государственная собственность (гос. предприятие) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

государственная собственность (гос. предприятие)



Частную собственность в свою очередь можно разделить на индивидуальную и групповую. Право собственности в принципе предполагает определение вещи и имущества, которое дало бы возможность идентифицировать их. Индивидуальное право собственности подразумевает единоличное владение имуществом, то есть собственник только один, и других таких нет. Под групповой частной собственностью понимается владение имуществом несколькими собственниками, они обладают на него равными правами. В экономической сфере деятельности многие эксперты делят право на собственности на частное и личное. Личная форма собственности относится к тому имуществу, которое используется собственником для своих нужд, в целях, которые не приносят ему доход. Частная форма собственности распространяется на имущество, которое собственник передаёт другим лицам за плату. Таким образом, такое имущество выступает в качестве товара в экономических отношениях.

Тонкая грань между групповой формой собственности и общественной собственности. Именно поэтому под групповой формой собственности следует понимать право лица на владение, пользование, распоряжение общим имуществом в пределах принадлежащей ему доли. Доля должна быть установлена в конкретном размере либо законом, либо договором. А вот в отношении общественной собственности, у собственников право на имущество существует номинально, свою долю он не может выделить из общей массы, следовательно, в полном объёме реализовать своё право собственности не может. Именно поэтому право общественной собственности следует относить к государственной форме собственности, но не к частной групповой.

Частная собственность (объекты частной собственности)

Частную собственность в свою очередь можно разделить на индивидуальную и групповую. Право собственности в принципе предполагает определение вещи и имущества, которое дало бы возможность идентифицировать их. Индивидуальное право собственности подразумевает единоличное владение имуществом, то есть собственник только один, и других таких нет. Под групповой частной собственностью понимается владение имуществом несколькими собственниками, они обладают на него равными правами. В экономической сфере деятельности многие эксперты делят право на собственности на частное и личное. Личная форма собственности относится к тому имуществу, которое используется собственником для своих нужд, в целях, которые не приносят ему доход. Частная форма собственности распространяется на имущество, которое собственник передаёт другим лицам за плату. Таким образом, такое имущество выступает в качестве товара в экономических отношениях.

Тонкая грань между групповой формой собственности и общественной собственности. Именно поэтому под групповой формой собственности следует понимать право лица на владение, пользование, распоряжение общим имуществом в пределах принадлежащей ему доли. Доля должна быть установлена в конкретном размере либо законом, либо договором. А вот в отношении общественной собственности, у собственников право на имущество существует номинально, свою долю он не может выделить из общей массы, следовательно, в полном объёме реализовать своё право собственности не может. Именно поэтому право общественной собственности следует относить к государственной форме собственности, но не к частной групповой.

 

Механизм функционирования рынка:

Спрос

Спрос — это экономическая категория, характеризующая потребность покупателей в определенном товаре, обеспеченную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар по определенной цене в данный период времени на определенном рынке или в определенной стране.

Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос — это спрос конкретного покупателя на конкретный товар, причем на данном рынке. Совокупный спрос — это общий объем спроса на товары и услуги в какой-либо стране

 

Закон спроса может быть изложен следующим образом: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар.

Таким образом, величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться при ее повышении. Это происходит по двум причинам.

Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым товаром те товары, которые он использовал ранее.

Во-вторых, когда цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и, чаще всего, покупая больше именно того товара, который подешевел.


Эластичность спроса. Коэффициент эластичности спроса

Эластичность — это важнейшая характеристика спроса и предложения, показывающая зависимость их изменений от изменения различных факторов рынка (цены товара, доходов потребителей и т.д.). Эластичность — это показатель степени чувствительности (реакции) потребителей и производителей к изменениям различных факторов, оказывающих влияние на спрос и предложение. Она показывает, на сколько процентов изменится спрос или предложение при изменении какой-либо переменной экономической величины, от которой зависит спрос или предложение, на один процент, т.е., например, на сколько изменится величина спроса, если цена товара возрастет на 1%.

