Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шейх Мухаммад Джамалуддин аль-Касими↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ОБ ОБТИРАНИИ НОСКОВ ПРИ СОВЕРШЕНИИ МАЛОГО ОМОВЕНИЯ
АВТОР: Шейх Мухаммад Джамалуддин аль-Касими
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ: Шейх Ахмад Мухаммад Шакир
ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ: Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани
ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ В ВОПРОСАХ ОБТИРАНИЯ: Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани ДОПОЛНЕНИЕ К КНИГЕ: ФЕТВЫ О ТОМ, КАК СЛЕДУЕТ ОБТИРАТЬ ХУФФЫ И НОСКИ Шейх Салих аль-Фаузан и шейх Ибн Усаймин
Первое издание на русском языке
Перевод с арабского: Абу Яхья Крымский
СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ
Краткие сведения об авторе книги…………………………………………………… Краткие сведения о шейхе Ахмад Шакере………………………………………… Краткие сведения о шейхе Насыруддине аль-Альбани…………………………… Вступительная статья выдающегося ученного Ахмад Шакира……………… ОБ ОБТИРАНИИ НОСКОВ ПРИ СОВЕРШЕНИИ МАЛОГО ОМОВЕНИЯ ……………………. Предисловие автора Джамалюддина Касими………………………………………………… Разъяснение того, что источником любых законоположений шариата является Коран, поскольку эта Книга – основа всех основ………………………………………
Разъяснение хадисов пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, об обтирании носков и тахасинов……………………………………………………… Упоминание о сомнениях связанных с тремя приведенными хадисами, и ответ на эти сомнения………………………………………………………………………… Разъяснение того, что слово «аль-джаураб» (носки) имеет известное языковое и шариатское значение, от которого нельзя отклониться……………………………. Упоминание о том, что передано по поводу обтирания носков сподвижниками, да будет доволен ими всеми Аллах Что передается о дозволенности протирания носков, в том числе и тонких, от выдающихся сподвижников пророка, да будет доволен ими Аллах, и их последователей………………………………………………………………………………………….. Преимущественное положение высказываний и фетв сподвижников по отношению к взглядам других людей и опровержение тех, кто утверждает о ненадежности преданий и о мнениях сподвижников………………………………… Что передается по поводу обтирания носков последователями (таби’ун)…….. РАЗЪЯСНЕНИЕ МНЕНИЙ ИЗВЕСТНЫХ ПРАВОВЕДОВ ОБ ОБТИРАНИИ НОСКОВ: а) Мнение ученых маликитского мазхаба об обтирании носков……………………. б) Что передается об обтирании носков от имама аш-Шафи’и и его соратников? в) Мнение ученых ханафитского мазхаба г) Мнение ученых ханбалитского мазхаба д) Что сказал об обтирании носков ученый маликитского мазхаба, имам Ибн Рушд? е) Мнение ученых захиритского мазхаба ж) Что сказал об обтирании носков шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа? ЗАКЛЮЧЕНИЕ Приложение: ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ В ВОПРОСАХ ОБТИРАНИЯ (автор: Мухаммад Насыруддин аль-Альбани) 1. Обтирание сандалий 2. Обтирание дырявых хуффов и носков 3. Нарушается ли малое омовение из-за снятия обтертых хуффов или носков? 4. Когда начинается срок действия обтирания? 5. Нарушается ли малое омовение с окончанием срока действия обтирания? ДОПОЛНЕНИЕ К КНИГЕ: ОБ ОБТИРАНИИ НОСКОВ ПРИ СОВЕРШЕНИИ МАЛОГО ОМОВЕНИЯ
Во Имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного
Предисловие автора
Хвала Аллаху, Который не сделал религию тяжелой для богобоязненных, Который пожелал для них облегчения и не пожелал для них трудностей. Поистине, Аллах – Наимилосердный из милосерднейших! Да пребудет мир и благословение Аллаха над Пророком милости, который был направлен Им с пречистой и легкой религией единобожия, свободной от оков и тягостей, возложенных на предыдущие общины! Да пребудет мир и благословение Аллаха над печатью пророков и нашим господином, Мухаммадом, а также над его семьей, над его пречистыми и благими сподвижниками и над всеми, кто искренне и в точности последовал по их пути вплоть до Судного Дня!
