Риски в логистической системе: понятие, экономическая сущность, функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Риски в логистической системе: понятие, экономическая сущность, функции.



Риски в логистической системе: понятие, экономическая сущность, функции.

Риск – это совокупность вероятных экономических, политических, нравственных и других позитивных и негативных последствий реализации выбранных

Риск логистической системы как составляющей части предпринимательства имеет различные виды.

1. Коммерческий риск. Выражается в срыве поставок, недополучении продукции, нарушении сроков поставки, невыполнении финансовых обязательств, утрате доли дохода (прибыли) путем нерациональности закупок, транспортировки, хранения и т.п.

2. Риск потери имущества из-за плохих природных условий, включая стихийные бедствия.

3. Риск, возникающий в связи с хищениями и кражей товарно-материальных ценностей, учитывая угон автотранспортных средств.

4. Экологический риск. Выражается в ущербе окружающей среде, например при транспортировке или хранении продукции.

5. Риск наступления гражданской ответственности, возникшей в связи с ущербом, нанесенным юридическим или физическим лицам в процессе логистической деятельности.

6. Технический риск. Риск, связанный с эксплуатацией технических средств логистической системы.

Основными причинами возникновения риска являются три фактора внешней среды, определяемые различными ситуациями или набором обстоятельств: неопределенность, случайность, противодействие, с которыми необходимо считаться, предвидеть, планировать и - если возможно - снижать, уменьшать и предотвращать.

Неопределенность рассматривается как сумма обстоятельств, которые можно предвидеть заранее, но нельзя определить, насколько существенно они повлияют на результирующие показатели логистической деятельности. Случайность включает обстоятельства, которые могут возникнуть независимо от общей ситуации и в большинстве случаев возникают под воздействием факторов внешней среды.

Противодействие - намеренное сопротивление обстоятельствам и участников логистического процесса его выполнению.

решений.

Риск органически связан с новаторской и инновационной деятельностью. Предприниматель постоянно находится в ситуации риска. Особенно это присуще рыночной экономике, где существует постоянная потребность выбора одного из нескольких альтернативных вариантов, каждый из которых обладает различными вариантами и вероятностями осуществления.

Рыночная экономика стимулирует достаточной доходностью. Однако предсказать уровень доходности в условиях рынка можно лишь достаточно ограниченно. Доходность ограничена законами товарного производства, прежде всего законом стоимости. Разрешить ситуацию риска путем выбора и реализации одного из выбранных альтернативных решений позволяет лишь осознание риска. Таким образом, экономический риск выступает как форма деятельности хозяйствующих субъектов, в которой преодолевается неопределенность в ситуации неизбежной альтернативы, в процессе которой имеется возможность оценить вероятностные достижения желаемого результата.

 

Функции риска.

Регулятивная функция может выступать в конструктивной и деструктивной формах. Конструктивность проявляется в способности риска при реализации тех или иных логистических функций выполнять роль своеобразного катализатора, способствующего внедрению инноваций. Деструктивный характер регулятивной функции состоит в том, что принятие управленческих решений с необоснованным риском ведут к авантюризму. Риск в этом случае выступает как дестабилизирующий фактор.

Практическая реализация предупредительной функции риска связана с тем, что специалисты стараются выбрать более выгодное и менее рискованное решение. Для этого ими проводится всесторонний анализ допустимых вариантов управленческих решений в области закупок. Эта функция риска помогает логистам вырабатывать навыки ориентировки в вероятностном мире, формировать столь нужные свойства мышления, как вариантность, диалектичность, альтернативность, преодолевать невосприимчивость к инновациям.

Инновационная функция риска обусловливает необходимость принятия нетрадиционных, новаторских решений в области закупок, способствует внедрению ресурсосберегающих технологий, информационно-компьютерной поддержке логистических процессов.

Стимулирующая функция риска побуждает развитие и обогащение творческой деятельности специалистов в области закупок, инициирует тщательный анализ и поиск возможностей предотвращения риска. При этом, наличие риска является сильнейшим стимулом повышения эффективности закупок.

Защитная функция риска нацелена на стабилизацию логистической деятельности и реализуется в поиске средств и форм защиты от возможных нежелательных последствий рискованных управленческих решений.

Социальная функция риска позволяет обеспечить материальную защиту работников, вовлечённых в рисковую деятельность, перераспределить сверхдоходы, полученные в результате рискованных действий.

Компенсационная функция риска в логистике снабжения проявляется в создании специальных фондов риска, предназначенных для оперативного преодоления последствий рисковых ситуаций. Наличие риска обусловливает необходимость закладывать в цену товара дополнительную сумму компенсационного характера.

Риски в логистике необходимо контролировать, что находит проявление в контрольной функции риска.

 

 

Классификация рисков в логистической системе.

 

В логистике выделяют определенные виды рисков.

1. Риски, подразумевающие возмещение убытков, связанных с потерей или повреждением застрахованного имущества вследствие захвата, ареста, любых военных действий, подрыва бомбы, народных волнений, вооруженных действий злоумышленников.

2. Риски, связанные с противоправными действиями с точки зрения норм международного права.

3. Риски гражданской ответственности. К данной группе относятся риски, связанные с законными претензиями физических и юридических лиц в связи с причинением вреда,

вызванным источником повышенной опасности (на автомобильном, железнодорожном, воздушном и морском транспорте, ряде химических производств и др.). В этом случае страхуется гражданская ответственность перед третьими лицами.

4. Объективные риски, т.е. не зависящие от воли страхователя (как то: стихийные бедствия, землетрясения, наводнения и т.п.).

5. Риски универсальные, включаемые в объем ответственности страховщика по большинству договоров, например страхование от несчастных случаев и болезней, кражи имущества и т.п.

