Поздний меркантилизм (2-я пол. XVI—XVII вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поздний меркантилизм (2-я пол. XVI—XVII вв. )



Формы кредита

Современная кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на кредитном рынке и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.

На рынке реализуются две основные формы кредита: коммерческий кредит и банковский. Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

1. Коммерческий кредит — предоставляемый одними функционирующими предпринимателями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Он оформляется векселем. Его объект — товарный капитал. Целью является ускорение реализации товаров и заключенной в них прибыли.

2. Банковский кредит выдается банками, специальными кредитно-финансовыми учреждениями, функционирующим предпринимателям в виде денежных ссуд. Это основной вид кредита в современных условиях. Объектом банковского кредита служит денежный капитал. Банковский кредит преодолевает границы коммерческого кредита, так как он не ограничен направлением, сроком и суммами кредитных сделок, т.е. он делает кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность.

3. Потребительский кредит предоставляется потребителям в форме коммерческого кредита (продажа товаров с отсрочкой платежа) и банковского кредита (ссуды на потребительские цели).

4. Ипотечный кредит — это долгосрочные ссуды под залог недвижимости (земли, производственных и жилых зданий).

5. Государственный кредит — совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство и местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. Традиционная форма этого кредита — выпуск государственных займов, которые изымают от 1/3 (США), до 2/3 (ФРГ) ресурсов рынка ссудных капиталов для покрытия бюджетного дефицита. Своеобразной разновидностью государственного кредита являются гарантии государства по частным кредитам.

6. Международный кредит — движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и платности. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные и региональные организации.

7. Сельскохозяйственный кредит предоставляется банками на длительный срок для покрытия крупных капиталовложений в сельскохозяйственное производство, как правило, под обеспечение недвижимостью.

8. Ростовщический кредит сохраняется как анахронизм в ряде развивающихся стран, где слабо развита кредитная система. Обычно такой кредит выдают индивидуальные лица, меняльные конторы, некоторые банки.

Виды банков

Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.

Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия - 50%, Япония - 55%), центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот - основной составляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные золотовалютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства.

По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль “банка банков”, т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве “кредитора последней инстанции”, организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.

Коммерческие банки - основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними. В современных условиях коммерческим банкам удалось существенно расширить прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование, создать систему кредитования населения (потребительского кредита). Инвестиционные операции коммерческих банков связанны в основном с куплей-продажей ценных бумаг правительства и местных органов власти. После кризиса 1929-1933 гг. в США, Франции, Великобритании, в ряде других стран коммерческим банкам запрещено участвовать в выпуске и покупке ценных бумаг частных предприятий небанковского сектора. Этот запрет в настоящее время преодолевается путем открытия банком трастовых отделов и учреждения трастовых компаний, управляющих имуществом клиентов по доверенности (в США 2/3 этого имущества представлено ценными бумагами корпораций).

Коммерческие банки выполняют расчетно-комиссионные и торгово-комиссионные операции, занимаются факторингом, лизингом, активно расширяют зарубежную филиальную сеть и участвуют в многонациональных консорциумах (банковских синдикатах).

Инвестиционные банки ( в Великобритании - эмиссионные дома, во Франции - деловые банки) специализируются на эмиссионно-учредительных операциях. По поручению предприятий о государства, нуждающихся в долгосрочных вложениях и прибегающих к выпуску акций и облигаций, инвестиционные банки берут на себя определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязанности по их размещению и организации вторичного обращения. Учреждения этого типа гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акций и облигаций ссуды. Хотя доля инвестиционных банков в активах кредитной системы сравнительно невелика, они благодаря их информированности и учредительским связям играют в экономике важнейшую роль.

Сберегательные банки (в США - взаимосберегательные банки, в ФРГ - сберегательные кассы) - это, как правило, небольшие кредитные учреждения местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а нередко и принадлежат ему. Пассивные операции сберегательных банков включают прием вкладов от населения на текущие и другие счета. Активные операции представлены потребительским и ипотечным кредитом, банковскими ссудами, покупкой частных и государственных ценных бумаг. Сберегательные банки выпускают кредитные карточки.

