Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 28. Эволюция экономической мысли.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Современная эволюция экономической мысли получила наиболее полное отражение в вышеизложенном курсе лекций по экономической теории, поэтому завершающая лекция представляет собой окончательную систематизацию этих направлений. Маржинализм как система определенных теоретических взглядов и направлений и особый метод исследования представлен тремя школами: австрийской (К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер), лозаннской (Л.Вальрас, В.Парето), англо-американской (А.Маршалл, Дж.Кларк). К.Менгер выдвинул теорию, согласно которой ценность благ определяется их полезностью для потребителя, а не издержками производства или затратами труда. Ф.Визер разработал теорию вменения: ценность средств производства определяется вмененной им ценностью потребительских благ. Е.Бем-Баверк представил позитивную теорию капитала и теорию процента, основанную на учете фактора времени. Г.Госсен объяснил правила рационального поведения участников рыночного хозяйства. Теория предельных величин способствовала созданию теории потребительского поведения, стала основой современной теории цен, связи спроса и предложения, оценки эффективности и оптимизации производственных факторов. Представитель лозаннской школы Л.Вальрас построил математическую модель, охватывающую процессы обмена и производства, движение товаров и капитала в экономической системе, которая постоянно возвращается к состоянию равновесия в соответствии с действием внутренних закономерностей. В.Парето показал, что участники хозяйственной деятельности достигают взаимного равновесия и наиболее оптимального суммарного удовлетворения потребностей Методы и инструменты предельного анализа использовала английская школа маржинализма, заложившая основу неоклассического направления в экономической науке. Так, Маршалл синтезировал теорию факторов производства, теорию предельной полезности, теорию стоимости и трансформировал их в теорию «равновесной цены», как результата взаимодействия спроса и предложения. «Принципы экономической науки» Маршалла – одна из наиболее долговечных работ в истории экономической науки. Дж.Кларк разработал теорию распределения доходов. А.Пигу – теорию экономического благосостояния, аргументировал тезис о том, что более равномерное распределение национального дохода увеличивает общее благосостояние. Дж.М.Кейкс разработал новую теорию регулирования производства и занятости, доказав, что рыночные регуляторы в новых условиях не всегда обеспечивают равновесность экономики и проблема поддержания эффективного спроса становится все более сложной.Он указал на рост склонности к сбережениям с ростом благосостояния нации и отличил ее от склонности к инвестициям. Это стимулировало разработку системы национальных счетов, принципов антициклической политики, концепции дефицитного финансирования и среднесрочного программирования. Неолиберальное направление – весьма разнородная система взглядов. Их объединяет признание решающей роли частной собственности, принципа свободы предпринимательской деятельности, обеспечения условий для конкуренции. Однако в отличие от классических либералов, неолибералы признают в той или иной степени необходимость государственного воздействия на институциональный механизм конкуренции и цен, на динамику денежной массы Синтез концептуальных взглядов представителей различных школ был предложен в качестве «объединительной» идеи П.Самуэльсоном Неоклассический синтез претендует на целостный подход, на разработку широкого круга актуальных проблем. Исторический метод в экономической науке использовала школа историков, критикуя классическую школу за абстрактность. Ф.Лист обосновал активную роль государства. М.Вебер показал роль религиозных воззрений и морали в становлении капиталистического духа предпринимательства. Г.Шмоллер, А.Вагнер, К.