Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пранаяма (управление дыханием)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Есть две причины, принуждающие разум блуждать: васаны - желания, вызванные скрытыми впечатлениями чувств, - и дыхание. Если одно покоряется, то и другое само по себе поддается управлению. Из этой пары прежде следует овладевать дыханием. "Йогакундалья-упанишада", 1:1-2 Процесс дыхания вызывает в разуме образы. Когда дыхание успокаивается, успокаивается и разум. "Йогакундалья-упанишада", 89 Контроль над дыханием приводит как к физическому, так и к умственному развитию. "Вараха-упанишада", 5:46-49 Когда нади прочищены с помощью нади-шодхана-пранаямы, прана с силой входит в сушумну и разум успокаивается. "Шандилья-упанишада", 1:7.9-10 Сначала прими позу йоги (асану); держи тело прямым, взор устреми в одну точку, расслабь челюсти, чтобы верхние зубы не касались нижних. Поверни язык назад. Используй запечатывание подбородка (джаландхара-бандху) и с помощью правой руки дыши через любую ноздрю по своему выбору; сохраняй неподвижность тела и легкость разума. Затем приступай к пранаяме. "Тришикхибрахмана-упанишада", 92-94-й разделы мантр Сперва выдохни воздух из легких через правую ноздрю, прикрыв левую пальцами правой руки. Затем сделай вдох левой ноздрей, считая до 16; затем задержи дыхание, считая до 64; затем выдохни через правую ноздрю, считая до 32. "Тришикхибрахмана-упанишада", 95-98-й разделы мантр С помощью пранаямы покоряются 10 форм праны: прана, апана, самана, вьяна, удана, курма, крикила, нага, дхананджая и девадутта. "Мундамала-тантра", глава 2, стр. 3 Благодаря пранаяме усмиряется волнение праны и успокаивается разум. "Гандхарва-тантра" Посредством пранаямы устраняется внутренняя загрязненность. Это лучшая практика йоги. Без нее освобождение невозможно. "Гандхарва-тантра", глава 10, стр. 47 Пранаяма очищает разум и чувства. "Куларнава- тантра", глава 15, стр. 75 Тот, кто здоров, питается умеренно и умеет управлять дыханием, становится йогом... Тот, кто чист и практикует половое воздержание, способен управлять дыханием. Регулярная практика совершенно необходима. Без пранаямы йога невозможна. "Рудраямала-тантра", часть 2, 17:40 -43 На первой стадии пранаямы возникает потоотделение; на второй стадии тело сотрясается; на высшей, третьей стадии тело воспаряет в воздух. Пранаямой надлежит заниматься регулярно, пока йог не достигнет третьей стадии. "Шардатилака", 25:21-22 Когда контроль над дыханием становится совершенным, тело обретает легкость, внешний вид - доброжелательность, глаза - яркость, пищеварение - силу; дыхание приносит внутреннюю чистоту и радость. "Грахаямала-тантра", глава 13, стр. 102 Пратьяхара (отстраненность) Органы чувств и действия должны отстраняться от манаса (ощущающего разума), а манас должен погрузиться в джня-натман (сознание). "Катха-упанишада", 1:3.13 Чувства следует контролировать волей, пребывающей в хрите (лотос с 8 лепестками в сердечной чакре, то есть ананда-канда, или духовное сердце). "Шветашватара-упанишада", 2.8 Посредством сосредоточенного разума чувства следует покорять в самом их источнике - в чакрах. "Тришикхибрахмана-упанишада", 115-й раздел мантр Разум следует отстранять путем последовательного сосредоточения при выполнении кумбхаки (приостановки дыхания) на 18 адхарах (жизненно важных точках) в следующем порядке: большой палец ноги, лодыжка, икра, колено, бедро, анус, половые органы, область брюшины, пупок, сердце, запястье, локоть, шея, кончик носа, глаза, глубинная часть нёба, межбровье и лоб. Отстранение органов чувств (индрийя-ахарона) от объекта посредством способности управлять (воли) называется пратьяхарой. "Даршана-упанишада", 7.1-2 Дыхание следует приостанавливать путем сосредоточения, переносимого последовательно на следующие точки: корни зубов, шею, грудь, пупок, основание позвоночника, муладхару (район копчика), бок, бедро, колено, икру и большой палец ноги. Древние йоги называли это пратьяхарой. "Даришна-упанишада", 7.5-9 Контроль над разумом в отношении ощущаемых предметов представляет собой пратьяхару. "Мандалабрахмана-упаниишда", 1:7 Отстранение чувств от тех объектов, к которым чувства испытывают естественное влечение, называют пратьяхарой. "Йогатйттва-упанишада", 68; 69 Пратьяхара представляет собой отстранение чувств от объектов, отношение к ощущаемым образам как к Богу, отрешение от плодов действий, отвращение от всех предметов и сосредоточенное удерживание внимания на 18 адхарах в следующем, восходящем и нисходящем порядке: стопа, большой палец ноги, лодыжка, икра, колено, бедро, анус, половые органы, пупок, сердце, шея, гортань, нёбо, ноздри, глаза, межбровье, лоб