Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История развития стандартизации в России
Первые сведения о промышленной стандартизации в России относятся к 1555 г., к временам Ивана Грозного, когда были введены калибры-кружала для измерения пушечных ядер; при строительстве Покровского собора (Храма Василия Блаженного) русские мастера Барма и Постник использовали кирпичи стандартных размеров. В начале XVIII века по указанию Петра I была построена серия судов с якорями, вооружением и снаряжением одинаковых размеров. В металлообрабатывающей промышленности впервые в мире взаимозаменяемое производство было осуществлено во 2-й половине XVIII века при массовом производстве ружей на Тульском, а затем на Ижорском оружейных заводах. Развитие промышленности и транспорта в России привело к расширению работ по стандартизации. В 1860 г. был установлен единый размер железнодорожной колеи (1524 мм) и утверждены габаритные нормы приближения строений и подвижного состава. В 1889 г. – единые технические условия на проектирование и сооружение железных дорог, а в 1898 г. единые технические требования к поставке основных материалов и изделий для нужд ж/д транспорта. В 1899 г. был выпущен единый сортамент профилей прокатной стали. В области строительства в России с 1-й половины XIX века издавалось «Урочное положение», содержащее в основном нормы расхода рабочего времени и материальных затрат на отдельные виды работ; в 1857 г. был введен «Строительный устав», который включал организационно-административные положения по строительству, а также нормативные требования к строительному проектированию. Эти документы явились прообразом действующих в настоящее время СНиПов. Интенсивное развитие стандартизации, взаимозаменяемости и метрологии в нашей стране началось после Великой Октябрьской Социалистической революции. В 1918 г. декретом Совнаркома РСФСР была введена Международная метрическая десятичная система мер и весов. Этот декрет положил основу развития работ по стандартизации в области измерительной техники и приборостроения. В 1924 г. приказом Председателя ВСНХ СССР Ф.Э.Дзержинского был создан первый постоянный центр в промышленности «Бюро промышленной стандартизации Главного экономического управления ВСНХ СССР», а в 1925 г. – Комитет по стандартизации при СТО. В те же годы в стране были разработаны государственные (общесоюзные) стандарты (ОСТы). Первым общесоюзным стандартом, утвержденным в 1926 г., явился ОСТ1-26 «Пшеница. Селекционные сорта. Номенклатура». В это же время были утверждены стандарты на новый сортамент стального проката, что позволило сократить число типоразмеров профилей в 6 раз, а также стандарты на метрическую и дюймовую резьбы, на допуски и посадки, что позволило наладить серийное производство стандартных общемашиностроительных деталей. Эти стандарты стали основой для овладения методами передовых зарубежных фирм, таких как Форд, Тейлор, по контролю качества продукции на основе системы допусков и посадок. В 1940 г. введены категории государственных стандартов (ГОСТов), обязательных к применению во всех отраслях народного хозяйства, отраслевых стандартов (ОСТов), обязательных к применению на всех предприятиях данной отрасли. В 1954 г. был создан Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при СМ СССР, в дальнейшем переименованный в Государственный комитет СССР по стандартам, а после распада СССР в Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Выдающимся событием в истории стандартизации явилось принятие в 1993 г. Закона РФ «О стандартизации», который определил меры государственной зашиты интересов потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. С введением этого Закона был осуществлен переход от всеобщей обязательности стандартов, установленной законодательством СССР, к стандартам, содержащим как обязательные, так и рекомендуемые требования. Эта тенденция получила продолжение через 10 лет: в 2003 г. начался переход к полностью добровольным стандартам [3]. 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который отменил действие закона «О стандартизации». В данном ФЗ стандартизации посвящена третья глава (статьи 11-17). Принятие Закона положило начало реорганизации системы стандартизации, которая необходима для вступления России в ВТО и устранения технических барьеров в торговле [1]. Закон предусматривает создание двухуровневой структуры нормативно-правовых документов: верхняя ступень – технический регламент, обязательный для применения, нижняя ступень – гармонизированные с техническими регламентами добровольные для применения стандарты, содержащие требования к качеству. Согласно определенным законом срокам реформирование системы технического регулирования в РФ должно быть завершено к 2010 г. С принятием ФЗ «О техническом регулировании» Госстандарт России заменил Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, функции которого выполняет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Действие настоящего ФЗ не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.
Цели стандартизации Стандартизация осуществляется в целях [4]: - повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; - повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - обеспечения научно-технического прогресса; - повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг; - рационального использования ресурсов; - технической и информационной совместимости; - сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; - взаимозаменяемости продукции.
Задачи стандартизации Основными задачами стандартизации являются [4]: - обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями; - установление требований к качеству продукции с учетом её безопасности; - установление метрологических правил и норм, требований по совместимости, взаимозаменяемости, требований к технологическим процессам, нормативно-техническое обеспечение контроля, испытаний, оценки качества продукции; - обеспечение вопросов стандартизации по всем стадиям жизненного цикла продукции; - совершенствование системы информационного обеспечения в области стандартизации.
Принципы стандартизации Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами [4]: - добровольного применения стандартов; - максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; - применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения; - недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации, указанных в статье 11 ФЗ «О техническом регулировании»; - недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; - обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.229 (0.007 с.) |