Бюхер показали значение экономической организации, норм права и морали, активизировали статистические исследования, подчеркивая необходимость всестороннего и полного исследования условий экономической деятельности общества Идею расширения рамок экономического анализа поддержал классический институционализм, считая, что поведение «экономического человека» формируется под воздействием социальных групп, коллективов, общезначимых норм и правил, действующих в рыночной экономике. Представителей современного институционализма интересуют прежде всего пути трансформации общества под влиянием технологических сдвигов, способы преодоления общественных противоречий. Их отличает внимание к социальным проблемам, учет национальной специфики, осторожность в оценках последствий принимаемых решений. Позиция современного институционализма – рынок не универсальное средство экономического регулирования и не способен находить сложные решения.Необходима гибкая и эффективная государственная политика. Новая институциональная теория соединяет принципы институционализма с традициями и инструментарием неоклассиков Их отличает прагматизм, поиск новых подходов к решению проблем, включение в научный оборот нетрадиционных категорий. Теория прав собственности (Р.Коуз) и теория общественного выбора (Дж.Бьюкенен) рассматривают деятельность индивидов и организаций с позиций юридических, социальных, политических «правил игры».Теория организации (Д.Норт, О.Уильямсон, Г.Саймон) рассматривает фирму с позиций внутренней организации как структуры управления трансакционными издержками. Подход Г.Беккера связан с применением экономических критериев к оценке социальных явлений. Дальнейшее развитие экономической теории продолжается с развитием традиционных и междисциплинарных подходов, включающих учет не только сугубо экономических, но и факторов социальных, исторических, правовых, психологических, оказывающих свое влияние на различные стороны и сферы воспроизводственного процесса.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ» Кафедра экономической теории Губарь О.В., Добровольская Л.А., Чернышова Л.И. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Методические указания по написанию курсовых работ для студентов 1 курса дневной и заочной форм Обучения Ростов-на-Дону, 2008 г.
Авторы составители: Губарь О.В. Добровольская Л.А. Чернышова Л.И. Компьютерный набор и верстка: Сорочкина А.В.
Рецензент: Шагинян Г.А.
Методические указания предназначены для студентов 1-2 курсов дневной и заочной форм обучения, изучающих экономическую теорию. Содержат рекомендации по подготовке, написанию и защите курсовой работы по данной дисциплине, утвержденный кафедрой перечень тем курсовых работ, примерный список литературы к каждой теме, учебную программу по экономической теории и перечень основных вопросов изучаемой дисциплины.
Ó Ростовский государственный экономический университет, 2008. Сдаче экзамена или итогового зачета по дисциплине «Экономическая теория» предшествует подготовка и защита курсовой работы по одной из тем, предлагаемых студенту на выбор: для студентов заочной формы обучения - в соответствии с порядком, принятым на кафедре (см. Порядок, стр.16), а для студентов дневной формы обучения - посредством консультации с преподавателем. Цель написания курсовой работы заключается вознакомлении с целостной системой экономических категорий и законов, изучаемых экономической теорией путем наиболее глубокого изучения одной из ее проблем.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: выбор темы; подбор и изучение учебной и дополнительной экономической литературы; составление плана работы; аргументированное изложение содержания; оформление титульного листа, плана, текста, приложений, списка литературы; сдачу работы на кафедру для рецензирования; изучение полученной рецензии, содержащей замечания, вопросы и рекомендации преподавателя по подготовке к защите; работу над замечаниями и подготовка к защите; защиту курсовой работы. Следовательно, приступать к подготовке и написанию курсовой работы необходимо заблаговременно.