и голова. "Шандияья-упаниишда", 8:1-2 Блуждания разума вызываются желаниями; когда желания покоряются посредством пратъяхары, разум становится неподвижным и сосредоточивается на Боге. "Рудраямала-тантра", 2:24.137 Разум, связанный с чувствами и их объектами, неудержим, жесток, неуправляем и не желает подчиняться; его отстранение с помощью силы воли именуется пратьяхарой. Практика пратьяхары приносит йогу спокойствие и способность глубокого сосредоточения. Это направляет его к йоге. "Рудраямала-тантра", 2:27.28-30 При кумбхаке (приостановке дыхания) разум должен быть сосредоточенным; начиная с муладхары, шаг за шагом, к другим чакрам - вот что называют пратьяхарой. "Тантрараджа-тантра", 27:70 Дхарана (сосредоточение) Дхарана представляет собой удержание божественного духа в сознании в ходе сосредоточения. "Амританада-упанишада", 15 Отстранение сознания от сферы восприятия и удержание его в сфере сверхсознания является дхараной. "Мандалабрахмана-упанишада", 1:1.8 После практик ямы, ниямы, асаны и пранаямы, занимающемуся йогой следует удерживать свой разум на 5 формах элементов в соответствующих центрах организма. Это называют дхараной. "Тришикхибрахмана-упанишада", 133-134-й разделы мантр Дхарана бывает 3 типов: 1) сохранение сосредоточенности на божественном аспекте самого себя; 2) сохранение сосредоточенности на акаше (пустоте) в центре хрит (духовном сердце внутри анахата-чакры, лотосе с 8 лепестками); 3) сохранение сосредоточенности на 5 божественных формах: Брахме, Вишну, Бридхрудре, Ишана-Шиве и Паньчавактре. "Шандилья-упаниимда", 1:9.1 Что бы ни видели глаза, ни слышали уши, ни обонял нос, ни вкушал язык, ни осязала кожа - все это следует считать божественной сущностью. Так следует превращать объект восприятия в божественную сущность и удерживать его в сознании. "Йогататтва-упанишада", 69-72 Сосредоточение на большом пальце ноги, лодыжке, колене, мошонке, половом органе, пупке, сердце, шее, горле, язычке, носе, межбровье, груди и голове во время кумбхаки (приостановки дыхания) называют дхараной. "Гандхарва-тантра", глава 5, стр. 25 Удержание в сознании определенных жизненно важных точек при задержке дыхания называется дхараной. "Прапаньчасара-тантра", 19; 21; 22 Сосредоточение на 6 тонких центрах и кундалини именуется дхараной. "Рудраямала-тантра", часть 2,27; 34; 35 Сосредоточенность на полной божественной форме есть дхъяна (медитация), а сосредоточенность только на одном ее аспекте является дхараной. "Бхуташуддхи-тантра", глава 9, стр. 8 Дхьяна (медитация) Глаза не способны увидеть высшую сущность; слова не могут описать ее. Она недостижима для остальных чувств и непостижима. Высшая сущность открывается только в дхъяне. Дхьяна (подлинная медитация) возможна лишь тогда, когда сознание одухотворено чистотой знания о себе. "Мундака-упаншшда", 8:1.8 Дхьяна представляет собой сосредоточенность на божественной сущности - недвижимой, лучезарной, чистой и блаженной, пребывающей в центре хрит (духовном сердце). "Кайвалъя-упанишада", 5 Сосредоточение на обобщенной форме Бога, осознанной путем сосредоточения на мантре, и последующее сосредоточение на Боге, лишенном формы, является дхьяной. "Даршана-упанишада", 9:1-3; 9:5 Когда сосредоточение достигает уровня недвойственного сознания (видения высшей сущности в каждой частичке мира), наступает дхъяна. "Мандалобрахма-упанишада", 1:1.9 Дхъяна бывает двух типов: сагуна-дхьяна - медитация на Боге, имеющем форму и качества; и ниргуна-дхъяна - медитация на Боге, не имеющем ни формы, ни качеств. Выполнение приостановки дыхания и медитация на божестве является сагуна-дхъяной, а медитация на высшей сущности, лишенной формы, является ниргуна-дхъяной. Ниргуна-дхьяна ведет к самадхи. "Йогататтва-упанишада", 105 Дхъяна заключается в беспрерывном удержании образа божества в сознании. "Прапаньчасара-тантра", 19:22-23 Дхъяна представляет собой сосредоточение на форме божества мантры. "Куларнава-тантра", глава 17, стр. S3 Самадхи Состояние, когда сознание пребывает в сосредоточении и озаряется божественным светом, когда оно лишено какого-либо стремления, - такое состояние сверхсознания называют самадхи. "Аннапурна-упанишада", 1:48 Посредством контроля над чувствами, покорения желаний, сосредоточения и воздержания йог достигнет самадхи. В самадхи вся любовь направляется к высшему существу; человек полностью увлекается и поглощается Им, испытывая в Нем совершенное блаженство. В самадхи йогу открывается знание, заключенное в слове-форме (пранаве). "Нрисимхатапанья-упанишада", 2:6.4 Непрерывный поток сознания в форме Брахмана, высшей сущности, в которой растворяется самость, именуется сампраджнята-самадхи. Это достигается