А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой



Кравцова В.П.,

учитель русского языка и литературы

Ясеновская СОШ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 11 класса на 2011-2012 учебный год создана на основе:

· примерной программы среднего (общего) образования по русскому языку для образовательных учреждений Государственного стандарта общего образования (2004);

· программы общеобразовательных учреждений. Русский язык (базовый уровень). 10-11 классы/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, - 2011. - 95 с.;

· инструктивно-методического письма департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгороской области, БелРИПКППС «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году».

ОБОСНОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Программа под редакцией А.И. Власенкова рассчитана на 34 часа.

Однако устав и учебный план школы в соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации установили на 2011-2012 учебный год на изучение русского языка в 11 классе 35 учебных часов (35 учебных недель при 1 часе в неделю). В связи с этим 1 дополнительный учебный час в календарно-тематическом планировании рабочей программы выделяется для анализа контрольного тестирования в конце учебного года.

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных ( умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Важной особенностью предлагаемой программы является компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу рабочей программы, как и авторской, положены актуальные в настоящее время идеи личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.

В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.

Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями. Это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

Курс русского языка в XI классе направлен на достижение следующих целей:

· воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

· дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

· освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

2) закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию; закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

3) развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Используемый учебно-методический комплект:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. - М.: Просвещение, 2003.

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы (авторы-составители: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.). – М.: Просвещение, 2011.

3. Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. –М.: Вако, 2008.

4. Тропкина Л. А. Русский язык. 11 класс: Поурочные планы. - Волгоград: Учитель, 2004. - 72 с.

Основными формами обучения являются: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

Рабочая программа состоит из се ми разделов: титульного листа, пояснительной записки, требований к уровню подготовки учащихся, календарно-тематического планирования, содержания программы учебного предмета, форм и средств контроля, учебно-методических средств обучения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

По окончании 11 класса учащиеся должны:

Знать

Ø предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

Иметь представление

Ø о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками;

Уметь

Ø самостоятельно работать с литературой разных стилей и жанров;

Ø передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, в устной и письменной формах;

Ø владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;

Ø пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;