А затем:
Мне неоднократно задавали вопросы об обтирании носков при совершении малого омовения. Люди говорили мне о необходимости полностью раскрыть эту тему, разъяснить мусульманам шариатское законоположение (хукм) по данному вопросу и распространить среди них соответствующие знания. До этого некоторые школьные преподаватели сетовали мне на то, что дети – мальчики и девочки – мучаются, совершая малое омовение в зимние дни, из-за необходимости мыть ноги, и что у них от холода болят стопы. Также мне рассказывали о том, как тяжко приходится зимой беднякам, моющим ноги во время каждого омовения. Более того, мне говорили, что многие учащиеся школ, а также мужчины и женщины, в зимние дни вообще не совершают намаз, так как им больно мыть ноги, которые из-за холода часто подвергаются обморожению, покрываются трещинами и язвами. Кроме того, я наслышан о трудностях, с которыми сталкиваются пассажиры морских судов при мытье ног, из-за чего многие из них, находясь в пути, не совершают намаз. Мне также рассказали ряд историй о том, как многие люди вообще переставали совершать намаз по причине неправильного понимания религии и собственного невежества относительно дозволений всеобъемлющего Шариата, облегчающих жизнь людей. Те, кто поведал мне эти истории, говорили, что если бы люди знали о шариатских дозволениях, которые облегчают им выполнение религиозных установлений и избавляют их от трудностей, то они не нашли бы для себя оправданий, отказавшись от совершения намаза, который относится к числу главных опор веры и является одним из самых известных обрядов Ислама. Всякий раз, отвечая на эти вопросы, я говорил, что исламская религия во всех своих законоположениях предусматривает облегчение для своих последователей и избавляет их от затруднений. Ислам настолько облегчил людям религиозные предписания, что ничего более легкого и быть не может. Поэтому наша религия является милостью и исцелением для сердец. Также я им говорил: «Более того, эта высокочтимая религия зиждется на облегчении и великодушии. По сути, сама основа Ислама направлена на то, чтобы избавить людей от тягостей и облегчить их положение при выполнении религиозных предписаний в случае возникновения трудностей. Что же касается этого вопроса (т.е. вопроса об обтирании носков – прим. редактора), то он широко известен всем исламским правоведам. О нем передается в хадисах, и он является мазхабом сподвижников, их последователей, имамов-муджтахидов и всех рассказчиков хадисов. Никто не может оправдаться тем, что он не знает об этом дозволении Шариата. Поэтому разве могут те, кто обучается исламскому праву (фикх), не обращать внимания на изучение столь важного вопроса фикха и не стремиться к его уяснению. Мусульманская община обязана (ваджиб) изучать его, поскольку знание приходит только через обучение, а понимание религии (фикх) – только через уяснение (тафахум). Всякий, кто не стремится к знаниям и не проявляет усердия в понимании и уяснении религии, обречен на пребывание в кромешной тьме и глубоком заблуждении. Невозможно идти по Истинному Пути, если он не освещен пониманием религии и твердым знанием, ведь Посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Кому Аллах желает добра, тому Он дарует понимание религии». По прошествии некоторого времени меня попросили составить на эту тему небольшую книгу, в которой были бы собраны соответствующие хадисы Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, предания сподвижников и последователей, да будет доволен ими Аллах, а также мнения известных имамов. Прежде чем приступить к написанию данной книги, я обратился к Всевышнему Аллаху с мольбами о благословении и помощи. Я приложил все свои усилия, исследуя хадисы и предания, в которых сообщается об обтирании носков, и изучая соответствующие высказывания имамов. Затем, отобрав изученные и исследованные материалы, я поместил их на страницах этой книги. Хвала Аллаху, как в начале, так и в конце, ибо Он – Покровитель праведников!
Преимущественное положение высказываний и фетв сподвижников По отношению к взглядам других людей и опровержение тех, кто утверждает Разъяснение мнений известных правоведов об обтирании носков.
А) Мнение ученых маликитского мазхаба об обтирании носков.