Существуют два основных критерия эластичности спроса: цена и доходы.

На эластичность предложения оказывают влияние цена товара, число товаропроизводителей на рынке, потребительские ожидания (как ценовые, так и неценовые), значимость товара для потребителя, величина налогов, удельный вес стоимости определенного товара в доходе потребителя и т.д.

На эластичность спроса влияет целый ряд факторов: наличие товаров-заменителей, конкуренция на рынке, удельный вес товара в бюджете потребителя, качество товара, размеры запаса.

 

Предложение

Предложение — это количество товаров, представленных на рынке в определенный момент времени по определенной цене, т.е. совокупность товаров, которую желают и способны продать производители.

Предложение, так же как и спрос, бывает индивидуальным и совокупным. Индивидуальное предложение — это предложение конкретного производителя или предложение конкретного товара на данном рынке. Совокупное предложение – это общий объем предложения на все товары и услуги в какой-либо стране.

Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены.

Рыночное равновесие

Рыночное равновесие спроса и предложения — это равенство спроса и предложения на определенный товар в определенное время на определенном рынке, иначе говоря, это совпадение планов покупателей и продавцов при определенной цене. Таким образом, рыночное равновесие зависит от соответствия спроса и предложения. Различают следующие виды рыночного равновесия:

1. стабильное — равновесие, колебания которого незначительны и отклонение от которого приводит к возвращению в то же состояние;
2. неустойчивое — равновесие, отклонение от которого не приводит к возвращению в прежнее состояние;
3. мгновенное — равновесие, которое создается в ситуации, если спрос на какой-то товар вдруг вырос, а предложение осталось прежним;
4. краткосрочное — равновесие, которое создается в ситуации, когда число предприятий на данном рынке не меняется, а предложение несколько увеличивается, но не надолго;
5. длительное — равновесие, при котором предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу.

Кривая спроса предложения

1.Спрос на товар и его предложение. Кривые спроса и предложения.

Независимо от типа рыночных структур необходимым условием эффективного функционирования субъектов экономических отношений является их экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений. В ходе дальнейшего изложения основ рыночного механизма это важнейшее положение будет конкретизировано. А в начале рассмотрим два следующих вопроса: 1) как действует механизм спроса и предложения на конкурентном рынке любого товара? и 2) каким образом рыночная цена устанавливается на таком уровне, когда спрос и предложение равны? Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение, чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласиться купить данный товар, т.е. меньше уровень спроса (при данном уровне доходов); и наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара.

 

 

Изобразим эту зависимость между ценой товара P и величиной спроса на товар Q графически в виде кривой D (рис. 1.).

Кривую D в экономической литературе называют кривой спроса. Кривая спроса - кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. Если при цене P1 0величина спроса составляет Q1, то при снижении цены на товар до P2 величина спроса на него может увеличиться до Q2 и т.д. Важно напомнить, что в данном примере показано изменение величины спроса при изменении цены для фиксированного дохода.

Полученная кривая иллюстрирует закон убывания спроса, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара повышается (и при этом доход и все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее количество товара, то при прочих равных условиях, он может быть полностью реализован только по менее высокой цене. Эта зависимость может быть выражена в общем виде: Qd=f(P), где Qd - величина спроса; P - цена.

Функция спроса - функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него различных факторов. Изменение цен означает движение по кривой спроса.

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы: 1) увеличение (или сокращение) денежных доходов потребителя; 2) изменение цен товаров - субститутов и комплиментарных товаров; 3) изменение вкусов и предпочтений; 4) ценовые и дефицитные ожидания; 5) колебание расходов на рекламу; 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др. Спрос является функцией всех этих факторов. Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево (рис. 2).

 

 

Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, т.е. сдвиг кривой спроса D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и т.д. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, т.е. кривая перемещается из положения D в положение D1.

