Завершение сражения и кровопролития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Завершение сражения и кровопролития



 

Люди, придерживавшиеся искренних намерений, опасались, что в результате всех этих событий мусульмане уничтожат друг друга, хотели спасти их и добивались прекращения сражения. Об этом долго размышлял ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, и в конечном итоге ему в голову пришла мысль о третейском суде. Он поделился своими соображениями с Му‘авийей, который был весьма рад этому предложению. После этого его воины прикрепили свитки Корана к копьям и подняли их. Воины ‘Али перестали сражаться с ними, и бой прекратился,


когда же было вынесено решение третейского суда[49], все воины вернулись к себе домой.

 

ГИБЕЛЬ ‘АЛИ, да будет доволен им Аллах

‘Али, да будет доволен им Аллах, умер 17-го рамадана 40 г. х./661 г., получив смертельную рану, которую нанёс ему один из хариджитов[50] по имени ‘Абд ар-Рахман бин Мульджам, решивший, что благодаря убийству повелителя правоверных он приблизится к Аллаху. Во время хаджжа в 39 г. х. ‘Абд ар-Рахман бин Мульджам встретился в Мекке с двумя своими единомышленниками, и они стали вспоминать всё, что про


изошло между мусульманами[51], говоря: «О, если бы нам удалось убить предводителей заблудших и избавить от них страну!» ‘Абд ар-Рахман бин Мульджам сказал: «Я избавлю вас от ‘Али». Его сообщник аль-Бара бин ‘Абдуллах сказал: «Я избавлю вас от Му‘авийи», а ‘Амр бин Бакр заявил: «А я избавлю вас от ‘Амра бин аль-‘Аса». После этого они условились, что всё это произойдёт в одну ночь, и ‘Абд ар-Рахману бин Мульджаму удалось смертельно ранить ‘Али, да будет доволен им Аллах, отравленным мечом, когда ‘Али шёл на утреннюю молитву, воск


лицая: «Молитва, молитва!» Что же касается его единомышленников, то им не удалось убить ни Му‘авийу, ни ‘Амра бин аль-‘Аса. Да окажет Аллах повелителю правоверных великую милость и да воздаст Он ему благом!

 

ГОД ОБЪЕДИНЕНИЯ

 

После смерти ‘Али иракцы принесли присягу аль-Хасану бин ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими. Через некоторое время до Му‘авийи дошли слухи о том, что аль-Хасан собирает войска, чтобы продолжить войну с ним, и решил на всякий случай тоже собрать свои силы. В “Сахихе” аль-Бухари сообщается, что аль-Хасан аль-Басри сказал:

− Аль-Хасан повёл на Му‘авийу свои отряды, подобные горам. ‘Амр бин аль-‘Ас воскликнул: «Поистине, противостоять им могут только подобные им!» В ответ на это Му‘авийа сказал: «Эй, ‘Амр, если эти перебьют тех, а те − этих, кто же тогда у меня будет заниматься всеми делами?» После этого он направил к аль-Хасану ‘Абд ар-Рахмана бин Самуру и ‘Абдуллаха бин ‘Амира, курайшитов из рода бану ‘абд шамс. Он велел им: «Ступайте к этому человеку,[52] поговорите с ним и предложите заключить мир». Они явились к аль-Хасану и стали говорить с ним, склоняя его к миру. На это аль-Хасан бин ‘Али сказал им: «Поис


тине, мы − потомки ‘Абд аль-Мутталиба, и нам достались богатства, а эта община скоро захлебнётся в собственной крови!» Тогда они сказали: «Му‘авийа предлагает тебе то-то и то-то и просит тебя принять его предложения». Аль-Хасан спросил: «А кто мне поручится за это?» Они ответили: «Мы», после чего он уже ни о чём их не спрашивал, пошёл на уступки и согласился заключить мир.

Так закончилась смута, и Аллах привёл мусульман к примирению, что стало возможным благодаря уму и благочестию аль-Хасана бин ‘Али, да будет доволен им Аллах. Всё это послужило подтверждением слов пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которые приводятся в “Сахихе” аль-Бухари. Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Я видел (находившегося) на минбаре посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рядом с которым (стоял) аль-Хасан бин ‘Али, и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) смотрел то на людей, то на (аль-Хасана), говоря: «Поистине, этот мой сын является сайидом, и может случиться так, что через него Аллах приведёт к примирению две большие группы мусульман».

В 41 г. х. аль-Хасан бин ‘Али отрёкся от власти, и халифом стал Му‘авийа бин Абу Суфйан.

