Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «История и теория государства и права»

Поиск

Кафедра «История и теория государства и права»

М.Л. Галас

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

 

рабочая программа дисциплины

для подготовки магистров, обучающихся по направлению 40.04.01 «Юриспруденция»

 

 

Москва

УДК 340.1 (073)    
ББК67.1    
Г 15    

Рецензенты: В.Е. Рубаник, профессор кафедры «Теория и история государства и права» Юридического факультета Финансового университета, доктор юридических наук.

 

Галас М.Л.

Сравнительное правоведение. Рабочая программа подготовки магистров, обучающихся по направлению 40.04.01 «Юриспруденция». – М.: РГГУ, кафедра «История и теория государства и права», 2016 – 27 с.

В рабочей программе дисциплины «Сравнительное правоведение» определены цели, место в структуре ООП, требования к результатам ее освоения, объем и виды учебной работы, содержание дисциплины, учебно-методическое и информационное обеспечение.

 

 

Учебное издание

Галас Марина Леонидовна

Сравнительное правоведение

Рабочая программа дисциплины

Компьютерный набор, верстка: Галас М.Л.

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. 1,2 Изд. № _______. Тираж 26 экз.

Отпечатано в Финансовом университете

 

 

© Марина Леонидовна Галас, 2016

 

Содержание

 

1. Цели дисциплины………………………………………………………3

2. Место дисциплины в структуре ООП………………………………...3

3. Требования к результатам освоения дисциплины…………………...7

4. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………....7

5. Содержание дисциплины………………………………………………7

5.1. Содержание разделов дисциплины…………………………….7

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами………..18

5.3. Разделы и темы дисциплины, виды учебных занятий

(учебно-тематический план)……………………………………19

6. Практические и семинарские занятия………………………………...20

7. Самостоятельная работа……………………………………………….21

8. Система оценивания…………………………………………………...21

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины…………………………………………………………….22

 

 

1. Цели дисциплины:

формирование знаний студентов о закономерностях развития правовых явлений и институтов на основе компаративистского изучения правовых систем современных государств.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

«Сравнительное правоведение» является учебной дисциплиной входит в базовую часть профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» (магистратура).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенции студента:

знать:

- нормативные источники правовых систем России и зарубежных государств;

- структуру правовых систем в прошлом и настоящем;

- основы юридической техники;

- категориальный и понятийный аппарат юриспруденции.

 

уметь:

- самостоятельно определить исследовательскую проблему в процессе работы с теоретическими источниками, нормативными, правоприменительными материалами;

- анализировать полученные результаты исследований;

- находить закономерности генезиса правовых систем;

- моделировать процесс эволюции правовых сообществ мира

- выявлять сферы корреляции правовых семей в условиях глобализации.

 

Изучение дисциплины «Сравнительное правоведение» коррелируется со знаниями и компетенциями, полученными студентами в процессе изучения дисциплин: «Философия права», «Правотворчество», «Актуальные проблемы права».

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами профессионального цикла ООП дисциплина «Сравнительное правоведение» обеспечивает инструментарий формирования следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

 

№ п/п Код Компетенция Формы и методы обучения
1. ОК-1 способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания семинарские занятия, групповые дискуссии
2. ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста семинарские занятия, групповые дискуссии
3. ОК-3 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень лекции, групповые дискуссии
4.   ОК-5   способность обладать компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом опрос, семинарские занятия, групповые дискуссии
5. ПК-1 способность разрабатывать нормативные правовые акты   семинарские занятия, групповые дискуссии
6. ПК-2 способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности лекции, семинарские занятия, групповые дискуссии
7.   ПК-7   способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты лекции, семинарские занятия
8. ПК-11 способность квалифицированно проводить научные исследования в области права лекции, семинарские занятия, групповые дискуссии

 

В результате изучения учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» студент должен:

знать:

- понятийный и категориальный аппарат, выработанный сравнительным правоведением; особенности правовых систем современных государств; специфику реализации норм права различной отраслевой и национальной принадлежности.