Понижение цены продукта приводит к двум следствиям, в свою очередь обуславливающим рост количества продукции, на которую предъявлен спрос.

1. Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цены хлеба в 3 раза (с 3000 до 1000 руб. за одну булку) вы на свой постоянный доход в 30000 рублей сможете купить уже не 10 булок, а 30 булок хлеба. Если же вы хотите сохранить свое потребление на прежнем уровне, т.е. только 10 булок, то на "высвобожденные" деньги можно приобрести дополнительное количество других товаров. Понижение цены товара делает нас реально богаче и позволяет расширить объем спроса, в чем и заключается смысл эффекта дохода.

2. Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемов спроса потребителя. Снижение цен на хлеб, как в нашем примере, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с макаронами и т.д. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие макароны покупкой более дешевого хлеба и купит его не 10, а 15 или 20 булок.

Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров (т.е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замещения действует в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют низкокачественные товары, чьи потребительские качества не высоки (низкокачественные папиросы и сигареты, китайский ширпотреб и т.д.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действует в противоположных направлениях. С одной стороны, снижение цен, например, на низкокачественные папиросы будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. А богатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары. Какой же из двух эффектов будет действовать сильнее? Как правило, если низшие товары занимают незначительное место в общем объеме потребительских расходов, то эффект замещения "перевесит" эффект дохода и потребитель будет покупать большее количество таких папирос. Кривая спроса на низший товар по-прежнему (как и в случае с нормальными товарами) будет иметь отрицательный наклон.

Но в экономической теории существует описание и такой ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - повышение спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена (парадоксом Гиффена), а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена, по имени английского экономиста Р. Гиффена (1837-1910 гг.). Предполагается, что Гиффен описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу такие семьи могут позволить себе нечасто. И если происходит рост цен на картофель, то бедная семья вообще вынуждена будет отказаться от покупки мяса, тратя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель. Кривая спроса в таком случае имела бы положительный наклон. Эффект дохода в случае с низшим товаром Гиффена перевешивает эффект замещения, и, следовательно, при снижении цены на такой товар спрос на него уменьшается, а при повышении цены - увеличивается (как в случае с картофелем). Подтверждение парадокса Гиффена наблюдается в современной России.

Когда дорогостоящие товары пользуются престижным спросом, то и они при росте цен покупаются в силу фетишизации социального статуса. Эти товары ценятся по тому, насколько владение ими отличает человека от окружающих. Это демонстративное потребление является подтверждением успеха. Характерно, что снижение цен на престижные товары может уменьшить их привлекательность и спрос на них. Такое отклонение на рынке получило название "эффект Веблена".

Закон постепенного убывания спроса имеет силу в отношении практически всех товаров. Причины этого связаны, прежде всего, с ограниченностью доходов покупателей. Если при высокой цене на товар его могут покупать лишь богатые люди, то понижение цены, во-первых, приносит новых покупателей; во-вторых, каждое понижение цены может побудить каждого потребителя товара совершить дополнительные покупки, пока потребность в нем не удовлетворена полностью.

Если рассмотреть рыночную ситуацию со стороны продавцов, то заметна обратная картина. Все продавцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличить предложение. Иными словами, у каждого продавца объем предложения будет меняться в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара. Графически эта закономерность изображена на рис. 3. Кривую S называют кривой предложения. Кривая предложения - кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

 

 

Увеличение производства при высоких ценах объясняется тем, что, с одной стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, при росте цен производитель получает добавочную прибыль и имеет возможность нанять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить производство. Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть выражена в общем виде функцией Qs = f(P)

Вместе с тем, следует иметь в ввиду, что речь идет лишь о тенденции к увеличению предложения. До известного предела рост цен вызывает рост предложения. Однако если рост цен продолжается, то производитель может снизить объем производства. Это объясняется, с одной стороны, тем, что высокий уровень дохода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной работы, с другой стороны, тем, что высокий уровень дохода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной работы, с другой стороны, производитель может опасаться, что при дальнейшем наращивании объемов производства произойдет затоваривание и цены начнут снижаться. Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Однако было бы неправильно представить их как раз и навсегда данные. Под воздействием ряда факторов кривая предложения может смещаться.

