Административно-правовой статус органов исполнительной власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административно-правовой статус органов исполнительной власти.



Орган исполнительной власти -- это государственная организация, часть системы органов государственной власти в РФ, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.

Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судеб-ную. Наличие в системе государственной власти исполни-тельных органов -- следствие нормативного закрепления прин-ципа разделения властей.

Органы исполнительной власти - это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.

Главная задача, органа, исполнительной власти - правоисполнительная деятельность т.е. исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.

Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

Существует организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах; приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение.

9. Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности, т. е. правом издания: актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. Орган исполнительной власти-- юридическое лицо -- имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.


6. Административно-правовой статус предприятий и учреждений

Нормы права - устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, могут быть подразделены на 4 основные группы:

а) относящиеся к предприятиям и учреждениям всех форм собственности;

б) адресуемые государственным предприятиям и учреждениям;

в) адресуемые муниципальным предприятиям и учреждениям;

г) адресуемые негосударственным предприятиям и учреждениям.

А) - закрепляют принципиальные позиции во взаимодействии предприятий и учреждений с органами прежде всего исполнительной власти. Они в качестве принципов устанавливают: 1)запрет на вмешательство государства и его органов в производственно-хозяйственную деятельность предприятий. 2)Уполномоченные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением соответствующего законодательства и в этой части могут вмешиваться в деятельность предприятий, применять к его нарушителям меры принудительного воздействия, предус­мотренные законодательством. 3)Предприятия признаны субъекта­ми административных правонарушений.

В) определенных случаях предприятия обязаны получать раз­решение на занятие данным видом хозяйственной деятельности.

Б) Государство яв­ляется собственником таких предприятий. К ведению государ­ственных органов относятся: 1)создание предприятий; 2)определение предмета и целей их деятельности, и дислокации; 3)утвер­ждение устава; 4)управление предприятиями; 5)назначение на дол­жность и освобождение от должности руководителей; 6)доведении в установленных случаях государственных заказов; 7)реорганиза­ция и ликвидация государственных предприятий. Некоторые виды деятельности разрешаются только государ­ственным предприятиям.

В) Такие предприятия создаются на базе государственной или муниципальной собственности, предназначены для осуществления деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов в областях, определенных федеральным законом. Унитарные предприятия могут быть только государственными и муниципальными.

Административно-правовое положение унитарных предприятий определяется: а) общими нормами, относящимися ко всем унитарным предприятиям; б) нормами, устанавливающими спе­ку данного их вида.

Основы административно-правового положения установлены нормами ГК РФ, нормами ФЗ от "О государственных и унитарных предприятиях"

Унитарные предприятия учреждаются в зависимости от их собственности уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления. Казенное предприятие субъекта РФ учреждается уполномо­ченным государственным органом субъекта РФ; муниципальное казенное предприятие — уполномоченным органом местного са­моуправления. Казенное предприятие не может распоряжаться принадлежащим ему имуществом без согла­сия уполномоченного государственного органа или органа мест самоуправления. Основы правового по­ложения руководителя: 1)Он является единоличным исполнитель­ным органом унитарного предприятия; 2)назначается собственни­ком принадлежащего ему имущества и ему подотчетен; 3)действу­ет от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы; 4)совершает сделки от имени унитар­ного предприятия; 5)утверждает структуру и штаты унитарного предприятия; 6)осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудо­вые договоры; 7)издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством. Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуще­ствляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

Г) Такие предприятия дей­ствуют в пределах административно-правового режима, независимо от их организационно-правовых форм. Роль государства по отношению к ним проявля­ется в установлении правовых норм и контроле за их соблюде­нием. Его влияние на данные предприятия более ограниченно, чем на государственные. Оно, по общему правилу, не решает конк­ретных вопросов их учреждения, определения профиля, органи­зации управления. Решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органа­ми, предпринимателями, которые имеют значение для государственных органов как правомерные или неправомерные юриди­ческие факты.

Управление негосударственными коммерческими организаци­ями имеет своеобразные организационные формы. В этой сфере формируются органы: а) коллективные, имеющие в своем соста­ве лиц, не входящих в "штаты" данной организации, но участву­ющие в принятии решений с правом решающего голоса; б) коллегиальные органы — организационно и юриди­чески оформленные группы лиц, наделенные определенной ком­петенцией, включающей, в частности, юридически-властные пол­номочия (совет директоров, дирекция, и т.д.); в) еди­ноличные — директор, генеральный директор, председатель и др.

Исполнительный орган может быть либо единоличным (дирек­тор — генеральный директор), либо одновременно единоличным и коллегиальным (дирекция, правление



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.213 (0.006 с.)