Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И с ним Святого Собора ко всем митрополитам и к Папе римскому.

Поиск

Св. Геннадий был избран на Константинопольский Патриарший Престол в 458 г. в царствование Императора Льва Великого, после кончины Патриарха Анатолия, участника Халкидонского Собора. Он отличался святостью жизни и совершал чудотворения. Будучи сам нестяжательным, он возмущался распространившимся грехом симонии и для противодействия этому созвал в Константинополе Собор в 459 г., от имени которого и было издано послание, помещаемое во всех канонических сборниках. Св. Геннадий высоко поднял авторитет Константинопольской кафедры. Он почил в 471 г.

Боголюбезнейшему сослужителю Геннадий и собравшийся в царствующем граде новом Риме святой Собор.

Владыка наш и Бог и Спаситель Иисус Христос, вверив святым Своим ученикам проповедь Евангелия и послав их по всей вселенной учителями человекам, ясно заповедал, дабы дар, даром полученный ими от Него, и они преподавали людям туне, не приобретая за оный меди или сребра, или злата, или вообще иного какого-либо стяжания вещественного или земного. Ибо земное и тленное не заменяет даров небесных и духовных. Сию заповедь Он дал не только им, но чрез них и нам, коих удостоил возвести на их степень и место. И как они хранили тогда, так и нам ныне подобает в точности хранить и соблюдать оную, не ухищряться в том, что не терпит ухищрения, и не дерзать на опасное предприятие. Даром, приняли, даром дадите. Не стяжите меди, ни сребра, ни злата при поясех ваших (Мф. 10: 8,9). Просты и ясны слова сей заповеди, не имея в себе ничего разнотолкуемого, ничего невразумительного и требующего изъяснения искусственного. От Меня, глаголет, приняли вы достоинство священства; и если за оное что-либо малое или многое воздали Мне, и оное вам от Меня продано, то и вы продавайте оное другим; если же туне прияли, то и вы туне дадите. Что яснее сей заповеди? и что полезнее для повинующихся? Горе, поистине, тем, кои возомнили приобрести дар Божий, или преподавать оный за деньги. Ибо таковые, по изречению святого Петра, в желчи горести и узах неправды находятся, связанные своим сребролюбием (Деян. 8:23).С сим законом Господним согласуется и правило о сем святых и божественных Отцов святого и великого Вселенского Собора, в Халкидоне собравшегося. Оно ясно изложено нам следующими словами: если какой-нибудь епископ за деньги рукоположение учинит, и непродаваемую благодать обратит в продажу, и за деньги поставит епископа или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или иного коего от числящихся в клире, или произведет за деньги во эконома или екдика, или парамонария, или вообще в какую-либо церковную должность, ради гнусного прибытка своего, - таковой, быв обличен, в том что на это покусился, да будет подвержен лишению собственного степени, и поставленный им отнюдь да не пользуется купленным рукоположением или производством, но да будет чужд достоинства или должности, которые получил за деньги. Если же явится кто и посредствующим в столь гнусном и беззаконном мздоприятии, то и сей, если из клира, да будет низвержен с своего степени, если же мирянин или монашествующий, да будет предан анафеме (2 правило 4-го Собора). Прекрасны и весьма благочестивы заповедания сего правила святых Отцов, всякое нашествие сатанинское и всякое покушение диавольское, устремляющееся на духовный дар, отражающие и пресекающие. Ибо отнюдь не допускают, чтобы производство рукоположения за деньги было совершаемо или предприемлемо как совершающим оное, так и восприемлющим производство рукоположения. Но ни ранее времени рукоположения, ни чрез некоторое время по рукоположении, ни при самом рукоположении не позволяют давать мзду за рукоположение, поскольку совершенно воспрещают в сем деле быть угождению дарами. Однако поскольку в настоящее время, при сих столь явных запрещениях, некоторые в Галатии усмотрены, ради скверного прибытка и сребролюбия, пренебрегающими и преступающими сии спасительные и человеколюбивые заповеди, то за благо признали мы со святым Собором, пребывающим в сем царствующем новом Риме, возобновить оные, дабы не допуская никакого ухищрения, никакого предлога и никакого мудрования, сей гнусный и нечестивый обычай, не известно каким образом вторгшийся в святейшие Церкви, совсем пресечь, дабы при истинно неподкупном и чистом провозглашении, бывающем от архиереев над рукополагаемыми, нисходила на них свыше благодать Святого Духа, ибо ныне при совершении производств за деньги и при действии руки нечистой - не знаю, нисходит ли на производимого, по провозглашению, и не отталкивается ли паче благодать Святого Духа. Поэтому ведай, муж по всему благочестивейший, что всякий, кто бы он ни был, изобличенный в чем-либо таковом, епископ или хорепископ, или благочинный, или пресвитер, или диакон, или кто-либо иной из находящихся в церковной должности, или мирянин, по общему определению и общему приговору архиереев осуждается, как о сем и вышеприведенное правило святых Отцов глаголет. Ибо благодать долженствует быть благодатью и сребро нигде не должно быть для нее посредником. Итак, да будет и есть отвержен, и всякого священного достоинства и служения чужд, и подвержен проклятию анафемы, как мнящий стяжать оную за деньги, так и обещающий за деньги преподать оную, клирик ли то будет или мирянин, изобличен ли будет, или не изобличен в деле сем. Ибо невозможно придти когда-либо в единение несоединимому и мамоне согласиться с Богом, или служащим ей служить Богу. Господне есть и это изречение непререкаемое: не можете Богу работать и мамоне (Мф. 6:24). На сих словах утверждаясь по силе и им повинуясь, с изрекшим оные Господом, мы постановили решение о виновных в таковых преступлениях. Да потщится же и твое благочестие, творя это со всяким радением, соделать это чрез списки известным и подчиненным тебе боголюбезнейшим епископам и периодевтам, и всем прочим, да единым духом и единою душою все мы вкупе христиане, укрепившись против общего врага, возможем с помощью Божиею иссечь насажденный им между нами корень сребролюбия со всеми злыми отраслями. Все сущее с тобою о Христе братство приветствуем. Возмогая о Господе, молись о нас, боголюбезнейший брате.