 

ВОПРОСЫ

1. Расскажите о происхождении ‘Али. Когда он родился? Что вам известно о его детстве и том, как он принял ислам? Что вам известно об участии ‘Али в джихаде и его помощи пророку, да благословит его Аллах и да приветствует?

2. Что вам известно о том, как ‘Али, да будет доволен им Аллах, стал халифом?

3. Расскажите о причине разногласий между ‘Али и Му‘авийей, да будет доволен Аллах ими обоими.

4. Что послужило причиной сражения при Сиффине?

5. Расскажите о важнейших событиях, имевших место во время правления ‘Али.

6. Расскажите о том, какие позиции занимали ‘Али и ‘Аиша, да будет доволен Аллах ими обоими, и что послужило причиной “верблюжьей битвы”?

7. Объясните, почему ни ‘Али, ни Му‘авийа, да будет доволен Аллах ими обоими, не желали сражаться перед битвой при Сиффине?

8. Назовите имя одного из известных вам предков ‘Али.

9. Что вам известно об обстоятельствах гибели ‘Али, да будет доволен им Аллах?

10. Какой год называют “годом объединения” и что вам о нём известно?


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый мусульманин должен любить сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, следовать их примеру и защищать их от всевозможных нападок, поскольку после смерти пророка для мусульманской общины они стали источниками света.

Сподвижники являются такими людьми, о которых Аллах Всевышний сказал: «А (что касается) опередивших [53] (из числа) первых переселившихся [54], и ансаров, и тех, кто последовал за ними, совершая благое [55], то Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом и Он приготовил для них сады, где внизу текут реки (и где останутся) они навечно. Это − великий успех!» [56] Аллах Всевышний также сказал о них: «А те, которые имели дома (в Медине) до них и приняли (новую) веру, любят переселившихся к ним, не испытывают никакой зависти из-за того, что им было даровано, и отдают им предпочтение перед самими собой, даже если сами испытывают нужду. Преуспеют те, кто будет защищён от собственной скупости». [57]

В этом историческом очерке мы ограничились упоминанием лишь о некоторых аспектах деятельности праведных халифов, правление кото


рых продолжалось около тридцати лет. Этими халифами являлись четверо наиболее достойных сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которые при жизни услышали от него радостную весть о рае. Эти люди были воспитаны пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, и посвятили свою жизнь исламскому призыву, в распространении которого они участвовали с самого начала. Все они следовали примеру пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, придерживались его сунны и не отклонялись от намеченного им пути. Сколь верно сказал о них поэт:

Они являются источником славы, и слава приходит к ним,

ведь то, что достойно похвал, не покроет ни позор, ни бесчестье.

Если повстречаешь этих людей, считай, что встретил ты их господина,

а сами они подобны звёздам, по которым путник находит дорогу.

Знакомство с жизнью этих людей показывает, что ни один из них от Абу Бакра до ‘Али не правил самовластно или согласно указаниям предыдущего правителя, но решал все вопросы, советуясь с мусульманами и утверждая свои решения на совете (шура). Более того, присяга халифу приносилась публично после одобрения членов совета, и могла стать недействительной только в случае явного проявления неверия со стороны избранного халифа. Подобное положение дел не нравилось врагам ислама, которые принялись плести заговоры против исламского государства. Как показал опыт противодействия вероотступникам, наилуч


ший метод решения этой проблемы нашёл Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах. После смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, джихад на пути Аллаха и исламский призыв продолжались. Абу Бакр осуществил намерения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и послал войско под командованием Усамы бин Зайда в Шам, а также снарядил в поход на Византию четыре армии. Он скончался в то время, когда эти армии вели сражения, но ‘Умар завершил начатое Абу Бакром, покорив Иран и значительную часть территории Византии. Против ‘Умара устраивались заговоры, которые привели к его убийству после многолетней борьбы, которую он сначала вёл вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, и продолжал вести до конца жизни. После него халифом стал ‘Усман, да будет доволен им Аллах, который вёл джихад, следуя примеру двух своих предшественников, стоял на страже ислама и стремился расширить сферу его влияния. При жизни ‘Усмана границы Халифата расширились: на западе мусульманам принадлежала половина Северной Африки, на востоке они дошли до Ташкента, а на юге − до Нубии. Иудеи плели против ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, всевозможные интриги, и в конечном итоге он был убит, о чём задолго до этого предупреждал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. В одном из хадисов, приводимых аль-Бухари, сообщается, что однажды, когда ‘Усман попросил разрешения войти, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал передатчику этого хадиса: «Впусти его и пора


дуй вестью о том, что его ждёт рай после того, как его постигнет беда!» Передатчик этого хадиса сказал:

− Я передал ему слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и ‘Усман воздал хвалу Аллаху, а потом сказал: «Лишь к Аллаху следует обращаться за помощью!»

