Форвардные сделки (или срочные сделки). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форвардные сделки (или срочные сделки).



Это взаимная передача прав и обязаностей в отношении реального товара с отсроченным сроком поставки. Отличительной особенностью этих сделок явл. то, что момент заключения обязательств сделок не совпадает с моментом их выполнения. Объектом таких сделок может выступать как номинальный товар, так и товар, который будет произведен к установленному сроку.

Разновидностью форвардных сделок являются:

1. Сделки с залогом - это договор, в котором один контрагент выплачивает другому контрагенту в момент заключения договора сумму, взаимоопределяемую договором между ними в качестве гарантии исполнения своих обязательств. Залог преследует цель обеспечить интересы продавца и покупателя. При сделке с залогом на покупку его плательщиком явл. покупатель, в этом случае интерес отражается продавца. Размер залога: от 1 до 100%.

2. Сделки с премией - это договор, при котром один из котрагентов на основе особого заявления до определенного дня за установленное вознаграждение получает право потребовать от своего контрагента либо выполенения обязательств по договору, либо отказаться от сделки.

1) Простые сделки с премией. При этих сделках сторона (плательщик) получает право отступного, т.е. контрагент за уплату ранее установленной суммы отступает от выполнения договора. Этот вид сделок в зависимости от того, кто плательщик премии 2х видов: сделки с условной продажей и сделки с условной покупкой.

2) Двойные сделки с премией. Договоры, в которых плательщик премии получает право на выбор между позицией покупателя и позицией продавца, а также право, если есть соглашение контрагентов, отступить от сделки. Если права плательщика премии увеличиваются при таких сделках, то величина увеличивается вдвое. Эта премия может учитываться как величина отдельная от суммы сделки, или включаться в сумму сделки.

3) Сложные сделки с премией. Это договоры, которые представляют собой соединение 2х противоположных сделок с премиями, заключенные одной и той же брокерской фирмой с двумя другими участниками биржевой торговли.

4) Кратные сделки с премией. Договоры, при которых один из контрагентов получает право за определенную премию в пользу другой стороны увеличить во столько-то раз кол-во товара, принадлежащего в соответствии с существом сделки к передаче или приему товара: сделки с выбором покупателя и сделки с выбором продавца.

Форвардные сделки имеют еще одну разновидность:

1. Сделки с кредитом - это соглашение между брокером и клиентом, по которому брокер обязуется в обмен на товар, предложенный клиентом, предоставить ему интересующий клиента товар. Брокер с этим соглашением обращается в банк, где получает кредит на осущ. сделки. Как правило, приобретается дефицитный товар. Брокер самостоятельно продает товар на бирже и возвращает кредит баку.

2. Сделки с условием - это соглашение, при закбчении которого брокер должен выполнить поручение клиента. Брокер имеет право отказаться.

Бартерные сделки - это сделки на товарообменные сделки с передачей права собственности на товар без платежа деньгами. Бартерные сделки противоречат сущности биржевой торговли.

20. НЕОБХОДИМОСТЬ КРЕДИТА

1. необходимость преодоление противоречий между постоянным образованием денежных резервов, оседающих в процессе оборота у предприятий разных форм собственности, бюджета и населения, и использования их для нужд и потребностей воспроизводства; 2.Необходимостью обеспечения непрерывного процесса кругооборота капитала в условиях функционирования многочисленных отраслей и предприятий с различной длительностью кругооборота средств; 3.Необходимостью коммерческой организации управления предприятием в условиях рынка, когда на каждом предприятии в процессе кругооборота

индивидуального капитала возникает потребность в дополнительных суммах или, наоборот, временно высвобождаются денежные ресурсы.