К этому слову послания, вместе с самим Геннадием, подписались также семьдесят три епископа.

Ср. Ап. 29; 4 Всел. 2; 6 Всел. 22 и 23; 7 Всел. 4, 5 и 19; Василия Вел. 90; Тарасия Посл.

 

Послание Патриарха Тарасия Константинопольского

К Папе Адриану Римскому

Св. Тарасий, происходя из знатного рода, занимал высокую гражданскую должность. Будучи избран Патриархом Константинопольским в 784 г., он убедил Императрицу Ирину и Константина Порфиродного созвать седьмой Вселенский Собор в 787г. Святитель был выдающимся администратором и вместе с тем, большим нищелюбивым благотворителем. Он почил в глубокой старости в 806 г. Помещаемое в канонических сборниках послание его было издано непосредственно после 7 Всел. Собора и присоединено к Соборным определениям.

Святейшему и блаженнейшему брату и сослужителю, господину Адриану, папе древнего Рима, Тарасий, милостью Божиею, епископ Константинополя, нового Рима, о Господе радоваться.

Многочастно и многообразно, от евангелистов, от Апостолов и Отцов, научаемся несребролюбивый нрав иметь при посвящении в священство и не взимать сребра или злата при поставлении всякого священного мужа, как покажем в приложенных при сем выписках из Божественных изречений Писания и учений Отцов. Ибо возлагающие руки суть служители Духа, а не продаятели Духа. Приемлющих даром благодать Духа - даром преподавать оную заимствующим от них обязали принявшие эту свободу от слова Господня. Если же кто обличен будет, как купивший златом, - такового объявляют изверженным от священного чина. Поскольку, хотя он и получил священство по имени, однако слово не согласуется с делом. Никто же может Богу работать и мамоне, как из Евангелия научаемся (Мф. 6:24). И поскольку мы слышим Бога, вопиющего чрез Пророка; священницы, глаголите в сердце Иерусалиму (Исаии 40:2), и паки угрожающего и говорящего: страж, если увидит мечъ грядущь и не вострубит трубою, и людие не охранят себе, и нашед мечъ возмет от них душу, крове от руки стража взыщу (Иезек. 33:6), то мы, страшась осуждения за молчание, возвещаем всем предстоятелям наших Церквей, дабы со дерзновением, словами Божественного Апостола, могли мы сказать: мы чисты от крови (Деян. 20:26) преступающих поведенное правилами, и особенно рукоположивших или рукоположенных за взятку. Божественный Апостол Петр, коего и престол наследовала братская ваша святыня, отвергнул таковых, как Симона волхва. Поэтому мы не колеблемся возвещать истину, сохраняя и содержа преподанное нам в правилах святых Апостолов и славных Отцов наших, и, если что из сих нарушили некие, от таковых отвращаемся. Братское ваше священнолепное архиерейство, исправляя законно и по воле Божией священноначальственную должность, стяжало громкую славу. Ибо великий и первый Архиерей Христос Бог наш сказал чрез Пророка: живу Я, только прославляющих Меня прославлю (1 Цар. 2:30). Ведаешь, муж желаний духовных, что нечестивая ересь Македония и его последователей духоборцев менее нестерпима. Ибо сии пустословят, якобы Святой Дух есть творение и раб Бога и Отца, а те, как мнится, делают Его своим рабом. Поскольку всякий господин все, что имеет, если восхочет, продает, раба ли, или иное что из стяжаний своих; так же и покупающий, желая быть господином покупаемого, ценою сребра приобретает оное. Таким образом, творящие беззаконное это дело уничижают Духа Святаго, согрешая равно с теми, кои богохульно говорили, якобы Христос изгонял демонов о веельзевуле, или справедливее сказать, уподобляются Иуде предателю, продавшему Христа богоубийцам иудеям за цену сребра. Поскольку же Дух Святой единосущен Христу Богу нашему, то для всякого явно есть, что и сии подвергнутся той же участи, как это доказано. И если не продается (ибо явно, что отнюдь нет), то несомненно, что нет в них благодати Святого Духа, то есть святыни священства, и они не прияли и не имеют оной (1 Кор. гл. 9). Ибо да воспомянут святого Петра, который к покусившемуся на такую куплю говорит так: нет тебе части, ни жребия в слове этом (Деян. 8:21). Ибо если продается достоинство священства, то, конечно, излишни для них благочестивый образ жития и пребывание в чистоте и добродетели. Излишен для них и Павел, Божественный Апостол, научающий, что подобает епископу быти непорочну, целомудру, честну, учительну, воздержну, трезвену, держащемуся истинного словесе, по учению, да силен будет и утешати во здравом учении, и противящияся обличати (1 Тим. 3:2; Тит. 1:9). Это все становится не нужным, если продается и покупается священство. Нижеследующие святоизбранные места показывают, что тот вовсе чужд священства, кто когда-либо дает или взимает мзду, в какое бы то ни было время, прежде ли рукоположения, или после рукоположения. Ибо брать есть брать. А также воспрещают и все церковные производства за даяние денег.

