Определение рыночной (равновесной) цены. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение рыночной (равновесной) цены.



Теория трудовой стоимости

Подход, согласно которому критерием ценности товара является количество затраченной труда, называется стоимостным. Он основывается на теории трудовой стоимости, основы которой заложили английские экономисты У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. Однако наиболее полно ее разработал К. Маркс. Исследовав эволюцию формы стоимости, он доказал, что форма стоимости, хотя она реально и существует, оказывается лишь в миновых отношениях. Товар приобретает формы стоимости только во время сопоставления с другими товарами.

В своем развитии стоимость товара приобретала нескольких форм. Самой формой стоимости является простая, единичная или случайная. Она возникла на раннем этапе развития человеческого общества, когда еще не сформировалось общественное разделение труда. Обмен имел эпизодический характер и проходил по такой схеме: первый товар (Tj) обменивался на второй (Т2). Например, Т1 был рыбой, а Т2 - мясом. Такой обмен мог возникнуть между различными общинами, в одной из которых был определенный избыток рыбы, а во второй - мяса. Он был случайным, нерегулярным, как и блага, которые обменивались в определенной пропорции. Товар, который играет активную роль, имеет относительную форму стоимости, а то, что пассивное, эквивалентную. В одном акте обмена определенный товар может быть либо в относительной или эквивалентной форме стоимости.

 

Теория спроса и предложения

Теория спроса и предложения - теория, объясняющая:
- как потребительские предпочтения образуют спрос, а издержки предпринимателей - предложение; и
- как спрос и предложение, взаимодействуя, устанавливают равновесие между количеством товаров и услуг и их ценами.

Закон спроса выражает следуюшую функциональную зависимость спроса (С) от цены (Ц): С=F(Ц), где F - показатель количественной зависисмости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. И обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос.

Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Например, при повышении цены автомашины на 1% объем продаж снижается на 2%. Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее не изменен.

Предложение- это сумма товаров, которые продавцы готовы продать по алтернативным ценам.Закон предложенияхарактеризует следующую функциональную зависимость предложения (П) от цены: П=F(Ц). Чем выше цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот: чем ниже цена, тем ниже предложение. Эластичнымпредложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Допустим (условно), что цена на жевательную резинку повысилась на 5%, вследствие чего в продаже появилось таких вещей больше на 10%. Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубнику). Теория стоимости и ее эволюция. 1. Трудовая теория стоимости. 2 Прибавочная теория стоимости. 3Теория издержек производства как основа ценообразования. 4 Теория предельной полезности.

 

5. Функции цены. Принципы ценообразования.

Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно выделить 5 функций цены.

1.Учетная функция цены – определяется самой сущностью цены, т. е являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые делятся на количественные(ВВП, нац. доход,…) и качественные(рентабельность, производительность труда).

2. Стимулирующая функция цены – выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товара. Цена оказывает стимулирующие воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли.

3. Распределительная функция цены – связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. С помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода.

4.Функция сбалансирования спроса и предложения – выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

5. Функция цены как критерия рационального размещения производства – с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора

экономики в другой и внутри отдельных секторов труда, где норма прибыли более высокая

Принципы ценообразования - это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.

1.Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики и закона стоимости, законов спроса и предложения.

2.Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен.

3.Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в своем движении от сырья до готового изделия, где продукция проходит ряд этапов, на каждом из которых она имеет свою цену и в действующих ценах постоянно вносящие изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.

4.Прицип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в государственном регулировании цен на продукцию и

услуги отраслей и предприятий-монополистов в сфере транспорта, связи, газа и т.д. В случае нарушения дисциплины цен на предприятии или в организации на виновников налагаются административные и экономические санкции.

 

6. формирование цен в рыночных условиях и ценообразующие факторы.Ценообразующие факторы – многообразие условий, в которых формируются структура и уровень цены. Базовые (неконъюнктурные)факторы предопределяют относительно высокую стабильность развития ценовых показателей. Действие этой группы факторов различно на рынках разных типов. Так, в условиях товарного рынка неконъюнктурные факторы считаются внутрипроизводственными, затратными, стоимостными, поскольку движение цен под воздействием лишь этих факторов однонаправлено с движением затрат.

Действие конъюнктурных факторов объясняется изменчивостью рынка и зависит от политических условий, влияния моды, предпочтений потребителя и др.