Ипотечные банки - учреждения, предоставляющие долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений). Пассивные операции этих банков состоят в выпуске ипотечных облигаций.

Ипотечный кредит - это долгосрочная ссуда, выдаваемая ипотечными, коммерческими банками, страховыми и строительными обществами и другими финансово-кредитными учреждениями под залог земли и строений производственного и жилого назначения. Ипотечный кредит применяется главным образом в сельском хозяйстве, а также в жилищном и других видах строительства. В результате увеличивается размер производительно используемого капитала.

Коммерческими банками, фирмами - поставщиками оборудования, финансовыми компаниями предоставляются кредиты промышленно-торговым корпорациям под залог машин и оборудования. В этом случае сумма ипотечного кредита ниже рыночной стоимости закладываемого оборудования и других активов корпораций. Кроме того, размеры ипотечного кредита уменьшаются в зависимости от степени износа закладываемого оборудования.

Банки потребительского кредита - тип банков, которые функционируют в основном, за счет кредитов, полученных в коммерческих банках, и выдачи краткосрочных и среднесрочных ссуд на приобретение дорогостоящих товаров длительного пользования и т.д.

21). В теории система централизованной(командной) экономики выглядит гораздо проще, чем рыночная. Центральные органы планирования принимают все решения относительно использования ресурсов. Эти органы собирают и перерабатывают информацию для того, чтобы решить, какую продукцию необходимо произвести, в каком количестве и какого качества, а также с помощью каких средств и из какого сырья. Эти расчеты производятся для каждого вида необходимой продукции. После этого вырабатывается заказ на определенную продукцию для конкретных министерств и доводится до них.

+ Во-первых, путем тотального контроля над экономикой возможно реализовать желаемое распределение доходов в обществе. Во-вторых, возможно полностью (по крайней мере теоретически) трудоустроить все трудоспособное население, исключив таким образом явную безработицу. В-третьих, при планировании выпускаемой продукции можно учесть имеющиеся экономические и технические факторы, определить социальные приоритеты. Во всяком случае теоретически управлять экономикой посредством центральных решений можно успешно, в действительности это исключительно сложная задача.

1) Существует сложная проблема информации. Эту информацию необходимо не просто собрать и переработать, а переработать всю информацию об альтернативных процессах производства, о расходе ресурсов, о затратах, о росте потребления. 2) Многие производители, стремясь получить премию за перевыполнение плана, искажают сведения или скрывают информацию от центрального планового органа.3) Трудности возникают тогда, когда речь идет о выпуске новой продукции, внедрении нововведений.

22).РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА- Экономика, в которой значительная часть экономических решений принимается исходя из информации, предоставляемой рынками. Преимущество рыночной экономики состоит в том, что формирующиеся на рынках цены передают информацию об спросе на различные товары и услуги и издержках их производства и поставки.

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА — экономика страны, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономических систем. В смешанной экономике активную роль играет государство, взаимодействующее с рынком, дополняющее и корректирующее рыночные механизмы саморегулирования, компенсирующее их недостаточность. Фактически рыночная экономика в любой стране является смешанной, различие состоит в соотношении меры государственного регулирования и рыночного саморегулирования.

23)Рынок, в узком смысле слова – место, где встречаются продавцы и покупатели; в широком – совокупность эк – х отношений, возникающих по поводу купли – продажи. Условия существования рынка: 1) наличие множества независимых предпринимателей, организовывающих производство на свой риск; 2) конкуренция между производителями; 3) свободное ценообразование на основе спроса и предложения; 4) наличие законодательства по экономическим вопросам.Субъекты рыночных отношений: домохозяйство; фирмы – производители; фирмы – посредники; банки, финансовые учреждения.Ф – и рынка: 1)соединительная: является связующим звеном между производством и покупателем; 2)стимулирующая: рынок – саморегулятор товарного производства: а) приводит объем и структуру производства в соответствие с объемом и структурой спроса; б) стимулирует рост производительности труда, способствует снижению затрат на производство, повышает качество продукции; 3) распределительная: рынок опосредует общественное разделение труда между экономически обособленными производителями материальных благ и услуг; 4)информационная: рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимых издержках производства, качестве, ассортименте товаров и услуг на рынке через меняющиеся цены товаров и услуг, процентные ставки на кредит и т.д.; 5) дифференцирующая: с помощью конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий и способствует развитию сильных предприятий.

