка! - Цок, цок! (Переборы другой ногой.) Выше ножки! - Топ, топ! (Переступание с ноги на ногу.) Веселее! - Гоп, гоп! (Прыжки на двух ногах или подскоки с одной ноги на другую.) Колокольчик - дон,дон! (Движения рукой, будто звенят в колокольчик.) Громче, громче - звон, звон! («Звеним» другой рукой.) Гоп, лошадка! - Гоп, гоп! (Прыжки на двух ногах или подскоки с одной ногу на другую.) Тпру-у, лошадка! - Стоп, стоп! (Натягиваем воображаемые поводья.) «Обезьянки» Движения выполняются соответственно тексту. Рано утром на полянке Так резвятся обезьянки: Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? Руки вниз - и наклонились. На пол руки положили. А теперь на четвереньках Погуляем хорошенько. А потом мы отдохнём, Посидим и спать пойдём! «Карусели» Мы на карусели сели. Завертелись карусели (беремся за руки, идем по кругу). Пересели на качели, Вверх летели, Вниз летели (взрослый стоит, ребенок приседает, потом наоборот). А теперь с тобой вдвоём Мы на лодочке плывём. Ветер по морю гуляет, Ветер лодочку качает (взявшись за руки, качаемся вправо-влево, вперёд-назад). Вёсла в руки мы берём, Быстро к берегу гребём (изображаем, как гребут вёслами). К берегу пристала лодка, Мы на берег прыгнем ловко (сначала приседаем, потом прыгаем вперёд). И поскачем по лужайке, Будто зайки, будто зайки (прыжки на двух ногах). «Медведь» Медведь по лесу бродит, От дуба к дубу ходит (ходим вперевалочку). Находит в дуплах мёд И в рот себе кладёт (изображаем, как он достаёт и ест мёд). Облизывает лапу Сластёна косолапый, А пчёлы налетают, Медведя погоняют (изображаем, как мишка отмахивается от пчёл). А пчёлы жалят мишку: Не ешь наш мёд, воришка! (щиплем себя за нос, щёки, ладошки, изображая жалящих пчёл). Бредёт лесной дорогой Медведь к себе в берлогу (идём вперевалочку). Ложится, засыпает И пчёлок вспоминает (ложимся на пол). «Часики» Тики - так, тики - так. Вот так часики стучат (наклоняем голову вправо - влево). Туки - так, туки - так, Так колёса стучат (правой и левой рукой описываем перед собой круги). Токи - ток, токи - ток. Так стучит молоток (стучим кулачками друг о друга). Туки - ток, туки - ток. Так стучит каблучок (стучим каблучками). «Хлоп, ладошка» Вот у нас игра какая: Хлоп ладошка, хлоп другая (чередуете хлопки в ладоши с хлопками в ладоши навстречу друг другу). Правой правую ладошку Мы похлопаем немножко (взрослый правой ладонью хлопает по правой ладошке ребенка). А потом ладошкой левой Ты хлопки погромче делай (хлопаете левой ладошкой). А потом, потом, потом, Левой правую побьём (хлопаете по ладоням друг друга). Вверх ладошки - хлоп, хлоп (поднимаете руки и наверху хлопаете по ладоням друг друга), По коленкам - шлёп, шлёп (хлопаете по коленям), По плечам теперь похлопай (хлопаете себя по плечам), По бокам себя пошлёпай (хлопаете руками по бокам). Можем хлопнуть за спиной. А теперь перед собой (хлопаете за спиной и перед собой) Вправо можем, влево можем (хлопки возле правого уха, потом возле левого.) И крест-накрест руки сложим (перекрещиваете руки на плечах). «Кошка» Осторожно, словно кошка, От дивана до окошка На носочках я пройдусь, Лягу и в кольцо свернусь. А теперь пора проснуться, Распрямиться, потянуться. Я легко с дивана спрыгну, Спинку я дугою выгну. А теперь крадусь, как кошка, Спинку я прогну немножко. Я из блюдца молочко Полакаю язычком. «У оленя дом большой» У оленя дом большой (руки скрещены над головой, изображают рога оленя, далее руки над головой - крыша дома), Он глядит в своё окно (руки - по обе стороны лица, изображают окошко), Зайка по лесу бежит (прыжки на двух ногах, руки, как лапки, прижаты к груди), В дверь к оленю он