Имам Ибн аль-Касим в «аль-Мудаввана» пишет: «Малик говорил о носках, подошва и верхняя часть которых обшита кожей: “Их можно обтирать”. Затем он изменил свое мнение и сказал: “Их нельзя обтирать”». Далее Ибн аль-Касим отмечает: «Первое мнение Малика об обтирании носков, которые обшиты кожей вшеуказанным способом, мне нравится больше». Ибн Йунус сказал: «Правильным является первоначальное мнение Малика, поскольку носок, обшитый кожей и доходящий до лодыжек, подобен хуффу». Аль-Мувак приводит это высказывание Ибн Йунуса в «ат-Тадж ва аль-Иклиль». Таким образом, Ибн аль-Касим выбрал то мнение, от которого отказался его имам – Малик, ясно указав, что это мнение ему нравится больше. Как слова Ибн аль-Касима, так и высказывание Ибн Йунуса самым убедительным образом доказывают, что последователи имамов воздерживались от полного подражания своим учителям и опирались только на шариатский довод (далиль), который, по сути, и был их мазхабом. В этом же мы убеждаемся на примере двух самых выдающихся последователей имама Абу Ханифы (т.е. Абу Йусуфа и Мухаммада ибн аль-Хасана – прим. редактора). Они не подражали слепо своему имаму, а придерживались доводов. То же самое касается и последователей имама аш-Шафи’и. Например, известно, что аль-Музни часто расходился во мнениях со своим учителем – имамом аш-Шафи’и. Ан-Навави в конце книги «Шарх Хутба аль-Мухаззаб» приводит следующие слова имама аль-Харамейн: «Если аль-Музни выражает свое мнение, то он представляет самостоятельный мазхаб». Многие последователи аш-Шафи’и по некоторым вопросам отдавали предпочтение его первоначальному мнению, от которого он отказался, и после него выносили свои фетвы, основываясь на них. Имам аль-Харамейн сказал: «Первоначальное мнение, от которого отказались, больше не является частью мазхаба. Поэтому, если известно первоначальное мнение, и мы видим, что наши соратники выносят фетвы на его основании, то мы считаем, что они пришли к этому в результате собственного иджтихада, в ходе которого были найдены соответствующие доводы. Эти ученые являются муджтахидами, и они выносят фетвы, опираясь на доводы». Обрати внимание, уважаемый читатель, на следующие слова: «Эти ученые являются муджтахидами…». Осознав их, ты поймешь несостоятельность заявлений тех, кто говорит, что эти ученые являются муджтахидами лишь внутри своего мазхаба. Нет, они являются муджтахидами в самом широком смысле этого слова, хотя не всякий муджтахид имеет последователей и сформировавшийся мазхаб. И если умозаключение такого муджтахида выходит за рамки мнения имама, то оно не относится к его мазхабу. Ан-Навави сказал: «Ранее среди ученых возникло следующее разногласие: относится ли то, что выходит за рамки мнения аш-Шафи’и, к его мазхабу или нет? Наиболее правильно считать, что не относится».
Б) Что передается об обтирании носков от имама аш-Шафи’и и его соратников
Имам ат-Тирмизи в своем сборнике хадисов «ас-Сунан» (глава «Об обтирании носков и сандалий») пишет: «Об этом (т.е. о дозволенности обтирания носков – прим. автора) говорило немало ученых, в том числе Суфьян ас-Саури, Ибн аль-Мубарак, аш-Шафи’и, Ахмад и Исхак. Все они говорили следующее: «Если носки плотные, то их можно обтирать, даже если у них нет кожаной подошвы, как у сандалий». Как известно, ат-Тирмизи передавал много сообщений от последователей имама аш-Шафи’и. Поэтому в конце своего сборника «ас-Сунан» он отмечает: «Что касается приведенных в этом труде сообщений от имама аш-Шафи’и, то большинство из них я услышал от аль-Хасана ибн Мухаммада аз-За’фарани, передавшего их от него. Что касается сообщений, связанных с малым омовением и намазом, то о них нам рассказал Абу аль-Валид аль-Макки, ссылаясь на аш-Шафи’и. Некоторые сообщения нам рассказал Абу Исмаил, которому их рассказал Йусуф ибн Йахья аль-Кураши аль-Буйути со слов аш-Шафи’и. В моем сборнике приводятся некоторые сообщения, переданные ар-Раби от аш-Шафи’и. Мы получили от ар-Раби разрешение (иджаза) на передачу этих сообщений, о котором он нам написал». Имам аш-Ширази в книге «аль-Мухаззаб» пишет: «Если человек надел носки, то ему дозволяется обтирать их при соблюдении двух условий: (1) носки должны быть толстыми и непрозрачными, и (2) у них должна быть обшитая кожей подошва». В комментариях к «аль-Мухаззаб» ан-Навави отмечает: «Этого мнения твердо придерживалась целая группа ученых: шейх Абу Хамид, аль-Мухамили, Ибн ас-Саббаг и другие. Со слов аль-Музни передается, что он обтирал только те носки, которые были изготовлены из кожи». Далее ан-Навави указал: «Однако не только правильным, но и истинным является то мнение, которого придерживались аль-Кади, Абу ат-Таййиб, аль-Каффал и многие другие ученые-исследователи. Передается, что они считали дозволенным обтирание любого вида носков, если в них возможна ходьба в течение долгого времени. В противном случае, по их мнению, такие носки обтирать нельзя».