24).МОНОПОЛИЗМ - тип экономических отношений, при котором отдельные предприниматели могут навязывать собственные интересы своим конкурентам и обществу, игнорируя их действительные потребности и возможности.Монополия – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.Формымонополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации возникли простейшие формы монополистических объединений – картели и синдикаты. Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары и меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм. Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм. Простейшие формы – картели и синдикаты. Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределением рынков и других факторов. Синдикат – объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору. Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяется производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

25).Основные модели современного рынка:

ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — конкурентная ситуация на рынке, когда множество фирм продает одинаковые товары.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ -Рыночная структура, которая возникает при ограниченном количестве продавцов, причем каждый считает, что цена, которую можно назначить, является убывающей функцией проданного количества товара. Монополистические конкуренты знают, что они имеют дело с убывающими кривыми спроса, но не пытаются прогнозировать реакцию отдельных конкурентов. Условия монополистической конкуренции предполагают, что свободный доступ приведет к исчезновению сверхприбылей.

ОЛИГОПОЛИЯ- Ситуация на рынке, где действуют несколько продавцов, каждый из которых оценивает поведение других. Каждая фирма контролирует довольно значительную часть рынка, учитывая индивидуальную реакцию других участников рынка на уменьшение их цен или объемов производства. Следовательно, равновесие зависит от того, насколько каждый из олигополистов предвидит поведение своих конкурентов. Олигополия отличается от монополистической конкуренции, когда каждая фирма рассматривает свою кривую спроса как понижающуюся, но ни одна фирма не чувствует, что необходимо принимать во внимание индивидуальное поведение на рынке других конкурентов.

ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ -положение на рынке товаров и услуг, характеризуемое наличием одного продавца данного вида товара или услуги.

Положительные стороны:1) эффективность производства. Монополи могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынкеБ что сказывет нерациональное распредресурсов и обусловливает усиление неравенства.2) влияние на конкуренцию. 3).Снижение цен высокие ценя по которым в монопольной отрасли сбывается основная масса выпущенной продукции, позволяют предприятиям часто реализовать свои изделия по столь выгодным ценам.

Отрицательные стороны: 1). Влияние на рыночные отношения. 2) монопольная цена особый вид рыночный цены, которая уста-ся на уровне выше или ниже стоимости товаров, в целях получения монопольного дохода.

26.Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки.

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость. То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Неценовые факторы спроса – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса. При росте спроса кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.

27.Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам.

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Неценовые факторы предложения – факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая предложения. В этом случае обычно говорят о смещении кривой предложения. При росте предложения кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.

28.Равновесная или сбалансированная цена —это такая цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем соответственно является равновесным объемом.

Механизмы регулирования равновесной цены:

ü Соблюдение баланса спроса и предложения.

ü Налоговая система.

ü Вмешательство государства в процесс регулирования цен.

Государственное регулирование цен – комплекс рычагов прямого и опосредованного влияния государства на механизм ценообразования.

29.Эластичность спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.

Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1 процент.

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:

§ Значимость товара для бюджета семьи.

§ Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.

§ Консерватизм во вкусах.

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

30. Экономические издержки - затраты предприятия (фирмы), которые включают все бухгалтерские (явные) издержки и издержки упущенных возможностей (неявные).

Бухгалтерские издержки – это явные затраты, связанные с оплатой ресурсов, не принадлежащих самому предприятию, и учитывающиеся при расчете остающейся у него прибыли.

Средние издержки — это совокупные издержки, приходящиеся на единицу объёма выпуска.

Общие издержки — совокупность постоянных (не связанных с объемом выпускаемой продукции) и переменных (зависящих от объема производства) затрат, издержек.

Предельные издержки — показатель предельного анализа производственной деятельности, дополнительные затраты на производство единицы дополнительной продукции.

