Классические концепции международной торговли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классические концепции международной торговли.



1 ) Меркантилизм.

Монкретьен, Стивенс, Стюарт и др. Основа богатства любой страны – накопление золота в результате экспорта товаров. Все правительства контролируют объёмы экспорта и импорта с целью превышения экспорта над импортом.

2)Теория абсолютных преимуществ. (А. Смит).

Страна должна специализироваться на производстве и последующем обмене тех товаров, затраты труда на которые наименьшие по сравнению с другими странами.

3) Теория сравнительных преимуществ.(Д.Рикардо).

Любая страна, даже не имеющая товаров с наименьшими затратами труда всё равно имеет выгоды от участия в МРТ или международном обмене, поскольку в любой стране найдётся товар, издержки на который отличаются от среднемировых затрат в наименьшей степени.

4) Теория равновесных цен (Альфред Маршал).

Средняя мировая цена складывается на мировых товарных рынках при условии, что экспорт равен импорту.

5) Концепция необходимости учёта международной торговли других факторов производства (Хаберлед)

В мировой торговле необходимо учитывать не только затраты труда, но и другие факторы производства.

6) Концепция факторов производства (Хекшер, Олин).

Все страны в зависимости от уровня использования живого труда делятся на трудоизбыточные и капиталоизбыточные, а товары на трудоёмкие и капиталоёмкие.

 

Современные концепции международной торговли.

1)Парадокс Леонтьева

Он заключался в том, что при применении модели Хекшера-Олина к американской экономике, он получил противоположные результаты: для наиболее благополучной экокомики США после 2й мир. Войны оказалось выгодным производство трудоёмких затратоёмких товаров в то время, когда экономика США была переориентирована на наукоёмкое производство.

2)Теория конкурентных преимуществ (М.Портер)

Концепция учёта конкурентных преимуществ помимо факторов производства. Это:

-ёмкость внутреннего рынка

-межотраслевой фактор

-уровень НТП

-уровень квалификации кадров

-уровень конкуренции

После учёта их всех парадокс Леонтьева в американской экономике был снят.

3)Теория специфических факторов (Самуэльсон)

Страна должна ориентироваться на экспорт товаров, выраб. из специфических факторов (в избытке), а импортировать товары, выраб. из специфических факторов стран-импортёров.

Авторы этой теории исходят из того, что в производстве товаров участвуют не два, а три фактора: труд (L.), капитал (К) и земля (Т). Причем только труд является мобильным фактором, т.е. используется во всех секторах экономики и свободно перемещается между ними. В то же время два других фактора являются специфическими, т.е. могут быть использованы только в одной отрасли.

4) Теория технологического разрыва.

Технологически развитые страны с высокой склонностью к нововведениям (такие, как Япония) способны достигнуть торговых преимуществ, обладая возможностью выводить на мировой рынок новые сложные продукты, которые другие страны при данном уровне развития не могут произвести.

5)Теория Рыбчинского

Она заключается в утверждении, что, если в теории Хекшера — Олина величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.

7)Эффект масштаба производства.

Эффект масштаба - эффект снижения затрат на единицу произведенной продукции при распределении постоянных затрат на все большее количество произведенной продукции. Эффект масштаба обуславливается факторами, которые в долгосрочном периоде сокращают средние издержки производства по мере того, как фирма увеличивает размеры предприятия (объем продукции).

 

Топливно-энергетический комплекс мировой экономики.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) играет важ­нейшую роль в мировой экономике, т. к. без его продук­ции невозможно функционирование всех без исключения отраслей. К первичным энергоресурсам относятся нефть, газ, уголь, ядерная и возобновляемые источники энер­гии.

Лидерами в производстве энергии традиционно являются: США — 3,0 трлн. кв./ч; РФ — 1,1 трлн. кв./ч; Япония — 1,0 трлн. кв./ч; КНР — 0,66 трлн. кв./ч.

Структура потребления первичных энергоресурсов в мировом хозяйстве выглядит следующим образом:

• нефть — 41,2%;

• твердое топливо — 28,3%;

• газ - 22,3%;

• атомная энергия — 9%;

• ГЭС и прочие нетрадиционные источники — остальное потребление.

Географически потребление энергии в мировом хозяй­стве складывается следующим образом:

• развитые страны — 53%;

• развивающиеся — 29%;

• СНГ и страны Восточной Европы — 18%.

Основные крупнейшие в мире источники добычи энер­горесурсов:

• нефть: Западная Сибирь (Россия); Саудовская Аравия и Кувейт;

• газ: Республика Коми (Россия); Голландия; США.

В состав ТЭК входят взаимодействующие и взаимообусловлен­ные подсистемы: отрасли топливной промышленности (угольная, нефтяная, газовая), добывающая подсистема и электроэнергетика, преобразующая ТЭР в энергоносители.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. Уголь: 11 трл т – потенц., 2 трл т – развед., 4,5 млрд. т – добыча. Достаточно ресурса на 400 лет. (США, Россия). Имеется в 75 странах.

Нефть: 360 млрд т, 130 млрд т, 3 млрд т. Хватит на 40-50 лет. (Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Иран, Венесуэла, Россия).

Газ: 350 трл. м(куб), 120 трл., 2 трл. Хватит на 60 лет. (Россия 39%, Иран, США, Алжир, Туркмения).

Перспективные уровни добычи нефти в России будут определяться в основном следующими факторами – уровнем мировых цен на топливо, налоговыми условиями и научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений, а также качеством разведанной сырьевой базы. Перспективные уровни добычи газа в России будут в основном определяться теми же факторами, что и нефти, однако большее значение будут иметь внутренние цены на газ. Региональное значение имеет программа освоения мелких, низко дебитных месторождений и залежей, особенно в экономически развитых европейских районах.

Угольная промышленность располагает достаточной сырьевой базой для полного удовлетворения потребностей экономики России в угольном топливе. Однако в современных экономических условиях уголь значительно уступает газу и нефтетопливу по затратным и экологическим показателям его использования потребителями и фактически замыкает топливно-энергетический баланс.

 

Показатели потенциала мировой экономики.

Потенциал МЭ – это максимально возможный объем конечного продукта, который может быть произведен в МЭ при рациональном использовании всех ресурсов и соблюдении всех технологических и других требований. На сегодняшний день потенциал используется в среднем по МЭ от 30 до 40%, включая Россию, а в отдельный странах уровень его использования от 5 до 70%.

Показатели использования потенциала:

· По происхождению ресурсов (показатели с\х деятельности; показатели промышленного производства).

· По степени доступности (технически доступные; экономически доступные).

· По исчерпаемости (неисчерпаемые; исчерпаемые).

· По возможности экономической оценки (потенциальные, разведанные/достоверные; фактически добываемые/используемые).

Уровень использования отдельных видов ресурсв в рамках отдельных стран и регионов неодинаков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.73.56.98 (0.013 с.)