6. Риски технические, связанные с осуществлением страхования, имеют универсальный характер, т.е. защищают объект от множества причин ущерба. Технические риски могут нанести ущерб имуществу, жизни и здоровью людей и финансовым интересам предприятия вследствие перерыва в производстве и сверхнормативных затрат. Подразделяются по видовому составу основных и оборотных фондов, в которых они проявляются:

1) промышленные риски;

2) строительные (строительно-монтажные) риски;

3) электротехнические риски и т.д.

7. Транспортные риски подразумевают страхование средств воздушного, наземного, железнодорожного и водного транспорта, страхование каско, грузов, ответственности.

8. Специальные риски подразумевают страхование перевозок особо ценных грузов. Содержание специальных рисков оговаривается в особых условиях договора страхования и может быть включено в объем ответственности страховщика.

9. Экологические риски, связанные с загрязнением окружающей среды.

10. Аномальные риски. К данной группе рисков относятся те, которые не позволяют отнести соответствующие объекты к тем или иным видам страхования.

11. Катастрофические риски — те которые могут при их наступлении принести значительный ущерб страхователю, и в особо крупных размерах.

12. Финансовые риски. (банкротсво, непредвиденные расходы)

Риски в логистической системе: понятие, экономическая сущность, функции.

Риск – это совокупность вероятных экономических, политических, нравственных и других позитивных и негативных последствий реализации выбранных

Риск логистической системы как составляющей части предпринимательства имеет различные виды.

1. Коммерческий риск. Выражается в срыве поставок, недополучении продукции, нарушении сроков поставки, невыполнении финансовых обязательств, утрате доли дохода (прибыли) путем нерациональности закупок, транспортировки, хранения и т.п.

2. Риск потери имущества из-за плохих природных условий, включая стихийные бедствия.

3. Риск, возникающий в связи с хищениями и кражей товарно-материальных ценностей, учитывая угон автотранспортных средств.

4. Экологический риск. Выражается в ущербе окружающей среде, например при транспортировке или хранении продукции.

5. Риск наступления гражданской ответственности, возникшей в связи с ущербом, нанесенным юридическим или физическим лицам в процессе логистической деятельности.

6. Технический риск. Риск, связанный с эксплуатацией технических средств логистической системы.

Основными причинами возникновения риска являются три фактора внешней среды, определяемые различными ситуациями или набором обстоятельств: неопределенность, случайность, противодействие, с которыми необходимо считаться, предвидеть, планировать и - если возможно - снижать, уменьшать и предотвращать.

Неопределенность рассматривается как сумма обстоятельств, которые можно предвидеть заранее, но нельзя определить, насколько существенно они повлияют на результирующие показатели логистической деятельности. Случайность включает обстоятельства, которые могут возникнуть независимо от общей ситуации и в большинстве случаев возникают под воздействием факторов внешней среды.

Противодействие - намеренное сопротивление обстоятельствам и участников логистического процесса его выполнению.

решений.

Риск органически связан с новаторской и инновационной деятельностью. Предприниматель постоянно находится в ситуации риска. Особенно это присуще рыночной экономике, где существует постоянная потребность выбора одного из нескольких альтернативных вариантов, каждый из которых обладает различными вариантами и вероятностями осуществления.

Рыночная экономика стимулирует достаточной доходностью. Однако предсказать уровень доходности в условиях рынка можно лишь достаточно ограниченно. Доходность ограничена законами товарного производства, прежде всего законом стоимости. Разрешить ситуацию риска путем выбора и реализации одного из выбранных альтернативных решений позволяет лишь осознание риска. Таким образом, экономический риск выступает как форма деятельности хозяйствующих субъектов, в которой преодолевается неопределенность в ситуации неизбежной альтернативы, в процессе которой имеется возможность оценить вероятностные достижения желаемого результата.

 

Функции риска.

Регулятивная функция может выступать в конструктивной и деструктивной формах. Конструктивность проявляется в способности риска при реализации тех или иных логистических функций выполнять роль своеобразного катализатора, способствующего внедрению инноваций. Деструктивный характер регулятивной функции состоит в том, что принятие управленческих решений с необоснованным риском ведут к авантюризму. Риск в этом случае выступает как дестабилизирующий фактор.

Практическая реализация предупредительной функции риска связана с тем, что специалисты стараются выбрать более выгодное и менее рискованное решение. Для этого ими проводится всесторонний анализ допустимых вариантов управленческих решений в области закупок. Эта функция риска помогает логистам вырабатывать навыки ориентировки в вероятностном мире, формировать столь нужные свойства мышления, как вариантность, диалектичность, альтернативность, преодолевать невосприимчивость к инновациям.

Инновационная функция риска обусловливает необходимость принятия нетрадиционных, новаторских решений в области закупок, способствует внедрению ресурсосберегающих технологий, информационно-компьютерной поддержке логистических процессов.

Стимулирующая функция риска побуждает развитие и обогащение творческой деятельности специалистов в области закупок, инициирует тщательный анализ и поиск возможностей предотвращения риска. При этом, наличие риска является сильнейшим стимулом повышения эффективности закупок.

Защитная функция риска нацелена на стабилизацию логистической деятельности и реализуется в поиске средств и форм защиты от возможных нежелательных последствий рискованных управленческих решений.

Социальная функция риска позволяет обеспечить материальную защиту работников, вовлечённых в рисковую деятельность, перераспределить сверхдоходы, полученные в результате рискованных действий.

Компенсационная функция риска в логистике снабжения проявляется в создании специальных фондов риска, предназначенных для оперативного преодоления последствий рисковых ситуаций. Наличие риска обусловливает необходимость закладывать в цену товара дополнительную сумму компенсационного характера.

Риски в логистике необходимо контролировать, что находит проявление в контрольной функции риска.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.018 с.)