31) Для наибольшей эффективности производства необходимо, чтобы между наличными постоянными ресурсами и добавляемыми к ним переменными ресурсами было оптимальное соотношение. Оптимум предприятия достигается в том случае, когда отношение предельного продукта труда к цене труда равно отношению предельного продукта капитала к цене капитала, или, иначе, когда последняя денежная единица, израсходованная на труд, даст тот же прирост выпуска, что и последняя денежная единица, израсходованная на капитал

С ростом привлекаемого ресурса ресурсоотдача сначала возрастает, затем — остается постоянной, а далее — уменьшается. Все это формируется как закон изменения ресурсоотдачи. Это такое производство, при котором производственные мощности работают с перегрузкой, привлекаемые ресурсы используются неэффективно, а себестоимость с привлечением ресурсов увеличивается. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ОТДАЧИ -закон, в соответствии с которым сверх некоторых фиксированных значений факторов производства предельный продукт при изменении любого из переменных факторов, влияющих на объем производства, будет уменьшаться по мере роста масштабов вовлечения этого фактора.

Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.

Показатели рентабельности

· Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.

ROM = ((Чистая) прибыль/Себестоимость) * 100 %

· Рентабельность основных средств — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств.

ROFA = ЧП/Основные средства * 100 %

· Рентабельность продаж (Margin on sales, Return on sales) — отношение операционной прибыли (прибыли от продаж)(EBIT) компании к ее выручке(Sales).

ROS = EBIT/SALES= операционная прибыль/Выручка * 100 %

· Рентабельность персонала — отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала.

ROL = Чистая прибыль/Среднесписочная численность * 100 %

· Коэффициент базовой прибыльности активов (Basic earning power) — отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к получению к суммарной величине активов.

BEP = EBIT/Активы * 100 %

· Рентабельность активов (ROA) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру суммарных активов.

ROA = Чистая прибыль/Активы * 100 %

· Рентабельность собственного капитала (ROE) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала.

ROE = Чистая прибыль/Собственный капитал * 100 %

· Рентабельность инвестированного, перманентного капитала (ROIC) — отношение чистой операционной прибыли к среднему за период собственному и долгосрочному заёмному капиталу.

ROIC = EBIT*(1-Ставка налога на прибыль)/Инвестированный капитал * 100 %. В частном случае, при использовании в качестве инвестированного капитала заемных средств ROIC = (EBIT*(1-ставка налога на прибыль) — сумма % по заемному капиталу)/(собственный капитал+заемный капитал)

· Рентабельность примененного капитала (ROCE)

· Рентабельность суммарных активов (ROTA)

· Рентабельность активов бизнеса (ROBA)

· Рентабельность чистых активов (RONA) = Прибыль до налогообложения / Чистые активы

· Рентабельность производства = Прибыль / (Стоимость основных фондов + стоимость оборотных средств)

· Рентабельность наценки (Profitability of the margin) — отношение себестоимости продукции к его продажной цене

32)Основные макроэкономические показатели

Специфика предмета и метода макроэкономики предполагает применение в ней таких понятий и категорий, которые не используются в микроанализе.

Рассмотрим основные макроэкономические понятия. Основными макроэкономическими понятиями, характеризующими результаты экономической деятельности страны, выступают валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП).

Исчисление важнейших макроэкономических показателей производится в системе национальных счетов (СНС) — комплексе таблиц, имеющих форму бухгалтерских счетов, в которых отражаются процессы производства, распределения и конечного использования общественного продукта и национального дохода.

Система национальных счетов создана за рубежом и до последнего времени применялась только в западной статистике. Первые попытки составления системы национальных счетов были предприняты в Великобритании в 1946 г., в США — в 1947, во Франции — в 1949 г. Она частично пересматривалась в 1958, 1963, 1965, 1968 гг. В ныне действующей СНС ООН имеется четыре класса счетов:

сводные счета;

счета производства, потребления и капиталовложений;

счета доходов и расходов;

счета финансирования капитальных затрат.

В России используется СНС, показатели которой начали рассчитываться с 1988 г. Ключевым макроэкономическим показателем системы национальных счетов в России выступает валовой внутренний продукт (ВВП), который дублирует показатель валового национального продукта (ВНП) с некоторым отклонением.