См. правила, указанные после Послания Патриарха Геннадия.

 

 

Примечания

20 Здесь разумеется свиток Западных епископов, содержащий постановление Сар-дикийского Собора, которым Признан и подтвержден Символ Никейский.

21 Екдик значит заступник. Должность его была ходатайствовать пред начальствами и судами, по делам Церковным, за бедных и страждущих от несправедливости.

23 Парамонарий значит приставник. Должность его была безотлучно находиться при священных местах, для охранения и для удобства приходящих. Из сего сокращено нынешнее имя:

пономарь.

27 Здесь указывается на 3-е правило Первого Вселенского Собора.

30 То есть: должность пресвитера важнее должности великого эконома, или екдика.

31 Четверт. Вселенск. Собора правило 19.

32 Наименование предстоятеля употреблено в правиле вместо имени епископа.

40 Разумеется Божественная Литургия.

41 Карфаг. Собора прав. 48.

42 Апост. правило 5.

43 Мф. гл. 26, ст. 29.

44 Четаер. Вселенского Собора прав. 18.

45 Втор. Всел. Собора прав.3.

46 Четв. Всел. Собора прав. 28.

47 Четв. Вселен. Собор, прав. 17.

59 Под именем Календ, запрещается празднование первого дня каждого месяца, с обрядами и увеселениями, от язычества происшедшими: под именем Вота - остатки языческого празднования в честь Пана; под именем Врумалия - остатки празднования в честь языческого божества Диониса, или Вакха, коего одно из прозваний есть Вромий.

66 Килистры, по мнению Валсамона, были род жребия, посредством которого учителя разбирали себе учеников. 671Кор. т. 7, ст. 14. 68 Лев. гл. 15,ст.31. Икга.ст.!!

17 Апост. прав. 30.

115 Иперверетей есть имя месяца по Сиро-македонскому календарю. "

117 Втор. Всел. Соб. прав.7.

118 Имя периодевта означает обходящего. Степенью он был пресвитер, а должность его была подобна тем, которые ныне означаются наименованиями благочинного и миссионера.

123 То есть из Африки в Италию и в Рим.

124 Епископ Римский.

125 То есть в Италию и в Рим.

126 Это правило изрекает на Соборе Аври-лий, епископ Карфагенский.

'"Еф.гл.ст. '"Песн.гл.ст-Ю. 129 Вышереченные братия, которых мнения и совета ожидает здесь Собор, как видно из предшествовавших слов Аврилия в Деяниях сего Собора, суть: Анастасий, епископ Римский, и енерий, епископ Медиолаиский. Мнение сих двух престолов Аврилий находит нужным для сохранения церковного единомыслия, потому что Римский и Медиоланский епископы прежде сего полагали не принимать в причт донатистов.

131 Без сомнения, Ав-рилий, епископ Карфагенский, председательствующий на Соборе.

133 Годом или двумя позже времени предыдущего правила.

148 Светский начальник, долженствующий содействовать епископу, дабы еретики не уклонялись, быв призываемы для увещания или ответа.