уметь:

- градировать основные этапы становления и развития сравнительного правоведения;

- определять механизмы взаимодействия сравнительного правоведения и социологии права, сравнительного правоведения и философии права, сравнительного правоведения и истории права;

- осознавать практическую значимость сравнительного правоведения для развития отечественной науки, для правотворческой и правоприменительной деятельности;

- выявлять современные проблемы и тенденции развития сравнительного правоведения.

владеть:

- навыками сравнения нормативных основ правовых систем зарубежных государств;

- доктринальными источниками по сравнительному правоведению;

- комплексом общенаучных и специальных методов изучения истории формирования юридической науки, основ российской, зарубежных правовых систем;

- методологией изучения международного права.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы.

Вид промежуточной аттестации – зачет.

Форма текущего контроля – контрольная работа.

 

Вид учебной работы Часы всего  
 
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинары и практические занятия    
Самостоятельная работа    
В модуле    

 

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Сравнительное правоведение, как наука и учебная дисциплина.

Предмет сравнительного правоведения. Функции сравнительного правоведения.

Методология сравнительно-правовых исследований и ее структура.

Концептуальные подходы и основные принципы компаративистики. Юридическая компаративистика в системе юридических наук.

Анализ основных уровней компаративно-правовой оценки правовых систем. Инструментарии сравнительного изучения правовых систем.

Комплексные и монистические модули классификации правовых

Сравнительное правоведение как учебная дисциплина.

Тема 2. История формирования сравнительного правоведения и его развитие.

Периодизация развития сравнительного правоведения.

Генезис частного и публичного права в государствах романно-германского юридического мира.

Common law и Lаw of Equity – основные элементы структуризации англо-саксонской правовой системы.

Специфика исламского правового мира: «право личного статуса» и «право властных норм».

Эволюция идей сравнительного правоведения в Х1Х – начале ХХ вв. Компаративистский анализ социалистического права. Сравнительно-правовое изучение правовых систем постсоветского пространства.

Основные тенденции развития компаративистики в ХХI в.

Система оценивания

Оценка успеваемости осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельной работы. Основными формами оценивания знаний являются:

· обсуждение вынесенных в планы семинарских занятий вопросов тем и контрольных вопросов;

· решение тестов и их обсуждение;

· решение кейсов и их обсуждение;

· выступление с презентациями.

· контрольная работа.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.

Оценка знаний студентов осуществляется в баллах с учетом:

· оценки за работу в модуле (оценки за участие в дискуссиях на семинарских занятиях, тестирование и др.);

· оценки итоговых знаний в ходе зачета.

№ п/п Вид отчетности Баллы
  Работа в модуле (семестре)  
  Зачет  
  Итого:  

 

Оценка знаний студентов осуществляется по 100-балльной шкале в соответствии с критериями Финансового Университета и реализуются следующим образом:

Требования к результатам освоения Дисциплины Оценка или зачет
Глубокое усвоение программного материала, а именно: процессы формирования и развития идей сравнительного правоведения; объект, предмет, источники и принципы сравнительного правоведения; место и роль сравнительного правоведения в обществе, в том числе, в системе юридического образования; взаимосвязь и взаимодействие международного и внутригосударственного права; классификация правовых систем. Уметь применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права; применять полученные знания для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы. Владеть методикой самостоятельного изучения и анализа политико-правовых доктрин, исторического процесса становления и развития политико-правовой идеологии, юридической науки, международного права и национальных правовых систем. зачтено
Незнание значительной части программного материала, неумение сформулировать правильные ответы на вопросы к зачету, невыполнение практических заданий. незачтено

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература:

а) основная:

1. Захарова М.В. Сравнительное правоведение: вопросы теории и практики: Монография / М.В. Захарова. — М.: Проспект, 2014.

2. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение: Учебник / М.Н. Марченко; МГУ им. М.В. Ломоносова.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2014.

