Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема. Ученые, внесшие вклад в развитие педагогики в России

Поиск

 

Схема: Основные направления и этапы изучения и обобщения передового педагогического опыта

 

Схема: ребенок как субъект воспитания

 

 

Приложение 3

Педагогические ситуации

Ситуация 1

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокои­лись, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хо­чется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреа­гируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант сло­весной реакции из числа предложенных ниже.

1. «Вот тебе и на!»

2. «А что тебе смешно?»

3. «Ну, и ради бога!»

4. «Ты что, дурачок?»

5. «Люблю веселых людей».

6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроен

Ситуация 2

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя?

1. «Не хочешь — заставим!»

2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»

3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»

Не мог бы ты объяснить, почему?»

6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».

 

Ситуация 3

Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». — Как нужно ответить ему?

1. «Попробуй только!»

2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».

Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».

4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».

5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»

6. «А что ты собираешься делать дальше?»

7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе».

8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».

 

Ситуация 4.

В классе есть ребенок- слабак, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда учитель вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Учитель только вздыхает, упрекает и ставит «2».

Оценка
Слабый, затравленный насмешками учеников мальчик, нуждается в поддержке со стороны и поощрении. Иначе у него разовьется комплекс неполноценности, он так и останется двоечником, отсталым учеником и вырастет слабым, неуверенным в себе человеком, озлобленным на весь мир. Остальные же дети ошибочно считают, что имеют право надсмехаться над другими, более слабыми, и не догадываются, что нужно помочь сверстнику. В них развивается эгоизм и жестокость.
Ученик должен быть уверен в себе, не должен бояться сделать ошибку. Другие дети научатся поддерживать друг друга и принимать такими, какие есть. Учитель поймет, что необходимо (хотя бы в некоторой степени) осуществлять индивидуальный подход в общении с учениками (с психологической точки зрения).
Чтобы создать гармонию отношений в классе (в данной ситуации), учителю необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческой задание, знакомство с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. А может, он вовсе не слабак? Для этой же цели его можно чаще сажать за парту в паре с разными ребятами, чтобы они лучше узнали ученика-изгоя.

 

 

Ситуация 5.

Н а перемене двое пятиклассников – мальчик и девочка – громко спорят. Подошедшая учительница узнает, что мальчик разбил новый плейер девочки, который она принесла в школу. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. А девочка требует деньги за разбитую вещь или же новый плейер.
Учительница отчитала девочку за то, что она принесла в школу дорогую вещь, дала ее однокласснику, а теперь его же и обвиняет.

Оценка: В данной ситуации поведение учительницы мало отличается от поведения пятиклассников также, как они, она решает, кто прав и кто виноват, не предпринимая усилий для того, чтобы сгладить конфликт, и тем самым усугубляет его.
Психологически-комфортная обстановка в классе во многом зависит от поведения учителя, задачей которого является не только привить детям знания в рамках образовательной программы, но и научить их быть более терпимыми друг другу, стараться идти на компромисс. Авторитарное поведение учителя в подобной ситуации, вряд ли, станет хорошим примером для учеников, более того в классе возрастет количество межличностных конфликтов, которое может привести к конфронтации между учениками или между учительницей и учеником (-ми).
Учительница могла бы доверительно поговорить с детьми, убедить их в том, что лучше выяснять отношения спокойно, а не затевая ссор и найти решение проблемы, которое удовлетворяло бы всех, например, постараться найти человека, который смог бы починить плейер.

На мой взгляд, оптимальный вариант решения проблемы склонить детей к примирению без всяких условий и компенсаций, но если такой вариант не устраивает родителей девочки, то следует поговорить с родителями обоих учеников, для чтобы они решили вопрос о компенсации на тех условиях, которые устраивали бы обе стороны.

 

Тренинги

Тренинг 1. Упражнение "Карлики и великаны" (разрядка атмосферы)

Все стоят в кругу. На команду: <Великаны!> - все стоят, а на команду: <Карлики!> - нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников - приседает на команду <Великаны>.

Тренинг 2. Процедура "Снежный ком"

Цель упражнения: знакомство участников, разряжение обстановки
Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий долженназвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.
Пример:
1. Сергей строгий - 2. Сергей строгий, Петр прилежный - 3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и тд

 

Приложение 4.

Методики

1.Методика "Выделение существенных признаков"

Цель: методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками.

Тест пригоден для обследования подростков и взрослых. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно - ситуационные признаки.

Инструкция для детей и подростков: "Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - "сад", а в скобках слова: "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно 2 слова - "земля" и "растения".

Инструкция для взрослых: "В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.

Бланк

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).

8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).

 

Ответы (ключ).

1. Растения, земля. 11. Сражения, солдаты.

2. Берег, вода. 12. Бумага, текст.

3. Здания, улица. 13. Голос, мелодия.

4. Крыша, стены 14. Колебания почвы, шум.

5. Углы, сторона. 15. Книги, читатели.

6. Делимое, делитель. 16. Почва, дерево.