Сущность кредита Кредитный рынок выполняет макроэкономическую функцию. В современной экономике денежный капитал накапливается в основном в виде денежного ссудного капитала. Поэтому накопление денежного капитала важно, прежде всего, с точки зрения его воздействия на весь ход воспроизводства, т.е. в макроэкономическом аспекте. Функции кредитного рынка определяются его сущностью и ролью, которую он выполняет в системе капиталистического хозяйства, а также задачами по воспроизводству капиталистических производственных отношений. Если функция — есть проявление сущности, выражение общественного назначения кредита, то через роль раскрываются результаты его использования на основе выполняемых функций. Но, несмотря

на различие понятий функций и роли, они взаимосвязаны. Посредством

использования функций кредита экономические субъекты и общество в целом добиваются эффективности производства, ускорения обращения и роста доходов. В силу этого выяснение функций кредита имеет большое практическое значение для обеспечения таких условий, при которых они проявлялись бы наиболее эффективно. Надо отметить три основные функции кредита: Распределения на возвратной основе денежных средств (распределительная функция); Создания кредитных средств обращения и замещения наличных денег (эмиссионная функция); Осуществления контроля за эффективностью деятельности экономических субъектов (контрольная функция). Распределительная функция кредита обнаруживается как при аккумуляции средств, так и при их

размещении, т.е. посредством кредита происходит распределение

денежных средств на возвратной основе. Эта функция четко проявляется в процессе предоставления на время средств предприятиям и организациям (так

же, как сбережений населения) для удовлетворения их потребностей в денежных ресурсах. Таким образом, хозяйства обеспечиваются необходимым оборотным капиталом и ресурсами для инвестиций. Эмиссионная функция — создание

кредитных средств обращения и замещения наличных денег. Проявляется она в том, что в процессе кредитования создаются платежные средства, т.е. обороту предоставляются деньги, как в наличной, так и в безналичной формах. Данная функция кредита обнаруживается и тогда, когда на основе замещения наличных денег происходят безналичные расчеты. Хотя функция кредита — категория объективная, существующая независимо от воли и желания людей, кредитная система может создавать условия, позволяющие полнее использовать кредит для достижения поставленных целей. С учетом этого банкам и заемщикам рекомендуется использовать различные виды ссуд. Выбирая конкретный вид кредита, заемщики учитывают экономическую целесообразность, выясняют, позволяет ли данная форма кредитования наиболее полно использовать ссуду для повышения доходности и развития их деятельности. Контрольная функция— это

осуществление контроля за эффективностью деятельности экономических субъектов. Действие это функции проявляется в том, что в хозяйстве, получившем кредит, осуществляется всесторонний контроль рублем. Именно на базе кредитных отношений строится наблюдение за деятельностью заемщиков и кредиторов,

оценивается кредитоспособность и платежеспособность предприятия. Ведь любой кредитор- банк или предприниматель - через ссуду своими методами контролирует

состояния заемщика, стремясь обеспечить своевременный возврат ссуды, предотвратить несвоевременный возврат долга. 4.Формы кредита Классификацию кредита традиционно принято осуществлять по нескольким базовым признакам. К

важнейшим из них относятся категория кредитора и заемщика, а так же форма, в которой предоставляется конкретная ссуда. Исходя из этого, следует выделить следующие шесть достаточно самостоятельных форм кредита, каждая из которых, в свою очередь, распадается на несколько разновидностей по более детализированным классификационным параметрам.

Формы кредита

Современная кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на кредитном рынке и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.

На рынке реализуются две основные формы кредита: коммерческий кредит и банковский. Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

1. Коммерческий кредит — предоставляемый одними функционирующими предпринимателями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Он оформляется векселем. Его объект — товарный капитал. Целью является ускорение реализации товаров и заключенной в них прибыли.

2. Банковский кредит выдается банками, специальными кредитно-финансовыми учреждениями, функционирующим предпринимателям в виде денежных ссуд. Это основной вид кредита в современных условиях. Объектом банковского кредита служит денежный капитал. Банковский кредит преодолевает границы коммерческого кредита, так как он не ограничен направлением, сроком и суммами кредитных сделок, т.е. он делает кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность.

3. Потребительский кредит предоставляется потребителям в форме коммерческого кредита (продажа товаров с отсрочкой платежа) и банковского кредита (ссуды на потребительские цели).

4. Ипотечный кредит — это долгосрочные ссуды под залог недвижимости (земли, производственных и жилых зданий).

