Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические институты и трансакционные издержки.

Поиск

ИНСТИТУТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ — 1) основополагающие экономические категории: товар, деньги, рынки, цены, организации, банки, собственность, конкуренция, труд и т. п.; 2) относительно устойчивые, повсеместно используемые, формальные и неформальные правила и нормы (законы, договоры, положения, кодексы поведения, обычаи), содержащие условия проведения и ограничения экономических действий, отношений, а также факторы принуждения. В своей совокупности оказывают организующее воздействие на экономические процессы и отношения, структурируют взаимодействие их участников, образуют побудительные мотивы деятельности. Выделяют экономические институты права, собственности, организационно-управленческие, финансово-кредитные, а также неформальные институты. Наибольший вклад в теорию институтов внес лауреат Нобелевской премии по экономике Дуглас Норт.

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ПОКУПАТЕЛЯ НА РЫНКЕ — затраты, которые несет покупатель в дополнение к уплаченной цене в виде издержек на осуществление самой операции покупки (поиск товара, оформление покупки).

Предпринимательство, бизнес, коммерция, распорядительство: общее и специфическое.

Предпринимательство – хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения доходов. В широком смысле – это предприимчивость, инициативность, активность в сфере экономики. В узком смысле- это экономическая деятельность собственника или хозяйствующего субъекта. П-во – это неотъемлемый атрибут рыночной экономики и фактор производства.

П-во следует отличать от предпринимательской способности - особый вид человеческого капитала, который состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды производимого продукта, технологий, форм организации бизнеса при определенной степени риска и возможности понести убытки.

П-во характеризуется следующими чертами:

1. Свобода в выборе хозяйственной деятельности и ее методов, не только самостоятельность, но и новаторство;

2. Ответственность за принимаемые решения и их последствия и сопряженный с этим риск. Осуществление предпринимательства связано с риском. Пред-кий риск – это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, программой его действий либо получит доходы, ниже тех, на которые он рассчитывал.

3. Ориентация на достижение экономического и морального успеха.

П-во – одна из форм бизнеса. Бизнес – это система охватывающая всех хозяйственников и интегрирующая их деятельность в одно целое. Суть – каждый субъект рыночной экономики занимается своим делом и в тоже время в обществе отработаны такие механизмы, благодаря которым такой бизнес не наносит ущерба другим людям, легально реализующим собственные экономические инициативы, предприимчивость, деловую хватку.

Коммерция – торговая деятельность людей, направленная на получение торговой прибыли. Основная цель современной коммерции – всестороннее обслуживание непосредственно производства и рационализация сферы обращения.

К новейшим формам предпринимательства можно отнести лизинг (своеобразное сочетание аренды и кредита для реализации средств производства) и факторинг (форма коммерческой деятельности, ускоряющая торговые сделки по реализации продукции путем покупки у производящей фирмы требований к своим клиентам).

28)Предприятие (фирма) как основная экономическая единица и субъект рыночных отношений.

ФИРМА — самое общее название предприятия, компании, хозяйственного общества, коммерческой организации. Различают разновидности фирм: аффилированная — близкая, родственная фирма, присоединенная к более крупной материнской компании в виде филиала, дочерней фирмы; брокерская — посредническая фирма, преследующая коммерческие цели и действующая по поручению и за счет клиентов; венчурная — мелкая или средняя инвестиционная фирма, финансирующая научные исследования, инженерные разработки; инвестиционная — занятая инвестированием и операциями с ценными бумагами; инжиниринговая, специализирующаяся на предоставлении инженерно-консультационных услуг; инновационная, созданная для отработки новых технологий на базе результатов научно-исследовательских работ фирмой, которая становится ее совладельцем; консалтинговая, сфера деятельности которой — консультации в различных сферах; производственная, занятая изготовлением конкретной продукции; торговая, занимающаяся торгово-посреднической деятельностью; риэлторская, занимающаяся операциями в сфере недвижимости.

ФИРМА [firm] — основной экономический субъект в рыночной экономике, элемент экономической системы, в котором происходит преобразование затрат (входов) в результаты экономической деятельности (выходы), причем стоимость затраченных фирмой ресурсов (факторов производства) возрастает на величину добавленной стоимости. Деятельность Ф. тесно связана с получением прибыли, что отличает ее от экономических объектов — домашних хозяйств, правительств, бесприбыльных общественных институтов и т. п. Будучи элементом рынка, Ф. участвует в конкуренции, может обладать монопольной властью или монопсонической властью, быть прайс-тейкером или прайс-мейкером при решении вопросов определения цен на свою продукцию. Различается ряд форм собственности (государственная, акционерная, коллективная, семейная и др.) и форм организации управления Ф. (предпринимательская, менеджерская и др.), а также форм объединения Ф. в корпорации, холдинговые компании, концерны.