7. Диаметр, окружность. 17. Состязания, победа.

8. Глаза, текст. 18. Врач, больные.

9. Бумага, редактор. 19. Чувства, человек.

10. Игроки, правила. 20. Родина, человек.

Этот тест обычно включают в батарею тестов на мышление. Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого, следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.

Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол. Тест предназначен в основном для индивидуального обследования.

Интерпретация.

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает в начале ошибочные ответы, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность. Оценка результатов осуществляется по таблице.

Оценка в Баллах                  
Количество правильных ответов   -     16-17 14-15 12-13 10-11  

 

2.Методика "Домино"

 

В эксперименте принимает участие двое испытуемых. У каждого из них имеется на руках набор из 14 карточек. На каждой карточке изображены две картинки (цветные, одного формата):

1. трактор — олень

2. ведро — зебра

3. щенок — мышь

4. кошка — кукла

5. девочка — мишка

6. слон — елка

7. грибок — морковь

8. груша — улитка

9. паук — утенок

10. рыба — месяц (улыбающийся)

11. солнце (улыбающееся) гусеница

12. бабочка — свинья

13. белка — пирамида

14. мяч — мак

15. птица — ваза

16. теленок — самолет

17. вертолет — цыпленок

18. ежик — мельница

19. домик — яблоко

20. петух — клубника

21. заяц — вишня

22. земляника — аист

23. пингвин — лягушка

24. обезьяна — цветок

25. лист — мухомор

26. сливы — лев

27. львенок — кораблик

28. тележка — чашка

29. чайник — карандаш

Экспериментатор выставляет перед детьми карточку "трактор — олень".

Инструкция: "Перед вами, ребята, лежит карточка с изображением трактора и олененка. Каждый из вас, по очереди, должен подобрать к какой-нибудь из этих двух картинок (или к трактору, или к олененку) любую из своих карточек.

Подбирать надо с условием, что выбранная вами картинка была похожа нa ту, которая лежит на кону. чтобы между ними было что-то общее, чтобы, они были одинаковыми (во избежание выполнения ребенком задания только одним способом необходимо объяснить принцип подбора картинки как можно большим набором терминов). Одновременно вы должны, объяснить, почему был сделан такой выбор, сказать, что же общего между подобранными картинками. Следующий из вас будет опять подбирать картинку к одной из двух, лежащих на кону, объясняя свой выбор".

Испытуемым не разрешается смотреть в набор карточек партнера. Экспериментатор фиксирует все ходы испытуемых, их объяснения, а также поведение. Таким образом составляется протокол — описание эксперимента. Например:

1. Таня. К трактору — ведро; "...потому что у трактора должно быть ведро".

1. Женя. К оленю — теленок; "...потому что у оленя четыре ноги и у коровы четыре ноги, у коровы уши как у оленя".

2. Таня.К теленку — щенок (карточка: теленок — самолет); "...потому что они оба животные, потому что у теленка четыре ноги и у щенка четыре, у щенка есть хвост и у теленка".

2. Женя. К самолету — вертолет; "...вертолет летает, и самолет тоже летает, у вертолета вентилятор наверху, а у самолета на носу..." и т.д.

Анализ протокола

Для проведения анализа протокола необходимо в определенном виде представить полученный материал. В плоскости фиксируются те общие основания, по которым ребенок производит подбор необходимой картинки.

Эмпирически в плоскости выделено три сферы таких признаков:

Первая сфера является областью атрибутивных свойств предмета. Такими свойствами могут служить: форма предмета, его цвет, материал, из которого он сделан, его части. Кроме того, это использование имени предмета, если с ним действуют как с каким-либо другим внешним признаком предмета (например, чашка — чайник; "...потому что и то и другое начинается на букву Ч").

Вторая сфера общих ситуативных оснований. Переходным к этой сфере является подбор картинок по "свойству — действию", т.е. ребенок сравнивает, выделяет в качестве общего признака действия, производимые предметами, изображенными на карточках (например, к трактору подбирается тележка, " ...потому что они ездят"). Кроме того, сюда относятся выборы, сделанные на включении предметов в одну ситуацию (например, чашка — чайник; " ...потому что чайник наливает в чашку воду") — ситуация употребления; банальная ситуация — "...кошка любит мышку"; ситуация общения, игры, местоположения, вплоть до "художественных", "поэтических" ситуаций (например, мак — птица; "...потому что птицы радуются, когда растут цветы").

Третья сфера категориальная. К ней относятся выборы, в которых общим признаком (основанием) двух картинок является имя того класса предметов, к которому ребенок относит данную пару изображений (например, "...это звери или это посуда").

Плоскость высказывания представляет собой несколько уровней, которые, подобно описанным сферам, объединены в три группы: атрибутивная, ситуативная, категориальная и включают 10 подуровней. Экспериментальный материал удобнее всего представить в виде план-карты. В ней наглядно изображено отношение между плоскостями и видна динамика взаимодействия испытуемых. План-карта — это круг, разделенный на три сферы, в которых определенным образом располагаются векторы разной длины. Длина вектора соответствует тому или иному уровню (подуровню) плоскости высказывания. Номера векторов говорят о порядке подбора (ходов) карточек испытуемыми в процессе эксперимента. Векторы одного ребенка для удобства обозначают одним цветом, другого — другим. Приведем пример запротоколированной план-карты.