5. Государственный кредит — совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство и местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. Традиционная форма этого кредита — выпуск государственных займов, которые изымают от 1/3 (США), до 2/3 (ФРГ) ресурсов рынка ссудных капиталов для покрытия бюджетного дефицита. Своеобразной разновидностью государственного кредита являются гарантии государства по частным кредитам.

6. Международный кредит — движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и платности. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные и региональные организации.

7. Сельскохозяйственный кредит предоставляется банками на длительный срок для покрытия крупных капиталовложений в сельскохозяйственное производство, как правило, под обеспечение недвижимостью.

8. Ростовщический кредит сохраняется как анахронизм в ряде развивающихся стран, где слабо развита кредитная система. Обычно такой кредит выдают индивидуальные лица, меняльные конторы, некоторые банки.

Виды банков

Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.

Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия - 50%, Япония - 55%), центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот - основной составляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные золотовалютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства.

По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль “банка банков”, т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве “кредитора последней инстанции”, организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.

Коммерческие банки - основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними. В современных условиях коммерческим банкам удалось существенно расширить прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование, создать систему кредитования населения (потребительского кредита). Инвестиционные операции коммерческих банков связанны в основном с куплей-продажей ценных бумаг правительства и местных органов власти. После кризиса 1929-1933 гг. в США, Франции, Великобритании, в ряде других стран коммерческим банкам запрещено участвовать в выпуске и покупке ценных бумаг частных предприятий небанковского сектора. Этот запрет в настоящее время преодолевается путем открытия банком трастовых отделов и учреждения трастовых компаний, управляющих имуществом клиентов по доверенности (в США 2/3 этого имущества представлено ценными бумагами корпораций).

Коммерческие банки выполняют расчетно-комиссионные и торгово-комиссионные операции, занимаются факторингом, лизингом, активно расширяют зарубежную филиальную сеть и участвуют в многонациональных консорциумах (банковских синдикатах).

Инвестиционные банки ( в Великобритании - эмиссионные дома, во Франции - деловые банки) специализируются на эмиссионно-учредительных операциях. По поручению предприятий о государства, нуждающихся в долгосрочных вложениях и прибегающих к выпуску акций и облигаций, инвестиционные банки берут на себя определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязанности по их размещению и организации вторичного обращения. Учреждения этого типа гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акций и облигаций ссуды. Хотя доля инвестиционных банков в активах кредитной системы сравнительно невелика, они благодаря их информированности и учредительским связям играют в экономике важнейшую роль.

Сберегательные банки (в США - взаимосберегательные банки, в ФРГ - сберегательные кассы) - это, как правило, небольшие кредитные учреждения местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а нередко и принадлежат ему. Пассивные операции сберегательных банков включают прием вкладов от населения на текущие и другие счета. Активные операции представлены потребительским и ипотечным кредитом, банковскими ссудами, покупкой частных и государственных ценных бумаг. Сберегательные банки выпускают кредитные карточки.

Ипотечные банки - учреждения, предоставляющие долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений). Пассивные операции этих банков состоят в выпуске ипотечных облигаций.

Ипотечный кредит - это долгосрочная ссуда, выдаваемая ипотечными, коммерческими банками, страховыми и строительными обществами и другими финансово-кредитными учреждениями под залог земли и строений производственного и жилого назначения. Ипотечный кредит применяется главным образом в сельском хозяйстве, а также в жилищном и других видах строительства. В результате увеличивается размер производительно используемого капитала.

Коммерческими банками, фирмами - поставщиками оборудования, финансовыми компаниями предоставляются кредиты промышленно-торговым корпорациям под залог машин и оборудования. В этом случае сумма ипотечного кредита ниже рыночной стоимости закладываемого оборудования и других активов корпораций. Кроме того, размеры ипотечного кредита уменьшаются в зависимости от степени износа закладываемого оборудования.

Банки потребительского кредита - тип банков, которые функционируют в основном, за счет кредитов, полученных в коммерческих банках, и выдачи краткосрочных и среднесрочных ссуд на приобретение дорогостоящих товаров длительного пользования и т.д.