 

 

Главный фактор, воздействующий на предложение - издержки производства. Поэтому, если в результате использования достижений технического прогресса или применительно к сельскому хозяйству, в силу благоприятных погодных условий производства удается снизить издержки производства, кривая предложения S смещается вправо вниз (рис. 4). Величина предложения при неизменной цене P1 возрастает с Q1 до Q2.

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночный периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном - все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.).

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рис. 5а).

В условиях короткого периода повышение спроса приводит к росту цен, увеличению объема производства, т.к. фирма может изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рис. 5б).

В условиях длительного периода увеличение спроса вызовет значительный рост предложения при постоянных ценах и несущественном повышении цен (рис. 5в).

 

 

1. Цена равновесия.

В ходе развития рынка происходит взаимное приспособление продавцов и покупателей.

Рассмотренные кривые спроса и предложения показывают, что происходит с покупками и продажами, если цена изменяется. Но на каком уровне должна установиться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо свести вместе и сопоставить эти кривые. Если наложить друг на друга два графика, показывающие изме-нение спроса и предложения товара, то получим график, показывающий изменение спроса и предложения интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся.

В точке встречи E (рис.6) спрос Q1с равен предложению Q1п (Q1= Q1c = Q1п) и цена P является ценой равновесия.

 

 

Равновесная цена - цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Образование равновесной цены - процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и производители и потребители. При более высокой цене P2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку AB).

Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены. При цене P3 ниже цены равновесия P1 спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будут толкать цену вверх. На рис.6 стрелками показано поведение производителя (продавца) - кривая S и покупателя D при различных ситуациях на рынке товаров. Лишь в точке E достигается устойчивая цена, которая может сохраняться определенное время.

Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж - такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок.

 

 

Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (выигрыша) потребителя можно изобразить через площадь Pmax EPE (рис. 7).

В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы.

Разница между выручкой (площадью OPEEQE) и совокупными издержками (площадью OPminEQE) составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь PEEPmin).

Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным.

 

 

Устойчивое равновесие в свою очередь бывает абсолютным и относительным. Абсолютное равновесие имеет место в случае установления единой равновесной цены, относительное - при небольших отклонениях от нее(рис. 8а, 8б).

Если равновесие достаточно лишь в определенных пределах колебания цены, то говорят о локальной устойчивости. Но при этом устойчивость достигается лишь в интервале P2 до P3 (рис. 9а). Если же равновесие устанавливается при любых отклонениях цен от равновесной цены (рис. 9б), устойчивость носит глобальный характер.

 

 

Существуют и другие виды равновесия.

Итак, в состоянии равновесия (частичного или общего) наблюдается совпадение спроса и предложения. Именно поэтому в состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект - будь то отдельный производитель, фирма или покупатель - не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия - уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей. Еще раз напомним, что равенство спроса и предложения - это теоретическая абстракция, в реальной хозяйственной практике такое совпадение наступает редко. Однако именно эта абстракция позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма. В частности, анализ закономерностей изменения спроса и предложения и механизма образования цены равновесия дает возможность более полно охарактеризовать экономическую свободу как важнейшее условие нормального функционирования рыночного механизма, которая (экономическая свобода) подразумевает, во-первых, свободу предпринимательства; во-вторых, свободу выбора продавцов и покупателей, т.е. свободу торговли; в-третьих, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения и, в-четвертых, свободу ценообразования.

Экономическая свобода позволяет рынку гибко реагировать, приспосабливаясь к изменяющимся условиям, и обеспечивать как частичное (по одному товару), так и общее (по всем товарам) равновесие.


Рыночная конкуренция и ее виды.

