Перестройка СССР и ее последствия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перестройка СССР и ее последствия



К середине 1980-х гг. в СССР наступил экономический, социальный и политический кризис. Он выражался в падении темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики, нарастании социальной апатии. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен. Их желали все слои общества — от рядовых граждан до определенной группы

 

партийных и государственных чиновников. Страна стояла на пороге перемен. Начало перестройки связано с именем М. С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Предусматривалось усовершенствовать структуру управления народным хозяйством, за счет “Скрытых резервов” в короткий срок добиться подъема экономики, преодолеть застойные явления, значительно Улучшить материальное положение советских людей. Дальнейшее развитие событий не оправдало оптимистических прогнозов. Справиться с кризисом не удалось. По мере углубления перестроечных процессов выявилась необходимость политической реформы. Без обновления политических структур общества новые экономические методы хозяйствования не могли дать ощутимых результатов. Осознавая это, Горбачев и его единомышленники пошли на демократизацию политических структур. Главным ее инструментом стала гласность — объективное освещение всех сторон жизни общества. На Первом Съезде народных депутатов (май—июнь 1988 г.) Горбачев был избран главой государства — Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. — Президентом СССР с правом издавать указы и постановления, которые имели силу закона. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключена 6-я статья (о руководящей роли КПСС), ликвидирована однопартийная система рукозодства страной, стали возникать различные партии и общественные движения.

 

От перестройки в СССр к демократ. России (1991-1993г)

Начало перемен в политической системе России связано с избранием Б. Н..Ельцина Председателем Верховного Совета (май 1990 г.) и принятием Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации (июнь 1990 г.), что на деле означало возникновение в стране двоевластия. К этому времени народ все более отказывал в доверии, М. С. Горбачеву, стремительно падал авторитет КПСС. Перестройка, основывавшаяся на идеях демократического социализма, потерпела неудачу. Убедительная победа Ельцина на президентских выборах в России 12 июня 1991 г. свидетельствовала о расшатывании основ старой государственной власти. Августовские события 199.1 г. привели к кардинальному изменению ситуации в России. Все органы исполнительной власти Союза ССР, действовавшие на ее территории, перешли

 

в непосредственное подчинение российскому президенту. По его указанию были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов, архивов. КПСС перестала существовать как правящая, государственная структура. Высшим органом власти в РФ стал Верховный Совет, реальная же власть все больше сосредоточивалась в руках президента. Так, осенью 1991 г. все основные законодательные акты вводились в действие не постановлениями парламента, а его указами. К весне 1992 г. резко изменилось соотношение политических сил. Возникшая в парламенте оппозиция-стремилась к ослаблению президентских структур, установлению контроля над правительством. Сторонники президента предложили распустить парламент и прекратить деятельность Съезда народных депутатов. Чтобы устранить достигшие, опасных пределов противостояние законодательной и исполнительной власти, Ельцин объявил об особом порядке управления страной. В России фактически вводилось президентское правление. На 25 февраля был назначен референдум о доверии президенту, и его проекту конституций. Хотя референдум упрочил позиции президента, конституционный кризис не был преодолен. Напротив, он принимал все более угрожающий характер. Оппозиция не скрывала своего намерения ограничить власть и полномочия президента. Тогда президент указом от 21 сентября 1993 г. “О поэтапной конституционной реформе в России” объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по вопросу принятия новой Конституции и проведения выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (Государственную Думу и Совет Федерации). Последовавшее за этим противостояние президента и парламента закончилось трагическими событиями октября 1993 г. в Москве, потрясшими всю Россию. Окончательный ответ, кто виноват в случившемся, —за историей.

 

Становление новой российской гос-венности

Вступившей на путь независимости России предстояло решать принципиальные вопросы, государственного устройства, социального и духовного возрождения. В прошлом, располагая почти 60% населения и экономического потенциала СССР и занимая 76% его территории, она не имела полноценной государственности: собственной столицы, собственной Академии наук, собственного МВД. После распада СССР Россия стала одной из ведущих держав мира. У государственной

 

власти и ее союзников — демократических сил не оказалось конкретной программы политических преобразований. Поэтому основой российской государственности стал союз нового руководства и старой партийно-хозяйственной номенклатуры, действовавшей в Советах и хозяйственных структурах. Задачей первостепенной важности, стоявшей перед многонациональным Российским государством, было укрепление его целостности. Все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Края и области также повели открытую борьбу за равноправие субъектов Федерации. Возникла ситуация, когда претензии республик и других национальных образований на особый статус, а тем более на выход из России могли привести к распаду страны и междоусобицам. Ряд народов Северного Кавказа, входящих в состав Российской Федерации, провозгласили независимость и суверенитет и выступили с политическими и территориальными претензиями к ней и к своим соседям. В этих условиях правительство РФ проводило непоследовательную политику. Так, не были разоружены незаконные вооруженные формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной реслублики. С целью сохранить единство России и учесть интересы всех ее народов был подготовлен и в марте 1992 г. подписан большинством субъектов Федерации Федеративный Договор о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Из конституционной федерации Россия превратилась в конституционно-договорную. Субъектами Федерации стали не только республики, но и края и области, а также приравненные к ним города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Дальнейшее становление новой российской государственности было связано с разработкой собственной Конституции вместо устаревшей, принятой еще в 1978 г. Однако парламентская оппозиция всемерно препятствовала этому. И только результаты референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (12 декабря 1992 г.) позволили принять новый Основной Закон страны. Конституция РФ максимально деполитизирована, в ней не определяется общественный строй государства. Заявлено, что Российская Федерация — демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

 

Президент по Конституции имеет чрезвычайно широкие полномочия. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. С принятием новой Конституции не закончилось реформирование общества и государства в России. Оно продолжается и сегодня.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.006 с.)