Самарский театр юного зрителя «СамАрт» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самарский театр юного зрителя «СамАрт»



Адрес: ул. Льва Толстого, 109, тел.: 333-21-69, 333-21-68, 332-10-92

Директор – Соколов Сергей Филлипович

Театр был образован в 1930 году как областной театр для юношества. В декабре этого же года состоялась премьера первого спектакля Самарского краевого театра юного зрителя «Аул Гидже» по пьесе Н.Шестакова в постановке молодого режиссера Б.Н.Смирнова, ставшего первым художественным руководителем театра. Пьеса про установление советской власти в одном из глухих аулов Туркестана имела у пионеров и комсомольцев Самары успех. Своего помещения театр не имел и нашел приют в клубе им. Масленникова (бывший ресторан «Аквариум») на Самарской улице. В 1932 году труппа ТЮЗа расширилась до 19 человек, был создан собственный оркестр. В 1932 году в Самарский ТЮЗ влилось пополнение: состоялся первый выпуск студентов Средне-волжского краевого театрального техникума. Работать в труппу приехали несколько артистов из Москвы. Через два года театр покинул Cмирнов, его заменил приехавший из Грузии режиссер Андронников. Так началась чехарда художественных руководителей ТЮЗа, сыгравшая свою отрицательную роль в судьбе театра.

В 1937 году в связи с образованием Куйбышевской области театр обрел название Куйбышевского областного театра юного зрителя.

Репертуар ТЮЗа в предвоенные годы составляли такие спектакли, как «Ревизор», «Ромео и Джульетта», «Хижина дяди Тома», «Сережа Стрельцов» В. Любимовой, «Улица радости» Н. Зархи, «Золотой ключик» и «Аленький цветочек» по сказкам А.Н. Толстого и С.Т. Аксакова. Сезон 1937-го отмечен важным событием - ТЮЗ был передан Куйбышевскому областному управлению по делам искусств и занял, наконец, подобающее место среди профессиональных театральных коллективов. Сменилось еще три худрука, и театр возглавил новый человек - Александр Кормилов, приехавший в Куйбышев из Курска. В 1940 году Куйбышевский ТЮЗ с успехом участвовал во Всесоюзном смотре театров юного зрителя. Последним предвоенным художественным руководителем ТЮЗа стал заслуженный деятель искусств Узбекской ССР Марк Маламуд.

1941 год стал роковым не только в истории страны, но и в истории театра; его закрыли. Имущество под расписку было передано другим театрам, актеров распределили в Куйбышевский и Ульяновский театры драмы.

Вопрос о возобновлении работы ТЮЗа поднимался общественностью города еще в 1942 году. Но это стало возможным только через год. 1 июня 1943 года стал днем второго рождения театра. Зрителям были показаны спектакли «На заре туманной юности» и «Сказка о Красной Шапочке и Сером Волке», поставленные Н.Абалкиным. В городе в то военное время не хватало топлива, и публика сидела в зале в шубах, шапках и рукавицах. Жизнь ТЮЗа продолжалась. Новые руководители театра ставили спектакли, становившиеся событием: «Король Лир», «Чудесный клад», «РВС» А.Гайдара, «Как закалялась сталь», «Жестокость» по произведению П.Нилина, «Зоя» М.Алигер, «Итальянская трагедия» по роману Э.Л.Войнич «Овод». За 40 послевоенных лет в роли главных режиссеров побывали В.Молдавский, М.Островидов, Н.Генцлер, Я.Лобач, В.Станкевич, В.Муравец, А.Хайкин, Л.Шварц, Е.Фридман, А. Дрознин, А.Болотов и др.

В 1971 г. после реконструкции на улице Самарской, 95 открылся театр юного зрителя. К середине 80-х годов Куйбышевский ТЮЗ оказался в сложном положении. Продолжалась чехарда с главными режиссерами, люди приходили и уходили из «непрестижного» театра, не видя перед собой перспективы. Само здание театра на Самарской улице пришло практически в аварийное состояние. На одном из заседаний правления Куйбышевского отделения Союза театральных деятелей был даже поставлен вопрос об очередном закрытии ТЮЗа и присоединении его в качестве молодежной студии к академическому театру драмы.