Отечественная статистика использовала систему баланса народного хозяйства (БНХ), основанную на трудовой теории стоимости. СНС и БНХ на международном уровне были приняты как равноправные системы балансовых построений. С целью обеспечения международных сопоставлений Россия приняла за основу вариант СНС ООН, применяемый в ЕС, поскольку считается, что эта система более детализирована и удобна для практического применения.

Национальное счетоводство (термин был предложен голландским экономистом Ван Клиффом) базируется на модели народно-хозяйственного кругооборота.

Существует ряд систем национальных счетов. Среди них известны норвежская система REFI (RE — real, FI — financial) и английская SAM (socialaccountingmatrix), разработанная Р. Стоуном, на основе которой ООН приняла упрощенную стандартную систему национальных счетов, которая используется более чем в ста странах.Новая стандартная система национальных счетов, принятая ООН в 1993 г., включает кроме финансовых потоков таблицу «затраты-выпуск», а также балансы имущества в реальной и денежной формах.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — макроэкономический показатель, представляющий собой рыночную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период времени (обычно за год) всеми производителями независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или являются собственностью иностранцев.

Под ВВП понимается сумма добавленных стоимостей, означающая разность между выручкой и стоимостью материальных затрат на выпуск и реализацию продукции.

Валовой национальный продукт (ВНП) — макроэкономический показатель, представляющий собой рыночную совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, не только внутри страны, но и за рубежом.

В закрытой экономике ВНП = ВВП. В открытой экономике ВНП отличается от ВВП величиной чистых факторных доходов из-за рубежа:

ВНП = ВВП + ЧФД.

Чистые факторные доходы из-за рубежа — это разница между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории этой страны.

ВНП больше ВВП, если доходы собственников факторов, применяемых за рубежом, превышают доходы иностранцев от применения принадлежащих им факторов производства в экономике данной страны.

Конечными товарами и услугами являются те из них, которые покупаются в течение данного года с целью конечного потребления и не применяются в промежуточном потреблении для выпуска других товаров и услуг.

ВВП, как и ВНП, измеряется тремя способами:

по расходам (по конечному использованию);

по доходам (по распределительному способу);

по добавленной стоимости.

При расчете ВВП (ВНП) по расходам суммируются расходы всех экономических субъектов (домашних хозяйств, фирм, государства, иностранного сектора):

ВВП = С + I + G + NE,

где С — потребление (расходы); I — валовые частные внутренние инвестиции; G — государственные закупки товаров услуг; NE — чистый экспорт.

Под потреблением (личным) понимаются расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования и текущее потребление, не включающие расходы на приобретение жилья.

Валовые частные внутренние инвестиции включают капиталовложения в основные (производственные и непроизводственные) фонды, запасы. Валовые инвестиции есть сумма чистых инвестиций и амортизации. Чистые инвестиции увеличивают запасы капитала в народном хозяйстве. Приобретение ценных бумаг не относится к инвестициям.

Государственные закупки товаров и услуг предполагают расходы, связанные со строительством и содержанием школ, дорог, армии, государственного аппарата управления и т. д. Сюда не входят трансфертные платежи тем, кто уже не работает или еще не работает.

Чистый экспорт — разность между экспортом и импортом.

Самым большим компонентом ВВП (ВНП) обычно бывает потребление (С), а самым изменчивым — инвестиции (I).

Расчет ВВП (ВНП) по доходам осуществляется суммированием всех видов факторных доходов (заработная плата, премии, прибыль, рентные доходы, проценты) плюс два компонента, не являющихся доходами — амортизация и чистые косвенные налоги на бизнес, т. е. налоги минус субсидии. Сюда не включается выплата процентов по государственному долгу.

В СНС расходная часть должна равняться доходной:

Доход равен сумме расходов.

Уравнение, записанное в таком виде, называется основным макроэкономическим тождеством.

При расчете ВВП (ВНП) по добавленной стоимости суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта. Этот метод дает возможность определить вклад различных фирм и отраслей в производство ВВП (ВНП). Сумма добавленной стоимости равна стоимости конечных товаров и услуг.