В) Мнение ученых ханафитского мазхаба
Имам аль-Касани в «Бадаи ас-Санаи» пишет: «Если носки обшиты кожей сверху и снизу или же только со стороны подошвы, то их обтирать дозволяется. Среди наших соратников (т.е. последователей ханафитского мазхаба – прим. редактора) нет разногласий по этому вопросу. Что касается носков, не обшитых кожей сверху и снизу или же со стороны подошвы, то дозволенность их обтирания зависит от толщины. Если носки тонкие и прозрачные[66], то согласно единодушному мнению ученых[67] (иджма) обтирать их нельзя. Что же касается плотных носков[68], то Абу Ханифа полагал, что обтирать их нельзя, а Абу Йусуф и Мухаммад (ибн аль-Хасан), наоборот, считали это дозволенным. Тем не менее, сообщается, что в конце своей жизни Абу Ханифа согласился с мнением Абу Йусуфа и Мухаммада. Во время болезни Абу Ханифа начал обтирать свои носки, а затем сказал людям, пришедшим его навестить: «Я сделал то, что запрещал людям». Из этих слов имама следует, что он отказался от своего первоначального мнения». Далее имам аль-Касани пишет: «Абу Йусуф и Мухаммад ссылались в качестве довода на хадис аль-Мугиры ибн Шу’бы, в котором сообщается, что Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, совершил малое омовение и обтер носки. Кроме того, они провели следующую аналогию: поскольку хуффы дозволено обтирать, чтобы освободить человека от тягот, связанных с необходимостью их снимать, тот же смысл содержится и в обтирании носков».
Г) Мнение ученых ханбалитского мазхаба Автор книги «аль-Икна ва Шархуху» пишет: «Дозволяется обтирать толстые носки из шерсти и другого материала, даже если эти носки не обшиты кожей, либо они сделаны из тряпок, однако при условии, что они годятся для продолжительной ходьбы». Далее в этом труде сказано: «Из хадиса аль-Мугиры (, в котором сообщается, что Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, совершил малое омовение и обтер носки и сандалии – прим. автора) следует, что носки Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, не имели кожаной подошвы, как у сандалий. Если бы это было так, то аль-Мугира не упомянул бы о сандалиях, ведь тогда это было бы то же самое, что сказать: «Он обтер свои хуффы и сандалии», а в данном хадисе так не говорится»[69].