203 Послание писано к архиепископу Александрийскому, который, по древнему обычаю, именуется и папою.

227 Под именем бывшего насилия святой Афанасий разумеет бывшее угнетение православных христиан.

228 Под именем нечестия здесь разумеется арианство; под именем падших те, которые отступили к общению с ариана-ми, а под именем предстателей нечестия - те, которые, со-вратясь в арианство, и других привлекали к оному.

230 Наименование книг апокрифических, по переводу с греческого, значит книги сокровенные. Еретики давали это наименование составляемым ими подложным книгам, дабы лучше уверить, будто оные не вновь составлены, а только не известны были, как сокрываемые.

233 Под наименованием учения Апостолов, святой Афанасий, вероятно, разумеет постановления Апостольские, упоминаемые в последнем правиле святых Апостолов.

235 Чистые: Смог. 2 Вселен. Собор, прав. 7.

245 См. послание Св. Афанасия к Аммуну монаху- Валсамон и Зонар согласно замечают, что предполагаемый св. Василием совет вообще не был употребляем в действие, как по неудобности, так и по уважениям, в начале сего же правила изложенным.

246 Это относится к греческим словам псалма 8, стиха 9:

птиц небесных и рыб морских, все преходящее морскими стезями, в которых вид несообразности грамматической подал повод св. Амфилохию к вопросу, и св. Василию к настоящему изъяснению.

277 Святой разумеет славословие, произносимое в следующем виде: слава Отцу и Сыну со Святым Духом.

Алфавит

А

Аврилий. Епископ Карфагенский, председательствующий на Карфагенском Соборе. Карф. 1, 3.

Агнец. Иисуса Христа Бога нашего не представлять в виде агнца. Шест. 82.

Адам, сотворен от Бога не смертным. Карф. 123.

Александрийский Епископ, имеет власть в Египте, Ливии и Пентаполе. Перв. 6. Втор. 2. Его престол в порядке прочих высших престолов. Шест. 36.

Амвон. Не посвященному не читать с амвона. Шест. 33, ни монаху. Седьм. 14.

Амфилохий Иконийский. Святой и блаженный Отец. Шест. 2.

Ангел. Оставляющие Церковь Божию и Христа, дабы служить Ангелам, как бы творцам и правителям мира, преданы анафеме. Лаод. 35.

Аномеи (еретики). Втор. 1.

Антиохийский Епископ. Его престол по Александрийском. Шест. 36.

Апокрифические Книги. Апокрифическими книгами еретики называли книги, ими самими составленные для прельщения простодушных. Афан. посл. о праздниках.

Аполинарий (еретик). Шест. 1.

Аполинариане. Втор. 1. При обращении, присоединяются к Церкви посредством Миропомазания. Втор. 7.

Апостол. Веру, переданную нам от Богоизбранных Апостолов, должно хранить неприкосновенной нововведениям и изменениям. Шест. 1. Правила святых Апостолов приняты в Церковный закон. Шест. 2. Седьм. 1. Так называемые Постановления Апостольские сперва были приемлемы как чтимые и святые. Апост. 85, но после повреждены еретиками, и отвергнуты. Шест. 2. Так именуемое Учение Апостолов назначалось для чтения нововступающим в христианство. Афан. посл. о праздниках.

Апотактиты, при обращении должны присоединяться к Церкви посредством Крещения. Васил. 47.

Ариане, не должны быть вместе с верными при Литургии, Тим. 9. преданы анафеме. Втор. 1. При обращении, должны быть присоединяемы к Церкви посредством Миропомазания. Втор. 7. Шест. 95. При обращении, падшим в арианство и бывшим предстателями арианства оказывалось снисхождение, но не давалось им места в клире; а увлеченным в арианство нуждой и насилием давалось, по раскаянии, прощение и место в клире. Афан. к Руфину.

Астролог. См. Волшебство.

Афанасий. Архиепископ Александрийский, святой, блаженный Отец, Шест. 2. Его правила приняты в Церковный закон. Шест. 2.

Б.

Баня. Не должно мыться в бане вместе с женщинами ни причетникам, ни монахам, ни мирянам христианам. Обличенные в сем клирики извергаются, а миряне отлучаются. Шест. 77. Лаод. 30.

Бескровная Жертва. Шест. 28. См. Литургия.

Биющий. Епископ, пресвитер и диакон, своеручно или посредством других бьющие верных согрешающих, или неверных обидевших, извергаются из своего сана. Апостол. 27. Двукр. 9.

Благовонные Масти. См. Масти благовонные.

