Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Дедуктивные умозаключения
Студент должен: Иметь представление: - о типологии дедуктивных умозаключений - о познавательном значении фигур силлогизма. Знать: - состав простого категорического силлогизма; - общие правила категорического силлогизма; - фигуры и модусы силлогизма; - виды умозаключений из сложных суждений. Уметь: - делать выводы из посылок простого категорического силлогизма; - "сворачивать" и "разворачивать" силлогизмы; - делать выводы из посылок, являющихся сложными суждениями. Дедуктивные умозаключения. Категорический силлогизм. Состав категорического силлогизма. Общие правила терминов и посылок. Фигуры силлогизма, правила фигур. Модусы категорического силлогизма. Графический способ исследования силлогизмов. Энтимема силлогизма. Виды сложных дедуктивных умозаключений. Полисиллогизмы, сориты, эпихейремы. Условно-категорические и разделительно-категорические умозаключения. Лемматические умозаключения и судебная практика. Прямые и непрямые выводы дедуктивных умозаключений. Понятие о логике предикатов.
Тема 7. Аргументация в работе юриста
Студент должен: Иметь представление: - о роли аргументации в процессе установления истины - о видах и формах аргументации и особенностях аргументации в деятельности юри- ста; - о риторических и спекулятивных способах и приемах организации и проведения аргументации; - о формализоавнных типах личностей, участвующих в процессе аргументации; Знать: - состав и структуру доказательства; - правила и приемы оптимизации взаимодействия между участниками процесса ар- гументации; - способы повышения эффективности передачи информации при аргументации; - основные правила и способы доказательства и опровержения; Уметь: - подготовиться и провести процесс аргументации по значимому для юриста тезису; - опровергнуть обоснование тезиса оппонента, если оно проведено с логическими ошибками;
Логические и методологические основы аргументации и критики. Способы обоснования утверждений. Аргументация и логическое доказательство. Критика и опровержение. Состав аргументации и критики: тезис, аргументы, допущения, форма. Способы аргументации и критики. Доказательность как важное качество правильного мышления. Содержание и структура доказательства. Тезис доказательства как суждение, истинность которого следует обосновывать в процессе аргументации. Аргументы – истинные исходные теоретические или фактические положения, которые нужно пользоваться при доказательстве тезиса. Демонстрация – способ логической связи между тезисом и аргументами. Формы обоснования тезиса: дедуктивная, индуктивная или по аналогии. Прямое и косвенное доказательство. Виды косвенных доказательств: апагогическое и разделительное. Этапы апагогического доказательства. Опровержение как логическая операция, направленная на разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса. Способы опровержения: критика тезиса (прямая или косвенная); критика аргументов; выявление несостоятельности демонстрации. Стратегия и тактика аргументации и критики. Основные стратегии аргументации и критики. Основные тактические приемы аргументации и критики. Уловки, применяемые в процессе применения тактических приемов аргументации и критики. Способы противодействия уловкам. Классификация оппонентов аргументации и особенности взаимодействия с различными типами оппонентов. Уловки, софизмы и парадоксы в аргументации и критике. Способы противодействия спекулятивным приемам ведения аргументации. Логические правила доказательства. Правила, относящиеся к тезису: правило определенности тезиса; правило неизменности тезиса. Ошибки, возникающие при нарушении данных правил: подмена тезиса; логическая диверсия; потеря тезиса; довод к человеку. Правила по отношению к аргументам: аргументы обязаны быть истинными и не противоречащими друг другу; аргументы должны быть достаточным основанием для подтверждения тезиса. Нарушения данных правил ведет к следующим ошибкам: ложности основания (основное заблуждение); предвосхищение оснований; порочный круг. Правила демонстрации заключены в содержании видов умозаключений. Нарушение этих правил ведет к следующим ошибкам: мнимому следованию; переходу от сказанного с условием к сказанному безусловно; переходу от сказанному в определенном отношении к сказанному безотносительно к чему бы то ни было.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Понятия и термины логики 1. Объект и предмет логики. Основные термины логики. 2. Понятие. Содержание и объем. 3. Виды понятий. 4. Отношение между понятиями. 4. Деление и классификация понятий. 5. Определение понятий. Правила определения понятий. Упражнения 1.Выполнить самостоятельно упражнения: Гл. I,2 Учебника1. 2. Подготовиться к решению следующих задач на занятии:
а) Дайте полную логическую характеристику понятиям: государство; право, невиновность; бескорыстие; подвиг; социальная справедливость; случайность; кража.
