Ст. преподаватель кафедры СО 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ст. преподаватель кафедры СО



Составила Косарева А. А.,

Ст. преподаватель кафедры СО

 

Тематика контрольных работ по дисциплине «Современный русский язык» для студентов направления подготовки «Реклама и связи с общественностью»,

II курс, IV семестр

 

Контрольная работа по дисциплине «Современный русский язык» состоит из двух частей. В первой части дается ответ на теоретический вопрос. В этой части выделяются введение, основная часть (с подпунктами) и заключение. Объем – 15-20 страниц.

Во второй части необходимо выполнить практические задания.

В конце работы необходимо привести список использованной литературы.

Студент может выбрать любой теоретический вопрос. Вариант практической части выбирается по последней цифре шифра.

Подробнее о правилах написания контрольной работы см.: Косарева, А.А. Современный русский язык: Методические указания. – Ухта: УГТУ, 2013.

 

Список теоретических вопросов

 

1. Типичные языковые ошибки в газетах.

2. Речевые штампы в газетах.

3. Использование фразеологизмов в PR-текстах.

4. Использование терминологической лексики в PR-текстах.

5. Использование синонимов в PR-текстах.

6. Использование антонимов в PR-текстах.

7. Использование неологизмов в PR-текстах.

8. Использование иностилевой лексики в публицистическом стиле.

9. Использование экзотизмов и варваризмов в современной публицистике.

10. Способы создания каламбуров в языке газеты.

11. Принципы языковой игры в русском языке.

12. Лексические особенности современного журналистского текста.

13. Лексические особенности PR-текстов.

14. Синтаксическая структура рекламных слоганов.

15. Парцелляция в газетном заголовке.

 

Практические задания

Вариант 1

 

1. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

1. К... сательная, неприк... сновенность, неук... снительно, прик... саться, сл... жение, предпол... гать, возл... жить, распол... гаться, изл... жение, предл... гать, предпол... жительно.

Выж... гание, бл... стательный, зад... раться, доб... раться, зам... реть, вт... раться, уб... рать, прип... реть, обсч... тать, оп... реться, выж... чь,наст... лить, обт... реть, подб... рать ноты, пом... рать со смеху.

2. Г... рючий, г... релка, перег... реть, несг... раемый шкаф, з... ря, оз... рять, прикл... няться, покл... нение, укл... нительство, тв... рение, вытв... рять.

3. Нар... стить, прир... сли, выр... щенный, отр... слевой, р... стовщица, подр... стать, взр... щенные семена.

Поск... кать, выск... чить, ск... чок, ск... кун, подск... чить.

Найдите среди словосочетаний ошибочные. Исправьте.

Демонстрационный материал, методологическая литература, оборонительный рубеж, отрывной календарь, сыскать уважение, оплатить за проезд, выразить признание, снискать ключ.

Опишите способы переноса значений слов.

Что такое стилистическое расслоение русской фразеологии?

 

Выделите существительные, которые не входят ни в один из родовых классов. У остальных существительных укажите род и назовите признаки, по которым он определяется.

Бабушка, белила, больной, букварь, ворота, городишко, гостиная, дедушка, детвора, дружище, жарища, кудри, курица, лягушища, минута, ножища, носище, ночь, опилки, пень, петух, пламя, подмастерье, прения, рейтинг, сани, сарай, соловей, соль, тюлень, удивление, ученье, учитель, фамилия, шалаш, яблоко, ясли.

 

6. Укажите, что обозначают данные глаголы: а) действие; б) состояние; в) изменение состояния; г) проявление признака; д) отношение. Объедините глаголы в группы в зависимости от особенностей их семантики.

Белить, блестеть, болеть, глохнуть, говорить, грустить, дремать, жалеть, заботиться, идти, краснеть, мечтать, мокнуть, петь, плясать, презирать, просыпаться, рассветать, сидеть, спать, стариться, уважать, учить, хвастаться.

 

Укажите, какие признаки свидетельствуют о том, что данные предложения восклицательные.