Д) Что сказал об обтирании носков ученый маликитского мазхаба, имам Ибн Рушд
В книге «Бидайа аль-Муджтахид» имам Ибн Рушд, да будет милостив к нему Аллах, пишет: «Ученые разошлись во мнениях относительно обтирания носков. Причина этого состоит в том, что они по-разному оценивали степень достоверности хадисов, сообщающих об обтирании Пророком, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, носков и сандалий. Другая причина их разногласий заключается в правомочности проведения аналогии между хуффами и другими изделиями, надеваемыми на ноги. Одни ученые считают, что обтирание носков подобно обтиранию хуффов. Другие же ученые не соглашаются с этим, полагая, что обтирание хуффов – это особый вид поклонения, и проведение здесь аналогии неуместно. Поэтому те богословы, которые либо считают хадисы об обтирании носков недостоверными, либо до них эти хадисы не дошли, либо они не видят оснований для проведения здесь аналогии, говорят только о дозволенности обтирания хуффов. Те же богословы, которые считают хадисы об обтирании носков достоверными и указывают на дозволенность проведения соответствующей аналогии, разрешают обтирать носки». В вышеупомянутой книге Ибн Рушд придерживается методики, разъясняющей способы постижения муджтахидами какого-либо вопроса. При этом муджтахиды используют разные способы постижения одного и того же вопроса, что приводит к появлению нескольких мнений. Однако лишь одно из них может быть истинным, а таковым является то мнение, которое подтверждается доказательством (бурхан) и усиливается умозаключением. В нашем случае дозволенность обтирания носков как раз и подтверждается доказательством. Что же касается умозаключения, то оно усиливается теми доводами, которые мы привели ранее, и которые мы приведем далее. Исходя из этого принципа, ан-Навави, опровергая мнение имама Малика о нежелательности соблюдения добровольного шестидневного поста в месяце шавваль, хотя о его желательности передается в «ас-Сахихе» Муслима, пишет: «Если какой-либо довод твердо установлен в Сунне, то его нельзя отвергать лишь на том основании, что его отвергли некоторые люди, либо большинство людей, либо даже все люди». То же самое можно сказать и об обтирании носков. Нельзя отвергать данное законоположение, которое подтверждено достоверными доводами, ориентируясь на чьи-то возражения и суждения по аналогии, потому что вывод, сделанный на основании иджтихада, не может заменить шариатский текст, содержащий соответствующий довод. Да упасет нас Аллах от того, чтобы противопоставлять шариатским текстам чьи-либо мнения и суждения по аналогии! Имам Ибн аль-Каййим пишет[70]: «Те, кто не довольствуются шариатскими текстами, попадают в одну из следующих ситуаций. Иногда они добавляют к шариатскому тексту то, чего в нем нет, называя это суждением по аналогии (кыяс). Иногда они лишают шариатские тексты некоторых из их значений, называя это конкретизацией (тахсис). Иногда же они вообще отвергают шариатский текст, говоря, что он не является указанием к действию, или что он противоречит суждению по аналогии, или что он не согласуется с основополагающими правилами (фикха)». Далее Ибн аль-Каййим отмечает: «Мы считаем, что чем глубже человек внедряется в суждения по аналогии (кыяс), тем больше его мнение отличается от хадисов. И мы видим, что хадисам и преданиям противоречат лишь сторонники самостоятельного суждения и кыяса (ахль ар-райй ва аль-кыяс). Сколько достоверных и ясных хадисов было из-за этого отвергнуто! Сколько шариатских законоположений (ахкам), содержащихся в преданиях, было из-за этого утрачено! Хадисы и предания лишены сторонниками самостоятельного суждения и кыяса своего смысла, своего места, своего предназначения и своей власти. Они оставляют от хадисов одно лишь название, а суждения извлекают из других источников. Если это не так, то почему же тогда отвергается хадис об обтирании носков?..» В самом деле, что мешает согласиться с тем, что обтирание носков дозволено Шариатом, ведь на это указывает достоверная Сунна?! Более того, это подтверждается тем же суждением по аналогии, в чем уважаемый читатель сможет убедиться сам, ознакомившись чуть позже с соответствующим высказыванием Ибн Таймиййи, да будет милостив к нему Всевышний Аллах.
Заключение
Несомненно, что установленные в Шариате облегчения, о которых сообщается в хадисах Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, являются великой милостью в любом месте и при любых обстоятельствах. Однако со всей полнотой эта милость проявляется при возникновении определенных ситуаций. Например, шариатское дозволение обтирать носки в наибольшей степени облегчает жизнь людей в холодные дни, либо когда человек находится в пути, либо во время болезни, либо при появлении на ногах трещин, отеков и т.д. Так, в упомянутом нами ранее хадисе сообщается, что во время одного из походов воины пожаловались Пророку, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, на холод, и он, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, велел им обтирать чалмы и тасахины.