Выбор темы курсовой работы Все предлагаемые в данной дисциплине темы курсовой работы расположены на с.16 Из этого списка студенты дневной формы обучения выбирают тему в соответствии со своими научными интересами и после консультации с преподавателями кафедры. Студенты заочной формы обучения по последним двум цифрам зачетной книжки, руководствуясь таблицей на с. 15
Для студента дневной формы обучения важным фактором, обеспечивающим удачный выбор темы и результативность написания работы, является прослушивание лекций по курсу «Экономическая теория» и овладение широким спектром учебного и научно- теоретического материала по данному курсу, умение в рамках системы экономических знаний определить наиболее острые и актуальные проблемы современного мира, аналитически и творчески осмысливать различные научно-теоретические подходы к оценке тех или иных экономических явлений и процессов, использовать эмпирические данные для иллюстрации теоретических выводов. Важным условием успеха является также умелое и грамотное использование категориального аппарата, который формируется в процессе изучения каждой из тем курса. Большую помощь в выборе темы могут оказать консультации с преподавателями кафедры. Для студента заочной формы обучения, который прослушал только несколько установочных лекций по экономической теории, первым условием самостоятельного и успешного выбора темы, а затем и написания работы является ознакомление с Программой курса и с соответствующей учебной литературой. Целостный и системный обзор всего курса позволит впоследствии во введении к курсовой работе обосновать выбор темы, ее место и значение в экономической теории, связь с другими темами, границы изложения материала. Особого внимания при изучении требуют представленные в учебной литературе «Введение» в курс, темы, определяющие предмет и метод общей экономической теории, систему тех экономических отношений, которые являются главными в понимании экономической теории, сущность всех экономических категорий и законов, их отличие от других законов природы и общества, в том числе от правовых. Следует учитывать, что избранная тема может служить теоретической основой для курсовых работ по другим учебным дисциплинам и даже для дипломной работы Рекомендуется выбрать тему, о которой вы либо имеете определенное теоретическое представление; либо она связана с вашей настоящей или будущей практической деятельностью; либо, наоборот, проблема вам неизвестна, но вы стремитесь изучить ее. Подбор и изучение учебной и дополнительной экономической литературы Сделав выбор, можно приступать к детальному изучению своей темы, сначала по учебной литературе, постепенно расширяя ее перечень, а затем переходя к специальной научной литературе по данной проблеме (монографиям, статьям в научной периодике), к другим современным источникам информации. Изучение теоретических и прикладных материалов по теме - фундамент курсовой работы. В ходе изучения литературы: - осмысливается логическая последовательность изложения теоретического и практического материала и набрасывается предварительный план работы; - формируется список основных учебных, научных и прикладных источников информации по теме; - заготавливаются тезисы, кратко и корректно излагающие теоретические позиции различных исследователей данной проблемы, их аргументацию, проводится анализ, сравнение позиций, группировка и обобщение, подбираются фактические данные, подкрепляющие собственные выводы - все это с обязательным и полным указанием источников информации (автор, название работы, место, год издания, страницы используемых материалов). Эта подготовительная работа и составляет суть творчества студента в разработке темы и в значительной степени определяет оценку этого творчества. Уровень оценки повышает самостоятельный анализ эмпирического материала о социально-экономической деятельности предприятий, района, города, области, региона с изложением собственных авторских позиций и выводов. В подборе литературных источников студенту помогут тематические и алфавитные каталоги библиотек РГЭУ «РИНХ», Публичной и зональной библиотек города и региона, фонды читальных залов по месту жительства. Целесообразно использовать труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, привлекать в необходимых случаях нормативные акты (При подборе научно-теоретических источникови учебной литературы учитывайте год ее опубликования, поскольку экономическая теория непрерывно развивается и совершенствуется, но при этом не игнорируйте и изучение литературы прошлых лет, архивных данных. Это позволит Вам проанализировать события в динамике, создаст базу для самостоятельных рассуждений). Важнейшим источником современной информации служит актуальная научная периодика: журналы: «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «ЭКО», «Мировая экономика и международные отношения»; «Вестник МГУ» Серия 6, Экономика; «Экономист», «Экономические науки», «Проблемы прогнозирования», "Экономическая наука современной России", «Деньги и кредит», «Политэконом», «Экономика и управление», «Философия хозяйства», "Экономический вестник Ростовского государственного университета"; газеты: «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», «Коммерсантъ», «Город N», «Российская газета» и другие. Обращайте внимание на ссылки по тексту в монографиях и журнальных статьях, на прилагаемые к ним списки литературы, обычно в них содержатся указания на авторитетные или дискуссионные источники