Благодать. Кто скажет, что оправдывающая о Иисусе Христе благодать Божия действительна только к отпущению грехов, уже содеянных, но не подает помощи, чтобы не делать иных грехов, анафема. Карф. 125. Благодать дает не только знание, что должно делать, но и любовь, чтобы можно было исполнить, что познаем. Там же. Кто говорит, что благодать Божия только открывает нам познание греха и того, что должно искать и от чего уклоняться, а силы к деланию того, что нам должно делать, не подает, - анафема. Карф. 126. Кто скажет, что благодать оправдания дана нам для того, чтобы через нее мы удобнее исполняли возможное к исполнению по свободному произволению, хотя с неудобством мы можем и без нее исполнить Божественные заповеди, - анафема. Карф. 127.

Благословение. Благословение есть преподание освящения. Шест. 26. Васил. 27. Поэтому от еретиков не должно принимать благословения. Лаод. 32. Не должно благословлять другого тому, кто должен врачевать собственные язвы. Шест. 3, 26. Васил. 27.

Благотворение. Благотворения, делаемые нищим посредством Церкви, похвальны. Гангр. 21.

Блуд, Блудник, Блудница.

- Определение Блуда. Различение блуда и прелюбодеяния. Григ. Нисс. 4, Блудником признается муж, впадший в блуд с свободной от брака. Васил. 21. И блудницей - отроковица, вышедшая замуж, без соизволения отца, Васил. 38. господина, Васил. 40, или вообще обладающего, но только до прощения и примирения. Васил. 42.

- Епитимия Для Блудников Мирян. Возбудивший сам себя к исповеданию грехов должен быть под епитимиеЙ более снисходительной, а уловленный во зле, или невольно обличенный, подвергается продолжительнейшему исправлению. Григ, Нисс. 4. Поэтому таковая епитимия простирается на девять, Григ. Нисс. 4. и на семь лет, Васил. 59. даже на четыре, Васил. 22. и на три года, Васил. 38. Как именно должно проходить эту епитимию? Григ. Нисс. 4. Васил. 22 и 59. Кто похитил и взял за себя обрученную другому или взял жену, по тайном или насильственном растлении ее: с такими как поступать? Васил. 22. Вышедшие замуж без согласия отца или господина, отлучаются на три года от причащения. Васил. 38.

- Епитимия Для Блудников из Духовенства. Священнослужители и причетники, обличенные в блудодеянии, извергаются из священного чина. Апост. 25. Васил. 3, 32, 51, 70. Неок. 1. Чтец, смесившийся прежде брака со своею обручницею, в высшие степени не производится. Васил. 69.

- Епитимия Для Содержащих Блудниц. Шест. 86.

Богатство. Богатство, с правдой и благотворением соединенное, уничижать не должно. Гангр. 21.

Богоявление. В навечерие Богоявления вечернее собрание бывает в девятый час. В сей день держится пост, который облегчается ради дня воскресного. Феоф. 1.

Бог Отец. Един, Вседержитель, Творец всех видимых и невидимых, Свет, Бог истинный. Символ Никейск. Творец небу и земли. Симв. Конст.

Больной Ногами. См. Телесный недостаток.

Брак. Брачный Союз.

- Святость Брачного Союза. Брак установлен Богом. Апост. 51. Брачное честное сожительство почтенно. Гангр. 21. Кто порицает и гнушается верной и благочестивой женой, как не могущей войти в Царствие Небесное, тот под клятвой. Гангр. 1. Кто девствует не по причине святыни девства, но гнушаясь брака, тот под клятвой. Гангр. 9. Если жена оставит мужа, гнушаясь брака, то она под клятвой. Гангр. 14. Кто из священного чина удаляется от брака, гнушаясь им, тот должен исправиться, или подлежит церковному наказанию. Так же и мирянин. Апост. 5, 51. Кто о пресвитере, вступившем в брак, думает, что не должно причащаться от него на Литургии, тот под клятвой. Гангр. 4.

- Вступление В Брак. Незаконных браков венчать не должно. Феоф. 13. Вступающие в брак должны иметь соглаэто от своих родителей, Вас. 38, 42. от своих господ. Васил. 40, 42. Вступление в брак запрещается: А) епископам, Шест. 12 монахам и монахиням, или девам, посвятившим себя Богу, Четв. 16. Васил. 6, 18. диакониссам, Четв. 15. пресвитерам, диаконам и иподиаконам, если они уже вступили в свой сан, Апост. 26. Шест. 3, 6. верным, особенно чтецам и певцам, с неверными, каковы иудеи и язычники, и с еретиками, Четв. 14. Шест. 72. разве только лицо сочетавающееся даст обещание перейти в православную веру: Четв. 14. Шест. 72. Лаод. 10, 31. мужу при живой жене, и жене при живом муже, Шест. 87. Васил. 77. Б) Находящимся в духовном родстве. См.

Родство Духовное. В) находящимся в родстве плотском. См. Родство Плотское.

