Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрений. Философия как теоретическое мировоззрение.

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрений. Философия как теоретическое мировоззрение.

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей

Существуют 3 мировоззрения: 1) мифологическое(вымышленное и реальное взаимосвязано, не понятно что есть что),

2)религиозное(вера в высшую справедливость в творца, мир реальный и мир вымышленный, появилась при письменности),

3) философское(наука о наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. ВСЁ должно быть доказано, не принимает на веру ничего,3 раздела: онтология (уч. о бытие) гносеология (учение по познание) и логика).

Элементы (структура) мировоззрения: потребности, интересы, знания, ценности, идеалы.

 

Философия в духовной жизни общества. Основной круг философских проблем.

Конкретно роль философии в духовной жизни общества заключаются в следующих функциях:

1) мировоззренческая функция философии заключается в том, что, философия выступает как системой взглядов и знаний, дающая целостное понимание мира и места человека в нем.

 

2) философия выполняет гносеологическую функцию. Она изучает сущность познавательного процесса, его общий механизм, возможности и границы познания. Важнейшей проблемой познания является вопрос об отношении знания и реальности, тесно связанные с ним вопросы об истине, путях, формах и способах ее достижения, взаимосвязи рационального и иррационального, познания и понимания, знания и веры и т.д.

 

3) философия выполняет идеологическую функцию. Она исследует духовные ценности и их соотношение с миром реальности. Что именно человек или общество понимает под духовными ценностями, как они формируются, изменяются, от чего зависят системы ценностей, какое влияние они оказывают на поведение человека, на отношения в обществе

 

4) философия выступает как методология научного познания мира, убедительно доказывая, что существует необходимость взаимообмена между философией и специальными науками, философией и другими видами общественной практики. Часто именно философское осмысление дает основу, открывает способ познания неведомого. Во всех случаях философия выступает как метод исследования, то есть основной способ, научное основание изучение.

 

5)практически-деятельная функция философии заключается в том, что она играет важную роль в определении целей жизнедеятельности, достижение которых – важнейшее условие существования, функционирования и развития человека.

 

Основной круг философских проблем.

Предметом философских размышлений стали природа и общ.мир и человек в их сложных соотношениях.

Из многообразий отношений, система «мир/человек» можно выделить три основных типа:

1) познавательное (что я могу знать?)

2) практическое (что я должен делать?)

3) ценностное отношение (на что я могу надеяться?)

Философия ставит и решает след.проблемы:

1) онтологические проблемы(о мире в целом)

2) гносеология (о знании, его природе знания, возможностях, границ познания, истинности)

3) социологические (об обществе, природе человеческих отношений, история человечества в прошлом настоящем и будущем)

4) Антропологические (о месте человека в мире, о смерти и бессмертии, существование человека)

5) история самой философии

6) овсеологические проблемы (об общих человеческих ценностях)

7) Диалектические проблемы (о законах развития общества, человека и мышления)

 

 

3. Традиционные концепции философствования: материализм и идеализм.

Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — мозга.

Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу — разуму, воле.

 

 

Общая характеристика материализма, объективного и субъективного идеализма.

Материали́зм— философское мировоззрение, в соответствии с которым материя является онтологически первичным началом в сфере бытия, а идеальное— вторичным (результатом, следствием). Материализм утверждает существование единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.

Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.

Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности вне материальной модальности.

Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений a priori. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия.

 

Специфика философского знания. Философия как теоретическое знание.

1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет,

методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

• носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

 

 

Существую.»

- О Боге: Бог существует, так как мы знаем о нем. Сам человек не мог

придумать историю о Боге.

13) Немецкая классическая философия Общая характеристика
Немецкая классическая философия — это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724—1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762— 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775—1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770— 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804— 1872).
Ведущие направления: объект.идеал.(Шнллинг, Гегель), Суб.идеал.(Фихте), Материализм (Фейербах)
Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:
1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры.
2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность.
3. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей.
4. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.
5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли.
Можно определенно сказать, что представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями XVIII в. и прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума, обратившись к идее закономерности исторического процесса.
Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:
1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;
2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;
3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрений. Философия как теоретическое мировоззрение.

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей

Существуют 3 мировоззрения: 1) мифологическое(вымышленное и реальное взаимосвязано, не понятно что есть что),

2)религиозное(вера в высшую справедливость в творца, мир реальный и мир вымышленный, появилась при письменности),

3) философское(наука о наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. ВСЁ должно быть доказано, не принимает на веру ничего,3 раздела: онтология (уч. о бытие) гносеология (учение по познание) и логика).

Элементы (структура) мировоззрения: потребности, интересы, знания, ценности, идеалы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.28.200 (0.008 с.)