Добавленная стоимость — это приращение стоимости; стоимость, которую добавляет фирма (отрасль) к купленным материалам и услугам в процессе производства и реализации продукции; разность между общей выручкой, полученной от продажи данной продукции, и стоимостью рыночных затрат на ее производство и реализацию (стоимость сырья, материалов, топлива, энергии и т. п.).

В стоимость ВВП (ВНП) не включаются непроизводительные сделки, которые не являются результатом производства:

Чисто финансовые сделки:

трансфертные выплаты из бюджета (по социальному страхованию, пенсии, пособия, стипендии);

частные трансфертные платежи (ежемесячные субсидии, получаемые студентами от родителей, и др.);

сделки с ценными бумагами.

Перепродажа подержанных вещей.

Эти показатели рассчитываются как в текущих (действующих) ценах, так и в неизменных (базисных) ценах базисного года.

ВВП (ВНП), рассчитанный в текущих рыночных ценах, называется номинальным, а рассчитанный в постоянных ценах — реальным ВВП (ВНП).

Номинальный ВВП (ВНП) может увеличиваться как за счет роста физического объема всей продукции, так и за счет роста уровня цен. На реальный ВВП (ВНП) уровень цен не влияет. Поэтому реальный ВВП (ВНП) выступает основным показателем физического объема товаров и услуг.

Индекс цен выражает изменение среднего уровня цен широкой группы товаров за определенный период.

Дефлятор ВВП (ВНП) выражает различия между номинальным и реальным ВВП (ВНП), используется для определения уровня инфляции.

Чистый национальный продукт (ЧНП) — представляет собой наиболее точный макроэкономический показатель созданных и купленных населением данной страны товаров и услуг за определенный период времени (обычно за год). ЧНП исчисляется путем вычитания из ВВП (ВНП) амортизации:

ЧНП = ВВП (ВНП) — амортизационные отчисления.

Разница между ценами, по которым покупают потребители, и продажными ценами фирм составляет косвенные налоги на бизнес (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, импортные пошлины, налоги на монопольные виды деятельности и т. д.).

Если из ЧНП вычесть чистые косвенные налоги на бизнес (косвенные налоги за минусом субсидий бизнесу), то получим национальный доход (НД).

Национальный доход (НД) — важнейший макроэкономический показатель совокупных доходов всего населения данной страны за определенный период времени (обычно за год); вновь созданная стоимость. Национальный доход определяется по формуле:

НД = ЧНП — чистые косвенные налоги на бизнес.

Основными компонентами НД являются:

доходы наемных работников и некорпоративных собственников;

прибыль фирм;

рентные доходы;

процентный доход.

Личный доход (ЛД) — сумма доходов, реально получаемых населением после вычета из НД:

взносов населения в социальную систему страхования;

налогов на прибыль корпораций;

нераспределенной прибыли корпораций плюс трансфертные платежи.

Личный располагаемый доход (ЛРД) — та часть личного дохода, которая остается в распоряжении домашних хозяйств после уплаты ими налогов государству в лице федерального правительства, правительства субъектов федерации (в России) и местных органов власти, а также налогов на личное имущество и наследство.

Личный располагаемый доход определяется по формуле:

ЛРД = ЛД – индивидуальные налоги.

Следовательно, ЛРД есть доход, который домашние хозяйства используют в своем окончательном виде. Он выступает в двух основных формах:

потребление (С);

сбережения (S).

Сбережения определяются как доход за минусом потребления:

S = Y – C.

Располагаемый доход определяется как на уровне домашних хозяйств (ЛРД), так и на уровне всего народного хозяйства.

Валовой национальный располагаемый доход — суммированный ВНП и чистые трансферты из-за границы за минусом трансфертов, переведенных за границу. Следовательно, валовой национальный располагаемый доход направляется на конечное потребление и национальное сбережение.

Национальное богатство (НБ) — совокупность материальных и нематериальных благ, созданных трудом предшествующих и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени; важный макроэкономический показатель, характеризующий экономическую мощь страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.105 с.)