Регулирующие факторы проявляются тем очевиднее, чем активнее вмешательство государства в экономику. Ценовые ограничения со стороны государства могут носить рекомендательный или жесткий административный характер. По мере развития рынка, все большего насыщения его товарами и услугами возрастает роль конъюнктурных факторов. В настоящее время существуют типы рынков и группы благ, применительно к которым называют только конъюнктурные факторы, например, земля и ценные бумаги.

+ спрос и предложение на рынке!

 

Закупочные и розничные цены

Закупочные цены— это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприя­тиями, фермерами и населением. Состав закупочной ц состоит из: себес-ти, размера прибыли, НДС. Розничные цены— цены, по которым товары реализуются в роз­ничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сфе­ры обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в произ­водстве. Состав розничной цены характеризуется следующими экономичес­кими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленнос­ти, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой.

 

Итого: розничная цена.

Определение структуры цены позволяет понять, какую долю в цене составляет себестоимость, прибыль, налоги. На основе этой информации можно принимать решения о возможных резервах и направлениях снижения цены, издержек производства и об увеличении прибыли.

Информация о структуре цены необходима при разработке стратегии и тактики ценообразования

 

22. Акциз по подакцизным товарам. Итого отпускная цена п/п без НДС. Входящий в состав розничной цены акциз (по подакцизным товарам) представляет собой косвенный налог на потребителя. В перечень товаров, облагаемых акцизным налогом, включены в первую очередь престижные товары и предметы роскоши (ювелирные изделия, легковые автомо-били), спирт и винно-водочные напитки, пиво, табачная продукция, нефть, включая газовый конденсат, бензин (автомобильный).

 

23. НДС. Итого отпускная цена п/п с НДС. Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенный налог на сумму стоимости, добавленной на каждом этапе производства, обмена и продажи товаров (услуг), которая вносится в бюджет. Процентная ставка НДС, как уже отмечалось, с 2000 г. устанавливалась от 10% на от-дельные продовольственные продукты и товары для детей и до 20% - на остальные товары (услу-ги). С 2004 г. ставка НДС устанавливается в размере 18%.

 

24. Снабженческо-сбытовые надбавка (наценка) в цене товара

Функции по оптовым закупкам, хранению и продаже продукции потребителям-предприятиям или розничным продавцам осуществляют снабженческо-сбытовые, заготовительные предприятия, оптово-посреднические фирмы, торгово-закупочные предприятия. Все перечисленные субъекты сферы обращения несут соответствующие расходы по закупкам товаров, их реализации. Возмещение всех издержек оптовой торговли осуществляется с помощью снабженческо-сбытовых надбавок. Последние, по существу, есть цена за услуги оптового звена.
Как любая цена, снабженческо-сбытовая наценка содержит три элемента:
• затраты посредника или издержки обращения;
• прибыль;
• косвенные налоги.
В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также прибыль, признанная необходимой для нормальной деятельности.
Если предприятия-изготовители отпускают продукцию по свободной отпускной цене, то снабженческо-сбытовые надбавки также устанавливаются самостоятельно субъектами оптового звена с учетом сложившегося спроса и предложения на соответствующем товарном рынке, а также качества и потребительских свойств продукции, товаров.
Если товары поступают от поставщиков, находящихся за пределами России (страны СНГ, зарубежные страны), то уплачиваемые пошлины, сборы (платежи) за таможенные процедуры учитываются в затратах снабженческо-сбытовых организаций при реализации продукции по свободным ценам.

 

Теория трудовой стоимости

Подход, согласно которому критерием ценности товара является количество затраченной труда, называется стоимостным. Он основывается на теории трудовой стоимости, основы которой заложили английские экономисты У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. Однако наиболее полно ее разработал К. Маркс. Исследовав эволюцию формы стоимости, он доказал, что форма стоимости, хотя она реально и существует, оказывается лишь в миновых отношениях. Товар приобретает формы стоимости только во время сопоставления с другими товарами.

В своем развитии стоимость товара приобретала нескольких форм. Самой формой стоимости является простая, единичная или случайная. Она возникла на раннем этапе развития человеческого общества, когда еще не сформировалось общественное разделение труда. Обмен имел эпизодический характер и проходил по такой схеме: первый товар (Tj) обменивался на второй (Т2). Например, Т1 был рыбой, а Т2 - мясом. Такой обмен мог возникнуть между различными общинами, в одной из которых был определенный избыток рыбы, а во второй - мяса. Он был случайным, нерегулярным, как и блага, которые обменивались в определенной пропорции. Товар, который играет активную роль, имеет относительную форму стоимости, а то, что пассивное, эквивалентную. В одном акте обмена определенный товар может быть либо в относительной или эквивалентной форме стоимости.