В качестве основной учебной литературы рекомендуются: 1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. – М.:ТК Велби изд. Проспект 2005. 2. Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник, - М.: «Экономистъ», 2004. 3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И.. Микроэкономика, Т.1,Т.2. СПб Экономическая школа 1998. 4. Добрынин А.И., Г.П. Журавлева. Общая экономическая теория. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 5. Душанич Т.Н., Душанич И.Б. Экономика переходного периода. М.: Институт международного права и экономики, 1996. 6. Елецкий Н.Д. Основы политической экономии. Уч. пособие. - Ростов н/Д: РГЭА, 1997. 7. Журавлева Г.П. Курс экономической теории. М.: Инфра-М, 1998. 8. Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. М.: РЭА им. Плеханова, 1998. 9. История экономических учений (современный этап) / Под ред.. Худокормова А.Г. М.: ИНФРА-М, 1998. 10. История экономических учений. Учебное пособие/Коллектив авторов/Рост. гос. экон. акад. - Ростов н/Д, 1997. 11. Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская – 2 изд. стер. – М.: КНОРУС, 2007. 12. Костюк В.Н. История экономических учений. – М.: Центр, 1998. 13. Курс переходной экономики. Учебник для вузов / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Финстатинформ, 1997. 14. Курс экономики: Учебник / Под ред. Райзберга - М.: ИНФРА-М, 1997. 15. Курс экономической теории: Учебное пособие. Под ред. А.В. Сидоровича. М.: МГУ, изд-во «ДИС», 1997. 16. Белокрылова О.С. Теории переходной экономики. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 17. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: «АСА» - 2002. 18. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. М.: 1996. 19. Макконнелл К.Р., С.Л. Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т. М.: Республика, 1992. 20. Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник/Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. М.: ИТД «КноРус», 1999. 21. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 1999. 22. Нуреев Р.М.. Курс микроэкономики. Уч. для вузов. М.: изд-во НОРМА-ИНФРА-М, 1999. 23. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА. – М, 2001. 24. Общая экономическая теория (политическая экономия)/Под ред. Г. А. Шагиняна. Ростов н/Д: РГЭА, 1998. 25. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Т. История экономических учений: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. 26. Политэкономия (история экономических учений, экономическая теория, мировая экономика): Учебник для вузов/Под ред. Д.В. Валового. М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-синтез», 1999. 27. Сажина М.А, Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 1999. 28. Самуэльсон П. Экономика. М.: Алгон, 1993. 29. Селищев А.С. Макроэкономика. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 30. Селищев А.С. Микроэкономика СПб: Питер, 2002. 31. Соколов Б.И.. Экономическая теория. – СПб., 2000. 32. Современная экономика. Лекционный курс. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. 33. Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов/Под ред. Г.П. Журавлевой и Н.Н. Мильчаковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 34. Шагинян Г.А., Елецкий Н.Д, Лубнев Ю.П. и др. Проблемы переходной экономики. Монография. – Ростов н\Д: РГЭА, 1999. 35. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. Уч. пособие. В 2-х т. М.: ВЛАДОС, 1996. 36. Экономика. Учебник/Под ред. А.И. Архипова. М.: «Проспект», 1999. 37. Экономика. Учебник/Под ред. А.С. Булатова. 3-е изд. М.: Юристъ, 1999. 38. Экономика переходного периода/Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. М.: Изд-во МГУ, 1995. 39. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991-1997 гг. М.: 1998. 40. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов/ Под ред. Камаева В.Д. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000. 41. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. И.П. Николаевой. - М.: «Проспект», 1998. 42. «Экономическая теория. Учебник/ Под ред. Н.Г. Кузнецова – Москва: ИКЦ Март» Ростов н/Д. 2007 г. 43. Экономическая теория: Учебник для вузов/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – С-Пб.: ГУЭФ, 1997. 44. Экономическая теория: Учебник для вузов/Под ред. Г.П. Журавлевой, В.М. Юрьева. – Тамбов: изд-во Тамб. ун-та, 2000. 45. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М.: Изд-во Росс. экон. акад., 2000. 46. Экономическая энциклопедия/Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экономика, 1999. 47. Экономическая теория: Учебник /Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Изд. «Экзамен», 2005. 48. Экономика: Учебное пособие для вузов /Под ред. А.Г. Грязновой, И.П. Николаевой, В.М. Кадыкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, изд. «Единство», 2001.