Ибн Джарир (ат-Табари) в своем толковании Корана приводит следующее предание: «Один человек, который вместе с Икримой, да будет доволен им Аллах, направлялся в Васит, сказал: «Я не видел, чтобы он мыл свои ноги. Он лишь обтирал их до тех пор, пока не выехал из города». [74] Ранее уже упоминался рассказ о том, что в конце своей жизни Абу Ханифа согласился с мнением Абу Йусуфа и Мухаммада по поводу обтирания носков. Во время болезни Абу Ханифа начал обтирать свои носки, а затем сказал людям, пришедшим его навестить: «Я сделал то, что запрещал людям». Как пишет имам аль-Касани в своем труде «аль-Бадаи», в котором он приводит этот рассказ, «из этих слов имама следует, что он отказался от своего первоначального мнения». Отказ Абу Ханифы от своего прежнего мнения свидетельствует о его достоинстве, справедливости и беспристрастности. Ученым-муджтахидам свойственно менять свое мнение в пользу более сильного и убедительного аргумента, что указывает на их достоинства и заслуги. Наиболее поучительный урок в этой истории об имаме Абу Ханифе заключается в том, что он отказался от своего прежнего мнения и объявил об этом прилюдно, не в пример упрямцам, которые никогда не признают истину и не возвратятся к ней, даже если ты приводишь им доказательства, перед которыми смягчается железо, и раскалываются камни. В поступке Абу Ханифы нет ничего удивительного, ведь имамам-муджтахидам были присущи мягкость, совершенство, прекрасный нрав, справедливость и готовность в любой момент признать истину. Другим замечательным примером является имам аш-Шафи’и. Когда он переехал из Ирака в Египет и начал исследовать свое первоначальное мнение (мазхаб) по религиозно-правовым вопросам, то он отказался от многих из своих прежних взглядов. Ученые считают это проявлением выдающихся заслуг и достоинств имама аш-Шафи’и, ибо причина такого поступка кроется в его богобоязненности и предпочтении вечной жизни (ахира). Именно подобного рода причины удерживают благочестивого человека от потакания собственным желаниям и предпочтения мирской жизни (дунья). Точно так же поступил и Абу Ханифа, обратившись к мнению о дозволенности обтирания носков. Некоторые люди полагают, что чрезмерная строгость (ташаддуд) при выполнении обязательных предписаний (аза’им) и игнорирование соответствующих шариатских облегчений (рухас) исходят от богобоязненности. Да упасет нас Аллах от таких ошибочных суждений! Как они могут быть истинными, если Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Не проявляйте к себе чрезмерной строгости, ибо тогда Аллах проявит строгость к вам! Поистине, (до вас жили) люди (каум), проявившие к себе строгость, и тогда Аллах проявил строгость к ним. Их остатки ютятся в кельях и монастырях, “а монашество они выдумали сами” [75] « [76]. В другом хадисе Посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах любит, когда (люди) пользуются Его облегчениями, в той же степени, как Он любит, когда выполняются Его обязательные предписания» [77]. Посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, также сказал: «Поистине, Всевышний Аллах любит, когда раб принимает Его облегчения, так же, как раб любит, когда Господь прощает его» [78]. Кроме того, Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Поистине Аллах любит, когда (люди) пользуются Его облегчениями, в той же степени, как Он ненавидит, когда совершаются грехи» [79]. Также Посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Погибли проявляющие чрезмерную строгость» [80]. Конечно же, среди избранных рабов Аллаха есть такие, которые, будучи преисполнены усердия и старания, придерживаются только обязательных предписаний, не пользуясь шариатскими облегчениями. Однако они это делают не потому, что игнорируют хадисы Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, или отказываются от тех облегчений, использование которых является делом благочестия. Нет, они поступают так лишь с целью воспитания собственной души и приучения ее к тому, что лучше, достойнее и совершеннее. Правоведы называют это «мерами предосторожности» (ихтият), «отдалением от спорного» и «предпочтением того, относительно чего существует единодушие (иджма) и согласие (и’тиляф)». Подобная позиция имеет основание в достоверной Сунне. Например, сообщается, что Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, выстаивал ночные намазы до тех пор, пока не отекали его стопы. Когда ему сказали: «Зачем ты так утруждаешь себя, ведь Аллах простил тебе как прошлые, так и будущие грехи?», – он ответил: «А разве мне не следует быть благодарным рабом?». Я прошу Аллаха включить нас в число Своих благодарных рабов, даровать нам понимание религии и собрать нас в День Воскресения с теми, кого Он облагодетельствовал: с пророками, правдивейшими рабами, мучениками за веру и праведниками. И вся хвала надлежит Аллаху, Господу миров! *** В заключение своей книги Мухаммад Джамалуддин аль-Касими пишет: «После проверки черновых версий этого послания и внесения в него некоторых поправок, я остановился на данном варианте рукописи, закончив работу в месяце раби аль-ахир 1332 года хиджры (февраль/март 1914 года по христианскому летоисчислению – прим. редактора) в нашем доме в Дамаске[81]. Хвала Аллаху, Обладателю величия и почета!»