21). В теории система централизованной(командной) экономики выглядит гораздо проще, чем рыночная. Центральные органы планирования принимают все решения относительно использования ресурсов. Эти органы собирают и перерабатывают информацию для того, чтобы решить, какую продукцию необходимо произвести, в каком количестве и какого качества, а также с помощью каких средств и из какого сырья. Эти расчеты производятся для каждого вида необходимой продукции. После этого вырабатывается заказ на определенную продукцию для конкретных министерств и доводится до них.

+ Во-первых, путем тотального контроля над экономикой возможно реализовать желаемое распределение доходов в обществе. Во-вторых, возможно полностью (по крайней мере теоретически) трудоустроить все трудоспособное население, исключив таким образом явную безработицу. В-третьих, при планировании выпускаемой продукции можно учесть имеющиеся экономические и технические факторы, определить социальные приоритеты. Во всяком случае теоретически управлять экономикой посредством центральных решений можно успешно, в действительности это исключительно сложная задача.

1) Существует сложная проблема информации. Эту информацию необходимо не просто собрать и переработать, а переработать всю информацию об альтернативных процессах производства, о расходе ресурсов, о затратах, о росте потребления. 2) Многие производители, стремясь получить премию за перевыполнение плана, искажают сведения или скрывают информацию от центрального планового органа.3) Трудности возникают тогда, когда речь идет о выпуске новой продукции, внедрении нововведений.

22).РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА- Экономика, в которой значительная часть экономических решений принимается исходя из информации, предоставляемой рынками. Преимущество рыночной экономики состоит в том, что формирующиеся на рынках цены передают информацию об спросе на различные товары и услуги и издержках их производства и поставки.

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА — экономика страны, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономических систем. В смешанной экономике активную роль играет государство, взаимодействующее с рынком, дополняющее и корректирующее рыночные механизмы саморегулирования, компенсирующее их недостаточность. Фактически рыночная экономика в любой стране является смешанной, различие состоит в соотношении меры государственного регулирования и рыночного саморегулирования.

23)Рынок, в узком смысле слова – место, где встречаются продавцы и покупатели; в широком – совокупность эк – х отношений, возникающих по поводу купли – продажи. Условия существования рынка: 1) наличие множества независимых предпринимателей, организовывающих производство на свой риск; 2) конкуренция между производителями; 3) свободное ценообразование на основе спроса и предложения; 4) наличие законодательства по экономическим вопросам.Субъекты рыночных отношений: домохозяйство; фирмы – производители; фирмы – посредники; банки, финансовые учреждения.Ф – и рынка: 1)соединительная: является связующим звеном между производством и покупателем; 2)стимулирующая: рынок – саморегулятор товарного производства: а) приводит объем и структуру производства в соответствие с объемом и структурой спроса; б) стимулирует рост производительности труда, способствует снижению затрат на производство, повышает качество продукции; 3) распределительная: рынок опосредует общественное разделение труда между экономически обособленными производителями материальных благ и услуг; 4)информационная: рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимых издержках производства, качестве, ассортименте товаров и услуг на рынке через меняющиеся цены товаров и услуг, процентные ставки на кредит и т.д.; 5) дифференцирующая: с помощью конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий и способствует развитию сильных предприятий.

24).МОНОПОЛИЗМ - тип экономических отношений, при котором отдельные предприниматели могут навязывать собственные интересы своим конкурентам и обществу, игнорируя их действительные потребности и возможности.Монополия – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.Формымонополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации возникли простейшие формы монополистических объединений – картели и синдикаты. Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары и меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм. Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм. Простейшие формы – картели и синдикаты. Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределением рынков и других факторов. Синдикат – объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору. Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяется производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

25).Основные модели современного рынка:

ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — конкурентная ситуация на рынке, когда множество фирм продает одинаковые товары.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ -Рыночная структура, которая возникает при ограниченном количестве продавцов, причем каждый считает, что цена, которую можно назначить, является убывающей функцией проданного количества товара. Монополистические конкуренты знают, что они имеют дело с убывающими кривыми спроса, но не пытаются прогнозировать реакцию отдельных конкурентов. Условия монополистической конкуренции предполагают, что свободный доступ приведет к исчезновению сверхприбылей.