 

б) дополнительная:

1. Алексеева Т.А. Сравнительно-правовой подход и его инструменты в исследованиях юридических аспектов БРИКС: труды Лаборатории сравнительно-правовых исследований / Нац. исслед. ун-т "Высш. шк. экономики", Санкт-Петербургский фил., Лаб. сравнительно-правовых исслед; Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического ун-та, 2013 - 215 с.

2. Ангрисано У.Х. Добровольная (бесспорная) юрисдикция в России и за рубежом (Восточная и Западная Европа, Латинская Америка, Китай). / Под ред. В. В. Аргунова. Москва: Статут, 2014 – 350 с.

3. Артемов В.Ю. Сравнительное правоведение. Национальные правовые системы /Под ред. В. И. Лафитского; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Т. 3 Правовые системы Азии. 2013 – 702 с.

4. Власов В.И. Сравнительное правоведение: учебное пособие к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы ВПО по специальности и направлению подготовки "Юриспруденция". Москва: КноРус, 2014 – 249 с.

5. ЗахароваМ.В.Сравнительное правоведение: вопросы теории и практики: монография. М.: Проспект, 2014.

6. Кох Х. Международное частное право и сравнительное правоведение: Пер. с нем. — М.: Международные отношения, 2001.

7. Лафитский В.И. Прозрачность юридических лиц и образований: пути снижения рисков отмывания денег и финансирования терроризма: (сравнительно-правовое исследование): монография. М.: Москва: МУМЦФМ, 2014.

8. Лебедев В.М. Правосудие в современном мире: [монография]. /Под. ред. В. М. Лебедева, Т. Я. Хабриевой; Верховный суд Российской Федерации, Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Норма, 2014: ИНФРА-М.719 с.

9. Малиновский А.А. Сравнительное уголовное право: учебник / А. А. Малиновский; Московский гос. ин-т (ун-т) междунар. отношений МИД России Москва: Юрлитинформ, 2014 – 588 с.

10. Малько А.В. Сравнительное правоведение: Краткий учебник. Методические рекомендации / ЭБС ZNANIUM.— ZNANIUM.COM.— М.: Изд-во «НОРМА», 2008.

11. Оксамытный В.В. Юридическая компаративистика: учебный курс для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция". Москва: ЮНИТИ, 2015 - 431 с.

12. Simpser Albert Why governments and parties manipulate elections: theory, practice, and implications / Cambridge [etc.]: Cambridge university press, 2013. - xix, 282, [1] p.

13. Сравнительное правоведение в условиях интеграции: материалы Международного конгресса сравнительного правоведения (Москва, 3 декабря 2012 год) / Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; отв. ред.: Ю. А. Тихомиров, В. И. Лафитский. Москва: ИНФРА-М, 2013 - 238 с.

14. Сравнительно-правовые аспекты правоотношений гражданского оборота в современном мире: сборник статей Международной научно-практической конференции памяти профессора В. К. Пучинского, 18 октября 2013 г. / Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Российский ун-т дружбы народов, Ин-т повышения квалификации и переподгот. кадров РУДН Москва: Российский ун-т дружбы народов, 2013 – 355 с.

15. Сравнительное правоведение. Национальные правовые системы / Под ред. В. И. Лафитского; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Т. 2 Правовые системы Западной Европы. 2012 – 766 с.

16. Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. Москва: Статут, 2014 – 454 с.

17. The Oxford handbook of comparative constitutional law / ed. by Michel Rosenfeld a. András Sajó Oxford: Oxford univ. press, 2013 - XIX, 1396 p.

18. Чиркин В.Е. Основы сравнительного правоведения: учебное пособие для магистрантов / Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ун-т Москва: Изд-во Московского психолого-социального ун-та; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2014 - 386 с.

19. Цвайгер К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права [Электронный ресурс]: [в 2 т.] / К. Цвайгерт, Х. Кетц; [пер. с нем. Ю. М. Юмашева]. - Электрон. текстовые дан. - М.: Междунар. отношения, 1998. - Электрон. Т. 2: Договор. Неосновательное обогащение. Деликт. - 1998. - 510, [2] с.URL: http://refdb.ru/look/3785328-pall.html

 

Интернет-ресурсы:

1. Британский институт международного и сравнительного права// URL: www.biicl.org (Великобритания).