Убийство ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, было неправомерным, поскольку он не сделал ничего такого, за что человек по шариату заслуживал бы смертной казни. В его убийстве не принимали участие ни сподвижники, ни их сыновья. Его погубили представители черни, подстрекаемые иудеями, и да окажет Аллах повелителю правоверных великую милость! Разногласия между ‘Али, ‘Аишей, Тальхой и аз-Зубайром не касались того, следует или не следует подвергнуть наказанию мятежников. Речь шла лишь об отсрочке и способе наказания. ‘Али считал, что с их наказанием следует повременить, чтобы избежать повторения смуты, поскольку на данном этапе мятежники всё ещё были сильны. Что же касается всех остальных, то, по их мнению, наказать убийц надо было немедленно. Иначе говоря, каждый из них искал правильное решение, а это значит, что тот из них, кто ошибся, получит награду, награда же того, кто был прав, будет двойной. Убийства ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али сами по себе указывают на то, что к этому приложили руку враги ислама и мусульман, которые хотели покончить с имамами исламского призыва и хранителями сунны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, чтобы расчистить место для себя и беспрепятственно распространять по земле зло. Примирение мусульман друг с другом является одним из наилучших средств приближения к Аллаху,


на что указывает ответ аль-Хасана бин ‘Али на предложение Му‘авийи, да будет доволен Аллах ими обоими, и то, что он отказался от власти.

Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит и да приветствует Аллах нашего господина Мухаммада, членов его семьи и все его сподвижников.


قال رسول الله صلى الله عليه وسلم:

"إنه من يعش منكم فسيرى اختلافا كثيرا. فعليكم بسنتي وسنة الخلفاء الراشدين المهديين عضوا عليها بالنواجذ وإياكم ومحدثات الأمور فإن كل بدعة ضلالة".

رواه أبو داود والترميذي.

 

 


نبذة مختصرة

في

تاريخ الخلفاء الراشدين

 

جمع وإعداد

 

سعيد بن عبد الله الغامدي

خالد بن سليمان الحسينان

يوزع مجانا


[1] Хиджра – мусульманское летоисчисление, которое основывается на лунном календаре и начинается с переселения пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, из Мекки в Медину (622 г.).

[2] Мечеть в Иерусалиме, одна из трех святынь в исламе.

[3] Этот хадис приводит аль-Хаким.

[4] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[5] “Покаяние”, 40.

[6] Серебряная монета весом до 3,9 гр.

[7] Этот хадис приводит Ахмад.

[8] Сунна – пример, обычай; пример жизни пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, как руководство для всей мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности.

[9] Шариат – комплекс закрепленных Священным Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.

[10] Сподвижники Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, из племен аус и хазрадж, которые жили в Йасрибе (Медина).

[11] Сподвижники Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, переселившиеся в Медину из Мекки.

[12] Возвышение в мечети, с которого имам произносит хутбу.

[13] Старание, усердие на пути Аллаха; священная война.

[14] Шам – старое название территорий, на которых ныне расположены такие страны, как Сирия, Ливан, Иордания и Палестина.

 

[15] Закят – особый налог в пользу нуждающихся мусульман, который должен выплачивать каждый взрослый и дееспособный мусульманин с посевов, финиковых пальм, скота, золота и серебра, а также товаров. Закят выплачивается раз в год только с облагаемого этим налогом минимума (нисаб) урожая, скота и т.д.

[16] Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, принял решение начать боевые действия против тех племён, которые отказались выплачивать закят.

[17] Имеются в виду многобожники.

[18] То есть если человек не будет нарушать установлений шариата, поскольку лишь в этом случае он может лишиться гарантированного исламом права на неприкосновенность личности и имущества.

[19] Молитва и закят относятся к числу столпов ислама, и в этом смысле они неотделимы друг от друга. Таким образом, человек, не признающий необходимость выплаты закята, отрицает один из столпов ислама, что равнозначно отрицанию и всех остальных его столпов, так как подобное ставит человека вне рамок исламской религии.

[20] Джахилийя – доисламский период язычества и невежества.

[21] Йамама − район на северо-востоке Аравийского полуострова, где мусульмане сражались со сторонниками лжепророка Мусайлимы, которые были разбиты в 634 г. в битве при Аркабе.

[22] Имеются в виду люди, знавшие Коран на память.

[23] Почетное прозвище по имени сына, например, Абу Ахмад (отец Ахмада).

[24] Имеется в виду, что преследования, которым ‘Умар подвергал мусульман, возымели на Са‘ида обратное действие.