- Обязанности Вступивших В Брак. Вступившие в брак должны воздерживаться друг от друга по согласию, для упражнения в молитве, особенно в день субботный и воскресный. Дионис. Алекс.. 3. Тимоф. 13.

- Обязанности При Праздновании Браков. Христианам, ходящим на браки, не прилично плясать там, но должно вечерять благоговейно. Лаод. 53.

- Епитимий За Некоторые Незаконные Браки. Пресвитер, диакон и иподиакон, вступившие в брак по своем рукоположении, извергаются из своего чина. Шест. 6. Неок. 1. Если пресвитер обязался неправильным браком, по неведению правила, то удерживается только от пресвитерских действий, брак его расторгается, но священства и священнической чести он не лишается. Шест. 26. Брак верного с женой еретической, возбранен. Шест. 72. Монах, монахиня и дева, посвятившие себя Богу, вступившие в брак, лишаются церковного общения, Четв. 16 и брак их расторгается. Васил. 6, 18.

Второй Брак. См. Двоеженец.

Третий Брак. См. Троеженец.

Четвертый Брак запрещен, и не брак. См. Троеженец и Многоженство.

Брань. См. Война.

Беснующийся не должен быть принят в клир, ни допущен молиться с верными. Апост. 79. Не очистившийся от нечистого духа может принять Святое Крещение только при исходе жизни. Тимоф. 2. Но верный, одержимый бесом, если не нарушает тайны и не хулит, может причащаться по временам. Тимоф. 3. Лицемерно беснующихся должно наказывать. Шест. 60.

В.

Василий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Святой, блаженный, Шест. 2. богоносный Отец. Шест. 54. Его правила принятый Церковный закон. Шест. 20.

Вдова Независимая. Вдова может сочетаться. Васил. 41.

Вдова, Причисленная в число Вдовиц, снабжаемых от Церкви. Если выходит замуж, то оставляется без церковного попечения. Васил. 24. В число вдовиц должны быть причисляемы не прежде шестидесяти лет. Там же. Кому позволяется посещать вдовиц? Карф. 47. Вдовство ниже девства. Падшая вдовица осуждается как растленная раба. Васил. 18 Вдовицу шестидесятилетнюю, если захочет выйти замуж, должно лишать Св. Причащения, доколе не оставит страстную нечистоту. Васил. 24.

Вечерня. Служение молитв на вечерни должно быть всегда одно и то же, Лаод. 18.

Вечеря Любви. Вечери любви не суть нечто низкое, и кто презирает делающих сии вечери по вере, тот под клятвой. Гангр. 11. Вечери, или трапезы любви и братолюбия, не должны быть в храмах Господних или в церквах. Шест. 74. Лаод. 28. От сих трапез не должно уносить с собой домой никакой части. Лаод. 27.

Вино. К алтарю, вместо виноградного вина, не должно приносить напитка, приготовленного из чего-либо иного. Апост. 3. Если кто из освященного чина или мирян не пьет, особенно в дни праздников, вина, не по воздержанию, а гнушаясь им, тот извергается из священного чина и из Церкви. Апост. 51, 53. При виноделии не должно производить смеха по язычески. Шест. 62.

Виноград. Винограда не должно присоединять к Бескровной Жертве. Шест. 28. Принесенный виноград священники принимают в церквах только как начатки, и благословляя его, подают просящим, в благодарение Подателю плодов. Апост. 3. Шест. 28.

Власть Гражданская. Священному чину прилично просить гражданскую власть о вспомоществовании общей матери Кафолической Церкви, в том случае, когда власть епископа пренебрегается в городе. Карф. 78. Гражданской власти предаются для обуздания и приведения в порядок: епископы, непокорные Собору, Карф. 59. пресвитеры и диаконы, непокорные епископу, Антиох. 5. согрешающие верные, но непокорные церковным епитимиям. Двукр. 9. Избрание в епископа, пресвитера и диакона, делаемое мирскими начальниками, недействительно. Седьм.3.

Власы Верные не должны убирать волосы искусственными плетениями. Шест. 96- Жена, остригшая волосы, ради мнимого подвижничества, под клятвой. Гангр. 17. Изверженным раскаявшимся позволено стричься, по образу клира. Шест. 21.

Воздержание. Епископы, пресвитеры и диаконы должны хранить воздержание во всем- Карф. 3. Но одобряется воздержание, соблюдаемое с честностью и благочестием. Гангр. 21.

Возмездие. Никто не должен требовать себе возмездия ни за указание, ни за сохранение, ни за обретение и т. д. вещей, похищенных неприятелями во время их нашествия и найденных на поле или в доме своем. Григ. Неокес. 10, 11.