ОЛИГОПОЛИЯ- Ситуация на рынке, где действуют несколько продавцов, каждый из которых оценивает поведение других. Каждая фирма контролирует довольно значительную часть рынка, учитывая индивидуальную реакцию других участников рынка на уменьшение их цен или объемов производства. Следовательно, равновесие зависит от того, насколько каждый из олигополистов предвидит поведение своих конкурентов. Олигополия отличается от монополистической конкуренции, когда каждая фирма рассматривает свою кривую спроса как понижающуюся, но ни одна фирма не чувствует, что необходимо принимать во внимание индивидуальное поведение на рынке других конкурентов.

ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ -положение на рынке товаров и услуг, характеризуемое наличием одного продавца данного вида товара или услуги.

Положительные стороны:1) эффективность производства. Монополи могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынкеБ что сказывет нерациональное распредресурсов и обусловливает усиление неравенства.2) влияние на конкуренцию. 3).Снижение цен высокие ценя по которым в монопольной отрасли сбывается основная масса выпущенной продукции, позволяют предприятиям часто реализовать свои изделия по столь выгодным ценам.

Отрицательные стороны: 1). Влияние на рыночные отношения. 2) монопольная цена особый вид рыночный цены, которая уста-ся на уровне выше или ниже стоимости товаров, в целях получения монопольного дохода.

26.Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки.

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость. То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Неценовые факторы спроса – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса. При росте спроса кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.

27.Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам.

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Неценовые факторы предложения – факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая предложения. В этом случае обычно говорят о смещении кривой предложения. При росте предложения кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.

28.Равновесная или сбалансированная цена —это такая цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем соответственно является равновесным объемом.

Механизмы регулирования равновесной цены:

ü Соблюдение баланса спроса и предложения.

ü Налоговая система.

ü Вмешательство государства в процесс регулирования цен.

Государственное регулирование цен – комплекс рычагов прямого и опосредованного влияния государства на механизм ценообразования.

29.Эластичность спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.

Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1 процент.

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:

§ Значимость товара для бюджета семьи.

§ Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.

§ Консерватизм во вкусах.

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

30. Экономические издержки - затраты предприятия (фирмы), которые включают все бухгалтерские (явные) издержки и издержки упущенных возможностей (неявные).

Бухгалтерские издержки – это явные затраты, связанные с оплатой ресурсов, не принадлежащих самому предприятию, и учитывающиеся при расчете остающейся у него прибыли.

Средние издержки — это совокупные издержки, приходящиеся на единицу объёма выпуска.

Общие издержки — совокупность постоянных (не связанных с объемом выпускаемой продукции) и переменных (зависящих от объема производства) затрат, издержек.

Предельные издержки — показатель предельного анализа производственной деятельности, дополнительные затраты на производство единицы дополнительной продукции.

31) Для наибольшей эффективности производства необходимо, чтобы между наличными постоянными ресурсами и добавляемыми к ним переменными ресурсами было оптимальное соотношение. Оптимум предприятия достигается в том случае, когда отношение предельного продукта труда к цене труда равно отношению предельного продукта капитала к цене капитала, или, иначе, когда последняя денежная единица, израсходованная на труд, даст тот же прирост выпуска, что и последняя денежная единица, израсходованная на капитал

С ростом привлекаемого ресурса ресурсоотдача сначала возрастает, затем — остается постоянной, а далее — уменьшается. Все это формируется как закон изменения ресурсоотдачи. Это такое производство, при котором производственные мощности работают с перегрузкой, привлекаемые ресурсы используются неэффективно, а себестоимость с привлечением ресурсов увеличивается. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ОТДАЧИ -закон, в соответствии с которым сверх некоторых фиксированных значений факторов производства предельный продукт при изменении любого из переменных факторов, влияющих на объем производства, будет уменьшаться по мере роста масштабов вовлечения этого фактора.

Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.

Показатели рентабельности

· Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.

ROM = ((Чистая) прибыль/Себестоимость) * 100 %

· Рентабельность основных средств — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств.

ROFA = ЧП/Основные средства * 100 %

· Рентабельность продаж (Margin on sales, Return on sales) — отношение операционной прибыли (прибыли от продаж)(EBIT) компании к ее выручке(Sales).