- конкуренция, как ключевая категория рынка;

Конкуренция– это соперничество между эк. агентами за лучшие условия приобретения благ и ресурсов.

Конкуренция присутствует на каждом из видов рынков.

Конкуренция – соперничество между потребителями.

Выделяют следующие функции конкуренции:

• выявление или установление рыночной стоимости товара;

• выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;

• регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

Виды конкуренции:

1) Внутриотраслевая – это конкуренция между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукцией.

2 способа преодоления (выигрыша во внутриотраслевой конкуренции)

1. Снижение издержек за счет лучшего использования эк.ресурсов – т.е. снизить издержки.

2. Повысить ценность производимой продукции т.о. повысить цену (улучшить качество, бренды)

2) Межотраслевая – соперничество между предпринимателями, вложившими свои средства в разные отрасли. Та отрасль, которая обеспечивает больший доход предпринимателю, та и более конкурентна.

Межотраслевая – рынок ресурсов, внутриотраслевая – рынок благ.

2 подход к классификации: совершенная (идеальная) (конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия) и несовершенная (базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия).

Признаки совершенной конкуренции:

1. Существует множество фирм, которые предлагают однородную продукцию. При этом потребителю все равно какую продукцию приобретать.

2. Доля каждой фирмы на рынке ничтожна мала (приход и уход фирмы с рынка незаметен).

3. Не существует никаких барьеров для входа в отрасль и выхода из нее.

4. Нет ограничений на доступ фирм к информации.

Совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынка.

Признаки несовершенной конкуренции:

1. Незначительное количество фирм на рынке с явным доминированием некоторых из них.

2. Существенная возможность влияния на конъектуру, т.е. на цены.

3. Наличие барьеров для входа в отрасль.

4. Отсутствие однородных товаров.

На рынке несовершенной конкуренции выделяют 4 подтипа:

1) Монополистическая конкуренция – промежуток между совершенной и несовершенной конк.

Основные характеристики:

1. Существует большое количество мелких фирм, которые предлагают разнородную продукцию.

2. Барьеров не существует или они не сложные.

3. Конкуренция осуществляется за счет качества товаров и услуг.

Пример: рынок парикмахерских услуг.

2) Монополия – на рынке присутствует 1 продавец, а барьеры для входа на рынок являются непреодолимыми.

К отраслям монополии принято относить отрасли коммунального хозяйства: тепло-, водо-, газо-, электроснабжение.

Характеристики:

1. Единственный производитель (продавец)конкретного товара или услуги. В условиях чистой монополии у фирмы нет прямых конкурентов.

2. Не существует близких товаров-заменителей. Товар, производимый монополией, является уникальным в том смысле, что не только не существует фирм, производящих аналогичный продукт, но и нет фирм, создающих близких (с точки зрения потребителей) аналогов.

3. Отсутствие свободы входа на рынок. Монополия может существовать лишь в условиях, когда проникновение и деятельность на рынке других фирм являются практически невозможными или экономически неэффективными.

Среди наиболее важных барьеров входа в отрасль выделяют:

– Естественный монополизм —одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм.

Искусственная, которая означает сосредоточение в чьих-то руках объектов экономических отношений.

4. Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в условиях определенности. Это означает, что единственный продавец (производитель) и все покупатели знают все необходимые параметры рынка: цены, физические характеристики товара, функции доходов и издержек. При этом предполагается (так же как и при совершенной конкуренции), что информация распространяется мгновенно и бесплатно. Допущение о совершенной информированности имеет очень большое значение для монополиста. При совершенной конкуренции фирма является ценополучателем, рыночная цена представляет собой внешний (экзогенный) фактор, а индивидуальная кривая спроса определяется прямой, параллельной оси выпуска. В этих условиях для максимизации своей прибыли фирме достаточно знать функцию своих издержек. Для монополиста этой информации мало. Ему необходимо знать кривую спроса на свою продукцию, а также (при осуществлении политики ценовой дискриминации) функции спроса отдельных потребителей или сегментов рынка на свою продукцию.

