Понятие мировоззрения, его стру-ра и типы. Фил и мировоззрение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие мировоззрения, его стру-ра и типы. Фил и мировоззрение.



Понятие мировоззрения, его стру-ра и типы. Фил и мировоззрение.

Мировоззрение – это предельно обобщенная система взглядов и представлений чел-ка на окр мир, на самого себя и свое место в этом мире; а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Стр-ра мировоз: Познавательный компонент; Ценностно-нормативный комп; Эмоционально-волевой комп; Практический компонент.

Исторические типы мировоз: Мировоззр понятие историческое, изменяющееся, поэтому можно говорить об исторических типах мировоззрения: Мифология (фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений), Религия (исторический тип мировоззрения, в котором освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и сверхъестественный, причем сверхъестественные силы в виде богов (или Бога) играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей), Философия.

Таким образом, фил можно определить и как особый вид мировоззрения, возникающий на определенном этапе развития духовного опыта человека, Философское мировоззрения является, по сути, стержнем всего мировоззренческого комплекса человека, оно играет важную роль в ориентации человека, его жизненной позиции, формирует его отношение к миру, другим людям, к самому себе.


2 .Происхождение фил, круг ее проблем и функции в системе культуры.

Возникновение фил: Фил (буквально означает любовь к мудрости) как особая сис-ма знания возникает в 7-6 в.в. до н.э. в трех основных очагах мировой культуры: Др. Индия, Др. Китай и Др. Греция. Первобытное общество не знает фила – это продукт развития рабовладельческого общества. До фила представления о мире носили мифолог хар-р. Предшественницей фила была мифолог. Из мифологии возникла предфи, а из нее, собственно, фил. Возникновение фила не случайно. Ее появление было обусловлено соответствующими условиями и потребностями. Главными из них являются: отделение умственного труда от физич, накопление опред. Кол-ва мыслительного материала и, вместе с тем, фил зарождается из потребности рационального понимания мира, как первая попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные друг с другом опред. логическими законами.

Проблемы философии: Проблема окруж. мира, природы; Пробл. Чел-ка; Проб. бытия чел-ка в “мире людей”, связ. с решением межличностных и соц. отношений; Проб. взаимосвязи субъект и объект., идеального и материального.

Ни одна из обозначенных фил. пробл не может быть полностью изолирована одна от другой. Все проблемы взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных фил. учениях отдается приоритет той или иной фил. теме.

Стр-ра фил.знания: 1. Онтология – учение о бытии, о первонач всего сущего, об общих принципах и закономерностях существ природы, общества и чел-ка. 2. Гносеология – раздел фил знания, в котором изуч. особенности процесса познания чел-ком внеш мира, пробл природы познавательного процесса и его возможн, проблема соотношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания.

3. Аксиология – фил дисциплина, занимающаяся исследованием природы ценностей, их иерархии, структуры, взаимосвязи, а также их месте в человеческом бытии.

4. Философская антропология – фил. учение о человеке в многомерности его существования.

5. История фила. Рассматривает историческое развитие фила. Она изучает фил наследие мыслителей прошлого, а также современных авторов. 6. Этика – фил. дисциплина, объектом изучения которой является мораль. Этика выясняет место морали в системе других обществ. отношений, исследует ее генезис, природу и внутреннюю структуру. 7. Эстетика – учение о красоте. Главный предмет размышления эстетики – прекрасное и безобразное. Эстетика осмысливает проявление эстетического в жизни и в искусстве. Она тесно связана с философией искусства и искусствоведением. 8. Социальная фил – раздел фила, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории, исследует проблемы ее движущих сил. 9. Логика - наука о законах мысл. деятельности.

Все разделы философского знания тесно связаны между собой, хотя и не сводимы друг к другу.

Философия Древней Индии

Основу фила составляли Веды – сборники гимнов в честь богов. Стр-ра Вед: Самхиты (сборник песен, заклинаний, гимнов в честь богов, магия); Брахманы (коммены к ритуалам); Араньяки (поучения для отшельников); Упанишады (фил-религ комплекс).

Все школы делятся на 2 направления:1.Ортодоксаль. школы (астика) – те школы, которые признавали авторитет Вед. К ним относятся: веданта, миманса, йога. 2. Неортодоксальные школы (настика) – те школы, которые не признавали авторитета Вед и выступали против привилег. положения жрецов-брахманов в Индийском обществе (чарвака-локаята и буддизм).

Школа чарваков:Отрицается концепция Брахмана, Атмана, Сансары и Кармы; Основой всего существующ. выступает материя в виде 4 первоэлементов: земли, воды, воздуха и огня; Нет никакого иного мира, кроме того мира, который постигается органами чувств; Девиз школы чарваков: «Надо есть, пить и наслаждаться жизнью сегодня, ибо смерть приходит ко всем и всегда»;Все моральные нормы объявляются простой условностью, на которые не следует обращать внимание.

Буддизм: Возникает в 6 в. до н.э. Основатель – Сиддхартха Гаутама (Будда). В основе буддизма лежат 4 «благородные истины»: Существ. Чел-ка от рождения до смерти неразрывно связано со страданием; сущ. причина страдания, кот. Явл. жажда жизни, ведущая через радости и страсти к перерождению;Сущ. освобождение от страдания, устранение причин страдания; Сущ. правильный путь, ведущий к освобождению от страдания и достижение Нирваны. Этот путь называется 8-чным путем. Человек, кот.прошел 8-чный путь, достигает сначала просветления (самадхи), а потом и Нирваны (угасание)

Понятие мировоззрения, его стру-ра и типы. Фил и мировоззрение.