1. Ай-ай, как нехорошо подслушивать! (В. Набоков) 2. Какие прекрасные грушки! (Саша Черный) 3. Как мечтать хорошо Вам в гамаке камышовом над мистическим оком — над бестинным прудом! (И. Северянин) 4. Фимка, я так счастлива! 5. Разве это жизнь?! (С. Довлатов) 6. Не надо этих жалких слов!. (Л. Рубинштейн)

 

Вариант 2

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Беспощ... дный, ч... лка, уч... ба, обж... ра, щ... лочь, прич... ска, ш... рты, щ... вель, маш... нист, ж... ны, щ... ки, параш... тист, ж... лоб, ш... в, веч... рка, ж... лудь, кош... лка, пч... лка, реш... тка, крыж... вник,пощ... да, ш... рокий, ж... рдочка, ш... фр, ож... вление, ощ... пью, деш... вый, пш... нка, ч... лн, перч... тки, ч... рствый, щ... тка.

1. Этот парень был настоящим щ... голем. 2. Некоторые ч... рточки его характера настраивали на веселый лад. 3. Вода в озере погасла, сделалась ч... рной, как деготь. Ни всплеска, ни ш... роха. 4. Тихий ш... пот хвои сливается с ж... рчанием подземного ключ... 5. Ж... стокий январский мороз сковал природу, сж... мал. палил, ж... г всё ж... вое. 6. В ч... лме пунцовой, щ... гольски одет, стоял арап, его служ... тель верный. 7. Блестит на солнце ж... лтый лист и кружится спадая. 8. Мне ч... дилось: я один в этом догорающем городе и ничего ж... вого не осталось на земле.

Найдите среди словосочетаний ошибочные. Исправьте.

Снискать средства к жизни, сыскать дорогу домой, одеть шляпу, предоставить в дирекцию отчет, водяные растения, отборный этап конкурса, заботливость о ближнем, дипломатический собеседник.

Опишите разграничение омонимии и многозначности слов.

Что такое калькирование?

Распределите существительные по группам в зависимости от особенностей у них категории рода. Охарактеризуйте эти группы. Употребите данные существительные в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени.

Бездарь, болтун, вельможа, враг, выскочка, грязнуля, депутат, дирижер, зубрила, инженер, лакомка, министр, невежа, невежда, недотрога, плакса, разиня, редактор, секретарь, соня, староста, умница, филолог, экскурсовод.

Найдите в тексте отглагольные существительные. Укажите, от каких глаголов они образованы. Какими семантическими, морфологическими, синтаксическими особенностями эти слова отличаются друг от друга?

Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и, если у вас сохранился чуткий слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена люди так ласково называли матерью-землею. Будь то журчанье весеннего ручейка или нахлест речных волн на береговой песок, пение птиц или гром отдаленной грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зеленой листвы на деревьях или треск кузнечиков у протоптанной луговой тропинки, взлет жаворонка или шум хлебных колосьев, тихое порханье бабочек – все это бесчисленные звуки земли, слышать которые люди городские, оглушенные шумом машин, отвыкли (Соколов-Микитов).

 

7. Определите, чем выражены подлежащие в данных предложениях. В значении какой части речи употреблено местоимение каждый из 5-го предложения?

1. Крестьянский уклад жизни овеян своей поэзией: песни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе. (Ю. Лотман) 2. Зачем притворяешься ты то ветром, то камнем, то птицей? (А. Ахматова) 3. Мы с тобой бестолковые люди... (Н. Некрасов) 4. Вон еще пятьдесят рук вылезают, стирая плеснь. (С. Есенин) 5. Не каждый умеет петь. (С. Есенин) 6. Психология "лишнего человека" — это психология человека, все жизненное амплуа которого было нацелено на гибель и который тем не менее не погиб. (Ю. Лотман)

 

Вариант 3

1. Определите, какие буквы должны стоять на месте пропуска. Впишите их, где следует.