Ø составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения; участвовать в диспуте, дискуссии.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарные сроки Тема учебного занятия Тип урока Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся Вид контроля, самостоятельной работы Подготовка к ЕГЭ
план. факт.
Официально-деловой стиль речи (4 ч.)
01.09   Официально-деловой стиль речи. Сферы его использования, назначение. урок-лекция Знать: особенности официально-делового стиля речи, его назначение. Уметь: распознавать тексты официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам. тестирование, работа по карточкам задания типа А14
08.09   Основные признаки официально-делового стиля. повторительно-обобщающий Знать: основные признаки официально-делового стиля. Уметь: сопоставлять и сравнивать официально-деловые тексты и тексты других стилей речи тестирование, словарный диктант задания типа А16
15.09   Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. урок-исследование Знать: лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Уметь: анализировать официально-деловые тексты с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств. тестирование, работа по карточкам, анализ текста задания типа В1 - В3
22.09   Основные жанры официально-делового стиля. комбинированный Знать: основные жанры официально-делового стиля. Уметь: создавать официально-деловые тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. Тестирование, орфографический диктант, анализ текста задания типа В4 - В7
Синтаксис и пунктуация (5+1 ч.)
29.09   Обобщающее повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.   повторительно-обобщающий Знать: нормы построение словосочетаний и предложений разных типов. Уметь: анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. тестирование, диктант, работа по карточкам задания типа А9
06.10   Р/р. Написание сочинения-рассуждения по тексту Д.С. Лихачева   урок развития речи Знать: композицию сочинения-рассуждения. Уметь: создавать на основе прочитанного текста новый текст, аргументировать собственное мнение. творческая работа часть С
13.10   Смысловая роль, принципы и функции русской пунктуации. Авторское употребление знаков препинания. урок-лекция Знать: принципы и функции русской пунктуации, об авторских знаках препинания. Уметь: применять пунктуационные нормы в собственной речевой практике. тестирование, объяснительный диктант задания типа А10, 16, 17
20.10   Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. урок-семинар Знать: понятие синтаксическая синонимия. Уметь: применять пунктуационные нормы в собственной речевой практике. тестирование, доклад задания типа В8, А22, 23,
27.10   Виды синтаксического разбора. Обособление обстоятельств и дополнений. повторительно-обобщающий Знать: план синтаксического разбора словосочетания, простого и сложного предложения; правила обособления обстоятельств и дополнений. Уметь: выполнять синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью. тестирование, работа по карточкам, словарный диктант задания типа А24, 25, 28
10.11   Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ (части А и В) урок контроля и оценки знаний Знать: особенности работы с тестовыми заданиями. Уметь: применять полученные знания на практика. тестирование части А и В
Публицистический стиль речи (5+1ч.)
17.11   Публицистический стиль речи. Основные признаки публицистического стиля. повторительно-обобщающий Знать: основные признаки публицистического стиля. Уметь: распознавать тексты публицистического стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам. тестирование, словарный диктант, анализ текста задания типа А30
24.11   Лексические особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в нём. урок-исследование Знать: лексические особенности публицистического стиля речи, средства эмоциональной выразительности в нём. Уметь: анализировать публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них лексических средств. тестирование, работа по карточкам, анализ текста задания типа В8
01.12     Синтаксические особенности публицистического стиля речи. урок-исследование Знать: синтаксические особенности публицистического стиля речи. Уметь: анализировать публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них синтаксических средств. тестирование, объясни тельный диктант, анализ текста задания типа В8
08.12   Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе. урок-семинар Знать: жанры публицистики, их особенности. Уметь: подбирать языковые средства для написания собственного очерка. тестирование, творческая работа, работа по карточкам задания типа А27, 29
15.12   Р/р. Написание сочинения в жанре эссе. урок развития речи Знать: особенности жанра эссе. Уметь: создавать публицистический текст (сочинение в публицистическом стиле - эссе) с учётом внеязыковых требований, предъявляемым к нему, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. творческая работа часть С
22.12   Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Правила деловой дискуссии, требования к её участникам. урок-семинар Знать: «правила» устного выступления; требования к докладам, деловой дискуссии, требования к её участникам, приёмы опровержения. Уметь: создавать публицистические тексты (выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле) с учётом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; уметь различать основные виды публичной речи по их основной цели, анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач. доклады, творческая работа задания типа А1 - А5
Разговорная речь (3+1ч.)
12.01   Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи. урок-семинар Знать: особенности разговорной речи, её основные признаки, сферы её использования, назначение. Уметь: отличать разговорную речь от других функциональных разновидностей языка по её внеязыковым и лингвистическим признакам. тестирование, доклад, анализ текста задания типа А6 - А10
19.01   Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. урок-лекция Знать: фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Уметь: анализировать разговорную речь с точки зрения специфики использования в ней лексических, морфологических, синтаксических средств. тестирование, анализ текста, работа по карточкам задания типа А15 - А20
26.01   Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. комбинированный Знать: понятие невербальные средства общения; что такое культура разговорной речи. Уметь: принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма. тестирование, работа по карточкам, творческая работа задания типа А21 - А25
02.02   Р/р. Написание сочинения-рассуждения по тексту К. Паустовского. урок развития речи Знать: композицию сочинения-рассуждения. Уметь: создавать на основе прочитанного текста новый текст, аргументировать собственное мнение. творческая работа часть С
Язык художественной литературы (4+2 ч.)
09.02   Общая характеристика художественного стиля. повторительно-обобщающий Знать: особенности художественного стиля. Уметь: выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка. тестирование, работа по карточкам задания типа А26 - А31
16.02   Язык как первоэлемент художественной литературы. урок-практикум Знать: язык является первоэлементом художественной литературы. Уметь: анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи. тестирование, анализ текста задания типа В1 - В4
23.02   Языковая личность автора в произведении. Подтекст. урок-исследование Знать: понятия: подтекст, языковая личность автора. Уметь: сопоставлять и сравнивать художественные тексты и тексты других стилей речи. тестирование, изложение по тексту художественного стиля задания типа В5 - В7
01.03   Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов и стилистических фигур. комбинированный Знать: источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов и стилистических фигур. Уметь: анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств. тестирование, сообщения учащихся, выборочный диктант, анализ текста задания типа В8
08.03   Р/р. Подготовка к сочинению на тему «Моё восприятие и истолкование стихотворения А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени...» урок развития речи Знать: что «...дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной образности каждого слова, поскольку оно преподносится в художественных целях». (А. М. Пешковский.); план анализа лирического произведения. Уметь: «...Правильно понять художественный текст через язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка» (Н. М. Шанский.) творческая работа часть С
15.03   Р/р. Написание сочинения на тему «Моё восприятие и истолкование стихотворения А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени...» урок развития речи Знать: что «...дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной образности каждого слова, поскольку оно преподносится в художественных целях». (А. М. Пешковский.); план анализа лирического произведения. Уметь: «...Правильно понять художественный текст через язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка» (Н. М. Шанский.) творческая работа часть С
Общие сведения о языке (4 ч.)
22.03   Язык как система. Основные уровни языка. урок-семинар Знать: об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, о функционально-стилевой дифференциации современного русского литературного языка, о взаимодействии функциональных разновидностей современного русского литературного языка. Уметь: различать разговорную и книжную, письменные и устные разновидности функциональных стилей. тестирование, доклад, работа по карточкам задания типа А1,2, А7- А10
05.04   Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. урок-практикум Знать: нормы современного русского литературного языка. Уметь: соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка. тестирование, орфоэпический диктант задания типа А3 - А 6
12.04   Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. урок-лекция Знать: о роли мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Уметь: использовать собственной речевой практике, нормативные словари современного русского языка и справочники. тестирование, работа по карточкам задания типа В8
19.04   Выдающиеся учёные-русисты. урок-семинар Знать: правила устного выступления; выдающихся учёных-русистов, их заслуги. Уметь: выступать интересно, чтобы тебя слушали, излагать свою точку зрения доказательно, убедительно. доклады задания типа А11 - А20
Повторение (5ч.)
26.04   Повторение. Морфология и орфография. повторительно-обобщающий Знать: понятия «морфология» и «пунктуация». Уметь: определять части речи, выполнять морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи; применять на практике изученные орфографические правила. тестирование, работа по карточкам, словарный диктант задания типа А21 — А31, В2
03.05   Повторение. Словообразование и орфография. повторительно-обобщающий Знать: понятия «словообразование» и «орфография», способы образования слов. Уметь: производить словообразовательный разбор слова и разбор слова по составу. тестирование, работа по карточкам, предупредительный диктант задания типа В1 - В7
10.05   Повторение. Словообразование и орфография. урок-практикум Знать: понятия «словообразование» и «орфография», способы образования слов. Уметь: производить словообразовательный разбор слова и разбор слова по составу. тестирование, работа над ошибка ми, диктант задания типа В1, В8
17.05   Контрольное тестирование по теме «Повторение и обобщение изученного». урок проверки и оценки знаний Знать: особенности работы с тестовыми заданиями. Уметь: применять полученные знания на практике тестирование части А и В
24.05   Анализ контрольного тестирования. урок коррекции и систематизации знаний Знать: правила работы над ошибками. Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном тестировании. тестирование, работа над ошибками части А и В

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

11 КЛАСС - 34 часа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.027 с.)