Мировоззрение – это предельно обобщенная система взглядов и представлений чел-ка на окр мир, на самого себя и свое место в этом мире; а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Стр-ра мировоз: Познавательный компонент; Ценностно-нормативный комп; Эмоционально-волевой комп; Практический компонент.

Исторические типы мировоз: Мировоззр понятие историческое, изменяющееся, поэтому можно говорить об исторических типах мировоззрения: Мифология (фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений), Религия (исторический тип мировоззрения, в котором освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и сверхъестественный, причем сверхъестественные силы в виде богов (или Бога) играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей), Философия.

Таким образом, фил можно определить и как особый вид мировоззрения, возникающий на определенном этапе развития духовного опыта человека, Философское мировоззрения является, по сути, стержнем всего мировоззренческого комплекса человека, оно играет важную роль в ориентации человека, его жизненной позиции, формирует его отношение к миру, другим людям, к самому себе.


2 .Происхождение фил, круг ее проблем и функции в системе культуры.

Возникновение фил: Фил (буквально означает любовь к мудрости) как особая сис-ма знания возникает в 7-6 в.в. до н.э. в трех основных очагах мировой культуры: Др. Индия, Др. Китай и Др. Греция. Первобытное общество не знает фила – это продукт развития рабовладельческого общества. До фила представления о мире носили мифолог хар-р. Предшественницей фила была мифолог. Из мифологии возникла предфи, а из нее, собственно, фил. Возникновение фила не случайно. Ее появление было обусловлено соответствующими условиями и потребностями. Главными из них являются: отделение умственного труда от физич, накопление опред. Кол-ва мыслительного материала и, вместе с тем, фил зарождается из потребности рационального понимания мира, как первая попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные друг с другом опред. логическими законами.

Проблемы философии: Проблема окруж. мира, природы; Пробл. Чел-ка; Проб. бытия чел-ка в “мире людей”, связ. с решением межличностных и соц. отношений; Проб. взаимосвязи субъект и объект., идеального и материального.

Ни одна из обозначенных фил. пробл не может быть полностью изолирована одна от другой. Все проблемы взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных фил. учениях отдается приоритет той или иной фил. теме.

Стр-ра фил.знания: 1. Онтология – учение о бытии, о первонач всего сущего, об общих принципах и закономерностях существ природы, общества и чел-ка. 2. Гносеология – раздел фил знания, в котором изуч. особенности процесса познания чел-ком внеш мира, пробл природы познавательного процесса и его возможн, проблема соотношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания.

3. Аксиология – фил дисциплина, занимающаяся исследованием природы ценностей, их иерархии, структуры, взаимосвязи, а также их месте в человеческом бытии.

4. Философская антропология – фил. учение о человеке в многомерности его существования.

5. История фила. Рассматривает историческое развитие фила. Она изучает фил наследие мыслителей прошлого, а также современных авторов. 6. Этика – фил. дисциплина, объектом изучения которой является мораль. Этика выясняет место морали в системе других обществ. отношений, исследует ее генезис, природу и внутреннюю структуру. 7. Эстетика – учение о красоте. Главный предмет размышления эстетики – прекрасное и безобразное. Эстетика осмысливает проявление эстетического в жизни и в искусстве. Она тесно связана с философией искусства и искусствоведением. 8. Социальная фил – раздел фила, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории, исследует проблемы ее движущих сил. 9. Логика - наука о законах мысл. деятельности.

Все разделы философского знания тесно связаны между собой, хотя и не сводимы друг к другу.

Философия Древней Индии

Основу фила составляли Веды – сборники гимнов в честь богов. Стр-ра Вед: Самхиты (сборник песен, заклинаний, гимнов в честь богов, магия); Брахманы (коммены к ритуалам); Араньяки (поучения для отшельников); Упанишады (фил-религ комплекс).

Все школы делятся на 2 направления:1.Ортодоксаль. школы (астика) – те школы, которые признавали авторитет Вед. К ним относятся: веданта, миманса, йога. 2. Неортодоксальные школы (настика) – те школы, которые не признавали авторитета Вед и выступали против привилег. положения жрецов-брахманов в Индийском обществе (чарвака-локаята и буддизм).

Школа чарваков:Отрицается концепция Брахмана, Атмана, Сансары и Кармы; Основой всего существующ. выступает материя в виде 4 первоэлементов: земли, воды, воздуха и огня; Нет никакого иного мира, кроме того мира, который постигается органами чувств; Девиз школы чарваков: «Надо есть, пить и наслаждаться жизнью сегодня, ибо смерть приходит ко всем и всегда»;Все моральные нормы объявляются простой условностью, на которые не следует обращать внимание.

Буддизм: Возникает в 6 в. до н.э. Основатель – Сиддхартха Гаутама (Будда). В основе буддизма лежат 4 «благородные истины»: Существ. Чел-ка от рождения до смерти неразрывно связано со страданием; сущ. причина страдания, кот. Явл. жажда жизни, ведущая через радости и страсти к перерождению;Сущ. освобождение от страдания, устранение причин страдания; Сущ. правильный путь, ведущий к освобождению от страдания и достижение Нирваны. Этот путь называется 8-чным путем. Человек, кот.прошел 8-чный путь, достигает сначала просветления (самадхи), а потом и Нирваны (угасание)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.84.219 (0.029 с.)