Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обусловленное сознание есть такое сознание, которое способно порождать ясность-сложность только при контакте с грубыми внешними объектами. Оно именуется отвлечением, внешней ясностью.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Садгуру Свами Вишну Дэв
Тайны созерцания Глава I В Лайя-йоге традиционными понятиями, указывающими на истинное и ложное видение Абсолюта, Всевышней Реальности являются «Брахман» и «майя», «сансара» и «нирвана». Им соответствуют два основных способа осознавать, воспринимать реальность – знание и неведение («видья» и «авидья»). Знание и неведение есть два способа воспринимать реальность – созерцать Всевышний Дух и отвлекаться от него. Сознание, созерцающее Всевышний Дух, ничем не обусловлено. Сознание, отвлекающееся от Всевышнего Духа, обусловлено всем. Обусловленное сознание есть такое сознание, которое способно порождать ясность-сложность только при контакте с грубыми внешними объектами. Оно именуется отвлечением, внешней ясностью. Необусловленное сознание способно порождать ясность при контакте с самим собой, благодаря самоотражению, саморефлексии и самоисследованию. Поэтому оно именуется созерцанием, внутренней ясностью. Внешняя ясность Внешняя ясность есть «внешне ориентированное сознание» (бахир-манас), оно связано с действиями понятийного ума и восприятием внешних объектов. Этот вид ясности возникает как кратковременная вспышка осознанности в момент активного восприятия качеств внешних объектов. Если человек не находится в созерцательном присутствии, оно сопровождается «прилипанием» сознания к объекту и мощными пси-излучениями (кала), соответствующими волне объекта, и выбросом транспортирующей праны в его сторону. Транспортирующая прана увлекает более тонкую часть сознания – ум (манас), а затем и тонкую творческую интуицию (буддхи), что в свою очередь блокирует инспирации канала Высшего «Я» (Атма бхавы), резко понижая мироощущение. Заблокированный канал Атма бхавы меняет самоидентификацию с уровня реального чувства и осознания «Я есть Всевышний» («Брахма ахам бхава», «Ахам Брахмасми») до уровня ощущения «я есть телесный человек» («ахам дэхасми»). Скукоживание ума мгновенно понижает уровень энергии субъекта, поскольку происходит обрыв связи с питающим источником-Основой, т.е. блокируются астральные, ментальные и эфирные каналы тонких тел, связанные с центральным каналом и энергетическими центрами в области головы[1].
Внешнее сознание-ясность становится формой зависимости от внешнего и быстро перерастает в бессознательную привязанность, подчиняющую «я» человека и забирающую его жизненную силу. В религиозных, духовных традициях это именуют искушением, грехопадением – аскет утрачивает сиддхи, отвлекшись от тапаса, йог теряет сахаджа-самадхи, монах поддается искушению и соблазну, пойдя на поводу у мирских желаний. Такой вид ясности (а не сами желания), сужающий сознание, является демоном-искусителем, Марой, грехом в теистических религиях, отвлечением, невнимательностью, омрачением-клешей в йоге и тантре. Внутренняя ясность Другой вид сознания – внутренняя ясность (антар-праджня). Эту ясность можно определить как интенсивную познавательную вспышку осознанности, не связанную ни с каким внешним объектом или впечатлением, а существующую без какой-либо опоры, как естественное состояние[2]. Она не нуждается в объектах, имеющих качества, имена или формы. Внутренняя ясность неисчерпаема. Если йогин пребывает в ней, она дает колоссальную энергию, расширяет и углубляет канал интуитивного сознания (буддхи) и чувства единства с Высшим «Я» (Атма бхава). Внутренняя ясность усиливает чувство «Я есмь Всевышний» (Брахма ахам бхаву). На первом этапе она связана с деятельностью тонкого понятийного ума, который является своего рода катализатором, инициирующим включение более глубоких уровней сознания в тонких телах – интуитивного сознания (буддхи) и Высшего «Я» (Атмана). Внутренняя ясность может быть открыта благодаря: ~ полному отказу от чувственного восприятия (пратьяхара), ~ жесткому ограничению мирских желаний и впечатлений, отречению (вайрагья), ~ аскетической практике (тапас), ~ работе с энергией Кундалини (йога-садхана), ~ работе с намерением (санкальпа) и другими методами созерцания, ~ сильной вере, преданности и самоотдаче (бхакти, прапатти), ~ концентрации, ~ практике внимательности, осознанности, самоосвобождения и обнаженного осознавания. Отсутствие объектов для восприятия, сужение сознания и отрешение на первых порах является наилучшим методом, способным породить внутреннюю ясность.