 

Теория спроса и предложения

Теория спроса и предложения - теория, объясняющая:
- как потребительские предпочтения образуют спрос, а издержки предпринимателей - предложение; и
- как спрос и предложение, взаимодействуя, устанавливают равновесие между количеством товаров и услуг и их ценами.

Закон спроса выражает следуюшую функциональную зависимость спроса (С) от цены (Ц): С=F(Ц), где F - показатель количественной зависисмости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. И обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос.

Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Например, при повышении цены автомашины на 1% объем продаж снижается на 2%. Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее не изменен.

Предложение- это сумма товаров, которые продавцы готовы продать по алтернативным ценам.Закон предложенияхарактеризует следующую функциональную зависимость предложения (П) от цены: П=F(Ц). Чем выше цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот: чем ниже цена, тем ниже предложение. Эластичнымпредложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Допустим (условно), что цена на жевательную резинку повысилась на 5%, вследствие чего в продаже появилось таких вещей больше на 10%. Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубнику). Теория стоимости и ее эволюция. 1. Трудовая теория стоимости. 2 Прибавочная теория стоимости. 3Теория издержек производства как основа ценообразования. 4 Теория предельной полезности.

 

5. Функции цены. Принципы ценообразования.

Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно выделить 5 функций цены.

1.Учетная функция цены – определяется самой сущностью цены, т. е являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые делятся на количественные(ВВП, нац. доход,…) и качественные(рентабельность, производительность труда).

2. Стимулирующая функция цены – выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товара. Цена оказывает стимулирующие воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли.

3. Распределительная функция цены – связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. С помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода.

4.Функция сбалансирования спроса и предложения – выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

5. Функция цены как критерия рационального размещения производства – с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора

экономики в другой и внутри отдельных секторов труда, где норма прибыли более высокая

Принципы ценообразования - это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.

1.Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики и закона стоимости, законов спроса и предложения.

2.Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен.

3.Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в своем движении от сырья до готового изделия, где продукция проходит ряд этапов, на каждом из которых она имеет свою цену и в действующих ценах постоянно вносящие изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.

4.Прицип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в государственном регулировании цен на продукцию и

услуги отраслей и предприятий-монополистов в сфере транспорта, связи, газа и т.д. В случае нарушения дисциплины цен на предприятии или в организации на виновников налагаются административные и экономические санкции.

 

6. формирование цен в рыночных условиях и ценообразующие факторы.Ценообразующие факторы – многообразие условий, в которых формируются структура и уровень цены. Базовые (неконъюнктурные)факторы предопределяют относительно высокую стабильность развития ценовых показателей. Действие этой группы факторов различно на рынках разных типов. Так, в условиях товарного рынка неконъюнктурные факторы считаются внутрипроизводственными, затратными, стоимостными, поскольку движение цен под воздействием лишь этих факторов однонаправлено с движением затрат.

Действие конъюнктурных факторов объясняется изменчивостью рынка и зависит от политических условий, влияния моды, предпочтений потребителя и др.

Регулирующие факторы проявляются тем очевиднее, чем активнее вмешательство государства в экономику. Ценовые ограничения со стороны государства могут носить рекомендательный или жесткий административный характер. По мере развития рынка, все большего насыщения его товарами и услугами возрастает роль конъюнктурных факторов. В настоящее время существуют типы рынков и группы благ, применительно к которым называют только конъюнктурные факторы, например, земля и ценные бумаги.

+ спрос и предложение на рынке!

 

определение рыночной (равновесной) цены.

Точка Р на графике - равновесная цена,свидетельствующая, что цена продавцов (по которой им выгодно торговать), совпадает с ценой покупателей (которая устраивает последних).
Если спроецировать равновесную точку на ось абсцисс, то мы обнаружим равновесное копичество (Кр), характеризующее количественное совпадение спроса и предложения.
Равновесная цена и равновесное количество обладают следующими необыкновенными свойствами.

1.Товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации. 2.В точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) количество полезностей. 3. На рынке не обнаруживается ни избытка товаров (количества, которое излишнее для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита (нехватки) благ. За пределами равновесной цены и равновесного количества на рынке существуют две зоны, которые свидетельствуют об определенном неблагополучии в отношении экономического положения либо продавцов, либо покупателей.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.85.250 (0.01 с.)