Обтирание сандалий
Что касается сандалий, то среди ученых из последних поколений мусульман широко распространилось мнение о недозволенности их обтирания. При этом нам неизвестен ни один довод в пользу такого суждения, за исключением слов аль-Байхаки, приведенных в его «ас-Сунан» (1/288), где он пишет: «Основа (аль-асль) заключается в обязательности мытья ног, если только нет довода, достоверно установленного в Сунне, который конкретизировал бы (эту основу), либо единодушного мнения ученых (иджма’), относительно которого не существует разногласий. Однако, ни обтирание сандалий, ни обтирание носков не попадает ни в одну из этих двух категорий. А Аллаху это ведомо лучше». Таковы слова аль-Байхаки. Совершенно очевидно, что в них, к сожалению, оставлены без внимания, упомянутые в послании шейха аль-Касими хадисы, в которых установлено обтирание носков и сандалий. Как уже было отмечено, иснады некоторых из этих хадисов являются достоверными. Вот почему после внимательного изучения вышеупомянутого высказывания аль-Байхаки ученый ханафитского мазхаба Ибн ат-Туркмани в своей книге «аль-Джаухар ан-Наки» (1/288) пишет: «Я в свою очередь скажу: это (высказывание) неверное. Ранее уже было отмечено, что ат-Тирмизи подтвердил достоверность хадисов об обтирании носков и сандалий. Он назвал хорошим как хадис Хузейля, который передается от аль-Мугиры, так и хадис ад-Даххака, который передается от Абу Мусы. Ибн Хиббан назвал достоверным хадис от Ауса, в котором сообщается об обтирании сандалий, а Ибн Хузейма [83] назвал достоверным хадис Ибн Умара об обтирании сабтийских сандалий. Упомянутый аль-Байхаки хадис об обтирании сандалий, который приводится им от Зайда ибн аль-Хаббаба со слов ас-Саури (т.е. через цепочку передатчиков, восходящую к Ибн Аббасу, как говорилось ранее), является хорошим (джаййид). Ибн аль-Каттан назвал достоверным такой же хадис, переданный от Ибн Умара». Я (т.е. шейх аль-Альбани - прим. редактора) говорю: если человек узнал об этом, то ему даже нельзя колебаться в принятии данного шариатского дозволения, особенно после того, когда была установлена достоверность хадисов об обтирании носков и сандалий. Дело обстоит именно таким образом, ибо, как сказал шейх аль-Касими в своей книге: «Когда достоверность хадиса установлена, остается только одно: слушать и повиноваться». Это становится еще более актуальным после того, когда человек узнал, что так поступали сподвижники во главе с праведным халифом Али ибн Абу Талибом, да будет доволен им Аллах, о чем говорилось ранее. Более того, такого же мнения придерживались некоторые имамы из числа праведных предшественников, да будет доволен ими всеми Аллах. Ибн Хазм, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, в своем труде «аль-Мухалла» (2/103) пишет: «Если хуффы обрезаны ниже лодыжек, [84] то их дозволено обтирать. Таково мнение аль-Ауза’и. Передается, что он сказал: “Человек, находящийся в состоянии ихрама (мухрим), может обтирать хуффы, которые обрезаны ниже лодыжек”… Другие же (ученые) сказали: “Можно обтирать лишь те хуффы, края которых выше лодыжек”».
ОБ ОБТИРАНИИ НОСКОВ ПРИ СОВЕРШЕНИИ МАЛОГО ОМОВЕНИЯ
АВТОР: Шейх Мухаммад Джамалуддин аль-Касими
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ: Шейх Ахмад Мухаммад Шакир
ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.60 (0.011 с.) |