1. К сложносокращенным словам относятся буквенные и звуковые аб... ревиатуры. 2. Любимцем ип... одрома был молодой жо... кей. 3. Вдруг на противоположном возвышении дороги показались войска в синих капотах и артил... ерия. 4. С левого берега непрестанно прибывали новые волны дес... антников. 5. Вниз, к лугам, конь шел страшным ал... юром. 6. Матрос... подбрасывал сухие веточки в костер, где закипал эм... ал... ированный чайник. 7. Пас... ажир вновь привалился к ил... юминатору. 8. Листва березовой ал... еи была вся прозрачна на заходящем солнце. 9. Кал... графия — искус... тво писать четким, красивым почерком. 10. В фойе пели под ак... ордеон. 11. Это был молодой инженер, ак... уратный, выдержанный и кор... ектный до последней степени. 12. Проф... ес... ор завинтил ручку и промокнул зачётную книжку бронзовым прес... -папье, изображающим танк. 13. Каждому, кому довелось бы впервые оказаться на нашей площа... ке, был бы ослеплен светом тысячеват... ных электроламп. 14. Подъе... жая к Тарутину, Кутузов заметил кавал... еристов, ве.. ших на водопой лошадей через дорогу, по которой ехала коляска. 15. Коэф... ициент полезного действия оказался высоким. 16. Он выполнял важную мис... ию. 17. В драм... атических произведениях важно развитие действия. 18. Город встретил нас праз... ничной ил... юминацией.

Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

Выделите у глаголов основу инфинитива и прошедшего времени, укажите основу настоящего (будущего) времени. От каждой основы образуйте все возможные глагольные формы. Отметьте случаи, где основа инфинитива не совпадает с основой прошедшего времени.

Беречь, беспокоиться, бледнеть, брести, везти, вести, влюбляться, грести, гулять, заняться, зимовать, кончить, лезть, написать, отвыкнуть, отпереть, охрипнуть, пасти, петь, погаснуть, подмигнуть, полоскать, прицелиться, прогреть, растереть, ржаветь, скрести, сохнуть, сплести, стричь, украсить, шить.

 

Вариант 7

Вставьте недостающие буквы.

Пред... стория, под... тожить, из... скать, под... грывать, без... нициативный, с... грать, пред... нфарктный, с... знова, без... скусный, без... сходный, вз... скательный, транс... орданский, пед... ститут, гос... нспекция, с... скать, пост... мпрессионизм, двух... гольчатый, культ... нвентарь, пред... дущий, с... мпровизировать, меж... здательский, фин... спектор, роз... грыш, небез... нтересный, из... скатели, без... мянный, сверх... зысканнный, суб... нспектор, пан... ранский, без... нвентарный, дез... нформация, двух... мпульсный, Глав... нструмент.

Вариант 8

1. Допишите недостающие буквы.

Ельн... ч... к, дожд... ч... к, лесоч... к, замоч... к, перевоз... к, закрой... к, развед... к, арматур... к, полос... нька, Маш... нька, Вер... нька, Лиз... нька, дорож... нька, крыш... чка, тем... чко, пес... нка, виш... нка, письм... цо, здоровь... це, луж... ца, верблюд... ца, носил... щик, выш... на, кресл... це, бант... к, огурч... к, дубоч... к, жемчуж... нка, бус... нка, воз... к, вклад... к, прогул... к, текстил... к, садовн... к, ябл... нька, рыж... к, Ол... чка, нян... чка, книж... чка, ле... чка, им... чко, нож... нька, береж... к, порож... к, борщ... к.

Вариант 9

Вариант 10

Вариант 11

Вариант 12

Словари

 

1)Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты; Образные выражения. - М., 1988.

2) Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. – М., 1994.

3) Введенская Л. А. Словарь антонимов русского языка. – Ростов н/Д, 1982.

4) Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984.

5) Комлев Н. Г. Словарь новых иностранных слов. – М., 1995.

6) Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

7) Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992 (и все последующие из­дания).

8) Солганик Г. Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения. – М., 2002.

9) Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. – М., 1986.

 

Составила Косарева А. А.,

ст. преподаватель кафедры СО

 

Тематика контрольных работ по дисциплине «Современный русский язык» для студентов направления подготовки «Реклама и связи с общественностью»,

II курс, IV семестр

 

Контрольная работа по дисциплине «Современный русский язык» состоит из двух частей. В первой части дается ответ на теоретический вопрос. В этой части выделяются введение, основная часть (с подпунктами) и заключение. Объем – 15-20 страниц.

Во второй части необходимо выполнить практические задания.

В конце работы необходимо привести список использованной литературы.

Студент может выбрать любой теоретический вопрос. Вариант практической части выбирается по последней цифре шифра.

Подробнее о правилах написания контрольной работы см.: Косарева, А.А. Современный русский язык: Методические указания. – Ухта: УГТУ, 2013.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.02 с.)