Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Налоги: основные функции, виды налоговСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Налоги — это обязательные платежи и сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. С помощью фискальной функции формируются денежные фонды, необходимые для выполнения государством своих функций. Экономическая функция означает их использование для регулирования и стимулирования производства, перераспределения доходов в обществе. В практике организации налогообложения используются следующие принципы: 1) обязательность, принудительность, неотвратимость уплаты налогов; 2) стабильность, устойчивость основных видов налогов и ставок; 3) равнонапряженность, которая заключается в равномерном распределении налогового бремени среди налогоплательщиков; 4) социальная справедливость, означающая законодательное предоставление льгот отдельным категориям налогоплательщиков. Исходя из функций налогов и принципов налогообложения, определяются основные элементы налогов к концепции налогообложения. К элементам организации любого вида налогов относятся: 1) субъект налога, т.е. физическое или юридическое лицо, обязанное по закону платить налог; 2) носитель налога — лицо, которое перечисляет налог государству; 3) объект налога (налоговая база) — доход или имущество, с которых начисляется налог. От объекта налога следует отличать предмет налогообложения. Предмет налогообложения — это любое имущество, с которым закон связывает возникновение налоговых обязательств (например, участок земли). Объектом же налога является право собственности на землю; 4) источник налога — фонд или средства, из которых выплачивается налог; 5) единица налогообложения, т.е. основа измерения объекта обложения, которая может быть натуральной или денежной; 6) ставка налога — величина налоговых начислений на единицу объекта налога; 7) налоговая льгота — полное или частичное освобождение налогоплательщика от уплаты налога в соответствии с законом; 8) способ уплаты налога, который может быть: (а) у источника (безналичный), когда налог уплачивается до получения дохода владельцем); (б) по декларации, которую предоставляет сам налогоплательщик; (в) по кадастру (реестру или списку), когда налог уплачивается с однотипных объектов, но имеющих различные качественные признаки. Существуют разные виды налогов. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. Прямые (адресные) налоги — это те налоги, по которым известны субъект, объект и ставка. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. К реальным относят налоги на имущественные объекты. К личным относятся налоги на доходы физических и юридических лиц. Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, которые устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные платежи и сборы. По способу использования налоги подразделяют на: общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго целевое назначение, например, лесной налог или налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог различают налоги федеральные, региональные, местные. Важнейшим элементом налога является ставка налогообложения. По методам построения различают: 1) твердые ставки, которые устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода или имущества; 2) пропорциональные ставки, которые устанавливаются в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины; 3) прогрессивные ставки, которые предполагают рост величины ставок обложения по мере роста дохода. Различают: (а) простую прогрессию — ставка налога растет на всю сумму дохода; (б) сложную или скользящую прогрессию — налоговая ставка возрастает только в части, превышающей установленную предыдущую ступень дохода; 4) регрессивные ставки, которые предполагают снижение ставок налогообложения; 5) средняя ставка — отношение всей суммы налогов к общему доходу; 6) предельная ставка — отношение прироста суммы налога к приросту суммы дохода, которая задается законодателем. Выбор оптимальных ставок и льгот по налогам преследует цель получения максимальных поступлений денег в бюджет. Зависимость между ставками и суммами налогов выражается кривой А. Лаффера (рис.42).
Рис. 42. Кривая Лаффера
Используя принципы организации налоговых систем и ситуацию, которая складывается в экономике страны, правительство разрабатывает налоговую политику, согласованную с политикой расходов. В разработке такой политики используют два принципиально разных подхода: 1) со стороны теории спроса; 2) со стороны теории предложения. Сторонники теории спроса традиционно стоят на позиции, что спрос создает свое собственное предложение. Поэтому они считают, что сокращение налоговых ставок прямо ведет к росту совокупного спроса, одновременно с которым растет ВВП и уровень цен, а кроме того, сокращаются поступления налогов в бюджет, что ведет к бюджетному дефициту. Сторонники теории предложения, напротив, считают, что предложение создает спрос. Они полагают, что воздействие сокращения налоговых ставок ведет, с одной стороны, к увеличению доходов населения, а следовательно, к росту сбережений, а с другой — к росту доходов предпринимателей и росту нормы накопления капитала. Таким образом, сокращение налоговых ставок вызывает рост предложения инвестиционных ресурсов, что ведет к росту национального производства и дохода, а это даже при более низких ставках налогообложения обеспечивает рост поступлений средств в бюджет за счет расширения налоговой базы. Следует отметить, что воздействие изменения налогов на спрос ощущается быстрее. В краткосрочном периоде снижение налогов однозначно приводит к росту совокупного спроса и уменьшению налоговых поступлений в бюджет. Влияние изменения налогов на совокупное предложение носит долговременных характер. Какой из этих теорий следует отдавать предпочтение при разработке налоговой политики, однозначно сказать нельзя. Однако, к позиции сторонников теории экономики предложения относятся с большей осторожностью, так как ее использование рассчитано на получение эффекта в длительном периоде производства, а сама цепочка связей, ведущих к успеху, достаточно велика. Чаще, для разработки налоговой политики, используются рекомендации сторонников теории спроса, на базе которых проводится соответствующая фискальная политика. При разработке общей бюджетной политики используют элементы дискреционной и автоматической фискальной политики. Под дискреционной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем ВВП, занятость, инфляцию и экономический рост. В зависимости от конкретной ситуации проводится стимулирующая или сдерживающая дискреционная фискальная политика. В период спада производства проводится стимулирующая дискреционная политика, которая включает в себя: 1) снижение налогов; 2) увеличение государственных расходов; 3) сочетание роста государственных расходов со снижением налогов. Такая политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но способствует сокращению падения производства. В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, проводится сдерживающая дискреционная политика, которая включает в себя: 1) уменьшение государственных расходов; 2) увеличение налогов; 3) сочетание сокращения государственных расходов с ростом налогов. Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета. В общей фискальной политике есть вторая составляющая — это автоматическая фискальная политика, или политика встроенных автоматических стабилизаторов экономики. Под автоматическими стабилизаторами понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо решений со стороны правительства. К основным (встроенным) стабилизаторам относятся: изменение налоговых поступлений, система пособий по безработице, различные социальные выплаты, поддержка малоимущих и др. Такие поступления и платежи автоматически изменяются по мере роста или падения производства.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое бюджетный дефицит и каковы причины его возникновения? 2. Какие существуют классификации налогов? 3. В чем состоит суть политики финансовой экспансии? 4. Как образуется государственный долг? 5. Что характеризует кривая Лаффера? 6. В чем сущность политики встроенных автоматических стабилизаторов экономики?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.145 (0.006 с.) |