2. Журнал «Международные процессы»». [Электронный ресурс]. // URL www.intertrends.ru.

3. Журнал «Россия в глобальной стратегии». [Электронный ресурс]. // URL: www.globalaffairs.ru.

4. Институт глобального права// URL: www.ac.uk/laws/global_law/index.shtml(Великобритания)

5. Институт государства и права Российской академии наук// URL: www.igpan.ru/rus(Российская Федерация)

6. Институт европейского и сравнительного права Оксфордского университета// URL: www.iecl.ox.ac.uk (Великобритания)

7. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации // URL: www.izak.ru (Российская Федерация)

8. Институт зарубежного и международного уголовного права// URL: www.iuscrim.mpg.de (ФРГ)

9. Институт зарубежного публичного права и международного права// URL: www.mpiv-hd.mpg.de (ФРГ).

10. Институт зарубежного и международного социального права// URL: www.mpisoc.de (ФРГ).

11. Концепция внешней политики Российской Федерации (12 февраля 2013 г.). / Информационно-правовой портал Гарант.// URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70218094/.

12. Официальный сайт Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сообщества (АТЭС) // URL: http://www.apec.org/.

13. Официальный сайт Делового Совета Шанхайской организации сотрудничества. // URL: /http://www.bc-sco.org/?level=4&lng=ru.

14. Официальный сайт Европейского Союза. // URL: http://europa.eu/index_en.htm.

15. Официальный сайт Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО РАН). // URL: http://ir.russiancouncil.ru/organisations/imemo_ran/.

16. Официальный сайт Института США и Канады Российской Академии Наук (РАН). // URL: www.iskran.ru.

17. Официальный сайт Исполкома Содружества Независимых государств. // URL: http://cis.minsk.by/.

18. Официальный сайт НАТО (Организации Североатлантического договора). // URL: http://www.nato.int/cps/en/natolive/index.htm.

19. Официальный сайт Организации Договора о коллективной безопасности. // URL: http://www.odkb-csto.org/.

20. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. // URL: http://www.un.org.

21. Официальный сайт Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. // URL: / http://www.osce.org/.

22. Официальный сайт Российского совета по международным делам. // URL: http://russiancouncil.ru/about-us/rsmd/.

23. Сервер органов государственной власти Российской Федерации. // URL: / http://www.gov.ru/.

24. Справочная правовая система «Консультант Плюс». // URL: / http://www.consultant.ru//.

Кафедра «История и теория государства и права»

М.Л. Галас

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

 

рабочая программа дисциплины

для подготовки магистров, обучающихся по направлению 40.04.01 «Юриспруденция»

 

 

Москва

УДК 340.1 (073)    
ББК67.1    
Г 15    

Рецензенты: В.Е. Рубаник, профессор кафедры «Теория и история государства и права» Юридического факультета Финансового университета, доктор юридических наук.

 

Галас М.Л.

Сравнительное правоведение. Рабочая программа подготовки магистров, обучающихся по направлению 40.04.01 «Юриспруденция». – М.: РГГУ, кафедра «История и теория государства и права», 2016 – 27 с.

В рабочей программе дисциплины «Сравнительное правоведение» определены цели, место в структуре ООП, требования к результатам ее освоения, объем и виды учебной работы, содержание дисциплины, учебно-методическое и информационное обеспечение.

 

 

Учебное издание

Галас Марина Леонидовна

Сравнительное правоведение

Рабочая программа дисциплины

Компьютерный набор, верстка: Галас М.Л.

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. 1,2 Изд. № _______. Тираж 26 экз.