В 1990 г. коллектив театра во главе с директором С.Соколовым обратились к руководству областного управления культуры с просьбой предоставить театру здание кинотеатра «Тимуровец» на ул. Льва Толстого. На выделенные средства в течение полутора лет «Тимуровец» был перестроен и театр открылся в этом помещении с новым репертуаром и под новым именем - «СамАрт», что можно расшифровать и как «самарский артист», и как «самарское искусство». Зрители тепло приняли новые спектакли «Дракон», «Сотворившие чудо», «Клоп». За последние полтора десятилетия жизни театра удалось сделать очень много. В труппу были приглашены совсем молодые актеры - Ольга Агапова, Маргарита Шилова, Александр Марушев, Игорь Рудаков, Дмитрий Добряков, Эдуард Терехов, ставший самым молодым заслуженным артистом России в Самаре. Вместе с ними работали уже опытные мастера - Алексей Симкович, Игорь Данюшин, Юрий Долгих и другие. Позднее вошла в труппу актриса драмы Елена Туринская. С театром согласились сотрудничать такие замечательные мастера драматической сцены, как Любовь Альбицкая и Николай Михеев, в репертуаре появился спектакль «Поминальная молитва», сыгравший революционную роль в биографии театра. Он собирал звездный состав исполнителей, в числе которых были и Александр Абдулов, и Владимир Стеклов, дружба с которым длилась в течение многих лет. А в 1993 году у театра установились тесные творческие контакты с выдающимся режиссером Адольфом Шапиро и с Международной ассоциацией детских театров АССИТЕЖ. Родилась идея фестиваля, получившего впоследствии всероссийский статус и название «Золотая репка». Театр прорубил «окно в Европу», побывал на гастролях в Англии, на Кубе, в Японии.

Вместе с реконструированным, приспособленным для спектаклей зданием, театр приобрел и новое качество, он стал театром для всех, оставаясь в то же время и ТЮЗом. Была поставлена более высокая планка в творчестве, и это было определенное испытание на прочность. Время показало, что «СамАрт» это испытание выдержал. В те годы появились такие спектакли, как «Ромео и Джульетта» в постановке Анатолия Болотова, «Гамлет», который поставил специально приглашенный из Англии режиссер Алесдер Рамсей, «Клопус нормалис» по мотивам пьесы В.Маяковского «Клоп», «Биение сердца», постановку которого осуществил голландец Рул Твейнстр. Все они вызвали немалый интерес у самарской театральной публики, имели зрительский успех.

В 1996 году театр пережил еще одну реконструкцию и сцены, и зрительного зала. Специально для театра московским художником Юрием Хариковым была придумана и разработана сцена – блуждающая звезда, которая может расположиться в любом месте и иметь любую конфигурацию. С помощью пронизавших все стены анкерных устройств, к которым крепятся торсы, - легко в считанные минуты перевесить занавес, соорудить «карман» или «кабинет». Осветительная техника – пульт управления с компьютером – заставляет каждый прожектор светить в строго определенное место и время.

После годичного перерыв 28 апреля 1997 года «СамАрт» представил зрителю новый спектакль «Бумбараш» (по ранним произведениям А. Гайдара). Творцами его стали художественный руководитель театра, народный артист Латвийской ССР Адольф Яковлевич Шапиро, композитор В.Дашкевич, поэт Ю.Михайлов (Юлий Ким), балетмейстер М.Кисляров, сценограф Ю.Хариков. Союз театральных деятелей России выдвинул «Бумбараш» на соискание самой престижной национальной театральной премии «Золотая маска».

Театр продолжает динамично развиваться, выпускаются спектакли, которые становятся событиями культурной жизни города. Поставленная Шапиро «Мамаша Кураж» также была отмечена «Золотой маской». Труппа театра пополняется за счет выпускников театральной студии. Сегодня многие из них - Алексей Меженный, Татьяна Михайлова, Оксана Штанина, Сергей Макаров, Вероника Львова - стали ведущими актерами.

В 2003 г. утвержден проект реконструкции театра. При непосредственной поддержке губернатора, министра культуры и молодежной политики в городе по существу строится новый театр. Уже завершена первая очередь строительства. Это пятиэтажный пристрой, в котором разместился жилой комплекс, гримуборные, цеха и складские помещения, репетиционные залы, кафе, каминный зал. Вторая очередь будет завершена в 2009 г., у театра появится новая трансформируемая по множеству параметров сцена-студия на 500 мест. Третью очередь – пристрой с вестибюлем и подземным паркингом и реконструкцию старой части здания – планируют завершить в 2012 г.

За прошедшие годы в театре было поставлено более 500 спектаклей по произведениям русской и зарубежной классики, современной драматургии, некоторые из которых получили высшие награды на всероссийских и международных театральных фестивалях. Труппа «СамАрта» на редкость талантлива, музыкальна, пластична. В ней много ярких индивидуальностей, отмеченных на областных конкурсах: Юрий Долгих, Ольга Агапова, Маргарита Шилова, Роза Хайруллина, Сергей Захаров, Алексей Симкович и др.

Публикации о театре в целом

  1. Кожин Б. Тюзный двор // Кожин Б. Рассказывает Борис Кожин / Б.Кожин.- Самара: Самар. Дом печати, 2007.- С.531-536
  2. Табачников С. Самарский театр юного зрителя / С. Табачников // Автографы: Культура и искусство Самарской области.- Самара: Ника, 1998.- С.92-96
  3. Театры // Самара. Культура провинции: илл. очерки о городе и крае / под ред. В.П.Скобелева.- Самара: IBT International, 1995.- С.140-141
  4. Табачников С. Путь в высшее общество: док. повествование о «СамАрте», Самар. театре юного зрителя / С.Табачников.- Самара: Самар. отделение Лит. Фонда России, 2000.- 128с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.007 с.)