[25] То есть после 615 г.

[26] Кааба – главная святыня Ислама, храм в Мекке, в сторону которого все мусульмане обращаются во время молитвы.

[27] Фикх – исламское право, знание об установлениях шариата.

[28] Имеются в виду жёны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

[29] Шахид (мученик) – мусульманин, павший на пути Аллаха в сражении за веру.

[30] Харадж − поземельный налог.

[31] Этот хадис приводит Муслим.

[32] “Сиддик” − почётное прозвище Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.

[33] ‘Умар бин аль-Хаттаб был убит в 644, а ‘Усман бин ‘Аффан, да будет доволен Аллах ими обоими, − в 656 г.

[34] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[35] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[36] Динар – золотая монета весом в 4,25 гр.

[37] Этот хадис приводит ат-Тирмизи.

[38] Умра – добровольное малое паломничество в Мекку, которое может совершаться в любое время и является актом личного благочестия.

[39] “Савари” − мн. число от “сарийа” (мачта).

[40] Магриб – страны Северной Африки к западу от Египта.

[41] “Корова”, 137.

[42] Абу Тураб − буквально “отец пыли”, то есть извалявшийся в пыли. Впоследствии ‘Али, да будет доволен им Аллах, гордился этим прозвищем и любил, когда его так называли.

[43] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[44] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[45] То есть использовав в процессе поисков решения все свои знания.

[46] Иначе говоря, соответствующим решению Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует.

[47] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[48] “Женщины”, 114.

[49] Свои интересы на этом суде ‘Али поручил представлять Абу Мусе аль-Аш‘ари, а Му‘авийа − ‘Амру бин аль-‘Асу, да будет доволен всеми ими Аллах. Для изучения и обсуждения этого вопроса судьи договорились встретиться в следующем году. Встреча состоялась в условленное время, и каждый из судей старался добиться результата, однако из-за разногласий между ними она оказалась бесполезной, и всё осталось без изменений. После этого переговоры возобновились, и в конечном итоге ‘Али и Му‘авийа согласились с тем, что ‘Али будет править Ираком, а Му‘авийа − Шамом.

[50] Хариджитами (хаваридж), то есть мятежниками стали именовать 12 000 воинов, которые были недовольны согласием ‘Али на третейский суд и покинули его лагерь. Хариджиты объявили неверными ‘Али, Му‘авийю, тех, кто принимал участие в “верблюжьей битве” на стороне ‘Аиши, обоих третейских судей, а также всех тех, кто одобрил мнение этих судей или одного из них или признал решение третейского суда.

[51] Имеются в виду “верблюжья битва”, сражение при Сиффине, третейский суд и сражение при Нахраване. Сражение при Нахраване произошло после третейского суда, когда Му‘авийа вернулся в Шам, а ‘Али − в Куфу. Неподалеку от Куфы от войска ‘Али отделилось примерно 12 000 человек, осудивших ‘Али за ряд действий, которые, по их утверждению, он совершил. ‘Али направил к ним ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, который вступил с ними в дискуссию, после чего многие из них вернулись. Остальные не пожелали отказаться от своих заблуждений и стали сеять на земле зло, проливать кровь, заниматься разбоем и объявлять запретное дозволенным. Так, например, они убили ‘Абдуллаха бин Хаббаба, его жену и ещё трёх женщин. Подобные действия причиняли ‘Али, да будет доволен им Аллах, страдания, и он направил к хариджитам в качестве посланника аль-Харба бин Мурру аль-‘Абди, чтобы тот проверил доходившие до ‘Али сведения о делах этих людей. Посланец халифа вместе с сопровождавшими его воинами также были убиты, однако ‘Али и после этого не стал воевать с хариджитами, а предложил прекратить военные действия при том условии, что они выдадут ему убийц ‘Абдуллаха бин Хаббаба и аль-Харба бин Мурры аль-‘Абди. Хариджиты отказались, заявив, что все они являются убийцами этих людей, и в тот же день были атакованы в месте под названием Нахраван, расположенном к юго-востоку от Багдада. Это сражение и послужило причиной убийства ‘Али, да будет доволен им Аллах.

[52] Имеется в виду аль-Хасан.

[53] Имеются в виду те люди, которые опередили других, приняв ислам раньше прочих.

[54] То есть переселившихся из Мекки в Медину вслед за пророком, да благословит его Аллах и да приветствует.

[55] “Ихсан”. Здесь имеется в виду искренняя убеждённость, подкреплённая соответствующими словами и делами.

[56] “Покаяние”, 100.

[57] “Собрание”, 9.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.52 (0.058 с.)