Отпечатано в Финансовом университете

 

 

© Марина Леонидовна Галас, 2016

 

Содержание

 

1. Цели дисциплины………………………………………………………3

2. Место дисциплины в структуре ООП………………………………...3

3. Требования к результатам освоения дисциплины…………………...7

4. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………....7

5. Содержание дисциплины………………………………………………7

5.1. Содержание разделов дисциплины…………………………….7

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами………..18

5.3. Разделы и темы дисциплины, виды учебных занятий

(учебно-тематический план)……………………………………19

6. Практические и семинарские занятия………………………………...20

7. Самостоятельная работа……………………………………………….21

8. Система оценивания…………………………………………………...21

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины…………………………………………………………….22

 

 

1. Цели дисциплины:

формирование знаний студентов о закономерностях развития правовых явлений и институтов на основе компаративистского изучения правовых систем современных государств.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

«Сравнительное правоведение» является учебной дисциплиной входит в базовую часть профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» (магистратура).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенции студента:

знать:

- нормативные источники правовых систем России и зарубежных государств;

- структуру правовых систем в прошлом и настоящем;

- основы юридической техники;

- категориальный и понятийный аппарат юриспруденции.

 

уметь:

- самостоятельно определить исследовательскую проблему в процессе работы с теоретическими источниками, нормативными, правоприменительными материалами;

- анализировать полученные результаты исследований;

- находить закономерности генезиса правовых систем;

- моделировать процесс эволюции правовых сообществ мира

- выявлять сферы корреляции правовых семей в условиях глобализации.

 

Изучение дисциплины «Сравнительное правоведение» коррелируется со знаниями и компетенциями, полученными студентами в процессе изучения дисциплин: «Философия права», «Правотворчество», «Актуальные проблемы права».

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами профессионального цикла ООП дисциплина «Сравнительное правоведение» обеспечивает инструментарий формирования следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

 

№ п/п Код Компетенция Формы и методы обучения
1. ОК-1 способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания семинарские занятия, групповые дискуссии
2. ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста семинарские занятия, групповые дискуссии
3. ОК-3 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень лекции, групповые дискуссии
4.   ОК-5   способность обладать компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом опрос, семинарские занятия, групповые дискуссии
5. ПК-1 способность разрабатывать нормативные правовые акты   семинарские занятия, групповые дискуссии
6. ПК-2 способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности лекции, семинарские занятия, групповые дискуссии
7.   ПК-7   способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты лекции, семинарские занятия
8. ПК-11 способность квалифицированно проводить научные исследования в области права лекции, семинарские занятия, групповые дискуссии

 

В результате изучения учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» студент должен:

знать:

- понятийный и категориальный аппарат, выработанный сравнительным правоведением; особенности правовых систем современных государств; специфику реализации норм права различной отраслевой и национальной принадлежности.

уметь:

- градировать основные этапы становления и развития сравнительного правоведения;

- определять механизмы взаимодействия сравнительного правоведения и социологии права, сравнительного правоведения и философии права, сравнительного правоведения и истории права;

- осознавать практическую значимость сравнительного правоведения для развития отечественной науки, для правотворческой и правоприменительной деятельности;

- выявлять современные проблемы и тенденции развития сравнительного правоведения.

владеть:

- навыками сравнения нормативных основ правовых систем зарубежных государств;

- доктринальными источниками по сравнительному правоведению;

- комплексом общенаучных и специальных методов изучения истории формирования юридической науки, основ российской, зарубежных правовых систем;

- методологией изучения международного права.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы.

Вид промежуточной аттестации – зачет.

Форма текущего контроля – контрольная работа.

 

Вид учебной работы Часы всего  
 
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинары и практические занятия    
Самостоятельная работа    
В модуле    

 

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Сравнительное правоведение, как наука и учебная дисциплина.

Предмет сравнительного правоведения. Функции сравнительного правоведения.

Методология сравнительно-правовых исследований и ее структура.

Концептуальные подходы и основные принципы компаративистики. Юридическая компаративистика в системе юридических наук.

Анализ основных уровней компаративно-правовой оценки правовых систем. Инструментарии сравнительного изучения правовых систем.

Комплексные и монистические модули классификации правовых

Сравнительное правоведение как учебная дисциплина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.100 (0.009 с.)