долговременной практикой дхьяны. "Муктика-упанишада", 2:53 Действующий на уровне чувств разум является основной причиной любого земного знания. Когда разум исчезает, исчезает и земное знание. По этой причине следует удерживать сознание в глубоком сосредоточении на высшей сущности. "Адхьятма-упанишада", 26 Самадхи есть такое состояние, в котором сознание пребывает только в природе объекта сосредоточения и остается неподвижным, как пламя лампы в безветрие; в этом состоянии постепенно исчезают ощущения проведения сосредоточения и личности (то есть чувство "Я сосредоточен"). "Адхьятма-упанишада", 35 То состояние, когда разум не ощущает беспокойства, самости, удовольствия, страдания, когда сознание совершенно неподвижно, словно скала, и погружено в глубокое сосредоточение, является самадхи. Самадхи есть состояние полной безмятежности. "Аннапурна-упанишада", 1:49-50 Такое состояние сознания, когда нет ни объектов, ни влечений, ни отвращений, но есть только высшее счастье и высшая сила, представляет собой самадхи. "Маха-упанишада", 4:62 Когда сознание достигает такого состояния, в котором становится единообразным (лишенным двойственности), наступает самадхи. "Амританада-упанишада", 16 Самадхи - это сознание в глубокой сосредоточенности и осознанность, слившиеся с высшим сознанием. "Даршана-упанишада", 10:1 Самадхи - это растворение личного сознания (жата) в высшем сознании. "Гандхарва-тантра", глава 5, стр. 26 Подобно тому как брошенный в воду кристалл соли растворяется в воде и становится единым с ней, так и в состоянии под названием самадхи личное сознание сливается с высшим сознанием. "Саубхагъялакшми-упаншиада", глава 5, стр. 26 Самадхи есть то состояние, в котором осознание "я" и высшее сознание становятся одним. Оно лишено двойственности и исполнено блаженства; в нем остается только высшее сознание. "Шандилья-упанишада", 1:11.1 Когда сосредоточенное сознание исчезает, наступает самадхи. "Мандалабрахмлна-упанишада", 1:1.10 Когда единообразное сосредоточенное сознание растворяется посредством усиленного сосредоточения, остается только сущность высшего сознания. "Аннапурна-упанишада", 1:23 Когда глубочайшее сосредоточение на высшем Брахмане также исчезает само по себе, возникает нирвикалъпа-самадхи, в котором исчезают все скрытые впечатления чувств. "Аннапурна-упанишада", 4:62 [1] Кит. думай. См. об этом: Ян Цзюньмин. Корни китайского цигун. К.: "София", 1997. [2] "Таинственная кундалини". [3] Разумеется, эти упражнения ни в коем случае нельзя даже пытаться выполнять, не имея многолетнего опыта йоги и квалифицированного учителя. - Прим. ред. [4] Подробное обоснование сведений этого раздела см. в Приложении. [5] В соответствии с тантрическим (т. е., по существу, магическим) ходом рассуждений, если янтрой муладхары является квадрат, то и мантра должна произноситься "квадратно". Более функционально можно описать санскритский звук Я как похожий на русский мягкий ЛЬ или английский L (как в слове light). - Прим. ред. [6] M - протяжно произнесенный, резонирующий в черепе, гудящий звук М. В книгах по йоге, переведенных с английского языка, можно встретить биджа-мантры, оканчивающиеся на НГ (например, ЛАНГ и т. д.). Это не соответствует правильному санскритскому произношению и является лишь попыткой приучить англоязычных учеников к несвойственному их речи резонирующему звуку М. С другой стороны, в некоторых современных тантрических школах различается произношение биджа-мантр вслух и мысленно. В первом случае рекомендуется носовой резонирующий Н (действительно близкий к английскому NG), а во втором - классический Kl. - Прим. ред. [7] Список дхату варьирует в различных источниках. Обычно раджа не упоминается, зато упоминается шукра (семя). - Прим. ред. [8] Санскритский переднеязычный Р близок к русскому. - Прим. ред. [9] Иконографически тантрические божества могут изображаться в двух формах: гневной и мирной. - Прим. ред. [10] Санскритский X - гортанный, звонкий, близок к украинскому Г. - Прим. ред. [11] В различных школах индийской натурфилософии названия, количество и порядок таттв могут быть разными. - Прим. ред. [12] Стороны этого треугольника образованы знаками санскритского алфавита: 16 гласными, начиная с А; 16 согласными, начиная с КА; и оставшимися 16 согласными, начиная с ТХА. - Прим, ред. [13] Гортанный глухой X. В конце слова висарга сохраняет призвук предшествовавшего согласного, например: НАМАХа, ШАНТИХи. - Прим. ред. [14] Согласно "Вивекачудамани" Шанкарачарьи [15] Их описание см. в книге: Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой. К.: "София", 1997. - Прим. ред.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.23.123 (0.007 с.) |