ROS = EBIT/SALES= операционная прибыль/Выручка * 100 %

· Рентабельность персонала — отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала.

ROL = Чистая прибыль/Среднесписочная численность * 100 %

· Коэффициент базовой прибыльности активов (Basic earning power) — отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к получению к суммарной величине активов.

BEP = EBIT/Активы * 100 %

· Рентабельность активов (ROA) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру суммарных активов.

ROA = Чистая прибыль/Активы * 100 %

· Рентабельность собственного капитала (ROE) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала.

ROE = Чистая прибыль/Собственный капитал * 100 %

· Рентабельность инвестированного, перманентного капитала (ROIC) — отношение чистой операционной прибыли к среднему за период собственному и долгосрочному заёмному капиталу.

ROIC = EBIT*(1-Ставка налога на прибыль)/Инвестированный капитал * 100 %. В частном случае, при использовании в качестве инвестированного капитала заемных средств ROIC = (EBIT*(1-ставка налога на прибыль) — сумма % по заемному капиталу)/(собственный капитал+заемный капитал)

· Рентабельность примененного капитала (ROCE)

· Рентабельность суммарных активов (ROTA)

· Рентабельность активов бизнеса (ROBA)

· Рентабельность чистых активов (RONA) = Прибыль до налогообложения / Чистые активы

· Рентабельность производства = Прибыль / (Стоимость основных фондов + стоимость оборотных средств)

· Рентабельность наценки (Profitability of the margin) — отношение себестоимости продукции к его продажной цене

32)Основные макроэкономические показатели

Специфика предмета и метода макроэкономики предполагает применение в ней таких понятий и категорий, которые не используются в микроанализе.

Рассмотрим основные макроэкономические понятия. Основными макроэкономическими понятиями, характеризующими результаты экономической деятельности страны, выступают валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП).

Исчисление важнейших макроэкономических показателей производится в системе национальных счетов (СНС) — комплексе таблиц, имеющих форму бухгалтерских счетов, в которых отражаются процессы производства, распределения и конечного использования общественного продукта и национального дохода.

Система национальных счетов создана за рубежом и до последнего времени применялась только в западной статистике. Первые попытки составления системы национальных счетов были предприняты в Великобритании в 1946 г., в США — в 1947, во Франции — в 1949 г. Она частично пересматривалась в 1958, 1963, 1965, 1968 гг. В ныне действующей СНС ООН имеется четыре класса счетов:

сводные счета;

счета производства, потребления и капиталовложений;

счета доходов и расходов;

счета финансирования капитальных затрат.

В России используется СНС, показатели которой начали рассчитываться с 1988 г. Ключевым макроэкономическим показателем системы национальных счетов в России выступает валовой внутренний продукт (ВВП), который дублирует показатель валового национального продукта (ВНП) с некоторым отклонением.

Отечественная статистика использовала систему баланса народного хозяйства (БНХ), основанную на трудовой теории стоимости. СНС и БНХ на международном уровне были приняты как равноправные системы балансовых построений. С целью обеспечения международных сопоставлений Россия приняла за основу вариант СНС ООН, применяемый в ЕС, поскольку считается, что эта система более детализирована и удобна для практического применения.

Национальное счетоводство (термин был предложен голландским экономистом Ван Клиффом) базируется на модели народно-хозяйственного кругооборота.

Существует ряд систем национальных счетов. Среди них известны норвежская система REFI (RE — real, FI — financial) и английская SAM (socialaccountingmatrix), разработанная Р. Стоуном, на основе которой ООН приняла упрощенную стандартную систему национальных счетов, которая используется более чем в ста странах.Новая стандартная система национальных счетов, принятая ООН в 1993 г., включает кроме финансовых потоков таблицу «затраты-выпуск», а также балансы имущества в реальной и денежной формах.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — макроэкономический показатель, представляющий собой рыночную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период времени (обычно за год) всеми производителями независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или являются собственностью иностранцев.

Под ВВП понимается сумма добавленных стоимостей, означающая разность между выручкой и стоимостью материальных затрат на выпуск и реализацию продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.202 (0.083 с.)