Механизм размещения ресурсов в рыночной экономике. Вмененные издержки и экономическая прибыль.

Вмененные затраты - альтернативные издержки использования ресурсов, которые принадлежат фирме.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ [economic profit] — разница между совокупными доходами и совокупными экономическими издержкам фирмы (включающими альтернативные издержки распределения капитала владельца) за определенный период. Ее важно отличать от фактической прибыли, которая измеряется разницей только между доходами и собственно издержками (включающими действительные издержки и амортизационные отчисления). При отрицательной Э. п. рационален уход фирмы с рынка. В условиях долговременного равновесия Э. п. всех фирм стремится к нулю, но эта тенденция означает не то, что фирмы в отрасли работают неэффективно, а то, что сама отрасль является конкурентной. Лишь те фирмы, которые имеют собственные технические патенты или иные преимущества, позволяющие выпускать продукцию с издержками более низкими, чем у других, на краткосрочном этапе получат повышенную Э. п.

Теория потребительского поведения.

Полезность блага – это способность блага удовлетворять потребности человека.

Гипотеза о рациональном потреблении может быть сформулирована следующим образом: потребитель ведет себя так, чтобы максимизировать общую полезность при ограниченном доходе.

В конце XIX в. У.Джевонс, К. Мангер, Л. Вальрас одновременно и независимо друг от друга предложили количественную теорию полезности (кардиналистский подход), в основе которой лежала гипотеза о возможности соизмерения полезности различных благ. Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер предложили альтернативную количественной порядковую теорию полезности (Ординалистский подход), не предполагающую не только возможности и необходимости соизмерения полезности благ для объяснения поведения потребителей, но и вообще какого-либо упоминания о полезности.

Функция общей полезности:

TU=F(Qa,Qb,…,Qn)

TU– общая полезность данного товарного набора; Qa, Qb,…,Qn– объемы потребления товаров A,B,…,Nв единицу времени.

Бюджетное ограницение.

Бюджетное множество представляет собой множество потребительских наборов, доступных потребителю при данном уровне цен и данном располагаемом доходе. Бюджетная линия ограничивает сверху доступное для потребителя множество товаров.

Бюджетное ограничение может быть записано в виде p1x1+p2x2≤I.

Уравнение бюджетной линии может быть записано в виде p1x1+p2x2=I.

I- сумма денег, имеющаяся в распоряжении потребителя, p1- цена первого товара, x1– количество первого товара, p2– цена второго товара,x2 – количество второго товара.

Наклон бюджетной линии равен – p1/p2.

Если потребитель тратит весь доход на бутерброды, то сможет купить 3 бутербродов, но не купит ни одного стакана чая.

31)Принцип предельной полезности и его роль в ценообразовании.

Под предельной полезностью (MU) понимается прирост общей полезности (TU) товара при увеличении его потребления на одну единицу.

MU=∆TU/∆QилиMU=TU’(Q).

Условие оптимального распределения дохода потребителя между двумя имеющими благами: MUбут/Pбут=MUчая/Pчая.

Чтобы максимизировать общую полезность потребитель распределит свои средства на покупку различных товаров таким образом, что:

MU1/P1=MU2/P2=…=MUn/Pn

Где MU1,MU2,MUn– предельные полезности товаров 1,2,…,n; P1,P2,Pn– цены товаров 1,2,…,nсоответственно. С повышением цены блага объем спроса на него сокращается при прочих равных условиях.

Функция полезности – убывание предельной полезности блага с увеличением его количества в одном непрерывном акте потребления. Первый закон Госсена (закон убывающей предельной полезности): с увеличением количества блага общая полезность растет, но все в меньшей степени, а предельная полезность каждой дополнительной единицы данного блага снижается, то есть чем интенсивнее потребление блага, тем меньше прирост общей полезности от потребления каждой дополнительной единицы данного блага.

Поэтому кривая предельной полезности (зависимость количества утилей - ОY от количества товара – ОХ) является убывающей. Чтобы максимизировать совокупную полезность, удовлетворяющую бюджетному ограничению, отношение предельных полезностей любой пары благ (товаров А и В) должно равняться отношению их цен: MU(A)/MU(B)=P(A)/P(B)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.007 с.)