Примерный перечень специальной научной литературы приводится в данной методической разработке после названия каждой темы курсовой работы. При написании работы этот список следует обязательно пополнять последними публикациями по проблеме, подобранными самостоятельно. Составление развернутого плана работы Составление развернутого плана - это итог подготовительного этапа. Значение плана заключается в определении структуры и логики курсовой работы, он служит ориентиром для автора при группировке собранного и обработанного материала. Всесторонне освоив тему, определите аспект ее изложения, структуру, границы, характер введения в тему и заключения. Отбирая и группируя собранный материал, стремитесь: оставаться в рамках предмета общей экономической теории, определить сущность исследуемой проблемы и особенностей её проявления, выявить устойчивые причинно-следственные связи с другими экономическими явлениями и тенденции её развития. Различайте при этом аспекты функционирования и развития, т.е. законы функционирования современной рыночной экономики и законы развития экономических систем, закономерности их перехода от одного состояния к другому, а так же особые переходные состояния экономики, в частности, особенности перехода к рыночной экономике России. Следует учитывать и то, что одни и те же экономические явления в разных концепциях: в классической, марксистской, неоклассического синтеза и институционального подхода, - получают различные трактовки и о них следует иметь представление. Обратите внимание и на вопросы, не получившие еще решения. Окончательный вариант развернутого плана курсовой работы должен включать наименование глав (разделов) и параграфов. Наименование глав должно концентрированно отражать суть очередной проблемы, а каждый параграф - ёмко расшифровывать последовательные аспекты этих проблем. В плане рекомендуется выделять 2-3 главы и 2-3 параграфа в каждой главе. Обязательными разделами работы являются «Введение» и «Заключение», которые в плане, в отличие от глав и параграфов, хотя и выделяются отдельными пунктами, но не нумеруются ни римскими, ни арабскими цифрами. Не стремитесь к излишней дробности плана. С другой стороны - ни один вопрос плана не должен быть слишком узким или дублировать название темы. В перечне пунктов плана под чертой обозначьте «Список литературы». После написания текста в плане укажите страницы всех его структурных частей (см. пункт «Оформление плана») Способ изложения должен быть экономичным, поскольку объем работы ограничен 30-35 стандартными страницами, а преподавателем оценивается не объем, а глубина, аргументированность и полнота содержания. Поэтому избегайте многословия, повторений, отвлечений, стремитесь к ёмкому точному стилю, следите за логикой, связностью частей и их последовательностью. Обычно содержание раскрывается методом «от общего к частному», хотя возможен и обратный порядок. Обращаясь к количественным параметрам проблемы, «свертывайте» информацию в таблицы, диаграммы, схемы, графики. Каждую главу, раздел, параграф по тексту озаглавливайте в соответствии с планом. Это дисциплинирует мышление, свидетельствуя о том, насколько четко вы способны ответить на каждый частный вопрос темы. Это поможет вам и на защите. Внутри параграфа выделяйте абзацами логические ступени развития мысли. Не злоупотребляйте прямым цитированием. Давая по тексту ссылки на источники информации (что подтверждает знакомство автора с литературой и другими источниками информации), предпочитайте грамотное и ёмкое изложение сути позиций авторов, а не прямое цитирование. Введение и Заключение - важная обобщающая часть творчества студента. Здесь даются общие представления о содержании материала и о сделанных автором выводах. Введение должно подготовить читателя к особенностям вашей творческой работы. Кроме уже названных обоснований выбора темы, ее значения, места, связей и границ, во введении представьте также метод исследования и способ изложения материала, цель работы и основные вопросы, требующие ответа, отметьте те особенности работы, на которых вы хотели бы заранее заострить внимание читателя. На введение отводится 1,5-2 страницы. В заключении на 2-3 страницах приводятся выводы, как по главным аспектам темы, исходящие из выводов каждой главы, так и общий вывод по всей работе. Важно проследить, чтобы на все вопросы, которые были сформулированы во введении, был дан ответ в заключении. Хорошо в заключении показать перспективы развития исследуемой темы, подчеркнуть вклад автора, отметить важные вопросы, не получившие еще решения в науке. Курсовая работа должна оформляться в соответствии с государственным стандартом:
Оформление титульного листа (ПРИМЕР) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.248 (0.01 с.) |