стучит (одна ладонь разжата, другая - в кулачок и стучит по разжатой ладошке): «Тук, тук, дверь открой, Там в лесу охотник злой» (показать рукой назад от себя). «Зайка, зайка, забегай (манить к себе рукой), Лапу мне скорей давай» (протянуть руку вперед). Игра на музыкальных инструментах Дети с удовольствием играют на детских игрушечных музыкальных инструментах. К звучащим музыкальным игрушкам относятся: • ударные - бубны, треугольники, барабаны, тарелки, кастаньеты; • духовые - флейты, саксофоны, кларнеты, триолы...; • ударно-клавишные - игрушечные рояли, пианино, металлофон; • струнные - балалайки, домры, скрипки, гитары... На перечисленных ударных инструментах дети вполне могут пытаться повторять ритмы. Можно предложить ребенку, аккомпанировать вам, когда вы будете петь простую песенку. Если малыш уже понял, что такое ритм, и умеет его отхлопывать ладошками, он, скорее всего, сможет воспроизвести его с помощью ударных инструментов: погремушки и бубна, барабана и металлофона. Использование ударно-клавишных и особенно струнных, конечно, сложнее, но и это получится после некоторой тренировки. Если в подобной игре участвует несколько детей или членов семьи, какой замечательный оркестр может получиться! Пальчиковые игры «Кулачки - ладошки» (Выполняется сидя за столом.) Повторяя с интервалом в 1-2 секунды «кулачки - ладошки», сжимаем, соответственно, кулачки (пальцы повернуты вниз, кисти ложатся на стол), а затем растопыриваем пальцы, переворачивая руки ладонями вверх, показываем ладошки (тыльные стороны ладоней ложатся на стол). «Камушек, солнышко, забор» (Выполняется сидя за столом.) Не спеша повторяя слова, меняем положение пальцев. Камушек (пальцы сжаты в кулачки, кисти ложатся на стол ладонями вниз). Солнышко (пальцы распрямляются, растопыриваются, ладошки ложатся на стол). Забор (ставим ладони на ребро, выпрямленные пальцы сжаты вместе, ладошки располагаются друг напротив друга). «Кисточка» (Выполняется сидя за столом.) Локти стоят на столе, пальцы развернуты от себя, подушечки пальцев сложены вместе, ладошки повернуты вниз. В такт стишку покачиваем запястьями вправо-влево. Мягкой кисточкой покрашу Стульчик, стол и кошку Машу. «Очки» (Выполняется сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.) Что стряслось у тети Вали? (Вопросительный жест: «Что?» Покачиваем из стороны в сторону раскрытыми ладошками, развернутыми вверх.) У нее очки пропали! (Складываем из указательных и больших пальцев «колечки», изображая очки, и прикладываем их к глазам.) «Капустка» (Выполняется сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.) Мы капустку режем, режем (в такт словам проводим одним указательным пальцем по другому), Мы морковку трем, трем (в такт словам проводим одной ладошкой по другой), Мы капустку солим, солим (имитируем движение, которое мы делаем, когда солим пищу щепотью), Мы капустку мнем, мнем (сжимаем и разжимаем пальцы, имитируя движение, которое мы используем при засолке капусты). «Большой палец» (Выполняется сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.) Четыре пальца рук сжаты в кулак, большие пальцы подняты вверх и совершают круговые движения по и против часовой стрелки. Покажи уменье другу, Покружись-ка ты по кругу. «Пальчик-мальчик» (Выполняется сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.) Кисти сложены ладошка к ладошке, если ребенок сидит за столом, то локти опираются о стол. В такт стишку поочередно сводим и разводим каждую пару пальчиков, как бы похлопываем ими друг о друга. Пальчик-мальчик, Где ТЫ был? (большие пальцы) С этим братцем В лес ХОДИЛ (указательные). С этим братцем Щи варил (средние). С этим братцем Кашу ел (безымянные). С этим братцем Песни пел (мизинцы). Еще один вариант тех же движений пальцами: Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - наш малыш! «Пальчики здороваются» (Выполняется сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.) Кончиками больших пальцев обеих рук поочередно касаемся указательных, средних, безымянных пальцев и мизинчиков. Кисти могут быть повернуты к себе и от себя. Лучше всего, если используются и тот и другой варианты. Я здороваюсь везде Дома и на улице. Даже «здравствуй!» говорю Я соседской курице. «Комарик» (Выполняется сидя за столом.) Сжать руки в кулачки, указательные пальчики вытянуть вперед, большие пальцы и мизинцы опираются на стол. Произнося вторую строчку, «переступаем» по столу средними и указательными пальцами. Не кусай, комарик злой, Я уже бегу домой. «Человечек» (Выполняется сидя за столом.) Указательные и средние пальцы в такт стишку «ходят» и «бегают» по столу. Вот большие ноги идут по дороге, А маленькие ножки бегут по дорожке. «Пальчики гуляют» (Выполняется сидя за столом.) В первое время возможен упрощенный вариант, когда все пальцы одновременно распрямляются и затем сгибаются. И. п.: пальцы сжаты в кулачки, руки лежат на столе ладошками вниз. Раз, два, три, четыре, пять (последовательно выпрямляем пальцы, растопыривая их на поверхности стола), Вышли пальчики гулять (приподнимаем и опускаем пальцы, как будто нажимаем на клавиши), Раз, два, три, четыре, пять, (последовательно сгибаем пальцы, сжимая их в кулачок), В домик спрятались опять (слегка пристукиваем по поверхности стола сжатыми кулачками). «Дом» (Сидя, стоя.) На поляне дом стоит. (Пальцы складываются в жест «дом».) Только путь к нему закрыт. (Ладони на себя, пальцы соприкасаются друг с другом.) На дверях висит замок. (Сплетаем пальцы в «замок».) Кто его открыть бы смог? (Держим пальцы в замке.) Мы замочком постучали (неразжимая пальцев постукиваем по столу), Постучали, постучали... Мы замочек покрутили (неразжимая пальцев, совершаем вращательные движения запястьями), Покрутили, покрутили... Мы замочек потянули... (Тянем кисти в разные стороны, но не разнимаем рук.) Потянули... и... открыли! (Разнимаем руки.) «Зайчик» (Сидя за столом.) Локти опираются на стол, указательные и средние пальцы выпрямляются вверх и разводятся в стороны, это заячьи ушки. В такт стишку предплечья и кисти поворачиваются на себя и от себя. Зайка серый скачет ловко. В лапке у него - морковка. «Колечко» (Сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.) Выйду на крылечко (большие и указательные пальцы образуют колечко), Вынесу колечко (остальные пальцы разводятся в стороны), Поиграй в колечко (предплечья и кисти поворачиваются на себя), Сидя на крылечке (и от себя, пальцы сохраняют прежнее положение). «Оркестр» (Стоя.) Имитируем игру на музыкальных инструментах. Можно использовать дополнительно жесты, обозначающие слова «кот», «зайка», «мишка». Кот играет на баяне - ля-ля-ля, ля-ля-ля, Зайка наш - на барабане - бам-бам, бам-бам-бам! Ну а мишка - на трубе - ду-ду-ду, ду-ду-ду, Поиграть спешит тебе - ду-ду-ду, ду-ду-ду! Как играет наш баян? - Ля-ля-ля, ля-ля-ля! Как грохочет барабан? - Бам-бам, бам-бам-бам! Как поет у нас труба? - Ду-ду-ду, ду-ду-ду! «Грабли» (Сидя за столом.) Листья падают в саду. (Кладем ладошки друг на друга на стол.) Я их граблями смету. (Четыре пальца изображают грабельки и «подметают» стол.) «Красные цветки» (Сидя, стоя.) Исходное положение - ладони повернуты к себе, все пальцы собраны в щепоть. Наши красные цветки Распускают лепестки (пальцы медленно раскрываются в стороны). Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет (кисти с «распущенными цветами» покачиваются на себя - от себя). Наши красные цветки Закрывают лепестки (пальцы медленно собираются в щепоть, принимая исходное положение). Головой качают, Тихо засыпают... (кисти медленно поворачиваются от себя, и «цветы» медленно опускают головки вниз). «Мы по полю шли» (Сидя за столом, сидя на стульчике, стоя.) Мы по полю шли (имитируем ходьбу; в варианте стоя - переступаем ногами, в варианте сидя - «идем» пальцами) И два камушка нашли (пристукиваем кулачком о кулачок). Угадай, где какой (отведенными большими пальцами поочередно прикасаемся к кулачкам; ладошки смотрят вниз), И ладошки открой! (разворачиваем кисти вверх и открываем ладошки) Заключение Основная трудность, с которой могут столкнуться родители -это нежелание ребенка заниматься. Рецепт здесь только один: ИГРАЙТЕ! Еще раз стоит подчеркнуть, что редкий малыш согласится сидеть на месте и выполнять упражнения или впитывать новые знания. И это - естественно! Именно поэтому все задания, которые мы предлагаем в этой книге, называются игра-упражнение или игровое упражнение. Возможно, в первое время вам удастся проводить только одну игру, которая займет минут пять. Не опускайте рук, постарайтесь заниматься регулярно, а новые игры вводить постепенно, понемногу. Обращайте внимание на то, сколько времени ваш малыш сохраняет внимание на том, что ему предлагают делать, не переутомляйте его! Обязательно поддерживайте любые попытки малыша откликнуться на ваше предложение и поучаствовать в играх! Не бойтесь экспериментировать. Вполне можно адаптировать материал для игры, если вы видите, что ребенку что-то пока не удается разбить какое-то задание на отдельные части, а потом соединить их вместе. Главное, чтобы и вам, и вашему ребенку было интересно. Кто знает, возможно, вы внесете свой творческий вклад в будущие занятия логоритмикой с детьми с синдромом Дауна! Мы искренне желаем вам успеха! Литература Бутакова Л. Г. Занятия ритмикой и логопедической ритмикой в детском саду и вспомогательной школе. - М., 1994. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. - СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 1999. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. -Екатеринбург, 1998. Конторович М. М., Михайлова Л. И. Подвижные игры в детском саду. - М., 1961. Краузе Е. Логопедия. Учитель и ученик. - СПб.: Корона-принт, 2002. Кузнецова Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Изд-во ГНОМ и Д., 2002. Лопухина И. С. Ритм, речь, движение. - СПб.: Дельта, 1997. Методика музыкального воспитания в детском саду / под ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1976. Музыка и движение / сост. С. И. Бекина и др. - М.: Просвещение, 1981. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. -Н.-Новгород: Изд-во «Флокса», 1995. Содержание Что такое логопедическая ритмика.............................................. 3 Немного о методах обучения на занятиях логоритмикой................................................... 7 Двигательная сфера............................................................ 10 Тренировка артикуляционного аппарата........................... 11 Развитие внимания и памяти.............................................. 11 Развитие слуховых функций.............................................. 12 Развитие речи...................................................................... 13 Структура и содержание логоритмических занятий для детей с синдромом Дауна............................................ 13
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.104.17 (0.008 с.) |