3) Монопсония - ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов. В условиях же монопсонии сама фирма-монопсонист олицетворяет собой отрасль.

Примеры: Министерство обороны на рынке вооружения. Федеральное космическое агентство на рынке ракетно-космической техники.

На рынках данного типа определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели. Примером монопсонии является рынок труда, на котором множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы.

Монопсония возникает при следующих условиях:

· на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;

· данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;

· этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.);

· фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.

Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует только одна крупная фирма — наниматель труда.

4) Олигополия – ситуация, когда на рынке присутствует несколько крупных продавцов, иногда ее еще определяют как "рынок немногих" или "конкуренцию немногих".

Характеристика:

1. Небольшое количество фирм в отрасли. Господство в отрасли нескольких, относительно (а иногда, и абсолютно) крупных предприятий — характерный признак олигопольного рынка. Крупный размер подавляющей части предприятий-олигополистов — следствие их немногочисленности на рынке. Как правило, от 2-3 до 10-15 компаний удовлетворяют подавляющую часть рыночного спроса.

Принципиальным следствием небольшого количества фирм на рынке являются их особые взаимоотношения, проявляющиеся в тесной взаимозависимости и остром соперничестве между предприятиями. В отличие от совершенной конкуренции или чистой монополии при олигополии деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов. Подобная взаимозависимость действий и поведения немногочисленных фирм является ключевой характеристикой олигополии и распространяется на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инвестиционную и инновационную деятельности, стратегию стимулирования сбыта, послепродажные услуги и т.д.

2. Однородность или дифференцированность продукта.

Тип производимого олигополией продукта может быть как однородным, так и диверсифицированным.

· Если потребители не имеют особых предпочтений к какой-либо фирменной марке, если все товары отрасли являются совершенными заменителями, то отрасль называется чистой, или однородной олигополией. Наиболее типичными примерами практически однородной продукции выступают цемент, сталь, алюминий, медь, свинец, газетная бумага, вискоза.

· Если товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями (причем разница между товарами может быть как реальной (по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, предоставляемым услугам), так и мнимой (фирменная марка, упаковка, реклама), то продукция считается дифференцированной, а отрасль называется дифференцированной олигополией. Примерами могут служить рынки автомобилей, компьютеров, телевизоров, сигарет, зубной пасты, безалкогольных напитков, пива.

3. Степень влияния на рыночные цены. Степень влияния фирмы на рыночные цены, или ее монопольная власть высока, хотя и не в такой мере, как при чистой монополии. Рыночная власть определяется относительным превышением рыночной цены фирмы ее предельных издержек.

 

- виды конкурентной борьбы;

- совершенная и несовершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция – идеализированная конъюнктура рынка, при которой каждый участник рынка слишком мал для того, чтобы влиять своими действиями на рыночную цену акций. На таком рынке исключены все виды соперничества – как между продавцами, так и между покупателями.

 

Модель рынка совершенной конкуренции основана на четырех основных условиях:

- однородность продукции, то есть, товары полностью взаимозаменяемы (товары-субституты) и разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому;

- малые размеры и многочисленность субъектов рынка, при которых совершаемые покупки или продажи малы по сравнению с совокупным объёмом рынка.

 

При совершенной конкуренции субъекты ранка не в состоянии оказывать влияние на цены, если действуют не в согласии друг с другом:

1. отсутствие барьеров или свобода входить на рынок и покидать его значит, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов. Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.

2. совершенная информация, у фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка.

 

В процессе свободной конкуренции на рынке формируются равновесные цены, которые господствуют над участниками рынка. Рыночные отношения всегда представлены парным отношением «продавец-покупатель»

 

Эти отношения принимают форму взаимосвязей между производством и потреблением. В сфере обмена они проявляются как предложение и спрос.

Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.124 с.)