Когда внутренняя ясность набрала силу, она может зарождаться даже при использовании восприятия внешних объектов и желаний, и усиливается от них при условии правильной практики и опытности в созерцании. Точка резонанса Как резонансное погружение, так и резонансное соскальзывание исходят из одного и того же положения сознания – точки резонанса[4]. Резонансное погружение и резонансное соскальзывание являются двумя типами перехода в принципиально различные состояния сознания – состояние единства со Всевышним Источником и знания своей истинной природы (видья, джняна) и состояние потери связи со своим Высшим «Я» (авидья, аджняна). Точку, где такой переход еще не произошел, и есть две возможности: войти в состояние резонансного соскальзывания, либо в резонансное погружение во Всевышний Источник, именуют точкой резонанса. В этот момент перед созерцателем открываются два пути: путь, ведущий к обусловленности сознания (сансара) и путь самоосвобождения сознания через собственную самопостигающую ясность (нирвана). Эта точка чрезвычайно важна для понимания истинного практика (созерцателя), поскольку она подобна перекрестку двух дорог, ведущих в разные вселенные. Резонансное соскальзывание Утрату созерцательного присутствия и погруженности во Всевышний Источник, происходящую из-за отвлечений и невнимательности, именуют резонансным соскальзыванием. Резонансное соскальзывание происходит в момент перехода от внутренней ясности к внешней. Это соскальзывание называется резонансным вследствие того, что в момент ослабления бдительности сознание входит в резонанс с внешними объектами чувств. Резонанс активизирует функции поверхностного ума, такие как оценка и интерпретация, усиливает грубые потоки в пранах и тонких телах и отключает тончайшие потоки интуитивного сознания (буддхи) и чувство Высшего «Я» (Атма бхавы). Следствием такого резонанса является переход в ограниченное, омраченное кармическое видение (клеша), понижение уровня самоидентификации, схлопывание пространства ума, сжатие его до размеров физического тела и психической личности. Резонансное погружение Обретение созерцательного присутствия и начало погружения в естественное состояние именуют резонансным погружением во Всевышний Источник. Глава III Точка неведения[5] Точка неведения есть состояние внешней ясности. Это такое положение сознания йогина, когда оно активно и непрерывно вступает в резонанс с внешними объектами, постоянно смещаясь от точки резонанса и следуя за ними против своей воли. В точке неведения психологическая непрерывность субъекта как личности (ахамкара) полностью связана с внешними объектами и отношениями, являясь частью их. Вследствие нестабильности самих внешних объектов и присущих им отношений такая личность также нестабильна, подвержена непостоянству и страданиям. Точка резонанса[6] Резонансное соскальзывание происходит в момент перехода от внутренней ясности к внешней. Точку, где такой переход еще не произошел, но начался, именуют точкой резонанса. Точка трансценденции
Эта точка означает такое состояние сознания йогина, когда индивидуальное «я» полностью растворено во Всевышнем Источнике. В это время непрерывно осуществляется полная самоотдача (прапатти) личного эгоистичного сознания Всевышнему Источнику. Самоотдача происходит через созерцание, расслабление и отпускание. Это уровень йогина-сиддха, дух которого растворяется в Абсолюте. Просветление На первой стадии происходит открытие внутренней ясности, дающей полноту чувства «Я есть Творец» (Брахма бхава) и восстановление врожденной памяти о себе, как об Абсолюте. Просветление наступает, когда происходит достижение полной самоидентификации «Я есть Всевышний» («Ахам Брахмасми») на всех уровнях сознания – в бодрствовании, сне со сновидениями, сне без сновидений и в четвертом состоянии[13]. Сиддхи Когда такая самоидентификация и самоузнавание осуществлены, дальнейшее освобождение заключается в проявлении энергий, исходящих из пробужденного сознания, и творении новой божественной реальности – мира идеальных представлений (мандалы), состоящей из чистого сознания, в которой доминирует чувство «Я есть Абсолют». Мир мандалы полон творчества, величия, глобальности, «божественной гордости», непостижимой игры и парадокса. Его называют миром «чистого видения», «полем божественной игры»[14]и состоянием «единого вкуса»[15]. Мир мандалы – это реальность, которая целиком состоит из игры внутренней ясности чистого осознавания. На этом этапе личность сама начинает играть роль Бога, Творца, а материализация ее внутренней ясности во внешнем мире начинает проявляться как ее творение. Такое состояние именуют сиддхами и махасиддхами. Примечания 1. Сахасрара-чакрой и аджна-чакрой. 2. В контексте данного трактата слово «внутренняя» не относится к буквальному пониманию, а указывает на единство со Всевышним Источником за пределами внутреннего и внешнего. 3. Резонансному соскальзыванию соответствует потеря осознанности, внимательности и бдительности и возникновение цепочки авидья – асмита – рага – двеша – абхинивеша (неведение, забывчивость Абсолюта, привязанность, двойственность и страстное влечение, основанное на приятии и отвержении). Резонансному погружению соответствует углубление осознанности, усиление связи с высшим Я и полное воссоединение со Всевышним Источником в естественном (сахаджа) самадхи. 4. Точка резонанса соответствует подступающей концентрации.
5. Санскр. авидья 6. Точку резонанса можно назвать стадией подступающей концентрации, описанной в тексте «Вишуддхи марга». 7. Санскр. дэва, дэвата 8. Санскр. тиродхана-шакти 9. Санскр. сахаджа, сахаджа-стхити. 10. Санскр. Джняна-дэха, Пранава-дэха, Шуддха-дэха (Дхармакайя, Самбхогакайя, Нирманакайя в тибетском буддизме) 11. Санскр. джняна-шакти, иччха-шакти, крийя-шакти. 12. Санскр. арамбха, гхата, паричайя, нишпатти. 13. Санскр. джаграт, свапна, сушупти, турья. 14. Санскр. лила-кшетра. 15. Санскр. самарасья. 16. Санскр. Брахма-саюджья.
Садгуру Свами Вишну Дэв
Тайны созерцания Глава I В Лайя-йоге традиционными понятиями, указывающими на истинное и ложное видение Абсолюта, Всевышней Реальности являются «Брахман» и «майя», «сансара» и «нирвана». Им соответствуют два основных способа осознавать, воспринимать реальность – знание и неведение («видья» и «авидья»). Знание и неведение есть два способа воспринимать реальность – созерцать Всевышний Дух и отвлекаться от него. Сознание, созерцающее Всевышний Дух, ничем не обусловлено. Сознание, отвлекающееся от Всевышнего Духа, обусловлено всем. Обусловленное сознание есть такое сознание, которое способно порождать ясность-сложность только при контакте с грубыми внешними объектами. Оно именуется отвлечением, внешней ясностью.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.022 с.) |