Война. Убиение врагов на войне и законно, и достойно похвалы. Афан. к Аммону. Но ни епископ, ни пресвитер, ни диакон, никто из принадлежащих к клиру, ни монахи не должны упражняться в воинском деле. Апост. 83. Четв. 7.

Воля. Две воли в Господе нашем. См. Догмат о двух волях.

Вопль Бесчинный. См. Пение.

Волшебство. Покаявшийся в волшебстве подлежит епитимий убийцы. Васил. 65, 72. Облакогонители, обаятели, делатели предохранительных талисманов, колдуны, гадатели подлежат шестилетней епи- тимии. Шест. 61. Закосневающие в сем извергаются из Церкви. Там же. Предающиеся волшебникам, волхвующие предаются пятилетней, Анк. 24. и шестилетней, Шест. 61. Васил. 83. епитимий. Приходящие к отвержением веры к чародеям или прорицателям, юли к обещающим через демонов учинить некое отвращение вреда подвергаются осуждению с отступниками от веры. Григ. Нис. 3. См. Отречение от веры.

Воровство. См. Грабительство, Любостяжание, Татьба.

Воскресение. От дня Воскресения Христова до недели новой, во всю седмицу, верные должны непрестанно упражняться по святым церквам в псалмах и пениях, и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, также внимая чтению Божественных Писаний и наслаждаясь Святыми Тайнами. В сии дни не должно быть конского ристания или иного народного зрелища. Шест. 66.

Воскресение Духовное есть восстание от падения греховного. Григ. Нисс. 1.

Воскресный, Христианам должно праздновать день воскресный. Лаод. 29. Феоф. 1. Во дни воскресные не должно преклонять колени. Перв. 20. Шест. 90. Петр. Алекс. 15. Воскресный день должно препровождать, как день радости, (Петр. Алекс. 15) без поста. Постящийся в сей день из принадлежащих к клиру должен быть извержен, а мирянин отлучен. Апост. 64. Во время Четыредесятницы в воскресные дни верные должны воздерживаться от всего закалаемого, и сыра, и яиц. Шест. 56. Пост облегчается в день воскресный в навечерие Богоявления. Феоф. 1.

Воск. Похищение воска из церкви. См. Святотатство.

Восприемник При Крещении. См. Крещение. Карф. 54.

Восточный. Епископы восточные должны начальствовать только на востоке. Втор. 2.

Вота. Шест. 62.

Врумалия. Шест. 62.

Второбрачие. См. Двоеженец.

Вера. Символ веры. Веру, преданную от самовидцев Слова Апостолов, св. Соборов и св. мужей, должно хранить неприкосновенной нововведениям и изменениям. Шест. 1. В особенности никому не позволительно призносить или писать иную веру, кроме определенной в Никеи. Трет. 7. Карф. 2.

Верный. Верные должны быть чужды всякого преткновения и соблазна. Шест. 47.

Г.

Гадание. См. Волшебство.

Геннадий, Патриарх Константинопольский. Его окружное послание принято в Церковный закон. Шест. 2.

Глухой. См. Телесный недостаток.

Гонение, Гонитель. Не должно идти на подвиг мученичества, когда он еще не открылся, и тем сильнее распалять угль грешников на братии. Впрочем, с поступающими так должно иметь общение. Петр. Алекс. 9. Откупающимся, во время гонения за веру, серебром, не должно поставлять сего в вину. Петр. Алекс. 12. Бежавшие, во время гонения за веру, от гонителей, оставив все, не должны быть обвиняемы в том, что взяты за них другие. Петр. Алекс. 13.

Господин. Против воли господина посягшая. См. Блуд.

Гостиница. См. Корчемница.

Грабительство. Не только грабительство, но и вообще любостяжание считается делом страшным и отвратительным. Григ. Неок. 3. Кто, во время войны, причислясь к варварам, участвует с ними в нападении и указывает им пути и дома, таковых не допускать в число слушающих. Григ. Неок. 8. Дерзнувшие напасть на чужие дома, и обличенные в том, не должны быть допускаемы в число слушающих Писания. Но если признаются сами и возвратят чужое имущество, то должны стать в число припадающих. Григ. Неок. 9.

Грамота Представительная. Из чужих епископов, пресвитеров и диаконов никого не принимать без представительных грамот, а и с грамотами принимать в общение только проповедников благочестия. Апост. 33. Клирикам, незнаемым в чужом городе, не позволять служить без представительной грамоты от епископа. Четв. 13. Если кто из клира или мирянин, отлученный от церковного общения, будет принят в другом городе без представительной грамоты, то должен быть отлучен и принявший, и принятый. Апост. 12. Представительные грамоты даются лицам, только находящимся под сомнением. Четв. 11. Убогим ходить не с представительными, а с мирными грамотами. Четв. 11. См. Грамота мирная. Убогий.

Грамота Прагматическая. Четв. 12.