Уровни (подуровни)

Сфера атрибутивных свойств Сфера ситуативных оснований
1 — величина предметов 6 — свойство — действие
2 — части предмета 7 — употребление
3 — форма, материал 8 — местонахождение (время)
4 — цвет 9 — общение, игра
5 — имя предмета или класса предмета    
   
Категориальная сфера
имя "категориальное"    

 

Интерпретация результатов: Для вывода необходимо учитывать два параметра: чем выше уровень обобщения, тем больше разброс векторов по секторам и длиннее сами векторы. Так, при высоком уровне обобщения вектора большей частью находятся в "категориальной" сфере и длина их максимальна.

 

3. Методика "Четвертый лишний"

Ребенку зачитывается четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".

книга, портфель, чемодан, кошелек;

— печка, керосинка, свеча, электроплитка;

трамвай, автобус, трактор, троллейбус;

— лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;

— река, мост, озеро, море;

бабочка, линейка, карандаш, ластик;

— добрый, ласковый, веселый, злой;

дедушка, учитель, папа, мама;

— минута, секунда, час, вечер;

Василий, Федор, Иванов, Семен.

("Лишние" слова выделены курсивом.)

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный — 0 баллов.

Итог:

10-8 баллов — высокий уровень развития обобщения;

7-5 баллов — средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;

4 и менее баллов — способность к обобщению развита слабо.

Результаты исследования заносятся в протокол.

 

 

Цитаты

на тему: «Перевоспитании, преодоление пороков и недостатков»

 

1. «…Самое лучшее из употребления пороков-использовать один из них в борьбе против других…»

У.Гэзлитт.

Уильям Гэзлитт (1778-1830), английский критик, публицист

 

2. «…Глядя на чужие пороки умный человек освобождается от своих.»

Публий Сир

Публий Сир(1в до н.э.) древне римский поэт

 

3. «… Нет столь дурного человека, которого хорошее воспитание не сделало бы лучшим»

В. Белинский

В. Белинский (1811-1848) русский критик, философ, публицист

 

4. «…Исправить людей можно, лишь показав их такими, какие они есть на самом деле.»

П. Бомарше

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше ( 24 января 1732, Париж — 18 мая 1799,) — знаменитый французский драматург и публицист

 

5. «…Если люди терпят разговоры о своих пороках- это лучший признак того, что они исправляются.»

А.Шефтсбери

Антонии Эшли Купер Шефтсбери (1671-1713) английский философ

 

Приложение 5

Ответы для рабочей тетради.

1.общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.(АСМ)

2.Не нужно развивать ребенка: ему "нужен только материал для того, чтобы пополняться гармонически и всесторонне",

3. отстранить деятелей народного образования от строительства народной школы, полагался на стихийное ее развитие.

4. Главным условием первоначального семейного воспитания детей Толстой считал здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное нравственное самоусовершенствование их, близость, тесное общение родителей с детьми

5.Обязательные учебные курсы должны включать только самые главные, общие элементы. "Всеми силами следует бороться... против единообразия учебных курсов, против признания школы одного какого-либо типа единственно правильной и правоспособной."

6.От "заучивания изолированных учебных предметов" надо перейти к овладению ребенком методами познания и преобразования жизни, дать "систему воспитания активной логической мысли ребенка" Луначарский.

7.Коммунистами была принята идея политехнизма Луначарского, в дальнейшем извращенная до неузнаваемости

8. Жена и соратница ВИ Ленина

9.Она критиковала тех, кто пытался полностью отрицать роль наследственных данных в развитии человека

10.В 1905 г. он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами

11.любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”,

12.Говоря о руководстве детскими играми, А. С. Макаренко указывал, что сначала родителям важно комбинировать индивидуальную игру ребенка с коллективными играми. Затем, когда дети становятся старше и играют более широкой компанией, игра проводится организованно при участии квалифицированных педагогов. Далее она должна принимать более строгие формы коллективной игры, в которой должен быть момент коллективного интереса и соблюдаться коллективная дисциплина.

13. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания полезны

14. Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко — организация и воспитание детского коллектива

15. заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив.

Ответы на тесты:

Тест 1.

1-в, 2-а, 3-а, 4-а, 5-б, 6-в, 7-а, 8-б, 9-в, 10-б, 11-в, 12-б, 13-а, 14-а, 15-б, 16-а, 17-б, 18-в, 19-б, 20-а.

 

Тест 2.

1-а,2-б,3-а,4-а, 5-б, 6-а, 7-а, 8-а,9-б, 10-а, 11-а, 12-а, 13-б, 14-а, 15-а, 16-в, 17-а, 18-а,19-в,20-а.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1018; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.95 (0.01 с.)