б) Определите вид отношений между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»: 1. «Европейское государство»; «демократическое государство»; 2. Премьер-министр; глава правительства; 3. Президент; Президент России; Глава государства;
в) Определите вид отношения между несовместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»: 1. Печать; радио; средство массовой информации; 2. Феодализм; капитализм; классовое общество; 3. Общественные науки; политология; философия; социология;
г) Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении определите, какие правила нарушены: 1. Правоохранительные органы включают: МВД; суды; Министерство юстиции; Федеральную службу безопасности; Адвокатуру; Налоговую инспекцию; Прокуратуру; 2. Государство может быть: феодальным; капиталистическим; социалистическим; коммунистическим; 3. Речь бывает: устной; письменной; путаной; заумной; 4. Любое общество состоит из: служащих; членов партий; рабочих; крестьян; интеллигенции; 5. Языки делятся на: естественные; искусственные; технические; гуманитарные. Литература Ивлев Ю. В. Логика для юристов. - М., 2001. Гл. VI. Ивлев Ю. В. Логика. Сборник упражнений.- М., 1999. Гл. 8. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. - М., 2004. Гл. 1,2. С.С.Антюшин, Н.В. Михалкин. Логика. Учебное пособие для студентов юридического колледжа. - М., 2007, Гл. II. Тема 2. Суждение и норма права
1. Классификация суждений. 2. Простые суждения: атрибутивные суждения и суждения об отношениях. 3. Модальность суждений. 4. Сложные суждения. Упражнения 1. Выполнить самостоятельно упражнения: Гл. III. Учебника. 2. Подготовиться к решению следующих задач на занятии: а. Установите структуру следующих суждений и укажите их вид согласно принятой классификации: 1) защита Отечества – священный долг каждого гражданина РФ; 2) Степанов имеет высшее юридическое образование; 3) РФ есть правовое государство; б. Установите структуру и определите виды суждений по следующим основаниям: 1) по объему субъект а: Советская Армия спасла мировую цивилизацию от фашизма; некоторые люди являются преступниками; все граждане РФ имеют право на труд; 2) по качеству связки: Добросовестный труд – источник благосостояния и могущества нашего общества; Социальная надежность личности – это прочный симбиоз высокой нравственности личности, правовой культуры, политической зрелости, ее профессионализма и психофизиологического здоровья; 3) по содержанию предиката: Международный терроризм – мощное международное образование; Успех в достижении поставленной цели зависит от способов деятельности человека, используемых для этого средств, от качеств личности; в. С помощью логических союзов из простых категорических суждений образуйте возможные варианты сложных: а) Кража является умышленным преступлением; Мошенничество относится к умышленным преступлениям; б) Договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме; Петров получил от фирмы автомобиль в личное пользование; г. К каким видам модальности относятся следующие суждения: 1) Неверно, что Иванов принимал непосредственное участие в совершении преступления, так как он имеет доказанное алиби; 2) В случае необходимости следователь может произвести обыск с целью обнаружения похищенных вещей; 3) Прокурор осуществляет надзор за законностью возбуждения уголовного дела. д. Постройте таблицу истинности для суждения: Студенты, активно работающие на занятиях и добросовестно выполняющие домашние задания по логике получают высокие оценки в по предмету или необходимые навыки правильного мышления.
Литература Ивлев Ю. В. Логика для юристов. - М., 2001. Гл. 6. Ивлев Ю. В. Логика. Сборник упражнений.- М., 1999. Гл. 4. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. - М., 2004. Гл. 3. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. - М., 1997. Гл. 2. С.С.Антюшин, Н.В. Михалкин. Логика. Учебное пособие для студентов юридического колледжа. - М., 2007., Гл. III. Тема 3. Способы преобразования суждений и отношения между ними 1. Операции с суждениями и их практическое значение. 2. Превращение, обращение, противопоставление. 4. Отношения между суждениями по истинности. Логический квадрат. Виды вопросов. Упражнения 1. Выполнить самостоятельно упражнения: Гл. III. Учебника. 2. Подготовиться к решению следующих задач на занятии: а. Проверьте правильность превращения, определив допущенные ошибки, и сами произведите логическую операцию превращения с предложенными суждениями: 1) Некоторые люди умеют скрывать свои чувства. Следовательно, некоторые люди не умеют скрывать свои чувства; 2) Некоторые философы не исходят из верного, материалистического решения основного вопроса философии. Следовательно, тех, кто не исходит из материалистического решения основного вопроса философии, нельзя называть философами; б. Произведите логическую операцию обращения с предложенными суждениями: 1) Все люди являются представителями рода человеческого, высших приматов; 2) Ни одно буржуазное государство не есть подлинно демократическое; 3) Некоторые граждане РФ – юристы; 4) Некоторые участники Великой Отечественной войны – ветераны Вооруженных Сил; в. Проверьте, правильно ли произведено противопоставление предикату и там, где допущена логическая ошибка, укажите ее: 1) Все, изучающие логику, понимают сущность операции противопоставление предикату. Следовательно, ни один из непонимающих сущности этой операции не относится к числу изучающих логику; 2) Ни один нравственно зрелый человек не приемлет национализма. Следовательно, все, не приемлющие национализм, являются нравственно зрелыми; г. С помощью логического квадрата произвести все возможные видоизменения суждения (А, Е, I, О) и проанализировать соотношения между получившимися суждениями: 1) Все выпускники юридических учебных заведений знают формальную логику; 2) Некоторые законопослушные граждане не сталкиваются с правоохранительными органами; 3) Любой благородный поступок не исчезает бесследно. Литература Ивлев Ю. В. Логика для юристов. - М., 2001. Гл. 6. Ивлев Ю. В. Логика. Сборник упражнений.- М., 1999. Гл. 4. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. - М., 2004. Гл. 3. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. - М., 1997. Гл. 2. С.С.Антюшин, Н.В. Михалкин. Логика. Учебное пособие для студентов юридического колледжа. - М., 2007., Гл. III.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.19 (0.011 с.) |