Собрал и подготовил: Абу Муса ар-Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Собрал и подготовил: Абу Муса ар-Руси




Предисловие

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:

Воистину, вопрос мазхабов и таклида, и следования мазхабу продолжает оставаться одним из насущных вопросов, вокруг которых в наше время не утихают споры.

Мусульмане в этом поделились на две крайние группы.

Одна из них - группа, склоняющаяся к захиризму - отрицает мазхабы и таклид абсолютно, и обьявляет что даже простолюдин не имеет права делать таклид, и должен делать иджтихад. Также эта группа дозволяет вносить новые слова, которых не было у саляфов этой общины, заявляя что они следуют Сунне, и беря отвергаемые хадисы, и во многих фикховских вопросах нарушают иджма саляфов и противоречат асарам сподвижников и табиинов.

Вторая группа ушла в противоположную крайность - заявила, что мазхабность в ее позднем понимании и есть истина, и что простой человек должен неуклонно следовать мазхабу конкретного имама, и ни в чем от него не отходить даже если ему разьяснился довод, и что он абсолютно не может понять где верное мнение а где нет - пока в нем не соберутся условия муджтахида, которых быть может в Умме почти ни в ком не собиралось за всю ее историю. И заявили, что истина ограничена лишь в этих четырех мазхабах - уравняв мазхабы людей Сунны и хадиса с мазхабом Абу Ханифы, и что мазхабы остальных имамов не дошли до нас правильно, непонятны, и нельзя брать даже их отдельные мнения.

Затем, они прибавили к этому злу то, что заявили что запретно возвращаться к книгам имамов-саляфов напрямую, как например "Масаили" имама Ахмада, однако обязательно следовать "му'тамаду" своего мазхаба в понимании его поздних авторов - как аль Бухути, Ибн Хаджар аль Хейтами, Аль Халиль, Ибн Абидин - которые внесли в мазхабы имамов многие куфры и нововведения и приписали имамам слова которых они не говорили, противореча их прямым текстам. И нет сомнений что это открытие дверей к великому злу, и к впадению мусульман во все, во что впали эти поздние авторыпо причине своей далекости от Сунны и погружения в ашаризм, калям, заблудший суфизм, противоречия саляфам в усуль аль фикх, и тому подобное

Поэтому, мы решили собрать и перевести для мусульман слова величайшего имама среди поздних - мухаккыка, муджаддида, разьяснителя проблемных в понимании мест, очистителя и спасителя ханбалитского мазхаба от того, что внесли туда нововведенцы и запутавшиеся, шейх уль Ислама, Ахмада Ибн Теймии (ум. 728 г.х.), да примет Аллах его шахаду и введет его в высшие степени Рая, который, как всегда, сделал тахкык в этих вопросах, и разьяснил верное мнение в них, которое является серединой между двумя крайностями.

 

 

Сказал ас-Сафди про Ибн Теймию:

تمذهب للإِمام أَحمد بن حنبل، فلم يكن أحدٌ في مذهبه أنْبَهَ ولا أنْبَلَ

"Он придерживался мазхаба Ахмада, и не было ни одного человека в мазхабе Ахмада благороднее и умнее его"

Так следуйте же за истиной и тахкыком и верным словом, о братья и сестры, и не позволяйте батылю зародить сомнения в ваши сердца и увести вас с пути саляфов, прямого пути!

И данные шубухаты - ничто иное как козни шайтана против верующих, чтобы увести их от следования Сунне, и внушить им в сердца "вахн" - слабость, и неверие в возможность следовать Шариату и понимать его, и отвращение к его изучению, и отвращение от следования саляфам к следованию поздним, которые заблудились и заблудили других.

И все обновители и защитники религии боролись с ними и сражались.

Сказал шейх Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб:

الأصل السادس): رد الشبهة التي وضعها الشيطان في ترك القرآن والسنة، واتباع الآراء والأهواء المتفرقة المختلفة، وهي أن القرآن والسنة لا يعرفهما إلا المجتهد المطلق، والمجتهد هو الموصوف بكذا وكذا أوصافا لعلها لا توجد تامة في أبي بكر وعمر؛ فإن لم يكن الإنسان كذلك فليعرض عنهما فرضا حتما لا شك ولا إشكال فيه؛ ومن طلب الهدى منهما فهو إما زنديق، وإما مجنون لأجل صعوبة فهمها

"Шестая основа - это опровержение того сомнения, которое заложил шайтан, заключающееся в оставлении Корана и Сунны и следованием различным мнениям и страстям. Это сомнение заключается в том, что познание Корана и Сунны недоступно никому, кроме абсолютного муджтахида. А абсолютный муджтахид это тот, который обладает такими качествами, которых может быть даже нет в полной мере у Абу Бакра и Умара. А если человек не является таковым, то он должен обязательно и окончательно оставить Коран и Сунну, без всяких сомнений и проблем. А тот, кто хочет найти в них верное руководство является вероотступником и сумасшедшим, ведь понимание их является крайне сложным!"