Грамота Царская. Четв. 12.

Грамота Мирная. Из странников никого не должно принимать без мирных грамот. Ант. 7. Беспорочные хорепископы могут давать мирные грамоты. Ант. 8.

Грамота Правильная. Освященному лицу или причетнику не должно путешествовать без правильной грамоты от своего епископа. Лаод. 41.

Грамота Ставленная. Рукоположенные должны получать от рукополагающих грамоты за подписанием их, с означением года и дня их рукоположения. Карф. 100-

Грамота Отпустительная. Епископы, отходящие из Африки в Рим, должны иметь отпустительную грамоту от своего первенствующего епископа. Карф. 32. Кто хочет идти по какой-либо нужде к царю, тот должен иметь отпустительную грамоту от епископа, с означением в ней того. Карф. 119.

Грамота Увольнительная. Никому из клира не должно быть определяемым к иной церкви без увольнительной грамоты от своего епископа. Шест.

Всел. Соб. 17.

Грамота Соборная. Грамоты Соборные, содержащие определения Собора, писать от имени всех и подписывать председательствующему на Соборе. Карфагенский, 96.

Город. В малые города не должно поставлять епископов, а прежде сего поставленные в них не должны ничего делать без воли епископов града. Лаод. 57.

Гражданский. Если царской властью вновь устрояется город, то распределение церковных приходов и дел должно следовать гражданским и земским распределениям. Четв. 17. Шест. 38.

Григорий, Епископ Неокесарийский. Святой и блаженный Отец. Его правила приняты в Церковный закон. Шест- 2.

Григорий, Епископ Нисский. Святой и блаженный Отец. Его правила приняты в Церковный закон. Шест. 2.

Григорий Богослов. Святой и блаженный Отец. Его правила приняты в Церковный закон. Шест. 2.

Гробокопатели. Гробокопательство простительное и непростительное. Григорий Нисс. 7. Епитимия за это. Григ. Нисс. 7. Васил. 66.

Грех, не одинаков. Шест. 102. Грехи относятся к трем силам нашей души: к силе ума, вожделения и раздражения. К силе ума относятся: нечестие относительно к вещам Божественным, отречение от Христа, уклонение от Христа, уклонение к иудейству, идолопоклонству и т. д. Григ. Нисс. 1. Епитимия за сии грехи. Григ. Нисс. 2, 3. К силе вожделения относятся сребролюбие, славолюбие, сластолюбие и так далее. Григорий Нисс. 1. Епитимия за сии грехи. Григорий Нисский. 4. К силе раздражения относятся зависть, ненависть, вражда, злословие, злоумышление, сварливое и мстительное расположение, убийство и т. д. Григ. Нисс. 1. Епитимия за сии грехи. Григ. Нисс. 5.

Все люди грешны. Карф. 124. Кто утверждает, что Иоанновы слова: Аще речем: яко греха не имамы, себе прельщаем и истины честь в нас, надобно так произносить по смиренномудрию, а не потому, что это в самом деле правда: анафема. Карф. 128. Кто будет говорить, что святые люди должны произносить слова в молитве Господней: остави нам долги наша, не для себя, а для других людей, и что им не нужно прощение - анафема. Карф. 129. Кто скажет, что святые должны произносить сии слова молитвы Господней по смирению, а не потому, что это правда - анафема. Там же, 130. Грехи, относящиеся к силе ума, самые тяжкие и требуют тягчайшего и продолжительнейшего покаяния. Григ. Нисс, 2. Грех к смерти есть, когда, кто согрешая, пребывает в неисправлении и когда кто восстает на благочестие и истину. Седьм. 5. Не должно отвергать иного обращающегося от греха. Апост. 52. Принявшие от Бога власть решить и вязать должны рассматривать качество греха и употреблять врачевание, приличное недугу. Шест. 102. Особенно же должны отсекать начала грехов. Седьм. 22. Грех, исповеданный епископу наедине, не признается доказанным на суде. Карф. 147.

Д.

Дверь. Низшие церковные служители не должны оставлять дверей. Лаод. 22, 43.

Двоеженец. Брак второй есть врачевство против блуда, а не напутствие сластолюбию. Васил. 87. Пресвитеру на браке двоеженца не должно пиршествовать. Неок. 7. Двоеженцы отлучаются на год и на два. Васил. 4.

Девятый Час. Служение молитв на девятом часе должно быть всегда одно и то же. Лаод. 18.

Демон. См. Беснующийся.

День Воскресный. См. Воскресный день.

День Господень. См. Воскресный день.

Деньги. Поставление за деньги. См. Симония.

Диакон. В диакона должен поставлять один епископ. Апост. 2. Поставляемый должен быть не менее двадцати пяти ле



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.67 (0.015 с.)