Источник: "Усуль ас-Ситта"

И когда шейх Мухаммад приходил к ученым своего времени и их последователям, и призывал их к Таухиду приводя доводы из слов Аллаха и Его Посланника и слов саляфов - они отвечали ему тоже самое - что мы не понимаем Коран и Сунну, для этого нужен муджтахид, а мы лишь следуем аль-Хейтами, ар-Рамли, Фуляну и Фуляну, а все они отрицали что Аллах над Троном и говорили что можно делать дуа мертвым.

Так пусть же опасается муслим повторения этих порочных шагов, и не прислушивается к этим шубухатам - и учит исламский фикх, вместе с его доводами, и когда ему разьяснилась истина - следует ей, где бы она не была и кто бы с ней не пришёл.

Абу Муса ар-Руси.

Обязан ли простой мусульманин совершать иджтихад, или же он делает таклид за учеными?

1. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

ما زال المسلمون في كل عصر و مصر يقلدون من العلماء من علم عندهم بالعلم

"Не переставали мусульмане во все времена и во всех странах делать таклид ученым из тех, кто был известен знанием"

Источник: "Шарх аль умда", 4/569

2. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

الْمَسَائِلُ الفروعية: مِنْ غَالِيَةِ الْمُتَكَلِّمَةِ وَالْمُتَفَقِّهَةِ مَنْ يُوجِبُ النَّظَرَ وَالِاجْتِهَادَ فِيهَا عَلَى كُلِّ أَحَدٍ حَتَّى عَلَى الْعَامَّةِ وَهَذَا ضَعِيفٌ ؛ لِأَنَّهُ لَوْ كَانَ طَلَبُ عِلْمِهَا وَاجِبًا عَلَى الْأَعْيَانِ فَإِنَّمَا يَجِبُ مَعَ الْقُدْرَةِ وَالْقُدْرَةُ عَلَى مَعْرِفَتِهَا مِنْ الْأَدِلَّةِ الْمُفَصَّلَةِ تَتَعَذَّرُ أَوْ تَتَعَسَّرُ عَلَى أَكْثَرِ الْعَامَّةِ. وَبِإِزَائِهِمْ مِنْ أَتْبَاعِ الْمَذَاهِبِ مَنْ يُوجِبُ التَّقْلِيدَ فِيهَا عَلَى جَمِيعِ مَنْ بَعْدَ الْأَئِمَّةِ: عُلَمَائِهِمْ ؛ وَعَوَامِّهِمْ. وَمِنْ هَؤُلَاءِ مَنْ يُوجِبُ التَّقْلِيدَ بَعْدَ عَصْرِ أَبِي حَنِيفَةَ وَمَالِكٍ مُطْلَقًا ثُمَّ هَلْ يَجِبُ عَلَى كُلٍّ وَاحِدٍ اتِّبَاعُ شَخْصٍ مُعَيَّنٍ مِنْ الْأَئِمَّةِ يُقَلِّدُهُ فِي عَزَائِمِهِ وَرُخَصِهِ ؟ عَلَى وَجْهَيْنِ. وَهَذَانِ الْوَجْهَانِ ذَكَرَهُمَا أَصْحَابُ أَحْمَد وَالشَّافِعِيِّ لَكِنْ هَلْ يَجِبُ عَلَى الْعَامِّيِّ ذَلِكَ ؟ وَاَلَّذِي عَلَيْهِ جَمَاهِيرُ الْأُمَّةِ أَنَّ الِاجْتِهَادَ جَائِزٌ فِي الْجُمْلَةِ ؛ وَالتَّقْلِيدَ جَائِزٌ فِي الْجُمْلَةِ لَا يُوجِبُونَ الِاجْتِهَادَ عَلَى كُلِّ أَحَدٍ وَيُحَرِّمُونَ التَّقْلِيدَ وَلَا يُوجِبُونَ التَّقْلِيدَ عَلَى كُلِّ أَحَدٍ وَيُحَرِّمُونَ الِاجْتِهَادَ وَأَنَّ الِاجْتِهَادَ جَائِزٌ لِلْقَادِرِ عَلَى الِاجْتِهَادِ وَالتَّقْلِيدَ جَائِزٌ لِلْعَاجِزِ عَنْ الِاجْتِهَادِ. فَأَمَّا الْقَادِرُ عَلَى الِاجْتِهَادِ فَهَلْ يَجُوزُ لَهُ التَّقْلِيدُ ؟ هَذَا فِيهِ خِلَافٌ وَالصَّحِيحُ أَنَّهُ يَجُوزُ حَيْثُ عَجَزَ عَنْ الِاجْتِهَادِ: إمَّا لِتَكَافُؤِ الْأَدِلَّةِ وَإِمَّا لِضِيقِ الْوَقْتِ عَنْ الِاجْتِهَادِ وَإِمَّا لِعَدَمِ ظُهُورِ دَلِيلٍ لَهُ ؛ فَإِنَّهُ حَيْثُ عَجَزَ سَقَطَ عَنْهُ وُجُوبُ مَا عَجَزَ عَنْهُ وَانْتَقَلَ إلَى بَدَلِهِ وَهُوَ التَّقْلِيدُ كَمَا لَوْ عَجَزَ عَنْ الطَّهَارَةِ بِالْمَاءِ. وَكَذَلِكَ الْعَامِّيُّ إذَا أَمْكَنَهُ الِاجْتِهَادُ فِي بَعْضِ الْمَسَائِلِ جَازَ لَهُ الِاجْتِهَادُ فَإِنَّ الِاجْتِهَادَ مُنَصَّبٌ يَقْبَلُ التجزي وَالِانْقِسَامَ فَالْعِبْرَةُ بِالْقُدْرَةِ وَالْعَجْزِ وَقَدْ يَكُونُ الرَّجُلُ قَادِرًا فِي بَعْضٍ عَاجِزًا فِي بَعْضٍ لَكِنَّ الْقُدْرَةَ عَلَى الِاجْتِهَادِ لَا تَكُونُ إلَّا بِحُصُولِ عُلُومٍ تُفِيدُ مَعْرِفَةَ الْمَطْلُوبِ

"Также что касается вопросов фикха - то некоторые из крайних мутакаллимов и занимающихся фикхом обязывают анализ и иджтихад в этих вопросах на всех людей, и это слабое слово!

И это потому, что даже если бы требование знаний в этих вопросах было бы обязательным абсолютно на всех, то ведь обязательство будет действовать только при способности его выполнить. А способность познать эти вопросы посредством далилей отсутствует, или очень труднодостижима для большинства простолюдинов.

И в противоположной крайности этим людям - некоторые последователи мазхабов, которые обязывают таклидом всю Умму - и её ученых, и её простолюдинов.

Среди них есть те, кто обязывают таклид после времен Малика и Абу Ханифы абсолютно.

Затем, обязательно ли на каждом следовать какой то личности из имамов и делать ему таклид как в жестких словах так и в облегчениях? На это есть 2 мнения у последователей Ахмада и аш Шафии.

Однако обязательно ли это на простолюдине?

То на чём подавляющее большинство Уммы - что иджтихад в общем разрешен, и также таклид в общем разрешен, и они не обязывают абсолютно каждого делать иджтихад, запрещая таклид, и не обязывают абсолютно каждого делать таклид, запрещая иджтихад, и говорят: "Иджтихад разрешен тому кто на него способен, а таклид разрешен тому, кто не способен делать иджтихад"

Что же касается того, кто способен делать иджтихад, то разрешен ли ему таклид? В этом разногласие, и верным мнением является то, что когда он в конкретом вопросе не способен на иджтихад - либо по причине столкновения и равенства доказательств, либо по причине отсутствия времени, либо по причине того что далиль не выявился ему - то разрешено ему сделать таклид.

Ведь раз он бессилен - то обязательство которое он бессилен выполнить, спадает с него, и он переходит к тому, что подменяет его, а это таклид - подобно тому, как если бы он был неспособен совершить омовение водой, он переходит к таяммуму.

Точно также и простолюдин - если он может совершать иджтихад в некоторых вопросах - разрешен ему иджтихад, ведь иджтихад это инструмент принимающий разделение и частичность, и суть - в способности и неспособности его совершать, и человек может быть способен на него в некоторых вещах, и не способен в других.

Но способность его совершать не дастся, кроме как при изучении наук которые дают познание требуемого"

Источник: "Маджму аль-фатауа", 20/204

Кому делать таклид - саляфам или поздним?

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

وَلَا يَخْلُو أَمْرُ الدَّاعِي مِنْ أَمْرَيْنِ: الْأَوَّلُ: أَنْ يَكُونَ مُجْتَهِدًا أَوْ مُقَلِّدًا فَالْمُجْتَهِدُ يَنْظُرُ فِي تَصَانِيفِ الْمُتَقَدِّمِينَ مِنْ الْقُرُونِ الثَّلَاثَةِ ؛ ثُمَّ يُرَجِّحُ مَا يَنْبَغِي تَرْجِيحُهُ. الثَّانِي: الْمُقَلِّدُ يُقَلِّدُ السَّلَفَ ؛ إذْ الْقُرُونُ الْمُتَقَدِّمَةُ أَفْضَلُ مِمَّا بَعْدَهَا

И призывающий может быть либо муджтахидом, либо мукаллидом.

И если он муджтахид, то он должен смотреть в книги саляфов из первых трех веков, и выбирает из их мнений более верное.

А если он муколлид, то пусть делает таклид саляфам - ведь первые века лучше, чем те кто пришли потом"

Источник: "Маджму аль-фатауа", 20/9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1035; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.026 с.)